Социально-правовой механизм охраны памятников природы
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения механизмов защиты природы в современном социогуманитарном знании 9
1.1. Основные подходы к изучению экологической культуры в
современном социогуманитарном знании 9
1.2. Социально-правовое регулирование современных экологических
проблем в Российской Федерации 22
1.3. Охрана как способ развития современных памятников природы 35
Глава 2. Социологическое исследование особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.1. Методика социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.2. Специфика социально-правового механизма охраны памятников
природы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 75
Приложение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения механизмов защиты природы в современном социогуманитарном знании 9
1.1. Основные подходы к изучению экологической культуры в
современном социогуманитарном знании 9
1.2. Социально-правовое регулирование современных экологических
проблем в Российской Федерации 22
1.3. Охрана как способ развития современных памятников природы 35
Глава 2. Социологическое исследование особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.1. Методика социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы 45
2.2. Специфика социально-правового механизма охраны памятников
природы 53
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 75
Приложение 2
Одним из важнейших конституционно гарантированным правом, закрепленным в 42 статье Конституции Российской Федерации, является право человека на благоприятную окружающую среду. [1] Сегодня мы вынуждены наблюдать, как расширение сферы сельскохозяйственной деятельности и промышленности оказывают негативное влияние на устойчивую целостность экологических систем и влекут за собой ухудшение экологической обстановке в стране.
Устойчивое развитие Российской Федерации, улучшение качества жизни населения, национальная безопасность могут быть обеспечены лишь при условиях сохранения, подержания и улучшения качества окружающей среды и экологических систем.
Российская Федерация занимает первое место в мире по территории, 0,034 часть от территории планеты Земля. Территория Российской Федерации расположена в четырех климатических поясах. Если рассматривать территорию России с точки зрения геологической структуры, то Россию условно можно разделить на восточную и западную часть: западная часть характеризуется преимущественно равнинами, с невысокими холмами и возвышенностями, в восточной части преобладают горы, хотя также имеются несколько крупных низменностей. Так Российская Федерация на данный момент состоит из 85 субъектов, имеющих свои климатические и геологические особенности.
Одно из направлений деятельности государства в сфере охраны природы является развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов, а также совершенствование нормативно-правовой базы регулирующей правоотношения, возникающие в процессе организации и функционирования отдельных субъектов особо охраняемых природных территорий и объектов.
Одной из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды является создание и успешное развитие особо охраняемых природных территорий различного уровня и режима. Так к особо охраняемым природным территориям согласно Федеральному закону№33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» относятся [3]:
• государственные природные заповедники;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Так, на наш взгляд, интересно комплексное изучение такого природного объекта как памятник природы. К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения.
Также довольно интересен механизм признания территории, занимаемой памятником природы, особо охраняемой природной территорией, а также механизм отмены статуса природного памятника. Более подробно считаем, необходимым изучить нормативно-правовую базу в сфере охраны природных объектов.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природную и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [1] И здесь уже государство обязано формировать национальную идею о формировании благоприятной окружающей среды только при поддержке граждан государства.
К сожалению, мы не можем говорить о единстве правового и социального механизма в сфере охраны окружающей среды. Существуют разногласия в статусе природного объекта, так особо ценные природные объекты для населения не всегда имеют правовой статус особо охраняемой природной территории, и наоборот, некоторые памятники природы потеряли свою ценность для населения России.
Степень научной разработанности. В отечественной литературе есть целый ряд исследований, в той или иной мере имеющих отношение к теме данной работы. Многие выводы основываются на трудах Попова Е. А., Яницкого О. Н., Ермолаевой П. О., Халий И.А., Титаренко Л. Г., Ивановой Л. Ю., Енгоян О. З., Вебер А. Б., Амбаровой П. А., Ивановой Л. Ю, Канищева В. В., Маркина В. В., Орешкиной Т А., Мусиездова А. А., Зориной А. Е., Радиной Н. К., Трофимовой И. Н. и др.
Интересующая нас проблематика рассматривается с позиции междисциплинарных наук, таких как социальная экология, экологическое право, экосоциология, социология катастроф, социальная география, геополитика, геоэкология и других наук.
Основное внимание в работах по социальной экологии уделяется взаимоотношению человеческого общества с природной средой. В данный момент происходит формирование социальной экологии как частной самостоятельной науки. Данная дисциплина обладает специфическим предметом исследования. Она изучает состав и особенности социальных групп, эксплуатирующих природные ресурсы, восприятие разными социальными слоями экологических проблем, использование в практике природоохранных мероприятий особенностей интересов социальных слоев.
Представители экологического права рассматривают природу в качестве объекта, требующего особую охрану, и уделяют внимание особенностям организации охраны природы. Экологическое право основывается на экологическом законодательстве. Источниками экологического права является Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [4], Постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [5] и др.
Находясь на стыке общественных и естественных наук, экосоциология изучает обратные связи между биосферой и человеком. Отечественные ученые рассматривают в рамках экосоциологии экологическую модернизацию, экологическое движение в России, ведут сравнительный анализ концептуальных подходов в Российской Федерации, Соединенных штатах Америки и европейских странах.
При этом есть ряд неизученных аспектов. Так нет подробного описания взаимодействия общества и права при осуществлении защиты особо охраняемых природных территориях. Нет достаточно четкого описания такого феномена как экологическая культура в Российской Федерации.
Разработка данной проблематики активно осуществляется на экспертно-прикладном уровне. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данной диссертационной работы.
Объектом работы явились механизмы защиты памятников природы.
Предмет работы - особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Целью данной работы - выявление особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:
1. рассмотреть основные подходы к изучению экологической культуры в современном социогуманитарном знании;
2. выявить особенности механизма социально-правового регулирования современных экологических проблем в Российской Федерации;
3. рассмотреть охрану как способ развития современных памятников природы;
4. разработать методику социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы;
5. описать специфику социально-правового механизма охраны природы.
Гипотезы.
1. Необходимо повышать уровень экологической культуры у граждан Российской Федерации для их большей заинтересованности в решении экологических проблем.
2. Успешное развитие памятников природы станет возможным, если выработать эффективный механизм взаимодействия социологии, права и СМИ.
3. Отсутствие у граждан Российской Федерации информации о памятниках природы делает неэффективным социально-правовой механизм защиты их.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы: систематизация, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение материалов о памятниках природы в Российской Федерации на основе анализа социологической, правовой, экологической и культурологической литературы; эмпирические методы: анкетирование; экспертный опрос, анализ вторичных данных; статистические методы: обработка эмпирических и экспериментальных данных по выявлению особенностей социально-правового механизма защиты памятников природы.
Эмпирическая база. Основной экспериментальной базой магистерского исследования явился город Барнаул. Исследование проводилось в 2016-2017 году. В исследовании участвовали жители города Барнаула в возрасте от 18 до 65 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности социально-правового механизма охраны памятников природы, выявлена необходимость поднятия уровня экологической культуры у граждан Российской Федерации и, в последующем развитие интереса к памятникам природы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают достоверную информацию о информированности жителей города Барнаула о памятниках природы. Также результаты исследования дополняют существующие отечественные теоретические и практические разработки и представления о памятниках природы.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Устойчивое развитие Российской Федерации, улучшение качества жизни населения, национальная безопасность могут быть обеспечены лишь при условиях сохранения, подержания и улучшения качества окружающей среды и экологических систем.
Российская Федерация занимает первое место в мире по территории, 0,034 часть от территории планеты Земля. Территория Российской Федерации расположена в четырех климатических поясах. Если рассматривать территорию России с точки зрения геологической структуры, то Россию условно можно разделить на восточную и западную часть: западная часть характеризуется преимущественно равнинами, с невысокими холмами и возвышенностями, в восточной части преобладают горы, хотя также имеются несколько крупных низменностей. Так Российская Федерация на данный момент состоит из 85 субъектов, имеющих свои климатические и геологические особенности.
Одно из направлений деятельности государства в сфере охраны природы является развитие сети особо охраняемых природных территорий и объектов, а также совершенствование нормативно-правовой базы регулирующей правоотношения, возникающие в процессе организации и функционирования отдельных субъектов особо охраняемых природных территорий и объектов.
Одной из основных задач в сфере сохранения и восстановления природной среды является создание и успешное развитие особо охраняемых природных территорий различного уровня и режима. Так к особо охраняемым природным территориям согласно Федеральному закону№33-ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» относятся [3]:
• государственные природные заповедники;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Так, на наш взгляд, интересно комплексное изучение такого природного объекта как памятник природы. К памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения.
Также довольно интересен механизм признания территории, занимаемой памятником природы, особо охраняемой природной территорией, а также механизм отмены статуса природного памятника. Более подробно считаем, необходимым изучить нормативно-правовую базу в сфере охраны природных объектов.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природную и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [1] И здесь уже государство обязано формировать национальную идею о формировании благоприятной окружающей среды только при поддержке граждан государства.
К сожалению, мы не можем говорить о единстве правового и социального механизма в сфере охраны окружающей среды. Существуют разногласия в статусе природного объекта, так особо ценные природные объекты для населения не всегда имеют правовой статус особо охраняемой природной территории, и наоборот, некоторые памятники природы потеряли свою ценность для населения России.
Степень научной разработанности. В отечественной литературе есть целый ряд исследований, в той или иной мере имеющих отношение к теме данной работы. Многие выводы основываются на трудах Попова Е. А., Яницкого О. Н., Ермолаевой П. О., Халий И.А., Титаренко Л. Г., Ивановой Л. Ю., Енгоян О. З., Вебер А. Б., Амбаровой П. А., Ивановой Л. Ю, Канищева В. В., Маркина В. В., Орешкиной Т А., Мусиездова А. А., Зориной А. Е., Радиной Н. К., Трофимовой И. Н. и др.
Интересующая нас проблематика рассматривается с позиции междисциплинарных наук, таких как социальная экология, экологическое право, экосоциология, социология катастроф, социальная география, геополитика, геоэкология и других наук.
Основное внимание в работах по социальной экологии уделяется взаимоотношению человеческого общества с природной средой. В данный момент происходит формирование социальной экологии как частной самостоятельной науки. Данная дисциплина обладает специфическим предметом исследования. Она изучает состав и особенности социальных групп, эксплуатирующих природные ресурсы, восприятие разными социальными слоями экологических проблем, использование в практике природоохранных мероприятий особенностей интересов социальных слоев.
Представители экологического права рассматривают природу в качестве объекта, требующего особую охрану, и уделяют внимание особенностям организации охраны природы. Экологическое право основывается на экологическом законодательстве. Источниками экологического права является Конституция Российской Федерации [1], Федеральный закон № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» [4], Постановление Правительства Российской Федерации № 344 от 12.06.2003 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [5] и др.
Находясь на стыке общественных и естественных наук, экосоциология изучает обратные связи между биосферой и человеком. Отечественные ученые рассматривают в рамках экосоциологии экологическую модернизацию, экологическое движение в России, ведут сравнительный анализ концептуальных подходов в Российской Федерации, Соединенных штатах Америки и европейских странах.
При этом есть ряд неизученных аспектов. Так нет подробного описания взаимодействия общества и права при осуществлении защиты особо охраняемых природных территориях. Нет достаточно четкого описания такого феномена как экологическая культура в Российской Федерации.
Разработка данной проблематики активно осуществляется на экспертно-прикладном уровне. Актуальность проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили в итоге тему данной диссертационной работы.
Объектом работы явились механизмы защиты памятников природы.
Предмет работы - особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Целью данной работы - выявление особенности социально-правового механизма защиты памятников природы.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:
1. рассмотреть основные подходы к изучению экологической культуры в современном социогуманитарном знании;
2. выявить особенности механизма социально-правового регулирования современных экологических проблем в Российской Федерации;
3. рассмотреть охрану как способ развития современных памятников природы;
4. разработать методику социологического исследования особенностей социально-правового механизма охраны памятников природы;
5. описать специфику социально-правового механизма охраны природы.
Гипотезы.
1. Необходимо повышать уровень экологической культуры у граждан Российской Федерации для их большей заинтересованности в решении экологических проблем.
2. Успешное развитие памятников природы станет возможным, если выработать эффективный механизм взаимодействия социологии, права и СМИ.
3. Отсутствие у граждан Российской Федерации информации о памятниках природы делает неэффективным социально-правовой механизм защиты их.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы: систематизация, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение материалов о памятниках природы в Российской Федерации на основе анализа социологической, правовой, экологической и культурологической литературы; эмпирические методы: анкетирование; экспертный опрос, анализ вторичных данных; статистические методы: обработка эмпирических и экспериментальных данных по выявлению особенностей социально-правового механизма защиты памятников природы.
Эмпирическая база. Основной экспериментальной базой магистерского исследования явился город Барнаул. Исследование проводилось в 2016-2017 году. В исследовании участвовали жители города Барнаула в возрасте от 18 до 65 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены особенности социально-правового механизма охраны памятников природы, выявлена необходимость поднятия уровня экологической культуры у граждан Российской Федерации и, в последующем развитие интереса к памятникам природы.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают достоверную информацию о информированности жителей города Барнаула о памятниках природы. Также результаты исследования дополняют существующие отечественные теоретические и практические разработки и представления о памятниках природы.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Памятник природы - это уникальный и невосполнимый природный объект. Памятники природы представляют интерес, как для естественных, так и гуманитарных наук. Памятники природы ценны в научном, экологическом, культурном, образовательном и эстетическом отношении. Памятники природы могут иметь искусственное или естественное происхождение, могут относиться к объектам живой и неживой природы. Признать уникальную природную территорию памятником природы может лишь уполномоченный орган, но инициатива исходит во многих случаях от человека. Памятники природы создаются для человека и, к сожалению, человеком и игнорируются.
Проблема развития памятников природы кроется в незнании и непонимания специфики особо охраняемой природной территории у граждан. Граждане должны быть сами заинтересованы в развитии института памятников природы. Активное развитие можно использовать в нескольких направлениях: основное - это экологический туризм, что принесет региону дополнительные рабочие места, приток финансов, а также углубятся знания о памятниках природы, как особо охраняемой природной территории. Также не менее развито, может быть, направление научное. Организация форумов, конференций на объекте исследования гораздо продуктивнее для науки, чем просто разработка теории. Так и для научного направления необходима организация места проведения встреч, достойное сопровождение.
Памятники природы позволяют человечеству сохранить памятники культуры и древности в первозданном виде, позволяют прикоснуться к истории нашей планеты.
Законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны памятников природы требует доработки. Так на данный момент на законодательном уровне разделение на памятники природы происходит лишь на федеральные и региональные памятники природы, хотя осуществление функций по их охране возлагаются лишь на региональные органы. Имеет ли тогда в принципе значение в их таком разделении.
Также считаем необходимым проводить общественные слушания не только перед признанием уникальной природной территории особо охраняемой, но и перед снятием этого статуса. Жители Республики Башкортостан отстаивают статус памятника природы гор Юрактау и Тратау. Отмена статуса приведет к разработки месторождения полезных ископаемых. Для жителей Республики Башкортостан памятники природы имеют научное, эстетическое и учебно-просветительское значение. Разработка же месторождения приведет к полному уничтожению памятника природы. В данный момент отстаивание интересов продолжается.
Проведенное нами исследование показало, что необходимо повышать уровень экологической культуры. Данные подтвердили мнения Халий И. А, Яницкого О. Н. Ермолаевой П. О. и др. Особенно это актуально для проводимого в 2017 году - Года экологии. Но как мы можем наблюдать, эфирное время на телевидении не увеличилось у экологических программ. Нет информации в СМИ. Интернет тоже не актуализирует проблему.
Сохранение и развитие памятников природы исключительно наша с вами задача. Каждый из нас должен изучить экологическую особенность нашего региона - это позволит более насыщенно организовывать наш досуг. Некоторые уникальные природные объекты не были нам известны, не было известно то, какую уникальную ценность они несут.
Также необходимо увеличение числа аншлагов с информацией о памятнике природы на его территории. Так для памятников природы площадью 500 га неактуально их малое количество. Аншлаг должен быть установлен перед въездом с каждой транспортной развязки, перед началом каждой туристической тропы.
Также должен быть проводится жесткий контроль за деятельностью населения на территории памятника природы, так были зафиксированы случаи нарушения режима связанные с рубкой леса, туристических стоянок, выпасом скота и сбором лекарственных растений. Данные случаи были выявлены, но виновные не понесли свое наказание.
Проблема развития памятников природы кроется в незнании и непонимания специфики особо охраняемой природной территории у граждан. Граждане должны быть сами заинтересованы в развитии института памятников природы. Активное развитие можно использовать в нескольких направлениях: основное - это экологический туризм, что принесет региону дополнительные рабочие места, приток финансов, а также углубятся знания о памятниках природы, как особо охраняемой природной территории. Также не менее развито, может быть, направление научное. Организация форумов, конференций на объекте исследования гораздо продуктивнее для науки, чем просто разработка теории. Так и для научного направления необходима организация места проведения встреч, достойное сопровождение.
Памятники природы позволяют человечеству сохранить памятники культуры и древности в первозданном виде, позволяют прикоснуться к истории нашей планеты.
Законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны памятников природы требует доработки. Так на данный момент на законодательном уровне разделение на памятники природы происходит лишь на федеральные и региональные памятники природы, хотя осуществление функций по их охране возлагаются лишь на региональные органы. Имеет ли тогда в принципе значение в их таком разделении.
Также считаем необходимым проводить общественные слушания не только перед признанием уникальной природной территории особо охраняемой, но и перед снятием этого статуса. Жители Республики Башкортостан отстаивают статус памятника природы гор Юрактау и Тратау. Отмена статуса приведет к разработки месторождения полезных ископаемых. Для жителей Республики Башкортостан памятники природы имеют научное, эстетическое и учебно-просветительское значение. Разработка же месторождения приведет к полному уничтожению памятника природы. В данный момент отстаивание интересов продолжается.
Проведенное нами исследование показало, что необходимо повышать уровень экологической культуры. Данные подтвердили мнения Халий И. А, Яницкого О. Н. Ермолаевой П. О. и др. Особенно это актуально для проводимого в 2017 году - Года экологии. Но как мы можем наблюдать, эфирное время на телевидении не увеличилось у экологических программ. Нет информации в СМИ. Интернет тоже не актуализирует проблему.
Сохранение и развитие памятников природы исключительно наша с вами задача. Каждый из нас должен изучить экологическую особенность нашего региона - это позволит более насыщенно организовывать наш досуг. Некоторые уникальные природные объекты не были нам известны, не было известно то, какую уникальную ценность они несут.
Также необходимо увеличение числа аншлагов с информацией о памятнике природы на его территории. Так для памятников природы площадью 500 га неактуально их малое количество. Аншлаг должен быть установлен перед въездом с каждой транспортной развязки, перед началом каждой туристической тропы.
Также должен быть проводится жесткий контроль за деятельностью населения на территории памятника природы, так были зафиксированы случаи нарушения режима связанные с рубкой леса, туристических стоянок, выпасом скота и сбором лекарственных растений. Данные случаи были выявлены, но виновные не понесли свое наказание.



