Введение……………………………………………………………………….8
Глава 1. Государственная система социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел и механизм реализации…11
1.1. Денежное содержание и другие дополнительные выплаты сотрудников органов внутренних дел………………………………………….....11
1.2. Социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел……………………………………………………………23
Глава 2. Медицинское обеспечение и страховые гарантии сотрудника органов внутренних дел России………33
2.1. Нормативное регулирование и порядок медицинского обеспечения сотрудников МВД России и членов их семей……………………………………33
2.2. Страховые гарантии сотрудников органов внутренних дел и членов их семей……………36
Глава 3. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей…42
3.1. Общие аспекты системы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей…………42
3.2. Виды пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей…………….48
3.3. Порядок назначения, исчисления и выплаты пенсий…………….......73
Заключение…………………………………………………………………...80
Список используемой литературы…………82
В настоящее время тема социального обеспечения граждан является весьма актуальной. Острота данной проблемы связана с процессом реформирования социальной сферы, происходящим на протяжении последних лет. Особое место в системе социальной защиты населения занимает социальная защита служащих правоохранительной службы, обеспечивающих безопасность и правопорядок страны. В свою оче¬редь, эффективность деятельности правоохранительных органов во многом определяется системой оплаты и стимулирования труда, а также социальными гарантиями, предоставляемыми им со стороны государства. При реализации социальной реформы на законодательном уровне принят ряд мер для повышения уровня жизни сотрудников правоохранительных органов. В то же время в процессе реформирования натуральные льготы заменены денежными выплатами, которые зачастую не являются реальной компенсацией фактических расходов. Порядок установления и индексации денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов не гарантирует реальное увеличение уровня доходов в соответствии с экономическим ростом в стране и ростом доходов иных групп населения. Возрастающее с каждым годом отставание размера денежного довольствия сотрудников от уровня оплаты труда, аналогичных по уровню квалификации, профессиональных качеств и навыков работников внебюджетного сектора экономики вызывает либо снижение заинтересованности сотрудников в решении поставленных задач, наличие «формального подхода» при выполнении своих должностных обязанностей, либо ведет к увольнению со службы высококвалифицированных специалистов. И, как результат, происходит снижение эффективности правоохранительной службы в целом. Проблемой исследования является острая необходимость пересмотра принципов и практики не только существующей системы оплаты и стимулирования труда, но также системы социального обеспечения сотрудников правоохранительной службы, ее оптимизации, совершенствования механизмов реализации положений действующей нормативной правовой базы. Комплекс мер, реализуемых в рамках «социального пакета», должен быть направлен не только на повышение уровня социальной защищенности служащих, но и на качественный рост их социально-профессионального статуса, стимулирование деятельности служащего с целью повышения эффективности правоохранительной службы, в целом, преодоления экономических основ коррупции в правоохранительных органах. Решение сформулированной проблемы составило цель исследования: изучить содержание и историю социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и изучение проблем реализации социальных гарантий. Объектом исследования является система социального обеспечения служащих правоохранительных органов Российской Федерации. Предметом исследования является Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, нормативно-правовые акты регулирующие социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел.
В соответствии с объектом и предметом в исследовании решаются следующие задачи:
- Охарактеризовать социальное обеспечения сотрудников ОВД.
- Проанализировать федеральное законодательство и ведомственные нормативно правовые акты в области социального обеспечения служащих правоохранительной службы.
- Проанализировать историю социального обеспечения сотрудников ОВД.
- Проанализировать виды социального обеспечения сотрудников ОВД Методологической основой исследования является комплекс научных методов, в том числе метод анализа и синтеза. В ходе работы использованы также методы моделирования и сравнительного анализа, исторического, логико-юридического, конкретно-социологического, системно-структурного анализа.
Теоретическую базу исследования составляют научные исследования в области административного, трудового права, налогов и налогообложения, бюджетных отношений, философии, социологии и других наук. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В настоящее время труд работников органов внутренних дел, в том числе материальное стимулирование их труда, регулируется большим количеством нормативных правовых актов разного уровня и различной отраслевой принадлежности. Существующая в этой части новейшая правовая база характеризуется достаточной системностью, регламентацией всех важнейших аспектов трудовых отношений сотрудников ОВД. Изучив содержания социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел и проблемы реализации социальных гарантий можно сделать следующие выводы: . Вопросы повышения мер по социально-правовой защите личного состава постоянно находятся в поле зрения руководства страны. В основополагающих документах МВД России речь идет о необходимости проведения целенаправленной работы по реализации социально-правовых гарантий сотрудникам ОВД, которая оказывает непосредственное влияние на укрепление правопорядка и борьбу с преступностью, охрану прав и свобод граждан. .Социальную защиту сотрудников органов внутренних дел как комплексное понятие необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших государственных задач. Мероприятия по социальной защите данной категории государственных служащих должны осуществляться посредством поддержания на высоком уровне социально-экономических и общественно-политических условий обеспечения социальных гарантий и материальных компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, учитывающих специфические особенности прохождения службы по охране правопорядка и поддержания законности. .Главной целью совершенствования социальной работы в органах внутренних дел РФ является приведение её в состояние, позволяющее обеспечить надёжную социальную защиту сотрудников органов внутренних дел и создать условия для роста их благосостояния, полноценного отдыха, оздоровления, профессионального и духовно-нравственного развития. Тем не менее, сегодня продолжается падение общего уровня профессиональной подготовленности и компетентности сотрудников. Наличие большого количества «случайных людей» сказывается на кадровом составе правоохранительной службы. Отток высококвалифицированных специалистов ослабляет способности правоохранительных институтов выполнять присущие им функции обеспечения безопасности и правопорядка, противодействия различным видам преступности. Низкий уровень доходов, а также низкий уровень их социальной защиты заставляет сотрудников искать дополнительный нелегальный заработок в коммерческих организациях. Зачастую дополнительная работа осуществляется ими в ущерб основной деятельности. Такая практика социально-трудовых отношений сказывается на разрастании теневого социума, толкает к коррупции и ведет к криминализации общества. «Социальный пакет» - достаточно гибкий инструмент воздействия на результаты деятельности правоохранительной службы, так как затрагивает главный субъект противодействия преступности - служащих правоохранительной службы. Если система социальной защиты выстраивается так, что уровень и качество жизни сотрудников не соответствуют потребностям, существующим в обществе, если не действует система мотивов и стимулов, то возникают проблемы, связанные с количеством и качеством кадрового состава, отсутствием среди сотрудников стимулов к профессиональному росту, повышению квалификации. Все это оказывает серьезное влияние на эффективность работы правоохранительных органов. К положительной стороне социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел относятся достаточно высокое денежное довольствие, полное вещевое обеспечение, работающая система обеспечения сотрудников жильем ,страхования и медицинского обслуживания. К отрицательным же сторонам относится возможность частичного лишения денежного довольствия, за различного вида нарушения. Высокий спрос на жилье сотрудникам, огромные очереди за квадратными метрами и сложный процесс сбора документов на получение жилья. Ежедневный риск жизни и здоровья, и несмотря ни на что здоровье не купишь ни за какие деньги.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020;
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции»;
3. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
4. Федеральный Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 16.02.2022, с изм. от 07.04.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;
5. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
7. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 949 (ред. от 27.01.2020) «О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей»;
8. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 11.09.2021) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации»;
9. Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 (ред. от 24.11.2020) «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации», (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 № 50460);
10. Приказ МВД России от 31.03.2021 № 181 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.04.2021 № 63298);
11. Приказ МВД России от 09.01.2018 « 7 (ред. От 07.09.2020) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 № 50461).
Судебная практика
1. Решение Центрального районного суда г. Кемерова о перерасчёте пенсии № 2-4369/2017 ~ М-4279/2017;
2. Решение Советского районного суда г. Махачкалы № 2-2318/2020 2-2318/2020~М-1992/2020 М-1992/2020 от 30 июля 2020 г. по делу № 2-2318/2020
3 . Решение Центрального районного суда г. Оренбурга о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и постановке на учет для получения единовременной социальной выплатыдля приобретения или строительства жилого помещения № 2-5647/2017 ~ 04679/2017
4. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга суда о признании права на льготное исчисление периода службы и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с учетом включенного периода службы в льготном исчислении № 2-7329/2017 ~ М-7136/2017
Учебная литература
1. Алешина С.А. Вопросы пенсионного обеспечения и предоставления социальных гарантий в системе МВД России. [Текст] // Пенсия.- 2019. № 3. С. 53-55;
2. Алешина С.А. О мерах социальной поддержки пенсионеров МВД России из числа бывших полицейских. [Текст] // Пенсия.- 2020. № 12. С.34-36;
3. Алешина С.А. О некоторых вопросах установления должностных окладов (окладов воинской должности) по нетиповым штатным должностям при исчислении пенсий пенсионерам МВД России. [Текст] // Пенсия.- 2021. № 2. С. 57-59;
4. Алешина С.А. Об актуальных вопросах предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел: вопросы и ответы. [Текст] // Пенсия.- 2021. №9. С. 57-59;
5. Алешина С.А. Пенсионное обеспечение и предоставление социальных гарантий в системе МВД России: вопросы и ответы. [Текст] // Пенсия.- 2021. № 1. С.53-56;
6. Алешина С.А. Пенсионное обеспечение и предоставление социальных гарантий в системе МВД России: вопросы и ответы. [Текст] // Пенсия.- 2019. № 8. С. 66-68;
7. Белякин В.Г. Практика досрочного назначения трудовых пенсий по старости: вопросы и ответы. [Текст] // Пенсия.- 2021. № 1. С.48-52.
8. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты [Текст]: / А.Н. Савинов. - М., 2020. - 224с.
9. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: / Г.В. Сулейманова.- Ростов н/ 2020. - 350с.
10. Тихонов А.А. Конституционно-правовое обеспечение социально-экономических прав сотрудников полиции в Российской Федерации [Текст] // Автореферат - 2021.
11. Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики («Официальный сайт КС РФ», 2022);
12. Самаренко Е.В., Симакова Т.А. О практике применения процессуальных норм пенсионного законодательства. [Текст] // Пенсия.- 2021. №6. С. 52-53;
13. Соловьев А.К. Проблемы формирования страховой пенсионной системы России. [Текст] // Пенсия.- 2020. №7. С. 59-67;
14. Соловьев А.К. Эффективность пенсионной системы России в контексте страховых принципов. [Текст] // Пенсия.- 2020. №9. С. 60-75;
15. Субботина И.В., Т.Б. Внукова, Цветкова И.С.Практика досрочного назначения трудовых пенсий по старости: вопросы и ответы. [Текст] // Пенсия.- 2018. №6. С. 47-51;
16. Чирков С.А. Выбор варианта пенсионного обеспечения в международных договорах России как элемент взаимодействия публичных и частных начал в праве социального обеспечения. / Пенсия.- 2017. №9.С. 52 -56;
17. Социальная защита сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России // Вестник МВД России.-- 2016.- №6 - С.113.