Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе (Забайкальский государственный университет)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 5
1.1. Общие сведения о познавательных универсальных учебных действиях 5
1.2. Текстовые задачи и методы их решения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 24
2.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач арифметическим методом 24
2.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач алгебраическим методом 34
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Библиография 53
На современном этапе приоритетной задачей является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование потребности к саморазвитию, а также применение теоретических знаний в практической деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, необходимо предусматривать не только поставленные предметные и личностные результаты, но и также метапредметные, которые включают в себя универсальные учебные действия.
В структуру универсальных учебных действий включаются познавательные УУД, сущность которых заключается в осознанном выборе наиболее эффективного метода решения задачи, создание схем для решения задач, установлении причинно-следственных связей, выдвигать предположения и обосновывать полученный ответ. Исходя из этого, необходимо создать благоприятные психолого-педагогические условия, а также эффективную учебную деятельность посредством использования различных видов текстовых задач, в том числе анализировать полученные результаты, что позволяет достичь умения выполнять действия в общественно-значимой ситуации.
Тем не менее, проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся средних классов в процессе обучения решению текстовых задач является малоизученной.
Именно это и послужило обоснованием выбора темы исследования.
Цель исследования: разработать учебно-методические материалы по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математики в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «познавательные учебные действия».
2. Провести анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
3. Выявить методические особенности по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Методы исследования: анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования,
Познавательные универсальные учебные действия в учебной деятельности являются неотъемлемой частью и способствуют эффективному выполнению действий в рамках поставленного задания. Эффективность формирования познавательных универсальных учебных действия определяется способностью учащихся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, развивать умения и ключевые компетенция в рамках школьного предмета, осуществлять самообразование и саморазвитие. Во время обучения необходимо осуществлять мониторинг формирования познавательных универсальных учебных действий с целью выявления уровня сформированности и своевременной коррекции, чему способствуют различный диагностический инструментарий. Как было отмечено ранее, на развитие познавательных универсальных учебных действий оказывает школьный курс обучения математике. Это связано с тем, что математика имеет такой содержательный аспект, который позволяет организовать различными способами процесс обучения в соответствии с ФГОС нового поколения. Кроме того, в образовательной программе математики основной школы большая часть учебного времени отводится решению текстовых задач, которая выступает структурной единицей общего математического образования. В настоящее время широкое распространение получает термин «текстовая задача». Под текстовой задачей понимается постановка проблемной ситуации на математическом языке и предполагает решение посредством выполнения арифметических действий, а также определения характера отношений между структурными компонентами.
Выполнение требований, которые представлены в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в процессе обучения решению задач арифметическим способом, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Арифметический метод относится к традиционным способам решения задач. В частности, используется в средней школе. Данный способ имеет целый ряд преимуществ, которые заключаются в анализе и синтезе задачи на высоком уровне. Под алгебраическим способом решения задачи понимается поиск вариантов решения на поставленный вопрос посредством составления уравнений или неравенств. Одна и та же задача может решаться различными алгебраическими способами, что требует составление уравнений или неравенств, отличающихся по своему содержанию и различные логические связи между известными и неизвестными данными. В процессе алгебраического способа решения задачи формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: строить логические рассуждения на основе сформированной математической терминологии; ставить вопросы, находить самостоятельно ответ на поставленный вопрос, приводить аргументы и факты для доказательства или опровержения выполняемых действий; определять правильную последовательность решения задачи.
В процессе решения различных задач арифметическим и алгебраическим способом, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий, следующего характера: учащиеся способны осуществлять поиск необходимой схемы, которая выражает логическую связь между известными и неизвестными данными. Основная цель решения задачи не заключается в гарантированном полученном результате, а требует выявление логической связи между известными и неизвестными данными, что способствует закреплению знаний, умений, навыков и выполнения решения на должном уровне. В процессе выполнения математических действий и осуществления поиска вариантов решения задачи: активизируется мыслительная деятельность, которая способствует развитию способности выполнять анализ, синтез, сравнение, аналогию и т.д., умение приводить аргументы, которые обосновывают или опровергают решение задачи, доказывать последовательность выполнения действий, представлять полученные результат посредством использования различного вида записи.
Алгебраический способ решения задач является эффективным, так как позволяет использовать анализ и синтез на всех уровнях развитости. Тем не менее, доступность этого способа для всех учащихся имеет свои недостатки, так как не в полной мере способствует развитию интеллектуального потенциала учащихся, а также создавать ложное представление о высоком уровне математической подготовленности учеников с низкой успеваемостью.
Большинство исследователей считают, что при решении задачи арифметическим способом тратится слишком много учебного времени и следует использовать алгебраический способ, так как он отличается своей простотой и доступностью понимания. Как и в прошлом, педагоги и методисты считают, что арифметический способ решения задачи является слишком сложным для внедрения в практику решения текстовых задач.
Преимуществом использования арифметического способа решения задачи является соотнесения порядка выполняемых действий с условиями описанной ситуации, что способствует анализу данных на более высоком уровне и активизации мыслительной деятельности учащихся. Решение задачи подобным образом, хоть и вызывает затруднения среди школьников, но позволяет развивать анализ и синтез как неотъемлемую часть интеллектуальной составляющей. На раннем этапе обучения решению задач следует использовать более простой способ, для того чтобы осуществить плавный переход к решению более сложных задач, отличающихся необходимостью анализа задачи многосторонне.
1. Аввакумова И.А. Задачи как одно из средств формирования познавательных УУД у обучающихся в процессе обучения математике / И.А. Аввакумова // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: межвузовский сборник научных работ / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2019. – С.114-119.
2. Баженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. 2016. №1. С.54-60.
3. Белавина О.В. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий в основной школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. С.151-156.
4. Бобровская А.В. Текстовые задачи курса алгебры средней школы. А.Б. Бобровская. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 64 c.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре / Л.И. Боженкова. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 240 с.
6. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. 2019. №4. С.153-160.
7. Гороховцева Л.А. Процесс решения текстовой задачи при изучении математики в основной школе // Теория и практика высш. проф. обр.– 2018. – № 9.– С. 14-21.
8. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Академия, 2018. – 288 с.
9. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 189 с.
10. Ермолаева Н.А. Новое в курсе математики основной школы. – М.: Просвещение, 2017. – 277 с.
11. Зайцева С.А. Организация работы над текстовой задачей на основе модели // Народное образование. – 2017. – № 4. – C. 9-15
12. Захарова А.Е. Как помочь школьникам преодолеть некоторые затруднения в овладении решением текстовых задач / Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2015. - С. 119-124.
13. Истомина Н.Б. Методика обучения математике. М.: Академия, 2018. 288 с.
14. Кожевникова О.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики. – М.: Просвещение, 2018. – 307 с.
15. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. – М.: Просвещение, 2016. – 113 с.
16. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. М.: Просвещение, 2018. – 421 с.
17. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике. Ю.М. Колягин. – М.: Академия, 2017. – 267 с.
18. Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач. - М.: Прометей, 2017. - 165 с.
19. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. 2019. №4. С. 13-30.
20. Кузнецов С.А. Научим учеников решать текстовые задачи по алгебре: из опыта работы учителя математики // Народное образование. – 2018. №6. – С.32
21. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Просвещение, 1971. – 150 с.
22. Ломакина Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики // Методист. 2018. №5. С.59-63.
23. Макарова Л.А. Формирование и развитие универсальных учебных действий// Молодой ученый. 2019. №2. С. 18-19.
24. Могилев А.В. Новые образовательные стандарты: давай разберемся // Народное образование. 2018. №5. С. 32-39.
25. Панкова О.А. Текстовые задачи в учебниках Л.Г. Петерсон: учеб. пособие к курсу методики преподавания математики / О.А. Панкова. – М.: СМУ, 2015. – 76 с.
26. Подходова Н.С. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения). – М.: Просвещение, 2017. 146 с.
27. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2018. 207 с.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) / Издан 17 декабря 2010 г. (в ред. 29 декабря 2014 г.) // № 1897. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ.
29. Программа формирования универсальных учебных действий по математике в основной школе. URL: http://docplayer.ru/28451385- Programma-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-po-matematike-vosnovnoy-shkole.html (дата обращения: 18.03.2022). – Текст электронный
30. Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 276 с.
31. Савинцева, Н.В. О текстовых задачах в современном курсе математики 5-6 класса / Сборник научных трудов математического факультета МГПУ. М.: МГПУ, 2015. - С. 144-148.
32. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в основной школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ин-тов / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
33. Сафонова, Л.А. О действиях, составляющих умение решать текстовые задачи / Л.А. Сафонова // Математика в школе. – 2019.– № 8.– С. 34-36.
34. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики / А.А. Темербекова. - М.: Просвещение, 2019. - 521 c.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 // / Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 18.03.2022). – Текст электронный
36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2017. 159 с.
37. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
38. Хнычкина Е. Е. Познавательные универсальные учебные действия и их оценка - стратегия развития учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. №4. С.18-20.
39. Целищева, И. Как помочь каждому ученику самостоятельно решать текстовые задачи / И. Целищева // Народное образование. – 2018.– № 18. – С. 2-5.
40. Черкасов Р.С. Методика преподавания математики в средней школе. – М.: Просвещение, 2018. – 201 с.
41. Шавернева, Л.А. Решение текстовых математических задач разными способами в системе развивающего обучения. – М.: Просвещение, 2018. – 267 с.