Глава 1.Теоретико-методологические основы исследования социальной рекламы и социальной журналистики 7
1.1. Методологические подходы изучения социальной рекламы и
социальной журналистики и их характеристика 7
1.2. Сущность и функции социальной журналистики 12
1.3. Сущность, функции и виды социальной рекламы 25
Глава 2.Эмпирическое исследование ресурсов социальной рекламы и печатных средств масовой информации в социальной работе
Алтайского края 43
2.1. Тематика социальной направленности СМИ в Алтайском крае.
Методические рекомендации по использованию печатных сми в социальной работе 43
2.2. Социальная реклама в оценках населения: результаты опроса 53
2.3. Содержание уличной социальной рекламы в городе Барнаул. Методические рекомендации по улучшению социальной рекламы.
61
Заключение 65
Список литературы 68
Актуальность темы. Современное общество часто называют информационным, т.е. обществом, в котором, согласно ряду концепций, основным фактором общественного развития признаются создание и использование индустрии информации. В пользу этого говорит значительное увеличение информационных источников, вместе, с чем происходит как увеличение, так и ухудшение качества получаемой информации. Следствием этого стало осложнение донесения необходимой информации до населения.
Такое положение влияет на профилактическую деятельность социальных служб. Профилактика является важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних стадиях. Она позволяет с меньшими затратами снять остроту социальной проблемы и повернуть процесс в более благоприятную сторону. Социальная профилактика - научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функционального состояния и предотвращения возможных негативных процессов жизнедеятельности. Социальная профилактика создаёт предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. В этой связи можно согласиться с точкой ряда исследователей проблем социальной работы, что в профилактике нуждается все население. Современный подход к социальной работе должен использовать технологии, способные более эффективно решать профилактические задачи. По этой причине актуально исследовать социальную журналистику и социальную рекламу на возможность использования в практике социальной работы.
Степень изученности проблемы. Наиболее крупный вклад в исследования по применению технологий социальной журналистики и социальной рекламы в практике социальной работы внесли Р.Г. Иванян, О.С. Бухтерева, А.Ю. Домбровская. Р.Н. Ибатулин.
Теоретические аспекты использования социальной рекламы и социальной журналистики поднимались в работах Р.В. Дыкина, Р.В. Риватулина , М.А. Дорониной , М.А.Бережной.
Однако, анализ существующих на сегодняшний день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что возможности использования технологий социальной журналистики и социальной рекламы изучены недостаточно, хотя и заслуживают, на наш взгляд, к себе пристального внимания.
Объект исследования: социальная реклама и средства массовой информации.
Предметом исследования: социальная журналистика и социальная реклама как технологии социальной работы.
Цель исследования: раскрыть содержание и способы применения технологий социальной рекламы, и социальной журналистики в практике социальной работы.
Задачи, поставленные в процессе исследования:
1. Определить степень использования социальной журналистики и социальной рекламы в практики социальной работы.
2. Выявления сущности и функций социальной журналистики, и социально рекламы.
3. Анализ печатных средств массовой информации на возможность использования в практики социальной работы.
4. Оценка тематическую насыщенность уличной социальной реклам в городе Барнаул.
5. Разработка методологических рекомендаций по использованию технологий социальной рекламы и социальной журналистики в практике социальной работы.
Гипотезы исследования:
-возможно, технология социальной журналистики может быть использована в практики социальной работе;
- вероятно, технологию социальной рекламы можно использовать в практики социальной работе;
-вероятнее всего на данный момент профилактические свойства печатных средства массовой информации не используются социальной работой;
-возможно, уличная социальная реклама в городе Барнаул не имеет должной тематической насыщенности.
Методологические основы исследования:
Исследование базируется на системном подходе (Социальная реклама-система, социальная журналистика - система) Л Берталанфи , И.Миллере, Праксиологический подход (Социальная журналистика как деятельность) Т. Котарбинский, Социально-технологические подход (Социальная журналистика как технология, социальная реклама как технология) . Стефанов , М. Марков Для решения поставленных в работе задач используются следующие методы: теоретические (сравнение, анализ, синтаксис научной литературы); эмпирические: (анкетирование, анализ работы социальных служб г. Барнаула и края); количественные и качественные методы обработки данных.
Эмпирическую базу исследования составляли информационные сообщения сети интернет, нормативно правовые документы, материалы периодической печати, социальная реклама города Барнаул.
Научная новизна:
-Раскрыта сущность использования технологий социально рекламы и социальной журналистики.
-Разработаны методические рекомендации использования социальной рекламы и социальной журналистики в практике социальной работы.
Теоретическое значение:
1. Теоретически обосновано использование социальной рекламы и социальной журналистики в практики социальной работы
2. Систематизированы основные направления применения технологий социально рекламы и социальной работы
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Технологии социальной рекламы и социальной журналистики не достаточно используются в практики социальной работы, несмотря на наличие теоретических и эмпирических исследований их эффективности
2. Технология социальной журналистики в силу минимального
использования в практики социальной работы считается инновационной. Возможно, использовать технологию в информационно профилактических целях с воздействием на широкие массы населения.
3. Результативность применения технологий социальной рекламы, и социальной журналистики зависит от следующих индикаторов: «ресурсность», «эмоциональная вовлечённость», «способа представления необходимой информации».
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы специалистами социальной работы в информационно профилактических целях.
Структура работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы.
Очевидно, что существующая система профилактики нуждается в внедрение новых методов. Таким новым методом может стать применения социальной журналистики и социальной рекламы. Оба ресурса за время своего существования накопили достаточную теоретическую и эмпирическую базу, готовую к применению в практики социально работы. Стоит так же отметить уровни распространения, социальной журналистики и социальной рекламы, возможно, использованы как на уровне региона, так и на федеральном уровне.
Данные технологии требует объединения усилий разных профессий, но способны улучшить эффективность существующей системы социальной профилактики. При этом не достаточно просто внедрить социальную журналистику и социальную рекламу как технологии социальной работы, необходимо создать профилактическую систему с инструментарием, который смогут использовать социальные службы различных уровней.
Не смотря на наличие теоретической базы использования социально рекламы и социальной журналистики, существуют сложности для использования данных ресурсов. Необходимо создания структуры взаимодействия между социальными службами и средствами массово информации, для чего необходимы изменения в федеральных законах «о средствах массовой информации» и «о рекламе», с целью конкретизации использования данных ресурсов социальными службами.
Можно выделить основные направления по использованию социальной журналистики в практики социальной работы: самоорганизация граждан для решения собственных проблем, проблемы незащищённых слоёв населения, проблемы молодёжи и нравственного воспитания, социально - трудовые вопросы. Анализ печатных средств массовой информации в Алтайском крае свидетельствует о не достаточности материалов по данным направлениям, например освещению способов самоорганизации граждан для решения собственных проблем практически не уделяется внимание, хотя для социальной профилактики это имеет ключевое значение. Особенно, эта ситуация негативно сказывается на профилактике в сельской местности, где газеты являются одним из основных источником информации.
Таким образом, существующая система предоставления профилактической информации через печатные СМИ нуждается в изменении.
Другая ситуация с уличной социальной рекламой. Социальная реклама, по мнению опрошенных, считается важным ресурсом профилактики. Уже давно доказана эффективность влияния социальной рекламы, сопоставления тем которые нуждаются в освещении социальной рекламой и тем освещённых социальной рекламой в городе Барнаул показали недостаточность количества уличной рекламы. Провисание некоторых тем связанно с отсутствием участия социальной работы в создании социальной рекламы. С учётом высокого психологического влияния социальной рекламы, отсутствие ряда тем в ее освещении ведет к снижению профилактических результатов в рамках города.
На данный момент социальная работа практически не использует ресурс социальной рекламы и социальной журналистики. Но разработка методов использование социальной рекламы и социальной журналистики в практике социальной работы может существенно улучшить профилактическую деятельность социальных учреждений. Это не только возможно, но и необходимо, в рамках современного информационного общества.
Подводя итог, можно сделать вывод, что поставленные перед нами задачи выполнены, а гипотезы доказаны.
1) Аренс, К. Современная реклама/ К. Аренс, Ф. Михаэль . - Москва: Эксмо, 2011. - 875 с.
2) Астахова, Т. В. Связи с общественностью, для третьего сектора / Т. В. Астахова. - Москва: Знак, 2008. - 300 с.
3) Белянин, А. Б. Социальная реклама как социально коммуникативный феномен / А. Б. Белянин . - Астрахань: 2007. - 650 с.
4) Богданова, А. Социальная реклама. Что делать? / А. Богданова // Рекламодатель: теория и практика № 11 . -Москва. 2008 -С. 14-29.
5) Буткевич, Ю. А. Реклама как форма социальной коммуникации / Ю. А. Буткевич. - Москва, 2011. -540 с.
6) Ванова, А. Стереотипы социальной рекламы / А. Ванова // Рекламодатель: теория и практика. - 2010. - № 3. - С. 71-76.
7) Вяльба, Ю. А. Причины социального нездоровья общества / Ю. А. Вяльба // Клуб «Реалисты». - 2007. - № 33. - С.13-17.
8) Гангнус, А. А. Возрождая культуру, мы возрождаем нацию / А. А. Гангнус // СИМПТОМ. - 2009. - № 6. - С. 60-61.
9) Гаранина, О. Д. Религия: фактор разрушения или укрепления системы «человек - государство» / О. Д. Гаранина // Клуб «Реалисты». - 2014. - № 25. - С. 46-53.
10) Герасимов, В. М. Формирование и функционирование общественного мнения в политической сфере / В. М. Герасимов. - Москва: Эксмо, 2014. - 240 с.
11) Горбунова, Л. В. Общественное мнение: особенности формирования/ Л.В. Горбунова. - Москва: Дрофа, 2011. - 230 с.
12) Горменко, Г. Н. Массовая коммуникация в системе детерминации преступности / Г. Н. Горменко, Г. Г. Горшенков. - Сыктывкар : СГУ, 2008. - 180 с.
13) Гумбатов, Ф. Д. Роль СМИ в реализации государственной и социальной политики / Ф. Д. Гумбатов. - Москва: Либерия, 2010. - 220 с.
14) Дмитриев, А. В. Неформальная политическая коммуникация / А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, А. Т. Хлопьев. - Москва : Росспэн, 2009. - 197 с.
15) Жуков, В. И. Социальная политика и социальное образование в России / В. И. Жуков.- Москва: Союз, 1998. - 320 с.
16) Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов - Москва: Славяндиалог, 2009. - 334 с.
17) Ильичев, В. И. Объединение молодежи России на основе общенациональной патриотической идеи / В. И. Ильичев // Клуб «Реалисты». - 1996. - № 24. - С. 36-38.
18) Капитонов, Э. А. Организация службы связей с общественностью / Э. А. Капитонов. - Ростов на Дону: СКАГС, 2007. - 68 с.
19) Ковалева, А. В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения : монография / А. В. Ковалева .- - Барнаул: Изд-во АГУ, 2006. - 171 с.
20) Коломиец, В. П. Реклама в социологическом видении / Коломиец В. П. // Социология и политология. - 2001. - № 1. - С. 165-170.
21) Конецкая, В. П. Социология коммуникации. - Москва: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 2007. - 302 с.
22) Крапухин, А. И. Этический аспект PR-деятельности в социальных медиа / А. И. Крапухин // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 6. - С. 53-60.
...