Глава 1. Права потребителей туристических услуг 8
1.1. Понятие и особенности правового регулирования туристической
деятельности 8
1.2. Правовой статус потребителя туристических услуг 21
1.3. Права потребителей туристических услуг 30
Глава 2. Глава 2. Защита прав потребителей туристических услуг 46
2.1. Формы защиты прав потребителей туристических услуг 46
2.2. Способы защиты прав потребителей туристических услуг 58
2.3. Анализ судебной и административной практики в сфере защиты прав
потребителей туристических услуг, формирование выводов 68
Заключение 74
Библиографический список 77
Право на отдых, а именно, право на отпуск, свободу путешествий и туризма относятся к естественным и неотъемлемым правам человека, закрепленных в нормативно правовых актах многих стран в качестве элементов развития человеческой личности. Конституция Российской Федерации признает за каждым гражданином право на отдых, гарантирует ежегодный оплачиваемый отпуск, охрану здоровья и свободу передвижения. У государства возникают обязательства по предоставлению гражданам доступа к путешествию и туризму с целью реализаций права на отдых.
За последние десятилетие туризм стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Российское законодательство указывает, что государство признает туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики. Особое значение в Российской Федерации уделяется развитию внутреннего туризма, повышения его качества и создание конкурентоспособного российского турпродукта. Одной из причин растущей популярности внутреннего туризма стал экономический кризис, но так же и политические события в стране сыграли большую роль. В этих целях развития туризма в стране принята федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
Активное развитие туризма внутри Российской Федерации, так и растущие потоки выезжающих на отдых за рубеж россиян - все это на сегодняшний день требует законодательной защиты российских туристов от недобросовестного выполнения своих обязанностей туристскими компаниями.
Актуальность темы исследования обуславливается многочисленными проблемами в туристической индустрии за последнее время, среди которых особо выделяются нарушения прав потребителей туристических услуг. Данные нарушения явились основными причинами для совершенствования законодательства с целью защиты прав потребителей туристических услуг. Защита прав потребителей туристического продукта является одним из основных приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении защиты прав потребителей туристических услуг, выработки рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в сфере защиты прав потребителей туристических услуг.
Для реализации цели диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:
- определение понятия и особенностей правового регулирования туристической деятельности;
- изучение правового статуса потребителя туристических услуг;
- определение прав потребителей туристических услуг;
- исследование форм защиты прав потребителей туристических услуг;
- исследование способов защиты прав потребителей туристических услуг;
- анализ судебной и административной практики в сфере защиты прав потребителей туристических, формирование выводов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оказания туристических услуг и защиты прав потребителей.
Предмет исследования являются научные взгляды по проблемам защиты прав потребителей в сфере туристских услуг, а также законодательство, регулирующее отношения в сфере оказания потребителям туристических услуг, материалы судебной практики.
Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектический метод познания, общенаучные методы и приемы познания (анализ, аналогия, сравнение), а также ряд специально-юридических методов (нормативно-аналитический, сравнительно-правовой).
Нормативно правовую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей» и иные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность. В работе также использовались материалы международно- правовых договоров и соглашений.
Основой диссертационного исследования послужили научные труды ученых-правоведов, таких как М.Б. Биржаков, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Н.И. Волошин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, А.П. Сергеев, Е.Л., Гусчтникова Д.Е., Писаревский Е.Л. и других, посвященные проблемам правового регулирования обязательств по оказанию услуг в туристической индустрии и защиты прав потребителей туристических услуг.
Структура диссертационной работы обусловлена целью и задачами исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовое регулирование туристической деятельности представляет собой систему нормативно-правовых актов, которые воздействую на общественные отношения, возникающие при оказании и предоставлении туристических услуг. Одним из приоритетных направлений правового регулирования туристической деятельности является разработка и принятие нормативно-правовых актов, стимулирующих и организующих деятельность субъектов туристической индустрии, в целях защиты прав и интересов потребителей туристических услуг.
2. Турист - это потребитель туристической услуги, реализующий своё право на отдых посредством заключения им договора на туристическое обслуживание. Одна из главных особенностей в том, что турист является потребителей услуги и, следовательно, находится под защитой законодательства о защите прав потребителей. Согласно данному закону потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, либо приобретающий или использующий, товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В итоге следует предложить следующее определение туриста:
турист - это потребитель туристической услуги, реализующий свое конституционное право на отдых посредством заключения договора на туристское обслуживание для организации им посещения страны (места) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 ч до шести месяцев подряд или осуществлением не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
3. Правовой статус туриста в туристской деятельности отражает его права и обязанности. Закрытый перечень прав туристов при подготовке к путешествию и во время его совершения, содержать в статье 6 Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». На основании того, что турист - это потребитель туристической услуги, его права значительно шире. Турист, как потребитель услуг имеет право на оказание туристических услуг, качество которых соответствует договору, имеет право на предоставление достоверной информации об услуге, об её исполнителе, имеет право на безопасное оказание услуг, имеет право на расторжение договора, а также имеет право на судебную защиту.
4.Защита прав потребителей туристических услуг имеет ряд особенностей: во-первых, источником правового регулирования отношений в сфере оказания туристических услуг Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон РФ «Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации»; во-вторых, обязателен претензионный порядок предъявления требований к исполнителю услуг за некачественное их оказание. Следует отметить, что не соблюдение данного порядка является основание для отказа судом в рассмотрении искового заявления; в-третьих, туристы при обращении с иском в суд в случае нарушения прав, как потребителей туристических услуг освобождаются от уплаты государственной пошлины, а так же подсудность по искам в защиту потребителей туристических услуг определяется истцом; в-четвертых, потребитель туристических услуг имеет право на компенсацию морального вреда; в-пятых, в случае оказание туристических услуг ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков, а также взыскание неустойки в случае нарушения сроков оказания услуг и нарушения срока досудебного рассмотрения требований турусов.
5.На основе анализа судебной и административной практики по вопросам защиты прав потребителей туристических услуг был сделан вывод в том, что нарушения прав потребителей в сфере туризма остаются на сегодняшний день одно из самых распространённых явлений . Причиной таких нарушений, прежде всего, является недостаточное
правовое регулирование туристической деятельности. Поэтому главной задачей государства должно стать внесение изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в целях защиты потребителей туристических услуг, а так же усилить контроль исполнителями туристических услуг.
Диссертация состоит введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Объем исследования
соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного вида.
Туристская индустрия в Российской Федерации является активно развивающейся отраслью экономики, реализующей конституционное право каждого человека на отдых, в связи, с чем защита прав потребителей в данной области актуальна как никогда, в силу ее социальной значимости.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами.
Турист является центральной фигурой в туристической индустрии.
Турист это гражданин, посещающей страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Турист как потребитель услуги это заказчик туристского продукта, туристической услуги, имеющий намерение заказать или заказывающий и использующий туристский продукт исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При подготовке к туристической поездке и вовремя её совершения потребитель туристической услуги имеет право:
- на необходимую и достоверную информацию об оказанной услуге, исполнителе услуг;
- на качественное оказание туристических услуг;
- на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранность своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
- на возмещение убытков, неустойки и компенсации морального вреда в случае невыполнения условий согласно договору на оказание туристических услуг.
Защита прав является основополагающим институтом Российского законодательства. Защита прав потребителей туристических услуг представляет собой восстановление условий существующих до того, как права туристов были нарушены, а так же это превентивные меры влияния, направленные на запрещения ущемления прав потребителей туристических услуг.
Основными формами защиты прав потребителей туристических услуг является административная и судебная форма. К основным способам защиты прав туристов относятся возмещение убытков, взыскание неустойки и компенсации морального вреда.
Анализ практической деятельности контролирующих органов и судебных органов в сфере защиты прав потребителей туристических услуг, анализ государственного доклада управления Роспотребнадзора показал рост количества правонарушений и обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей в сфере туризма.
Основными нарушениями в сфере туризма выявление по итогам изучения существа обращений граждан и материалов надзора являются:
- нарушения по включению в договоры условий, ущемляющих права потребителей;
- непредставление надлежащей и достоверной информации о туристической услуге;
- нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью потребителей.
Таким образом, правоприменительная практика последних лет и события в туристической индустрии показали, что нормативно-правовая база по защите прав потребителей в сфере туристического обслуживания на данный момент не может в полной мере защитить права российских туристов. Данные обстоятельства актуализируют необходимость совершенствования законодательства о защите прав потребителей в сфере туристских услуг. Контроль за соблюдение законодательства по защите прав потребителей требуют не только наличия качественной нормативно-правовой базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль органов исполнительной власти, контролирующих органов, органов местного самоуправления и
общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональных уровнях.
Нормативно правовые акты
1. Манильская декларация по мировому туризму, принятая Всемирной конференцией по туризму. Манила (Филиппины) 1980 г., 27 сентября - 10 октября 1980 г. // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
2. Документ Акапулько, принятый Всемирным совещанием по туризму.
Акапулько (Мексика), 21 - 27 августа 1982 г. // Волошин Н.И.
Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
3. Хартия туризма и Кодекс туриста, одобренные резолюцией 1 VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации. София (Болгария), 22 сентября 1985 г. // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
4. Гаагская декларация по туризму, принята в Гааге 10-14 апреля 1989 г. // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
5. Директива Совета Европейского экономического сообщества «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» от 13 июня 1990 г. № 90/314/ЕЕС (Люксембург) // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
6. Декларация по туризму Принятая Всемирной конференцией министров по туризму Осака (Япония), 04 ноября 1994 г. // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
7. Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей
Международного бюро социального туризма, 12 сентября 1996 г. Монреаль (Канада) // Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - С. 390.
8. Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Панама о сотрудничестве в области туризма (соглашение от 04.05.2007 г.) // Наумова Р.Л. Ценность сравнительного правоведения: на примере законодательства о туризме // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2014. - № 3. - С. 56-98.
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области туризма (соглашение от 10.01.2003 г.) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). - 2014. - № 3. - С. 56-98.
10. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (ред. 04.08.2014) // Собрании законодательства РФ
- № 31. - Ст. 4398.
11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994.
- № 32.- Ст. 3301.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
13. Воздушный кодекс Российской Федерации: от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 24.03.1997. - № 12. - Ст. 1383.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. - - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
15. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. - 02.12.1996. - № 49. - Ст. 5491.
16.О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: Федеральный закон от 03.05.2012 № 47-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собрание законодательства РФ.- 07.05.2012. - № 19. - Ст. 2281.
17.Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 14.10.2014, с изм. от 25.06.2015) //
Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009. - № 30. - Ст. 3735.
18. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. - 27.12.2004. - № 52 (часть 1). - Ст. 5270.
19.О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996.- № 3. - Ст. 140.
20.О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 28.11.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 12.08.1993.- № 32. - Ст. 1227.
...