Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Компетенции субъектов паллиативного ухода (на примере онкобольных)

Работа №92288

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I. Теоретико-методологические основы исследования
паллиативного ухода 10
1.1. Эволюция развития паллиативного ухода, как направления медико-социальной помощи 10
1.2. Социально - психологические особенности категории онкологических
больных 22
Глава II. Формирование компетенций субъектов паллиативного
ухода 39
2.1. Анализ компетенций субъектов паллиативного ухода 39
2.2. Разработка рекомендаций по созданию проекта образовательной
программы по дисциплине «Паллиативный уход» 63
Заключение 79
Библиографический список 87
Приложения 95


Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в разных странах мира наблюдается рост числа инкурабельных больных, остронуждающихся в получении паллиативной и медико-социальной помощи. Согласно заключению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), каждый год в мире отмечаются более 10 миллионов случаев в первый раз установленных онкологических заболеваний. Сведения отечественных исследователей подтверждают то, что ежегодно на земле от рака умирает более 5 млн. человек. В 2015 г. в Российской Федерации впервые отмечены 589 341 случаев злокачественных новообразований (в том числе 270 046 и 319 335 у больных мужского и женского пола сообразно). Увеличение этого показателя в сравнении с 2014 г. составило 4,0%. Алтайский край из года в год занимает верхние строчки в рейтинге самых неблагополучных по уровню онкозаболеваемости среди регионов России. Причин для этого, по крайней мере, две — эхо Семипалатинского полигона и улучшение ранней диагностики онкозаболеваний.
Не только инкурабельные больные, но и их семьи встречаются с бесчисленным количеством медицинских, психологических, физических, социальных и экономических проблем, вызванных болезнью близкого (потребность купировать болевой синдром, ослабления сложных телесных (соматических) проявлений болезни и оказание соответствующего общего ухода, необходимость психологической поддержки, затруднение финансовых проблем семьи и т.д.), всё это отрицательно сказывается на качестве их жизни. Кроме того, сами специалисты (медицинской, социальной, психологической и др. областей), оказывающие помощь таким больным, должны обладать рядом компетенций, который позволяет выполнять свою работу эффективно. Это дает возможность избежать профессионального выгорания субъектов помощи, возникновения психологического дискомфорта в межличностном взаимодействии, многих других проблем негативно отражающихся на эффективности паллиативного ухода. Вследствие этого, актуальным является изучение компетенций субъектов паллиативного при работе с онкобольными.
Степень научной разработанности проблемы. Особенности определения сущности феномена паллиативной помощи представлены в отечественной литературе такими учеными как Е. С. Введенская, Г. А. Новиков, О. П. Модников, А.К. Хетагурова, В. В. Миллионщикова, А. В. Гнездилов и др.
Вопросы осуществления паллиативной помощи в различных разделах здравоохранения описаны в работах Н. А. Осиповой, В. И. Чиссова, В. В. Старинского, И.В. Чаплина, Л.П. Никитина и др.
Исследование современного положения и перспектив развития паллиативной помощи отмечаются в трудах Г. А. Новикова, С. В. Рудого, В.В. Самойленко, А.В. Гнездилова и др.
Отдельные аспекты формирования компетентности будущих медицинских работников рассмотрены в работах И. Баляковой (формирование педагогической компетентности будущего специалиста со средним медицинским образованием); С. Бухальской (развитие педагогической компетентности преподавателей в системе методической работы медицинского колледжа); Л. Васильевой (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена); Г. Клищ (профессиональная подготовка врачей в университетах Австрии); С. Левковской (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских сестер); И. Радзиевской (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских сестер); Т. Тихоновой (формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в медицинском училище) и др.
Объект исследования: паллиативный уход за онкологическими больными.
Предмет: компетенции субъектов паллиативного ухода за онкологическими больными
Цель: проанализировать компетенции субъектов паллиативного ухода и разработать рекомендации по созданию проекта обучающей программы «Паллиативный уход».
Задачи:
1. Рассмотреть эволюцию развития паллиативного ухода, как направления медико-социальной помощи.
2. Проанализировать поведение онкологических больных с позиции социологического и психологического знания.
3. Выявить трудности в формировании компетенций субъектов паллиативного ухода, выделить основные подходы к анализу.
4. Определить основные направления формирования компетенций субъектов паллиативного ухода за онкобольными.
5. Сформулировать компетенции субъектов паллиативного ухода и разработать проект программы, позволяющей формировать эти компетенции.
Гипотезы:
1. Вероятно, паллиативный уход является направлением медико-социальной помощи, поскольку он направлен на решение проблем медицинского, социально-психологического характера больных и призван повышать качество жизни больного.
2. Возможно, в ситуации инкурабельности заболевания социальные и психологические проблемы онкологического больного актуализируются - выходят на передний план, наряду с медицинскими.
3. Возможно, основным подходом разработки компетенций субъектов паллиативного ухода является компетентностный подход.
4. Вероятно, что в России отсутствуют документы, образовательные программы, образовательные стандарты, описывающие набор компетенций специалистов, оказывающих паллиативный уход.
5. Представляется возможным, разработать рекомендации по созданию проекта обучающей программы «Паллиативный уход».
Теоретико-методологические основа исследования:
Теория структурно-функционального анализа (Роберт Мертон, Эмиль Дюркгейм и др.), теория структурации (Энтони Гидденсс), теория символического интеракционизма (Гарольд Гарфинкель), понимающая социологии (Макс Вебер), теория социальной мобильности (Питирим Сорокин) - позволяют рассматривать становление компетентностного подхода, а также отражают градацию понимания слова «компетенции».
Исторический подход, дает возможность рассмотрения эволюции паллиативного ухода. Его зарождение, реформацию, и сущность.
Философия качества жизни занимает центральное место в концепции паллиативного ухода. Качество жизни отождествляет самую суть паллиативного ухода, лежит в основе законодательства и является главной целью предоставления такого ухода.
Теория социальной работы опирается на гуманистические принципы, тем самым продвигая всестороннюю поддержку, которая так важна при оказании паллиативного ухода. Кроме того, именно теория социальной работы, акцентирует внимание на препятствовании эмоциональному выгоранию, которое является одной из главных трудностей субъектов в паллиативном уходе.
Концепция роли больного Т.Парсонса позволяет использовать её как теоретическую базу для стратегии развития паллиативного подхода, исследования процесса оказания помощи неизлечимо больным пациентам.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, научной литературы, контент-анализ интернет источников, экспертный опрос.
Эмпирическая база:
- результаты экспертного опроса «Компетенции субъектов паллиативной помощи».
- вторичный анализ результатов социологических исследований.
Научная новизна:
1. Впервые исследован паллиативный уход с позиции компетентностного подхода, рассмотрена его теоретико-методологическая составляющая, с позиции компетентностного подхода, а также описаны трудности в формировании компетенций субъектов паллиативной ухода.
2. На основании анализа нормативно-правовых документов, должностных инструкций и программ обучения выделены и описаны основные компетенции, которыми должны обладать субъекты: медицинские работники, социальные работники и другие лица, осуществляющие уход.
3. Изучена философия социальной работы, как основа развития паллиативного ухода.
4. Обоснована роль философии качества жизни и концепции роли больного Т. Парсонса, как теоретического основания для разработки и формирования компетенций субъектов паллиативного ухода.
5. Предложен проект обучающей программы по формированию компетенций субъектов паллиативного ухода.
Положения, выносимые на защиту:
1. Философия качества жизни является основанием для развитии паллиативного ухода и включает в себе физический, функциональный, эмоциональный и социальный аспекты. Все аспекты оказывают значительное влияние на больного и его семью.
2. Концепция Т.Парсонса дает возможность анализировать положение человека в ситуации «пациент». Это позволяет использовать полученные знания для высокой вероятностью пригодно для использования, поскольку получая знание такой ситуации, выстраивается та самая модель оказания помощи, к которой стремится паллиативный уход.
3. На современном этапе развития паллиативного ухода основной проблемой является процесс формирования компетенций ее субъектов, осуществляющих уход. Поскольку, в системе паллиативного ухода в настоящее время нет документа закрепляющего и определяющего компетенции субъектов паллиативного ухода.
4. Оптимальным является создание проекта обучающей программы
«Паллиативный уход», так как это позволит обозначить необходимые компетенции, которыми должен обладать специалист, оказывающий паллиативный уход,
Теоретическая значимость детерминирована тем, что собранный и разработанный материал облегчит поиск информации по вопросам компетентности специалистов, родственников и других лиц, оказывающих паллиативный уход.
Практическая значимость обусловлена тем, что разработанные рекомендации по созданию проекта обучающей программы «Паллиативный уход», позволяют разрешить проблему отсутствия утвержденных компетенций, которыми должен обладать специалист, осуществляющий паллиативный уход.
Апробация:
1. Медведева И. В. Формирование компетенций специалистов, оказывающих паллиативную помощь / Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Текст] : сборник статей. — Вып. 7 / под ред. О. Н. Колесниковой, Е. А. Попова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. — 418 с.
2. Медведева И.В, Социальная работа в системе паллиативного ухода: проблемы и перспективы. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: Материалы XII Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2015 г. Том 4
3. Т.А. Мазайлова, И.В. Медведева, Т.В. Сиротина. Развитие паллиативной помощи в сибирском федеральном округе: итоги и перспективы. Научный журнал Мир науки, культуры, образования №6 (49) декабрь 2014 г.
4. Медведева И.В. "Основы организации паллиативной и хосписной помощи "роль науки в развитии общества» : сборник статей Международной научно-практической конференции (20 декабря 2015 г., г. Казань). / в 3 ч. Ч.3 - Уфа: Аэтэрна, 2015. - 374 с.
5. Медведева И.В., Мазайлова Т.А. Социальная работа в системе
паллиативного ухода: проблемы и перспективы. Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб.научн.трудов / под общ. ред. С.Г. Чудовой, Ю.А. Калининой. - Электрон.текст.дан. -Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2014 - 94с. 15 дисков.
6. Медведева И.В. Оказание паллиативной помощи детям: проблемы разработки стратегии помощи / Труды молодых ученых Алтайского государственного университета : материалы Первой региональной молодежной конференции «Мой выбор — наука!», XLI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся ли- цейных классов. — Вып. 11.Декабрь 2014 — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 592 с.
7. Медведева И.В. Правовое обеспечение социальной работы с инкурабельными больными. Сборник научных статей международной конференции " Ломоносовские чтения на Алтае": фундаментальные проблемы науки и образования?', Барнаул,20-24 октября,2015. -Барнаул:Изд-во Алт.ун- та.2015.-3797с
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Паллиативный уход - подход (реализуемый на разных уровнях медицинской и социальной помощи), целью которого является улучшение качества жизни больных и членов их семей, оказавшихся перед лицом угрожающего жизни заболевания. Эта цель достигается путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию боли и других тягостных физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки. Целью паллиативной помощи, является максимальное повышение качества жизни.
Исследование эволюции формирования паллиативного ухода показало, что в историческом и философском ракурсах, она конструировалась в идейном равновесии милосердия, гуманизма, сострадания. Сформировавшись в направлении хосписного движения, паллиативный уход был ориентирован на предоставление помощи, преимущественно, инкурабельному больному, кем выступает онкологический пациент. За всю историю своего формирования паллиативный уход подвергался различным изменениям, как в своем определении, так и в содержании, он вышел за границы предоставления помощи больному, расширив свое пространство с помощью социального, клинического и психологического компонентов, которые охватывают самого больного, его семью и медицинских работников. Данная составная часть является звеном системы здравоохранения и неотъемлемым компонентом права гражданина на охрану здоровья. В основе паллиативного ухода, лежит философия качества жизни.
Философия качества жизни заключает в себе физический, функциональный, эмоциональный и социальный аспекты. Все аспекты оказывают значительное влияние на больного и его семью. Она занимает центральное место в паллиативном уходе. Категория онкобольных была рассмотрена в эмоциональном и социальном аспекте качества жизни.
Существуют две важных особенности ситуации больного в медицинской практике. Во-первых, сочетание беспомощности, отсутствие технической компетенции, и эмоциональные расстройства делают больного особенно уязвимым. Существует на самом деле очень реальная проблема, как, в такой ситуации, лечить человека, в особенности, если он не склонен принимать рациональные решения. Поэтому он открыт для целого ряда иррациональных и нерациональных убеждений и практик. Несмотря на современный рациональный подход к здоровью посредством прикладной науки, (это скорее исключение, чем правило), в нашем обществе есть, даже сегодня, очень большой объем "суеверий" и другие неправительственных или иррациональных верований и практик в области здравоохранения. Не представляется возможным, утверждать, что медицинская профессия либо имеет монополию рационального знания и методы, или свободна от других типов элементов, однако объем таких явлений вне рамок регулярной медицинской практики является грубым показателем этого фактора. Кроме того, важно обозначить необходимость помощи здоровым, так как солидарность семьи накладывает очень сильное давление на здоровых ее членов. Более того, эмоциональные отношения в семье носят такой характер, что болезнь одного из ее членов создает несколько иные эмоциональные проблемы у пациента, которые затрудняют работу врача. В таком случае, можно сделать вывод, что основные проблемы роли самого пациента являются общими для медицинского коллектива и личного круга, с которым врачи контактируют в своей практике. Иногда роль этого круга, значительно облегчает работу врача. В любом случае совершенно очевидно, что роль членов семьи имеет действительную значимость ситуации пациента. Особенно данная роль, прослеживается как раз в ситуации оказания паллиативной помощи.
Концепция Т.Парсонса дает нам возможность наблюдать всю ситуацию явления «пациент». Это с высокой вероятностью пригодно для использования, поскольку получая знание такой ситуации, выстраивается та самая модель оказания помощи, к которой стремится паллиативный уход. А именно, комплексность, ресурсность, снижение психологического напряжения - и все то, что стимулирует качество жизни пациента.
Онкозаболевание, является единым патологическим процессом, стимулирующим рождение новых, мутированных (дефективных) клеток, рост которых бесконтролен. В практике паллиативного ухода особое место занимают пациенты, страдающие онкологическими заболеваниями. Работа с такими больными лежит в плоскости медицины, социальной работы, психологии. Бесспорно - каждая болезнь влияет на социальный характер жизни больного.
Отражение болезни в переживаниях, эмоциях пациента, его мысли, чувства называют понятием внутренняя картина болезни (ВКБ). Кроме переживаний, физической направленности, важную часть составляют эмоциональные переживания. Существует типология способов реагирования на тяжелое соматическое заболевание. Взаимодействие с определенными типами больных, может вводить врача в состоянии психологического дискомфорта. Однако, понимание психологической подоплеки конкретного типа поведения больного, в значительной степени облегчает врачу понимание его
потребностей, ожиданий, страхов и эмоциональных реакций, а также
оптимизирует организацию процесса взаимодействия, с использованием
определенных инструментов влияния. Типология реагирования презентует,
неоднозначность реакций человека на свою болезнь. Данная информация, должна ориентировать на поиск наиболее подходящего, комфортного, индивидуального подхода к лечению конкретного пациента. Понимание социально-психологических особенностей онкологических больных, напрямую связано с формированием компетенций субъектов паллиативного ухода. Так, была рассмотрена функциональная часть философии качества жизни.
Компетентностный подход в научной и в социальной среде со временем значительно усложняется. Политики и практики инициативно вводят «компетентностью подходы» к управлению и к образованию (включая, начальное и дошкольное образование). Теоретики распространяют большое количество классификаций компетенций и компетентностей. Представители разнообразных национальных устоев умножают несоответствие в
использовании одних и тех же понятий. Европейские аналитики наблюдают сформировавшийся в мире «конфуз», осложняющийся, с одной стороны, неконтролируемым процессом дифференциации составляющих
компетентностной сферы, реализуемым исследователями, и с другой стороны, усиленным обращением практиков к понятиям данной смысловой группы («Ключевые компетенции Евросоюза»; «Компетентностный подход в образовании» и т.д.).
Анализ компетенций субъектов паллиативного ухода, дает возможность выделения следующих компетенций: Основные компетенции, необходимые при оказании паллиативного ухода (по версии Белой Книги ЕАПП): это реализация фундаментальных принципов паллиативной помощи; обеспечение физического комфорта больного; удовлетворение психологических, социальных, духовых и потребностей; удовлетворение потребностей членов семьи, осуществляющих уход; принятие решений по вопросам паллиативной помощи в сфере этики; координирование комплексности помощи; развитие межличностного общения; повышение профессиональной квалификации.
Отечественное законодательство позволяет вычленить следующие компетенции врачей паллиативной медицины: предоставлять паллиативную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; наблюдать за больными, соблюдая определенную динамику; назначать и выписывать наркотические и психотропные препараты для обезболивания; направлять больных по медицинским показаниям в стационарные условия; организовывать консультации со специалистами; оказывать социально-психологическую помощь пациентам и их родственникам; взаимодействовать с системой социального обслуживания; обучать больных, родственников и других лиц, ухаживающих за больным навыкам ухода; повышать профессиональную квалификацию; вести документацию и учет больных, нуждающихся в паллиативном уходе; осуществлять уход за пациентами; организовывать сопровождение мероприятий по повышению доступности и качества паллиативной медицинской помощи; содействовать родственникам в решении социальных и юридических вопросов; внедрять в практику работы современные методы ухода за пациентами.
Компетенции врачей онкологов по паллиативному уходу: участие в проведении паллиативной помощи онкологическим больным; определение комплекса мер по достижению лучшего качества жизни пациентов; направление больных в отделения паллиативной помощи, хосписы и др.; знание вопросов предоставления паллиативной помощи онкологическим больным при противоопухолевой терапии и в терминальных стадиях болезни.
Компетенции родственников и лиц, осуществляющих уход за больными: знать принципы ухода за больным, а именно безопасность, конфиденциальность, уважение достоинства больного, независимость, общение; знать возможные проблемы больных, связанные с продолжительной обездвиженностью; знать правила соблюдения собственной безопасности, а именно инфекционной безопасности; уметь предоставлять первую медицинскую помощь вне лечебного учреждения; уметь осуществлять общий уход за больным; уметь измерять артериальное давление, пульс, температуру.
Компетенции социальных работников, основаны на взаимодействии с клиентами, страдающими от острой боли, вызванной смертельным заболеванием, которое, в большинстве своем, приводит смерти биологического организма. Компетенции в данном ракурсе, акцентируются на оказании консультативной, психологической и юридической поддержки не только больным и их семьям, но и специалистам, входящим в коллектив специалистов учреждений, оказывающих паллиативный уход. Таким образом, данные компетенции носят многоаспектный характер, который ориентирован не только на разностороннее образование социального работника, компетентность в законодательстве, но и на существование определенных личностных особенностей, позволяющих умирающим больным и их семьям доверительно взаимодействовать с этой категорией социальных работников.
В процессе исследования официального сайта Алтайского краевого онкологического диспансера было обнаружено, что данные о компетенциях субъектов паллиативного ухода отсутствуют. Изучение программ обучения Алтайского государственного медицинского университета показало: что в программах подготовки к вступительным испытаниям интернатуры и ординатуры по профилю «онкология» также отсутствует паллиативный уход. Однако, на факультете высшего сестринского образования в вариативной части профессионального цикла дисциплин указана паллиативная помощь. В программе образования социальных работников мало внимания уделяется смерти, как финалу биологического существования. В большинстве случаев смерть - табу в стенах образовательных учреждений. Отсутствие знаний о смерти ограничивает возможности социальной работы и паллиативной помощи в частности и наше мировоззрение в целом. Выше перечисленные причины, обуславливают отсутствие преподавания социальным работникам основ паллиативного ухода.
В результате проведенного исследования подтвердились все выдвинутые гипотезы. В ходе исследования удалось установить следующее:
Компетенции, утвержденные Белой Книгой Европейской ассоциации паллиативной помощи далеки от отечественной практики оказания медицинскими работниками паллиативной помощи. Ситуация с формированием компетенций субъектов паллиативного ухода достаточно спорная, и находится в Алтайском крае только в начале своего развития. В современное время паллиативный уход находится еще в начале своего развития. Отсутствуют обучающие программы для психологов и социальных работников. В то время как, не все медицинские работник обучаются по направлению «паллиативный уход». Отсутствие обозначенных компетенций зачастую связано с отсутствием ресурсов в России для организации кабинетов, отделений, обученных специалистов и т.д. для оказания паллиативного ухода.
Ввиду вышеперечисленных причин, рекомендовано рассмотрение проекта обучающей программы «Паллиативный уход», направленного на усовершенствование качества паллиативного ухода и формирование базовых компетенций, которыми должен обладать специалист, осуществляющий паллиативный уход.
Предполагается, что социальные работники могут и должны выступать связующим звеном для формирования компетенций врачей по части развития социально - психологических знаний и навыков работы с пациентом.



1. Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 187н "Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru - Загл.с экрана.
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8959-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya- i-sotsialnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-ot-23-iyulya-2010-g-541n-ob- utverzhdenii-edinogo-kvalifikatsionnogo-spravochnika-dolzhnostey-rukovoditeley- spetsialistov-i-sluzhaschih-razdel-kvalifikatsionnye-harakteristiki-dolzhnostey- rabotnikov-v-sfere-zdravoohraneniya - Загл.с экрана.
3. Абузарова, Г.Р. Фармакотерапия хронического болевого синдрома у взрослых пациентов при оказании паллиативной помощи в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях: методические рекомендации / Г.Р. Абузарова, Л.М. Александрова, В.П Тюрин, Н.М Николаева . - М : ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена Росмедтехнологий», 2012. - 47 с.
4. Агапов, Е. П. История социальной работы / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - M : Дашков, 2009. - 256 с. - 1000 экз. - ISBN: 978-5-394-01818-3
5. Ананина, О.А. Онкологическая заболеваемость в административных центра Сибирского федерального округа : Сибирский онкологический журнал. - ISSN 1814-4861. 2014, Приложение 1, № 4. - 1000 экз.
6. Ахмедов, Т. И. Онкологические заболевания с позиций общей теории систем и психологического подхода: Медицинская психология / Т. И. Ахмедов, О. С. Балабуха. 2006, № 4. - с. 16-19. - ISSN 2308-6300.
7. Билык, Л. В. Структурные компоненты паллиативной компетентности медицинских работников среднего звена: Педагогика высшей школы. 2015, №1. — с. 22-25. - 500 экз. - ISSN 2410-7352.
8. Вакансия врач паллиативной медицины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hh.ru/vacancy/10020152 - Загл. с экрана.
9. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей / Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс. - СПб: Изд-во НИПНИ им. В.М.Бехтерева, 2005. - 32 с.
10. Введенская, Е.С. Наука и искусство облегчения страдания больного
в последние дни жизни: Лечащий врач. 2012, №8. - с. 96 - 101. - рис. -
Библиогр.: с. 100 (22 назв.) . - ISSN 1560-5175.
11. Введенская, Е. С. Паллиативная помощь: быть рядом с больным до конца. - Нижний Новгород.: Издательство НГМА, 2011. - 354 с. : ил. ; 21 см. - Библиогр. в конце гл. - 500 экз. - ISBN 978-5-9783-0075-8.
12. Введенская, Е.С. Паллиативная помощь - инновационное направление общественного здравоохранения: Медицинский альманах. 2012, №4. - с. 18-21.
13. Введенская, Е.С. Проблемы организации паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным на региональном уровне / Социальные аспекты здоровья населения: электрон. науч. журн. 2012, №3 (25) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view /407/30/lang,ru/. - Загл. с экрана.
14. Введенская, Е.С. Смертность больных на дому и необходимость организации паллиативной помощи в конце жизни: Медицинский альманах. 2013, №5 (28). - с. 71-74
15. Гнездилов, А. В. Проблемы хосписной службы в России / Материалы Конференции «Всем миром против рака». - М., 2001 - с. 24-25.
16. Гроф, С., Хэлифакс, Дж. Человек перед лицом смерти / Пер. с англ. А. И. Неклесса. - М : 1996. - 246 с. - ISBN 5 - 88389 -009-198В (03)-96
17. Давыдов, М. И. Психоонкология / Психические расстройства в общей медицине. 2007, № 3. - с. 3
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ