Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования деятельности органов власти и общественных организаций по защите прав граждан 11
1.1. Права человека как объект социологического анализа 11
1.2. Деятельность и функциональное взаимодействие правозащитных организаций и правоохранительных органов с позиций социологического подхода 23
1.3. Социально-правовая специфика деятельности правозащитных
организаций и правоохранительных органов в деле защиты прав человека. . 43
Глава 2. Социологический анализ взаимодействия правозащитных
организаций и правоохранительных органов 59
2.1. Методика социологического исследования взаимодействия
правозащитных организаций и правоохранительных органов 59
2.2. Общая характеристика форм и механизмов деятельности правозащитных организаций и правоохранительных органов в г. Барнауле. 69
Заключение 94
Библиографический список 97
Приложение 1 106
Приложение 2
Актуальность темы исследования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы в нашей стране провозглашаются высшей ценностью. Данное положение - одна из главных основ конституционного строя Российской Федерации, а также важнейший признак и ориентир развития правового и социального государства. Первостепенной целью и обязанностью государства являются охрана и защита прав граждан. В системе государственных органов эту функцию уполномочены выполнять специально созданные структуры - правоохранительные органы. Правоохранительные органы призваны не только восстанавливать нарушенные права и наказывать правонарушителей, но и создавать такие условия, в которых права и вовсе не нарушались бы, т. е. препятствовать всякому посягательству.
Вместе с тем, наша страна находится на этапе построения гражданского общества, важнейшим элементом которого является наличие возможности у граждан создавать независимые от государства объединения для защиты собственных прав и интересов. Общественные правозащитные организации - важнейший институт гражданского общества, также призванный отстаивать и защищать права граждан.
Наибольшей эффективности защиты прав можно добиться при объединении усилий государственных органов и институтов гражданского общества. Именно поэтому в настоящее время большое значение приобретает взаимодействие правоохранительных органов и правозащитных организаций. Существует объективная необходимость и очевидная выгодность налаживания конструктивных связей между данными институтами.
Права и свободы граждан по-прежнему нарушаются, причем, объемы этих нарушений неумолимо растут. Следовательно, не все элементы защиты прав и свобод личности достаточно изучены. Практика правоприменения ставит перед теоретической наукой ряд вопросов: оправдывают ли себя существующие формы защиты прав и свобод человека, нужны ли новые формы, каково их теоретическое и практическое выражение.
В связи с обозначенными вопросами, проблема взаимодействия правоохранительных органов и правозащитных организаций нуждается в новом осмыслении на научном уровне. Важную роль приобретают обоснование правовой сущности и принципов дальнейшего совершенствования взаимодействия правоохранительных органов и правозащитных организаций. Необходимо четко определить общие задачи, сформировать механизмы сотрудничества, выявить роль каждого института в процессе консолидации усилий, направленных на защиту прав граждан.
Степень научной разработанности темы. К настоящему времени в науке накоплено немало теорий, концепций, идей, освещающих многие важные аспекты, касающиеся как защиты прав человека, так и взаимодействия социальных институтов, в частности, правозащитных организаций и правоохранительных органов.
Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина всегда находилась в центре внимания мирового научного сообщества, поэтому в литературе достаточно широко освещены различные стороны данного вопроса. Общетеоретические аспекты прав и свобод человека были разработаны такими учеными как С.С. Алексеев, О.Е. Кутафин, А. В. Мелехин, А.В. Малько, Н.И. Матузов и др. Различные типы правопонимания, подходы к праву и правам человека подробно раскрываются в работах С.З. Кимовой, Ю.В. Анохина, С. В. Бирюкова, С.И. Глушковой, А.В. Замятина, А.В. Петуховой. Отдельным аспектам соблюдения, охраны и защиты прав человека посвящены работы В.В. Лапаевой, Т.А. Руковишниковой Б.Л. Железнова, М.Г. Козлитиной, А.А. Крикуновой, Д.Д. Невирко, М.В. Доцкевича [16], Ю.А. Чернавина, В. А. Карпова [26], Е. В. Киричёк [28].
Категория «взаимодействие» отражает процесс взаимовлияния разных объектов и субъектов друг на друга и предполагает их прямые или опосредованные взаимоотношения, сотрудничество, взаимную обусловленность. Понятие «социальное взаимодействие» широко представлено в трудах классиков социологии (О. Конт, М. Вебер, Т. Парсонс, и др.) и современных исследователей (Г.С. Антипина, С.С. Фролов и др.). Такое внимание ученых обусловлено тем, что исходной первоосновой общества выступает социальное действие, а само общество представляет собой тесное сплетение социальных связей и взаимодействий, что предполагает взаимное влияние социальных объектов друг на друга. Социальные взаимодействия рассматриваются как основной источник формирования и изменения институтов.
Высокий уровень защиты прав человека - один из важнейших признаков гражданского общества и правового государства. Проблемам формирования и развития гражданского общества в России посвящены труды А.В. Мелехина, К.М. Конджакуляна, А.И. Шпицберга, М.С. Абирова [1], Е. А. Попова [62, 63], С.Г. Максимовой и др.
Проблемы институционального взаимодействия гражданского общества и государства представлены в работах таких исследователей как Н.Р. Герасимова [7], Ю.Ю. Гладышева [9], В.А. Зайцев [18], О.В. Новикова [44], А.В. Толочко, О.В. Малахова [36], Л.Н. Черноусова, М.Н. Концыбовская. В этом же направлении можно выделить работы В.В. Зритнева, О. Е. Ноянзиной, М.С. Цапковой, посвященные взаимодействию институтов исполнительной власти и гражданского общества.
В последнее время активно развивается направление исследований, которое касается деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций в сфере защиты прав человека. Так, проблемами становления института Уполномоченного по правам человека и его деятельности в России занимаются А.Ю. Сунгуров, Б.С. Галяутдинов, В.В. Касьянов, С.В. Мышак, Г.В. Синцов, Д.Е. Феоктистов. Деятельность неправительственных правозащитных организаций изучена в исследованиях А.Г. Майстренко [35], А.Ю. Сунгурова, Э.А. Невской [42], В.А. Малько, Н.В. Збаражского и др. Е.Е. Тонкова, Р.В. Донец рассматривают в своих работах направления совершенствования правозащитной деятельности в России. Модели взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций исследованы в работах Н.Е. Ильиной [25]. Определению понятия, деятельности и роли правоохранительных органов в защите прав граждан посвящены труды Д.О. Саакяна [67], А.И. Дубняковой, П. Ларрсона [33], В.И. Зуева.
Немного работ встречается в области изучения механизмов взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в сфере защиты прав человека. Среди них можно выделить диссертационные исследования В.А. Половинкина [60, 61] («Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества»), и Ю.Н. Турыгина [75] («Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации и неправительственных правозащитных организаций по защите прав и свобод человека и гражданина»).
Несмотря на широкий спектр работ по защите прав человека правозащитными организациями и правоохранительными органами и их взаимодействию в этой сфере, данная область социального знания продолжает оставаться многозначной и недостаточно определенной. Кроме того, до сих пор не проводилось комплексного социологического анализа данной проблемы в Алтайском крае. С учетом сказанного объясняется выбор темы и научные атрибуты настоящей работы:
Объект - процесс взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в сфере защиты прав человека.
Предмет - формы и механизмы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов РФ.
Цель - выявить формы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов РФ и разработать рекомендации по усовершенствованию деятельности правоохранительных органов и правозащитных организаций, направленной на эффективное взаимодействие данных институтов.
Задачи:
1. изучить основные подходы к правам человека в социогуманитарном знании;
2. рассмотреть особенности и механизмы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов с позиций социологического подхода
3. провести анализ нормативно-правовой базы защиты прав человека правозащитными организациями и правоохранительными органами;
4. разработать методику эмпирического социологического исследования взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в г. Барнауле;
5. выявить и проанализировать основные формы и механизмы взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в г. Барнауле;
Гипотезы:
1. оптимальным теоретико-методологическим основанием для понимания сущности прав человека является сочетание юридического и социологического подходов;
2. взаимодействие между правозащитными организациями и правоохранительными органами в деле защиты прав человека в современных условиях является малоэффективным;
3. в работе правозащитных организаций и правоохранительных органов наблюдаются разные трактовки нормативно-правовых оснований их деятельности, что мешает их продуктивному сотрудничеству;
4. наиболее оптимальной методической базой социологического
исследования взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов является сочетание количественных (интернет-опрос) и качественных (интервью) методов;
5. взаимодействие между правозащитными организациями и правоохранительными органами в настоящее время в г. Барнауле носит опосредованный характер и отличается неэффективностью.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения социально-правового подхода, институционального подхода (Э. Дюркгейм, О. Конт, Г. Спенсер) и теории социального действия М. Вебера.
Эмпирическая база исследования представлена:
1. Действующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность правозащитных организаций и правоохранительных органов;
2. Материалами и статистическими данными, представленными информационным порталом Министерства Юстиции РФ, Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите, информационным порталом «НКО Алтайского края», администрацией г. Барнаула;
3. Данными и выводами реализованного магистранткой в 2015-2017 гг. социологического исследования форм взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в г. Барнауле.
Методы исследования
Теоретические:
1. Анализ научной литературы, законодательных актов и иных документов.
Эмпирические:
1. Онлайн-опрос жителей г. Барнаула;
2. Полустандартизированное интервью сотрудников правоохранительных органов и представителей правозащитных организаций г. Барнаула.
Основные результаты работы:
1. Методологически эффективным для анализа взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов является применение институционального подхода, позволившего выявить функциональные характеристики и взаимосвязи данных социальных институтов.
2. Взаимодействие с общественными организациями должно стать одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности государственных органов, в частности правоохранительных, что в свою очередь значительно способствует повышению уровня защиты прав граждан и укреплению законности в государстве;
3. В настоящее время взаимодействие правозащитных организаций и правоохранительных органов в деле защиты прав человека является недостаточно эффективным, что вызвано, в частности, закрытостью правоохранительных органов, недоступностью информации, недоверием между данными структурами;
4. Общей целью деятельности правозащитных организаций и правоохранительных органов является защита прав человека, повышение эффективности которой требует объединения усилий правоохранителей и правозащитников, а также предполагает формирование системы правового регулирования данного процесса.
Теоретическая значимость магистерского исследования заключается в обосновании:
• эффективности применения социологического подхода к изучению права и прав человека;
• концепции взаимодействия институтов государства и гражданского общества;
• социальной потребности во взаимодействии правозащитных
организаций и правоохранительных органов;
• оценки уровня и эффективности взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов в деле защиты прав человека;
• выявленных форм и механизмов взаимодействия правозащитных организаций и правоохранительных органов;
• научной разработки путей дальнейшего совершенствования стратегии правозащитной и правоохранительной деятельности.
Практическая значимость магистерского исследования определяется разработкой и применением рекомендаций, направленных на установление продуктивного сотрудничества правозащитных организаций и правоохранительных органов. Теоретические положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности региональных органов власти и общественных объединений с целью повышения эффективности защиты прав человека.
Результаты магистерского исследования представлены на:
1. Ежегодных студенческих научных конференциях «Дни молодежной науки в АлтГУ» (Барнаул, апрель 2016, 2017 г.);
2. XVIII городской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (Барнаул, ноябрь 2016 г.).
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1. Афанасьева, Т. А. Роль правозащитных организаций в деле охраны социальных прав человека / Т.А. Афанасьева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. - Вып. 8 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016.
2. Афанасьева, Т. А. Соотношение роли правозащитных организаций и правоохранительных органов в защите прав граждан / Т.А. Афанасьева // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей. - Вып. 9 / под ред. О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та (в печати).
Структура и объем работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 78 наименований, и 2 приложений. В тексте содержится 2 таблицы и 15 рисунков. Общий текст работы изложен на 111 страницах, основной занимает 96 страниц.
Социальная эффективность действия права существенно зависит от деятельности правоохранительных и правоприменительных институтов. Четкая, слаженная работа всей правоохранительной системы - залог стабильности и порядка в обществе. Однако эффективность работы органов правопорядка определяется не только непосредственно выполненным ее объемом, но и состоянием массового сознания, уверенностью людей, что закон, порядок и справедливость в обществе действительно охраняются государством. Убежденность людей в собственной защищенности, в торжестве законности, правопорядка, справедливости - большая социальная ценность.
В ходе нашего исследования было выявлено, что среди населения по- прежнему наблюдается преимущественно отрицательное восприятие правоохранителей. Во многом это связано со сложившимися представлениями о принудительном характере деятельности этих структур. Недоверие имеет и объективные причины: людям приходилось сталкиваться с отказами в принятии заявлений, фальсификацией фактов, ненадлежащим отношением и другими нарушениями прав. При этом обращение в правоохранительные органы остается для граждан основным способом отстоять нарушенные права.
В целях повышения доверия населения и достижения наибольшей результативности деятельности, необходима поддержка усилий правоохранительных органов широкими кругами общественности. Реализовать это возможно, опираясь на возможности институтов гражданского общества. В связи с этим правоохранительная система должна стать более открытой для сотрудничества с общественными институтами, в том числе с правозащитными организациями.
В настоящее время взаимодействие правоохранительных органов и правозащитных организаций носит опосредованный характер и осуществляется в частности через систему гражданского контроля. Контроль деятельности правоохранительных органов в нашем регионе осуществляется в соответствии с законом «Об общественном контроле в Алтайском крае» от 29.06.2015 N 52-ЗС. Гражданский контроль представляет собой один из действенных способов повышения доверия граждан к правоохранительным органам. Однако даже в целях снижения произвола в самих ведомствах и повышения уровня доверия населения, правоохранители в большинстве своем не готовы поставить свою деятельность под постоянный внешний контроль со стороны правозащитников и других институтов гражданского общества.
Взаимодействие по-прежнему остается недостаточно эффективным из-за отсутствия нормативной регламентации данного процесса, отстраненности сотрудников. Помимо этого, зачастую недооценивается роль правозащитных организаций в деле защиты прав человека. Общественные правозащитные организации в настоящее время являются развивающимся социальным институтом, осуществляющим дополнительные гарантии защиты прав граждан. Они уже показали свою значимость, но еще не заработали достаточного авторитета и доверия среди населения. Результаты исследования продемонстрировали, что жители г. Барнаула достаточно слабо осведомлены о том, какие правозащитные организации существуют в городе. Поскольку люди чаще всего не знакомы с деятельностью подобных организаций, они не выработали четкого отношения к этой деятельности и часто склонны судить о ней только по внешним проявлениям.
Усилия по улучшению отношения населения к общественным организациям должны быть направлены на повышение осведомленности населения об эффективных организациях, работающих в тех сферах, которые представляются гражданам наиболее важными (защита прав потребителей, прав на социальное обеспечение и т.д.) Распространяемая информация должна способствовать общему пониманию роли правозащитных организаций, формировать их положительный образ, повышать осведомленность людей.
Главный защитник своих прав - это прежде всего сам человек. Государство предоставляет целый арсенал средств и способов защиты своих прав, и в каждом конкретном случае эти способы или их сочетание являются различными. Лишь сам человек обладает достоверной информацией о том, реализация каких прав и свобод для него первостепенна и наиболее актуальна. В этом аспекте объединение усилий государственных органов и общественных организаций способно значительно повысить эффективность защиты прав.
Продуктивное взаимодействие правозащитных организаций и правоохранительных органов обеспечивается единым пониманием совместных целей и задач, общих и особых обязанностей, наличием постоянного обмена информацией, оказанием взаимной поддержки и помощи. Представители обеих сторон должны осознавать, что в некоторых областях возможны противоречия, но стремиться к позитивным результатам совместной деятельности.
Таким образом, в ходе исследования удалось зафиксировать, во-первых - противоречивое отношение населения к правоохранительным органам, во - вторых - неосведомленность о деятельности правозащитных организаций, в - третьих - низкий уровень взаимодействия данных институтов. Полагаем, разработанные рекомендации будут способствовать решению проблем в данных сферах. Гипотезы, которые выдвигались в процессе исследования, полностью подтвердились. Мы полагаем, что все сформулированные во введении задачи решены, гипотезы проверены, цель исследования достигнута.
1. Абиров, М. С. Об основных условиях становления и развития гражданского общества в социальной системе / М. С. Абиров // Социально - экономические явления и процессы. - 2013. - № 1 (047). - С. 221-225.
2. Амагыров, А.В. К вопросу о понятии «правовая защита» // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 1. - С. 118-128.
3. Амирова, Р. Р. Содержание и виды гарантий прав человека в теории конституционного права / Р. Р. Амирова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2007. - № 6. - С. 58-66.
4. Анохин, Ю. В. О праве и правах человека в теории правопонимания/ Ю. В. Анохин, С. А. Воробьева // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2013. - № 3 (25). - С. 4-10.
5. Бирюков, С. В. Применимость социологического подхода к юридическому праву / С. В. Бирюков // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 1 (42). - С. 11-19.
6. Галяутдинов, Б. С. Правовая природа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в Российской федерации / Б. С. Галяутдинов // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - № 2 (6). - С. 40-47.
7. Герасимова, Н. Р. Проблемы взаимодействия гражданского общества и государства / Н. Р. Герасимова, С. А. Комарова // Социально-политические науки. - 2012. - № 1. - С. 93-95.
8. Гибов, В. И. К вопросу о соблюдении сотрудниками полиции прав, свобод человека и гражданина / В. И. Гибов, О. Д. Ороева, А. В. Тонышев // Пробелы в Российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 231-236.
9. Гладышева, Ю. Ю. Проблемы соотношения гражданского общества и государства, их взаимного функционирования / Ю. Ю. Гладышева // Общество и право. - 2011. - № 4 (36) . - С. 51-54.
10. Глушкова, С. И. К вопросу о новых подходах в исследовании прав человека / С. И. Глушкова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010^ — № 14. - С. 21-29.
11. Гоголевский, А. В. К вопросу о прокурорском надзоре за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (на примере Свердловской области) / А. В. Гоголевский // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 6. - С. 248-253.
12. Гоголевский, А. В. К вопросу о понятии и сущности правового
статуса российской прокуратуры / А. В. Гоголевский // Пробелы в российском законодательстве. - 2014^ № 5. - С. 236-239.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
14. Гражданский контроль. Общественная правозащитная организация - Об организации [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Режим доступа: http://www.citwatch.org/aboutus/.(дата обращения: 30.03.2017).
15. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
16. Доцкевич, М. В. Защита прав и свобод личности в деятельности Органов внутренних дел как способ предупреждения правонарушений / М. В. Доцкевич// Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1 (27). - С. 20-26.
17. За 4 месяца 2017 года в адрес Уполномоченного по правам человека в
Алтайском крае поступило 599 обращений - [Электронный ресурс]. -
Электр.дан. - Режим доступа:http://protmen.ru/archives/9067.- (дата обращения: 30.05.2017).
18. Зайцев, В. А. Проблемы институционализации политического диалога государства и гражданского общества / В. А. Зайцев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 2 (18). - С. 27-36.
19. Замятин, А. В. К вопросу о понимании прав человека / А. В. Замятин, Н. Ю. Кирюшина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 3 (1). - С. 252-257.
20. Збаражский, Н. В. Виды и классификация правозащитных организаций применительно к защите прав человека / Н. В. Збаражский // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 13-15.
21. Зритнев, В. В. Взаимодействие институтов исполнительной власти и гражданского общества: социологический аспект / В. В. Зритнев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 2 (45). - С. 355-357.
22. Зуев, В. И. Правоохранительная деятельность как функция правового государства / В. И. Зуев // Вестник Оренбургского государсвтенного университета. - 2012. - № 3 (139) . - С. 53-57.
23. Зыкова, И. В. О правовой природе защиты гражданских прав / И. В. Зыкова // Арбитражный и гражданский процесс. - 2009. - № 12. - С. 2-6.
24. Ильина, Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов Российской Федерации / Н. Е. Ильина // Вестник Нижегородской академии МВД России - 2016. - № 1 (33). - С. 262-265.
25. Ильина, Н. Е. Модели взаимодействия правоохранительных органов и общественных организаций в постсоветской России (на примере Забайкальского края) / Н. Е. Ильина // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 9-5 (18). - С. 73-76.
26. Карпов, В. А. Конституционное закрепление системы прав и свобод человека и гражданина в России/ В. А. Карпов // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 8 (17). - С. 147-149.
27. Кимова, С. З. Концептуальные подходы к исследованию прав и свобод человека / С. З. Кимова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 9. - С. 59-66.
28. Киричёк, Е. В. Особенности конституционного (уставного) закрепления прав и свобод человека и гражданина в субъектах Российской Федерации / Е. В. Киричёк // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 2.
29. Козлитина, М. Г. Права человека и гражданина как социально - юридический феномен: плюрализм концептуального осмысления / М. Г. Козлитина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2010. - № 3. - С. 97-101.
30. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
31. Концепция защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Алтайском крае // Сборник законодательства Алтайского края. - 2006. - № 128,
ч. 3. - 26 с.
32. Куропятник А. В. Преступность в современной России: проблемы статистического учета / А. В. Куропятник //Science Time.- 2014. - № 11. - С. 174-180.
33. Ларрсон, П. Предупреждение преступности и роль полиции / Новейшие правовые исследования: сб. науч. тр. // отв. ред. Е.В. Алферова. - М.,
2008. - С. 63-70.
34. Левин, А. А. Взаимодействие неправительственных правозащитных организаций с политическими институтами в Российской Федерации / А. А. Левин // Вестник КемГУ. - 2014. - № 2 (58) Т. 1. - С. 140-146.
35. Майстренко, А. Г. Неправительственные правозащитные организации в Российской Федерации: автореферат дис. канд. юрид. наук - Академия управления МВД России. - М., 2001. - 24 с.
36. Малахова, О. В. Институты гражданского общества в современной России: концепции и перспективы взаимодействия с государством / О.В.
Малахова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2008. - № 5 (45) - С. 165-170.
37. Малик, Е. Н. Формы государственно-гражданского взаимодействия в современной России: проблемы развития и практической реализации / Е. Н. Малик, С. С. Меркулов // Среднерусский вестник общественных наук. Том 11.
- 2016. - № 3. - С. 85-94.
38. Малько, В. А. Неправительственные правозащитные организации в системе субъектов гражданского общества / В. А. Малько, В. А. Пономаренков // Вхсник Мархупольського державного ушверситету. Сер.: Право. - 2013. - №
5. - С. 18-23.
39. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н.И. Матузов - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. - 294 с.
40. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2004. - 512 с.
41. Мелехин, А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин .
- М.: Маркет ДС, 2007. - 640 с.
42. Невская, Э. А. Классификация неправительственных правозащитных организаций в Российской Федерации / Э. А. Невская // Достижения вузовской науки. - 2016. - № 21. - С. 244-249.
43. НКО Алтайского края. Информационный портал. - [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Режим доступа:http://nko22.ru/nko/.(дата обращения: 30.05.2017).
44. Новикова, О. В. Проблемы институционального взаимодействия государства и гражданского общества / О. В. Новикова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 3(11). - Том 3. - С. 69-78.
45. Ноянзина, О. Е. Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти / О. Е. Ноянзина, М. С. Цапкова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. - 2008. - № 3. - С. 60-67.
46. О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае от 08.04.2013 N 11-ЗС // Справочно-правовая система «Гарант», 2017.
47. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 07.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
48. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
49. О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.06.1996 № 864 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
50. Об общественном контроле в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 29.06.2015 N 52-ЗС // Справочно-правовая система «Гарант», 2017.
51. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
52. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел
Российской Федерации и его территориальных органах: Указ Президента РФ от 23.05.2011 N 668 (ред. от 24.07.2015) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс», 2017.
53. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
54. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
55. О системе государственной службы в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
56. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1 -ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс», 2017.
57. Петухова, А. В. Развитие социологического правопонимания в России
/ А. В. Петухова // Мир науки, культуры, образования. - 2012^ № 2. - С. 470.
58. Петухова, А. В. Социологическая концепция права в России: историко-теоретический подход, XIX -XX в.: автореферат дис. канд. юрид. наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, 2012.
59. Погорельский, А. В. Международное правозащитное движение: история и современность / А. В. Погорельский. - Воронеж: «Научная книга»,
2009. - 146 с.
60. Половинкин, В. А. Взаимодействие институтов гражданского общества и полиции в решении общественно значимых задач / В. А. Половинкин // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 266. - С. 92-102.
61. Половинкин, В. А. Социальный механизм взаимодействия полиции и институтов гражданского общества: автореферат дис. д. соц. наук Санкт- Петербургского государственного экономического университета, Санк- Петербург, 2014 - 26 с.
62. Попов, Е.А. Гражданское общество в современной России: региональное измерение / Е. А. Попов, С. Г. Максимова // Право и политика. - 2012. - № 7. - С. 1214-1218.
63. Попов, Е. А. Социокультурные проблемы развития современного правового знания [Текст]: учебное пособие / Е. А. Попов. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - 118 с.
64. Попова, К. В. О правах и свободах человека и гражданина в России /
К. В. Попова //Science Time - 2015^ № 12 (24). - С. 632-636.
65. Права. Свободы. Человек. / Информационный бюллетень Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. - 2017. - № 22. - 56 с.
66. Правозащитные общественные организации: Фонд знаний
«Ломоносов» [Электронный ресурс]. - Электр.дан. - Режим доступа: http://lomonosov-fund.rU/enc/ru/encyclopedia:01279:article. (дата обращения: 21.04.2017).
67. Саакян, Д. О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах в Российской Федерации / Д. О. Саакян // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2013. - № 1. - С. 217-220.
68. Саменкова, С. Е. К вопросу о нормативном закреплении принципов права / С. Е. Саменкова // Вестник ТГУ. - 2012. - № 1 (19). - С. 204-206.
69. Сафаров, Б. А. Всеобщая декларация прав человека как основополагающий документ международной стандартизации прав человека / Б. А. Сафаров // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. - 2013. - № 2 (54). - С. 9-15.
70. Серова, О. А. Развитие законодательства о некоммерческих организациях в России /О. А. Серова // Бизнес в законе. Экономико¬юридический журнал. - 2010^ — №2. - С. 145-147.
71. Стребков, Д. О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса Интернет- фрилансеров)/ Д. О. Стребков // Социология: 4М. - 2010. - № 31. - С. 135-161.
72. Сунгуров, А. Ю. Взаимодействие правоохранительных органов и общественных организаций в современной России: накопленный опыт и реализуемые модели / А. Ю. Сунгуров // Публичная политика - 2008. Сборник статей. / Под ред. М.Б.Горного, А.Ю.Сунгурова. - СПб: Норма, 2009. - С. 78¬101.
73. Толочко, А. В. Инновационные механизмы социально-политического взаимодействия государства и институтов гражданского общества в современной России / А. В. Толочко // PolitBook. - 2012. - № 2. - С. 110-120.
74. Тонков, Е. Е. Права человека в России: мифология свободы в несвободном обществе / Е. Е. Тонков, Р. В. Донец // Научные ведомости
Белгородского государственного университета. Серия: Философия.
Социология. Право. Том 18. - 2011. - № 20 (115). - С. 82-89.
75. Турыгин, Ю.Н. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации и неправительственных правозащитных организаций по защите прав и свобод человека и гражданина: автореферат дис. канд. юрид. наук - Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации. - М., 2012 - 28 с.
76. Хлопаева, Н. А. Субъект пра №. 5. (Т. 3). - С. 36-48.
77. Щукин, В. В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ/ В. В. Щукин// Российский следователь. - 2005. - № 6. - С. 15-24.
78. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы : учеб. пособие. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 253 с.