Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения механизмов защиты природы в современном социогуманитарном знании 9
1.1. Основные подходы к изучению экологической культуры в
современном социогуманитарном знании 9
1.2. Социально-правовое регулирование современных экологических
проблем в Российской Федерации 22
1.3. Охрана как способ развития современных памятников природы 35
Глава 2. Социологическое исследование особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.1. Методика социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.2. Специфика социально-правового механизма охраны памятников
природы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 75
Приложение 2
Одним из важнейших конституционно гарантированным правом, закрепленным в 42 статье Конституции Российской Федерации, является право человека на благоприятную окружающую среду. [1] Сегодня мы вынуждены наблюдать, как расширение сферы сельскохозяйственной деятельности и промышленности оказывают негативное влияние на устойчивую целостность экологических систем и влекут за собой ухудшение экологической обстановке в стране.
Устойчивое развитие Российской Федерации, улучшение качества жизни населения, национальная безопасность могут быть обеспечены лишь при условиях сохранения, подержания и улучшения качества окружающей среды и экологических систем.
Российская Федерация занимает первое место в мире по территории, 0,034 часть от территории планеты Земля. Территория Российской Федерации расположена в четырех климатических поясах. Если рассматривать территорию России с точки зрения геологической структуры, то Россию условно можно разделить на восточную и западную часть: западная часть характеризуется преимущественно равнинами, с невысокими холмами и возвышенностями, в восточной части преобладают горы, хотя также имеются несколько крупных низменностей. Так Российская Федерация на данный момент состоит из 85 субъектов, имеющих свои климатические и геологические особенности.
Одно из направлений деятельности государства в сфере охраны природы является развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов, а также совершенствование нормативно-правовой базы регулирующей правоотношения, возникающие в процессе организации и функционирования отдельных субъектов особо охраняемых природных территорий и объектов.
Одной из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды является создание и успешное развитие особо охраняемых природных территорий различного уровня и режима. Так к особо охраняемым природным территориям согласно Федеральному закону№33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» относятся [3]:
• государственные природные заповедники;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Так, на наш взгляд, интересно комплексное изучение такого природного объекта как памятник природы. К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения.
Также довольно интересен механизм признания территории, занимаемой памятником природы, особо охраняемой природной территорией, а также механизм отмены статуса природного памятника. Более подробно считаем, необходимым изучить нормативно-правовую базу в сфере охраны природных объектов.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природную и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [1] И здесь уже государство обязано формировать национальную идею о формировании благоприятной окружающей среды только при поддержке граждан государства.
К сожалению, мы не можем говорить о единстве правового и социального механизма в сфере охраны окружающей среды. Существуют разногласия в статусе природного объекта, так особо ценные природные объекты для населения не всегда имеют правовой статус особо охраняемой природной территории, и наоборот, некоторые памятники природы потеряли свою ценность для населения России.
Степень научной разработанности. В отечественной литературе есть целый ряд исследований, в той или иной мере имеющих отношение к теме данной работы. Многие выводы основываются на трудах Попова Е. А., Яницкого О. Н., Ермолаевой П. О., Халий И.А., Титаренко Л. Г., Ивановой Л. Ю., Енгоян О. З., Вебер А. Б., Амбаровой П. А., Ивановой Л. Ю, Канищева В. В., Маркина В. В., Орешкиной Т А., Мусиездова А. А., Зориной А. Е., Радиной Н. К., Трофимовой И. Н. и др.
Интересующая нас проблематика рассматривается с позиции междисциплинарных наук, таких как социальная экология, экологическое право, экосоциология, социология катастроф, социальная география, геополитика, геоэкология и других наук.
Основное внимание в работах по социальной экологии уделяется взаимоотношению человеческого общества с природной средой. В данный момент происходит формирование социальной экологии как частной самостоятельной науки. Данная дисциплина обладает специфическим предметом исследования. Она изучает состав и особенности социальных групп, эксплуатирующих природные ресурсы, восприятие разными социальными слоями экологических проблем, использование в практике природоохранных мероприятий особенностей интересов социальных слоев.
Представители экологического права рассматривают природу в качестве объекта, требующего особую охрану, и уделяют внимание особенностям организации охраны природы. Экологическое право основывается на экологическом законодательстве. Источниками экологического права является Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [4], Постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [5] и др.
Находясь на стыке общественных и естественных наук, экосоциология изучает обратные связи между биосферой и человеком. Отечественные ученые рассматривают в рамках экосоциологии экологическую модернизацию, экологическое движение в России, ведут сравнительный анализ концептуальных подходов в Российской Федерации, Соединенных штатах Америки и европейских странах.
При этом есть ряд неизученных аспектов. Так нет подробного описания взаимодействия общества и права при осуществлении защиты особо охраняемых природных территориях. Нет достаточно четкого описания такого феномена как экологическая культура в Российской Федерации.
Разработка данной проблематики активно осуществляется на экспертно-прикладном уровне. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данной диссертационной работы.
Объектом работы явились механизмы защиты памятников природы.
Предмет работы - особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Целью данной работы - выявление особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:
1. рассмотреть основные подходы к изучению экологической культуры в современном социогуманитарном знании;
2. выявить особенности механизма социально-правового регулирования современных экологических проблем в Российской Федерации;
3. рассмотреть охрану как способ развития современных памятников природы;
4. разработать методику социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы;
5. описать специфику социально-правового механизма охраны природы.
Гипотезы.
1. Необходимо повышать уровень экологической культуры у граждан Российской Федерации для их большей заинтересованности в решении экологических проблем.
2. Успешное развитие памятников природы станет возможным, если выработать эффективный механизм взаимодействия социологии, права и СМИ.
3. Отсутствие у граждан Российской Федерации информации о памятниках природы делает неэффективным социально-правовой механизм защиты их.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы: систематизация, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение материалов о памятниках природы в Российской Федерации на основе анализа социологической, правовой, экологической и культурологической литературы; эмпирические методы: анкетирование; экспертный опрос, анализ вторичных данных; статистические методы: обработка эмпирических и экспериментальных данных по выявлению особенностей социально-правового механизма защиты памятников природы.
Эмпирическая база. Основной экспериментальной базой магистерского исследования явился город Барнаул. Исследование проводилось в 2016-2017 году. В исследовании участвовали жители города Барнаула в возрасте от 18 до 65 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности социально-правового механизма охраны памятников природы, выявлена необходимость поднятия уровня экологической культуры у граждан Российской Федерации и, в последующем развитие интереса к памятникам природы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают достоверную информацию о информированности жителей города Барнаула о памятниках природы. Также результаты исследования дополняют существующие отечественные теоретические и практические разработки и представления о памятниках природы.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Памятник природы - это уникальный и невосполнимый природный объект. Памятники природы представляют интерес, как для естественных, так и гуманитарных наук. Памятники природы ценны в научном, экологическом, культурном, образовательном и эстетическом отношении. Памятники природы могут иметь искусственное или естественное происхождение, могут относиться к объектам живой и неживой природы. Признать уникальную природную территорию памятником природы может лишь уполномоченный орган, но инициатива исходит во многих случаях от человека. Памятники природы создаются для человека и, к сожалению, человеком и игнорируются.
Проблема развития памятников природы кроется в незнании и непонимания специфики особо охраняемой природной территории у граждан. Граждане должны быть сами заинтересованы в развитии института памятников природы. Активное развитие можно использовать в нескольких направлениях: основное - это экологический туризм, что принесет региону дополнительные рабочие места, приток финансов, а также углубятся знания о памятниках природы, как особо охраняемой природной территории. Также не менее развито, может быть, направление научное. Организация форумов, конференций на объекте исследования гораздо продуктивнее для науки, чем просто разработка теории. Так и для научного направления необходима организация места проведения встреч, достойное сопровождение.
Памятники природы позволяют человечеству сохранить памятники культуры и древности в первозданном виде, позволяют прикоснуться к истории нашей планеты.
Законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны памятников природы требует доработки. Так на данный момент на законодательном уровне разделение на памятники природы происходит лишь на федеральные и региональные памятники природы, хотя осуществление функций по их охране возлагаются лишь на региональные органы. Имеет ли тогда в принципе значение в их таком разделении.
Также считаем необходимым проводить общественные слушания не только перед признанием уникальной природной территории особо охраняемой, но и перед снятием этого статуса. Жители Республики Башкортостан отстаивают статус памятника природы гор Юрактау и Тратау. Отмена статуса приведет к разработки месторождения полезных ископаемых. Для жителей Республики Башкортостан памятники природы имеют научное, эстетическое и учебно-просветительское значение. Разработка же месторождения приведет к полному уничтожению памятника природы. В данный момент отстаивание интересов продолжается.
Проведенное нами исследование показало, что необходимо повышать уровень экологической культуры. Данные подтвердили мнения Халий И. А, Яницкого О. Н. Ермолаевой П. О. и др. Особенно это актуально для проводимого в 2017 году - Года экологии. Но как мы можем наблюдать, эфирное время на телевидении не увеличилось у экологических программ. Нет информации в СМИ. Интернет тоже не актуализирует проблему.
Сохранение и развитие памятников природы исключительно наша с вами задача. Каждый из нас должен изучить экологическую особенность нашего региона - это позволит более насыщенно организовывать наш досуг. Некоторые уникальные природные объекты не были нам известны, не было известно то, какую уникальную ценность они несут.
Также необходимо увеличение числа аншлагов с информацией о памятнике природы на его территории. Так для памятников природы площадью 500 га неактуально их малое количество. Аншлаг должен быть установлен перед въездом с каждой транспортной развязки, перед началом каждой туристической тропы.
Также должен быть проводится жесткий контроль за деятельностью населения на территории памятника природы, так были зафиксированы случаи нарушения режима связанные с рубкой леса, туристических стоянок, выпасом скота и сбором лекарственных растений. Данные случаи были выявлены, но виновные не понесли свое наказание.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г., 5.02.2014 г., 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -
04.08.2014. - №31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.06.1996. - №25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации 20.03.1995. - №12. - Ст. 1024.
4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. №7 - ФЗ «Об охране
окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14.01.2002. - №2. - Ст. 133.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 г. №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23.06.2003.- №25. - Ст. 2528.
6. Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 г. №2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» // Собрание законодательства Российской Федерации 19.01.2009. - №3. - Ст. 425.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации 05.05.2014. - №18 (часть III). - Ст. 2171.
8. Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 г. №138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» // Собрание законодательства Российской Федерации 02.03.2015. - №9. - Ст. 1323.
9. Указ Президента РФ от 05.01.2016 г. №7 «О проведении в
Российской Федерации Года экологии» // Собрание законодательства Российской Федерации 11.01.2016. - №2. - Ст. 321.
10. Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 г. №15 «Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации» // Российские вести 18.02.1993. - №33.
11. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/70169264/.
12. Постановление Администрации Алтайского края от 12.08.2013 г. №418 «Об утверждении схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Алтайского края на период развития до 2025 года» // Алтайская правда от 17.08.2013. - №241.
13. Алтанцэцэг, П. Экологическое сознание: психологическое
содержание и педагогический аспект / П. Алтанцэцэг // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - №15. - С. 82 - 84.
14. Амбарова, П. А. На перекрестке естественно-научного и социального знания: опыт исследования одной проблемы / П. А. Амбарова, Г. Е. Збровский // Социологические исследования. - 2015. - №9. - С. 14-21.
15. Анисимов, А. С. Экологическая политика как фактор формирования экологического сознания / А. С. Анисимов, И. В. Безродная // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №5. - С. 111 - 121.
16. Вебер, А. Б. Экологическая политика: опыт измерения
эффективности и цели устойчивого развития // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - №3. - С. 23-37.
17. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». - М.: Минприроды России; НИА- Природа. - 2012. - 351 с.
18. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году». - М.: Минприроды России; НИА- Природа. - 2013. - 483 с.
19. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году». - М.: Минприроды России; НИА- Природа. - 2014. - 463 с.
20. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году». - М.: Минприроды России; НИА- Природа. - 2015. - 473 с.
21. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». - М.: Минприроды России; НИА- Природа. - 2016. - 639 с.
22. Гусев, В. В. Экологические проблемы России / В. В. Гусев, Р. П. Христофоров, И. В. Гусев // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.- практ. конф. № 8(11). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf(дата обращения: 13.01.2017)
23. Доршко, О. М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура» / О. М. Дорошко // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - №9. - 13 с.
24. Егорова, М. С. Социальные аспекты правовой политики в сфере охраны окружающей среды / М. С. Егорова, Х. Ф. Чан Тхи // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №3 (часть 4). - С. 542 - 544.
25. Ежегодный экологический доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2015 году». - Барнаул, 2016. - 167 с.
26. Ежегодный экологический доклад «О состоянии и об охране
окружающей среды в Алтайском крае в 2014 году». - Барнаул, 2015. - 150 с.
27. Ежегодный экологический доклад «О состоянии и об охране окружающей среды в Алтайском крае в 2013 году». - Барнаул, 2014. - 118 с.
28. Енгоян, О. З. Некоторые аспекты формирования и развития экологического движения на Алтае / О. З. Енгоян // Социологические исследования. - 2012. - №1. - С. 77- 82.
29. Ермолаева, П. О. Социально-экологический метаболизм городов: концептуализация, научные школы, современные зарубежные исследования // Социологическая наука и социальная практика. - 2015. - №3. - С. 34-50.
30. Ермолаева П. О. Экологическая культура российского и американского студенчества / П. О. Ермолаева // Социологические исследования. - 2012. - №12. - С. 80-88.
31. Ефремов, А. Ю. Экологические проблемы Российской Федерации как предмет социально-правовой деятельности / А. Ю. Ефремов // Вопитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VI Междунар.науч.- прак.конф. (Чебоксары, 20 марта 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 67 - 69.
32. Зорина, А. Е. Экологические риски в сфере ответственности предпринимательства / А. Е. Зорина, А. В. Мозговая // Социологический журнал. - 2015. - №2. - С. 92-113.
33. Иванова Л. Ю. Социальные установки студентов в отношении окружающей среды // Вестник Института социологии. 2014. - №9. - С. 112¬131.
34. Калихман, А. Д. Памятники природы в природоохранном законодательстве / А. Д. Калихман, Т. П. Калихман // Известия АО РГО. -
2015. - №4. - С. 13 - 20.
35. Калихман, А. Д. Система ограничений гражданских прав на земельные участки в особо охраняемых природных территорий Иркутской области / А. Д. Калихман, Т П. Калихман. - Иркутск, 2015. - 226 с.
36. Каменская, Е. Н. Экологическая культура и безопасность молодежи. / Е. Н. Каменская // Инженерный вестник Дона. - 2015. - №4-2. - С.
37. Камышников, А. П. Понятие и сущность национальной безопасности в экологической сфере / А. П. Камышников, В. А. Щерба // Проблемы региональной экологии. -2014. - №2. - С. 127 - 132.
38. Канищев, В. В. Контент-анализ подходов советской власти к природно-экологическим проблемам 1917-1921 гг. / В. В. Канищев, Н. С. Цинцадзе // Социологические исследования. - 2016. - №9. - С. 144 - 147.
39. Кезин, В. Г. Экологическая культура и место экологических отношений в ее составе / В. Г. Кезин // Вестник ПНИПУ Социально-экономические науки. - 2014. - №3. - С. 55 - 63.
40. Кириллов, А. В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания / А. В. Кириллов, М. А. Иконникова, А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №4. - С. 102 - 110.
41. Крыцула, А. А. Гражданско-правовое положение памятника природы в системе объектов общенационального достояния / А. А. Крыцула // Актуальные проблемы современного российского права: материалы II Международной научно-практической конференции. Невинномысск, 11-12 февраля 2010 года / отв. ред. А. М. Соловьев, Н. Ю. Шлюнд. - Невинномысск: НГГТИ, 2010. - С. 128 - 134.
42. Крыцула, А. А. Ограниченное вещное право на земельный участок в границах памятников природы / А. А. Крыцула// Право и государство: теория и практика. - 2010. - №1. - С. 38 - 41.
43. Крыцула, А. А. Особенности гражданско-правового режима памятников природы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.03) / Алексей Алексеевич Крыцула. - Волгоград, 2011. - 26 с.
44. Крыцула, А. А. Правовой режим памятника природы как особого объекта гражданского права/ А. А. Крыцула // Объекты гражданских правоотношений: коллективная монография (глава) / Под ред. А. М. Соловьева. - Невинномысск: НТГИ, 2009. - С. 73 - 87.
45. Кузнецов, И. М. Ценностные ориентиры и социально¬политические установки россиян / И. М. Кузнецов // Социологические исследования. - 2017. - №1. - С. 47 - 55.
46. Кулемзин, А. М. Изучение охраны памятников в современной России / А. М. Кулемзин // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2. - С. 53 - 58.
47. Кулижский, С. П. Эффективный способ использования природоохранных территорий / С. П. Кулижский // Вестник Томского государственного университета. Биология. - 2008. - №1. - С. 42 - 56.
48. Лачина, Е. А. Проблемы уголовно-правовой охраны памятников природы, истории и культуры в России / Е. А. Лачина // Закон и право. - 2006. - №10. - С. 72 - 73.
49. Лыков, И. Н. Развитие международных норм и зарубежного законодательства в сфере устойчивого развития / И. Н. Лыков, М. А. Васильева // Проблемы региональной экологии. - 2014. - №4. - С. 169 - 173.
50. Макеева, Е. Д. Первые общественные организации природоохранной направленности в России / Е. Д. Макеева // Карельский научный журнал. - 2014. - №3. - С. 10 - 12.
51. Маркин, В. В. Региональное законодательство и социальные конфликты / В. В. Маркин, А. В. Роговая // Мониторинг правоприменения. -
2016. - №2. - С.4-12.
52. Мукало, А. С. История формирования термина «памятник природы» в Германии в XIX - начале XX вв. / А. С. Мукало // Изв. Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Науки о Земле. - 2013. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 50 - 56.
53. Мусиездов, А. А. Территориальность современного общества / А. А. Мусиездов // Социологический журнал. - 2013. - №4. - С. 21-34.
54. Пожидаева, Ю. В. Проблемы развития экотуризма на особо охраняемых территориях / Ю. В. Пожидаева // Культура физическая и здоровье. - 2008. - №4. - С. 70 - 72.
55. Орешкина, Т. А. Социологический анализ экологического сознания населения как объекта управления / Т. А. Орешкина // Социологический журнал. - 2012. - №4. - С. 94-105.
56. Расторопов, С. В. К вопросу об определении понятия «Памятник природы» [Текст] / С. В. Расторопов, Е. А. Лачина // «Черные дыры» в российском законодательстве: юридический журнал. - 2006. - №10. - С. 546.
57. Радина, Н. К. Власть в информационном поле природных и техногенных катастроф (по материалам документальных фильмов) / Н. К. Радина // Полис. Политические исследования. - 2013. - №1. - С. 112-124.
58. Решетник, М. Н. Сохранение и использование геологических памятников природы / М. Н. Решетник // Известия вузов. Горный журнал. - 2012. - №8. - С. 98 - 107.
59. Сулименкина, О. Ю. Ботанические памятники природы Алтая / О. Ю. Сулименкина, С. В. Важов, В. М. Важов // Успехи современного обществознания. - 2015. - №1. - С. 1063.
60. Титаренко, Л. Г. Экологический аспект образа жизни: основные ценности и типы поведения / Л. Г. Титаренко // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С. 107 - 113.
61. Трофимова, И. Н. Граждане в защите своих прав: мотивы и возможности / И. Н. Трофимова // Социологический журнал. - 2015. - №1. - С. 23-33.
62. Урсул, А. Д. Модель образования XXI века: безопасность и устойчивое развитие / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии: журн. лич. нац. и коллектив. безопасности. - 2001. - №4. - С. 734 - 754.
63. Халий, И. А. Экологическое движение в Советском союзе: самоорганизация экологов-профессионалов // Вестник Института социологии. - 2012. - №5. - С.61 - 69.
64. Хлуднева Н. И. Дефекты правового регулирования охраны
окружающей среды: Монография. Институт законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2014.
65. Чебанько, И. А. Особенности правового режима памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов / И. А. Чебанько // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №12 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2016/12/17748(дата обращения 08.12.2016).
66. Чуйкова, Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации / Л. Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - №1. - С. 7 - 20.
67. Чуйкова, Л. Ю. Тенденции трансформации связей между природой, культурой и образованием / Л. Ю. Чуйкова // Человек и образование. - 2011. - №3. - С. 18 - 22.
68. Шаповалова, И. С. Эффективность мер противодействия рискам техносферы / И. С. Шаповалова, О. С. Резниченко // Власть. - 2016. - №12. - С. 57 -63.
69. Яницкий, О. Н. К вопросу о концепции экосоциального знания / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2014. - №4. - С. 3-13.
70. Яницкий, О. Н. Об эволюции международных сравнительных экосоциологических исследований / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С. 98-106.
71. Яницкий, О. Н. «Пасынки» социологии: природные аномалии и катастрофы / О. Н. Яницкий // Социологические исследования. - 2012. - №1. - С. 67-68.
72. Яницкий, О. Н. Саммит G-20: социологический аспект
глобальных проблем / О. Н. Яницкий // Власть. - 2016. - №10. - С. 5 -8.
73. Яницкий, О. Н. Социобиотехнические системы: новый взгляд на взаимодействие человека и природы // Социологическая наука и социальная практика. 2016. - №3. - С. 5-22.