Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе (Забайкальский государственный университет)
|
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 5
1.1. Общие сведения о познавательных универсальных учебных действиях 5
1.2. Текстовые задачи и методы их решения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 24
2.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач арифметическим методом 24
2.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач алгебраическим методом 34
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Библиография 53
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 5
1.1. Общие сведения о познавательных универсальных учебных действиях 5
1.2. Текстовые задачи и методы их решения 12
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения решению текстовых задач в основной школе 24
2.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач арифметическим методом 24
2.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач алгебраическим методом 34
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Библиография 53
На современном этапе приоритетной задачей является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование потребности к саморазвитию, а также применение теоретических знаний в практической деятельности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, необходимо предусматривать не только поставленные предметные и личностные результаты, но и также метапредметные, которые включают в себя универсальные учебные действия.
В структуру универсальных учебных действий включаются познавательные УУД, сущность которых заключается в осознанном выборе наиболее эффективного метода решения задачи, создание схем для решения задач, установлении причинно-следственных связей, выдвигать предположения и обосновывать полученный ответ. Исходя из этого, необходимо создать благоприятные психолого-педагогические условия, а также эффективную учебную деятельность посредством использования различных видов текстовых задач, в том числе анализировать полученные результаты, что позволяет достичь умения выполнять действия в общественно-значимой ситуации.
Тем не менее, проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся средних классов в процессе обучения решению текстовых задач является малоизученной.
Именно это и послужило обоснованием выбора темы исследования.
Цель исследования: разработать учебно-методические материалы по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математики в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «познавательные учебные действия».
2. Провести анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
3. Выявить методические особенности по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Методы исследования: анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования,
В структуру универсальных учебных действий включаются познавательные УУД, сущность которых заключается в осознанном выборе наиболее эффективного метода решения задачи, создание схем для решения задач, установлении причинно-следственных связей, выдвигать предположения и обосновывать полученный ответ. Исходя из этого, необходимо создать благоприятные психолого-педагогические условия, а также эффективную учебную деятельность посредством использования различных видов текстовых задач, в том числе анализировать полученные результаты, что позволяет достичь умения выполнять действия в общественно-значимой ситуации.
Тем не менее, проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся средних классов в процессе обучения решению текстовых задач является малоизученной.
Именно это и послужило обоснованием выбора темы исследования.
Цель исследования: разработать учебно-методические материалы по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математики в основной школе.
Предмет исследования: методические особенности формирования познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятия «познавательные учебные действия».
2. Провести анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
3. Выявить методические особенности по формированию познавательных универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач в основной школе.
Методы исследования: анализ нормативных документов, научной и учебно-методической литературы по теме исследования,
Познавательные универсальные учебные действия в учебной деятельности являются неотъемлемой частью и способствуют эффективному выполнению действий в рамках поставленного задания. Эффективность формирования познавательных универсальных учебных действия определяется способностью учащихся самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, развивать умения и ключевые компетенция в рамках школьного предмета, осуществлять самообразование и саморазвитие. Во время обучения необходимо осуществлять мониторинг формирования познавательных универсальных учебных действий с целью выявления уровня сформированности и своевременной коррекции, чему способствуют различный диагностический инструментарий. Как было отмечено ранее, на развитие познавательных универсальных учебных действий оказывает школьный курс обучения математике. Это связано с тем, что математика имеет такой содержательный аспект, который позволяет организовать различными способами процесс обучения в соответствии с ФГОС нового поколения. Кроме того, в образовательной программе математики основной школы большая часть учебного времени отводится решению текстовых задач, которая выступает структурной единицей общего математического образования. В настоящее время широкое распространение получает термин «текстовая задача». Под текстовой задачей понимается постановка проблемной ситуации на математическом языке и предполагает решение посредством выполнения арифметических действий, а также определения характера отношений между структурными компонентами.
Выполнение требований, которые представлены в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в процессе обучения решению задач арифметическим способом, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Арифметический метод относится к традиционным способам решения задач. В частности, используется в средней школе. Данный способ имеет целый ряд преимуществ, которые заключаются в анализе и синтезе задачи на высоком уровне. Под алгебраическим способом решения задачи понимается поиск вариантов решения на поставленный вопрос посредством составления уравнений или неравенств. Одна и та же задача может решаться различными алгебраическими способами, что требует составление уравнений или неравенств, отличающихся по своему содержанию и различные логические связи между известными и неизвестными данными. В процессе алгебраического способа решения задачи формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: строить логические рассуждения на основе сформированной математической терминологии; ставить вопросы, находить самостоятельно ответ на поставленный вопрос, приводить аргументы и факты для доказательства или опровержения выполняемых действий; определять правильную последовательность решения задачи.
В процессе решения различных задач арифметическим и алгебраическим способом, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий, следующего характера: учащиеся способны осуществлять поиск необходимой схемы, которая выражает логическую связь между известными и неизвестными данными. Основная цель решения задачи не заключается в гарантированном полученном результате, а требует выявление логической связи между известными и неизвестными данными, что способствует закреплению знаний, умений, навыков и выполнения решения на должном уровне. В процессе выполнения математических действий и осуществления поиска вариантов решения задачи: активизируется мыслительная деятельность, которая способствует развитию способности выполнять анализ, синтез, сравнение, аналогию и т.д., умение приводить аргументы, которые обосновывают или опровергают решение задачи, доказывать последовательность выполнения действий, представлять полученные результат посредством использования различного вида записи.
Алгебраический способ решения задач является эффективным, так как позволяет использовать анализ и синтез на всех уровнях развитости. Тем не менее, доступность этого способа для всех учащихся имеет свои недостатки, так как не в полной мере способствует развитию интеллектуального потенциала учащихся, а также создавать ложное представление о высоком уровне математической подготовленности учеников с низкой успеваемостью.
Большинство исследователей считают, что при решении задачи арифметическим способом тратится слишком много учебного времени и следует использовать алгебраический способ, так как он отличается своей простотой и доступностью понимания. Как и в прошлом, педагоги и методисты считают, что арифметический способ решения задачи является слишком сложным для внедрения в практику решения текстовых задач.
Преимуществом использования арифметического способа решения задачи является соотнесения порядка выполняемых действий с условиями описанной ситуации, что способствует анализу данных на более высоком уровне и активизации мыслительной деятельности учащихся. Решение задачи подобным образом, хоть и вызывает затруднения среди школьников, но позволяет развивать анализ и синтез как неотъемлемую часть интеллектуальной составляющей. На раннем этапе обучения решению задач следует использовать более простой способ, для того чтобы осуществить плавный переход к решению более сложных задач, отличающихся необходимостью анализа задачи многосторонне.
Выполнение требований, которые представлены в федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения в процессе обучения решению задач арифметическим способом, способствуют формированию познавательных универсальных учебных действий. Арифметический метод относится к традиционным способам решения задач. В частности, используется в средней школе. Данный способ имеет целый ряд преимуществ, которые заключаются в анализе и синтезе задачи на высоком уровне. Под алгебраическим способом решения задачи понимается поиск вариантов решения на поставленный вопрос посредством составления уравнений или неравенств. Одна и та же задача может решаться различными алгебраическими способами, что требует составление уравнений или неравенств, отличающихся по своему содержанию и различные логические связи между известными и неизвестными данными. В процессе алгебраического способа решения задачи формируются следующие познавательные универсальные учебные действия: строить логические рассуждения на основе сформированной математической терминологии; ставить вопросы, находить самостоятельно ответ на поставленный вопрос, приводить аргументы и факты для доказательства или опровержения выполняемых действий; определять правильную последовательность решения задачи.
В процессе решения различных задач арифметическим и алгебраическим способом, происходит формирование познавательных универсальных учебных действий, следующего характера: учащиеся способны осуществлять поиск необходимой схемы, которая выражает логическую связь между известными и неизвестными данными. Основная цель решения задачи не заключается в гарантированном полученном результате, а требует выявление логической связи между известными и неизвестными данными, что способствует закреплению знаний, умений, навыков и выполнения решения на должном уровне. В процессе выполнения математических действий и осуществления поиска вариантов решения задачи: активизируется мыслительная деятельность, которая способствует развитию способности выполнять анализ, синтез, сравнение, аналогию и т.д., умение приводить аргументы, которые обосновывают или опровергают решение задачи, доказывать последовательность выполнения действий, представлять полученные результат посредством использования различного вида записи.
Алгебраический способ решения задач является эффективным, так как позволяет использовать анализ и синтез на всех уровнях развитости. Тем не менее, доступность этого способа для всех учащихся имеет свои недостатки, так как не в полной мере способствует развитию интеллектуального потенциала учащихся, а также создавать ложное представление о высоком уровне математической подготовленности учеников с низкой успеваемостью.
Большинство исследователей считают, что при решении задачи арифметическим способом тратится слишком много учебного времени и следует использовать алгебраический способ, так как он отличается своей простотой и доступностью понимания. Как и в прошлом, педагоги и методисты считают, что арифметический способ решения задачи является слишком сложным для внедрения в практику решения текстовых задач.
Преимуществом использования арифметического способа решения задачи является соотнесения порядка выполняемых действий с условиями описанной ситуации, что способствует анализу данных на более высоком уровне и активизации мыслительной деятельности учащихся. Решение задачи подобным образом, хоть и вызывает затруднения среди школьников, но позволяет развивать анализ и синтез как неотъемлемую часть интеллектуальной составляющей. На раннем этапе обучения решению задач следует использовать более простой способ, для того чтобы осуществить плавный переход к решению более сложных задач, отличающихся необходимостью анализа задачи многосторонне.



