Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 7
1.1 Сущность местного самоуправления как института в системе российской государственности 7
1.2 Вопросы местного значения и полномочия органов местного
самоуправления как конституционно-правовой институт 13
1.3 Инфраструктура муниципального образования 17
1.4. Полномочия в области строительства и благоустройства территорий 23
1.5. Полномочия в сфере транспортного комплекса 29
1.6 Полномочия органов местного самоуправления в сфере связи 33
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ 36
2.1 Анализ состояния инфраструктуры городского округа - города Барнаула (градостроительство, транспорт, связь) 36
2.2 Основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению сферой строительства, транспорта и связи 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 7
1.1 Сущность местного самоуправления как института в системе российской государственности 7
1.2 Вопросы местного значения и полномочия органов местного
самоуправления как конституционно-правовой институт 13
1.3 Инфраструктура муниципального образования 17
1.4. Полномочия в области строительства и благоустройства территорий 23
1.5. Полномочия в сфере транспортного комплекса 29
1.6 Полномочия органов местного самоуправления в сфере связи 33
2 ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ 36
2.1 Анализ состояния инфраструктуры городского округа - города Барнаула (градостроительство, транспорт, связь) 36
2.2 Основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению сферой строительства, транспорта и связи 47
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования определяется тем, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации и форму осуществления своей власти народом, которая обеспечивает под свою ответственность и самостоятельное решение жителями через органы местного самоуправления или непосредственно различных вопросов, имеющих местное значение, исходя из интересов населения с учетом местных, исторических и других традиций.
В Российской Федерации развитие и становление местного самоуправления обеспечивалось изменениями правового регулирования вопросов местного значения, однако, законодательство о местном самоуправлении относит традиционно некоторые сферы транспорта, градостроительной деятельности и связи к вопросам, имеющим местное значение. Федеральное законодательство, в частности Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления настолько, насколько это требуется для того, чтобы эффективно реализовывать политику государства в области транспорта, градостроительства и связи.
Эффективность организации градостроительной сферы, транспорта и связи в муниципальных образованиях имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных и трудноразрешимых социальных вопросов как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в рассматриваемой области в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной социально-экономической жизни муниципальных образований. Не решив их, нельзя добиться социальной стабильности в обществе и устойчивого роста в экономике и благосостоянии граждан.
Не случайно в Послании Федеральному Собранию РФ в 2013 году Президент РФ указывал на то, что система местного самоуправления имеет немало проблем, что объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, существует неопределенность с полномочиями органов местного самоуправления, которые не закреплены должным образом.
В связи с этим актуальным является выявление проблем полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства, транспорта и связи и разработка путей совершенствования в рассматриваемой сфере.
Проблемам полномочий органов местного самоуправления в различных сферах посвящены исследования Н.А. Антоновой, Н.В. Бузыновой, М.А. Валишвили, В.Э. Волкова, Н.С. дунаевой, Х.Б. Краснопольского, А.М. Курамшиной, Т.Н. Модниковой, С.Ю. Морозова, М.Б. Мурашкина, Н.Л. Пешина, О.О. Скрябина, С.Д. Соловьевой, Л.Д. Такеевой, Ю.А. Тихомирова, Е.В. Уфимцевой, Л.А. Чернышева, В.В. Шишканова, М.А. Эскиева и других.
Однако вопросы совершенствования полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи не были предметом комплексного исследования. Данное обстоятельство также актуализирует тему исследования.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления городского округа г.Барнаул по регулированию и управлению в сфере строительства, транспорта, связи.
Предмет исследования механизм муниципального регулирования и управления в сфере строительства, транспорта, связи.
Целью работы является выявление особенностей и проблем по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи, а также поиск возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические и правовые основы реализации полномочий органами местного самоуправления в Российской Федерации;
2) Исследовать полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи в Российской Федерации;
3) Провести анализ особенностей реализации полномочий органами местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи.
4) На основе проделанного анализа предложить возможные пути совершенствования механизма муниципального управления в сфере строительства, транспорта и связи городского округа - города Барнаула.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, комплексный, логический метод, методы структурного, функционального и системного анализа, и иные методы научного познания.
Нормативная основа работы построена на следующих нормативно-правовых актах: Конституции Российской Федерации [2], федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативно -правовых актах органов местного самоуправления.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыта сущность местного самоуправления как института в системе
российской государственности, дана и обоснована оценка состояния законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи в Российской Федерации;
- изучен опыт реализации полномочий органами местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства,
8 транспорта и связи, сформулированы его позитивные составляющие, которые могут быть использованы другими муниципальными образованиями;
- разработаны мероприятия по совершенствованию механизма муниципального управления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи, в том числе о создании муниципального учреждения «Городская диспетчерская служба» и бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».
Теоретическая значимость работы определена необходимостью совершенствовать модель правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в области транспорта, градостроительной деятельности и связи. Выводы и положения, которые содержатся в работе, могут использоваться для последующих теоретических исследований тех или иных аспектов компетенций органов местного самоуправления в сфере транспорта, градостроительства и связи.
Практическую значимость работы определяют положения и выводы, представляющие теоретическую базу, способствующую деятельности органов законодательной и исполнительной власти деятельности с целью совершенствования законодательства, которое регулирует полномочия органов местного самоуправления в сфере транспорта, градостроительства и связи.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
В Российской Федерации развитие и становление местного самоуправления обеспечивалось изменениями правового регулирования вопросов местного значения, однако, законодательство о местном самоуправлении относит традиционно некоторые сферы транспорта, градостроительной деятельности и связи к вопросам, имеющим местное значение. Федеральное законодательство, в частности Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления настолько, насколько это требуется для того, чтобы эффективно реализовывать политику государства в области транспорта, градостроительства и связи.
Эффективность организации градостроительной сферы, транспорта и связи в муниципальных образованиях имеет принципиальное значение для преодоления многочисленных и трудноразрешимых социальных вопросов как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в рассматриваемой области в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной социально-экономической жизни муниципальных образований. Не решив их, нельзя добиться социальной стабильности в обществе и устойчивого роста в экономике и благосостоянии граждан.
Не случайно в Послании Федеральному Собранию РФ в 2013 году Президент РФ указывал на то, что система местного самоуправления имеет немало проблем, что объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы, существует неопределенность с полномочиями органов местного самоуправления, которые не закреплены должным образом.
В связи с этим актуальным является выявление проблем полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительства, транспорта и связи и разработка путей совершенствования в рассматриваемой сфере.
Проблемам полномочий органов местного самоуправления в различных сферах посвящены исследования Н.А. Антоновой, Н.В. Бузыновой, М.А. Валишвили, В.Э. Волкова, Н.С. дунаевой, Х.Б. Краснопольского, А.М. Курамшиной, Т.Н. Модниковой, С.Ю. Морозова, М.Б. Мурашкина, Н.Л. Пешина, О.О. Скрябина, С.Д. Соловьевой, Л.Д. Такеевой, Ю.А. Тихомирова, Е.В. Уфимцевой, Л.А. Чернышева, В.В. Шишканова, М.А. Эскиева и других.
Однако вопросы совершенствования полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи не были предметом комплексного исследования. Данное обстоятельство также актуализирует тему исследования.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления городского округа г.Барнаул по регулированию и управлению в сфере строительства, транспорта, связи.
Предмет исследования механизм муниципального регулирования и управления в сфере строительства, транспорта, связи.
Целью работы является выявление особенностей и проблем по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи, а также поиск возможных путей их решения.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические и правовые основы реализации полномочий органами местного самоуправления в Российской Федерации;
2) Исследовать полномочия органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи в Российской Федерации;
3) Провести анализ особенностей реализации полномочий органами местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи.
4) На основе проделанного анализа предложить возможные пути совершенствования механизма муниципального управления в сфере строительства, транспорта и связи городского округа - города Барнаула.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как сравнительно-правовой, формально-юридический, комплексный, логический метод, методы структурного, функционального и системного анализа, и иные методы научного познания.
Нормативная основа работы построена на следующих нормативно-правовых актах: Конституции Российской Федерации [2], федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, актах федеральных органов исполнительной власти, законах и других нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативно -правовых актах органов местного самоуправления.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыта сущность местного самоуправления как института в системе
российской государственности, дана и обоснована оценка состояния законодательного регулирования полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи в Российской Федерации;
- изучен опыт реализации полномочий органами местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства,
8 транспорта и связи, сформулированы его позитивные составляющие, которые могут быть использованы другими муниципальными образованиями;
- разработаны мероприятия по совершенствованию механизма муниципального управления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи, в том числе о создании муниципального учреждения «Городская диспетчерская служба» и бюджетного учреждения «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».
Теоретическая значимость работы определена необходимостью совершенствовать модель правового регулирования полномочий органов местного самоуправления в области транспорта, градостроительной деятельности и связи. Выводы и положения, которые содержатся в работе, могут использоваться для последующих теоретических исследований тех или иных аспектов компетенций органов местного самоуправления в сфере транспорта, градостроительства и связи.
Практическую значимость работы определяют положения и выводы, представляющие теоретическую базу, способствующую деятельности органов законодательной и исполнительной власти деятельности с целью совершенствования законодательства, которое регулирует полномочия органов местного самоуправления в сфере транспорта, градостроительства и связи.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы.
В работе были рассмотрены теоретические и правовые основы реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ. Была определена сущность местного самоуправления как института в системе российской государственности. Исследованы вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления как конституционно-правовой институт. Рассмотрен вопрос об инфраструктуре муниципального образования, полномочиях органов местного самоуправления в области строительства и благоустройства территорий, транспортного комплекса и связи.
Изучение конституционно-правовых основ реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ позволило сделать вывод о том, что Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, вместе с органами государственной власти, являются организационными формами опосредованного (через представительство) по осуществлению гражданами своей власти (ч. 2 ст. 3). Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное участие жителей в решении гражданами вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий (ст. 12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению интересов и воли всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом отстаивание и формирование (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства выступают в качестве основы самоуправленческих отношений.
Для решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделяется полномочиями, закрепленными в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопросы местного значения можно представить в виде сферы деятельности органов местного самоуправления, определенной части публичных дел на местах. Необходимым условием такой деятельности является: наличие перечней вопросов местного значения, наделение органа местного самоуправления полномочием по решению таких вопросов и полноценная экономическая и финансовая основа, которая включает в себя источник доходов местного бюджета и имущество, требуемое для того, чтобы решить вопросы местного значения.
Рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи РФ показало, что любое муниципальное образование обладает определенной инфраструктурой. Инфраструктура муниципального образования является единым организмом (системой) и комплексное развитие и функционирование этой системы происходит за счет взаимодействия отраслей муниципального хозяйства. Инфраструктура муниципального образования включает: производственно-хозяйственную инфраструктуру: организационно-институциональную
инфраструктуру; социальную инфраструктуру; финансовую инфраструктуру; транспортную инфраструктуру; информационную инфраструктуру; градообслуживающую сферу. Инфраструктура муниципального образования создает условия для комплексного эколого-культурного и социально-экономического развития территорий.
ГрК РФ предлагает муниципальному образованию в виде городского округа разные инструменты градостроительного управления, из которых главными являются утверждение и разработка документов территориального планирования, местные нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территорий, а также правила застройки и землепользования. Градостроительная политика муниципального образования должна основываться на балансе интересов инвесторов и населения, при использовании всех форм контроля и участия застройщиков и граждан в ее реализации и разработке.
Полномочия в сфере благоустройства - это обязанности и права органа местного самоуправления с целью решить вопросы местного значения в данной сфере. Реализация таких полномочий направлена на восстановление и сохранение благоприятной среды проживания и пребывания населения городского округа, а также на уменьшение и предотвращение негативных воздействий на эту среду тех или иных видов деятельности человека, включая хозяйственную.
Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся: облагораживания и содержания муниципальной среды; контроля, мониторинга и учета состояния объектов благоустройства; безопасности жизни в городской среде; сохранности художественного и архитектурного облика муниципального образования; постоянной доступности территории общего пользования; сохранности сооружений, коммуникации и инфраструктуры.
Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания граждан в соответствующих границах.
Основными задачи муниципального управления в сфере транспорта являются следующие: развитие магистралей и обеспечение надёжного состояния транспортных линий; контроль, диспетчеризация и модернизация систем организации транспортного движения, обеспечение качества транспортного обслуживания граждан; содержание муниципального подвижного состава в надлежащем состоянии, соответствующего нормативам и техническим параметрам; обеспечение безопасности перевозок.
Органы местного самоуправления городского округа, согласно нормам ст. 16 ФЗ Федерального закона № 131, призваны оказывать содействие развитию на своей территории общественной инфраструктуры, создавать условия для обеспечения жителей услугами связи.
В ходе исследования были определены особенности реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи. Проведен анализ состояния инфраструктуры городского округа - города Барнаула (градостроительство, транспорт, связь). Показаны основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению сферой строительства, транспорта и связи.
Анализ особенностей реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи показал, что в настоящее время на территории г. Барнаула получили развитие такие сферы, как градостроительство, транспорт и связь.
Градостроительство является одним из приоритетных направлений развития города. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, повышение рождаемости и темпы прироста населения, отражаются на его экономической культуре.
Одним из приоритетных направлений развития г. Барнаула является повышение уровня благоустройства, создание безопасных и комфортных условий для проживания жителей краевого центра. Транспортная инфраструктура городского округа обеспечивает комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок.
Связь является одной из наиболее динамичных сфер жизнедеятельности г. Барнаула. Общей тенденцией развития этой сферы является расширение спектра услуг, предоставляемых каждым оператором связи, повышение доли современных технологий, ускоряющаяся информатизация всех отраслей городского хозяйства и рост влияния электронных средств обмена информацией.
Стратегией развития социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года определены цели развития градостроительной отрасли, транспортной и информационно-коммуникационных систем.
В работе предложены мероприятия по совершенствованию механизма муниципального управления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи.
Совершенствованию механизма муниципального управления в сфере строительства городского округа - города Барнаула должны способствовать:
- ограничение по этажности, сохранение существующей планировочной структуры в исторической части города;
- высвобождение центральной части города от складских, коммунальных и промышленных предприятий с использованием высвободившихся территорий под развитие социальной инфраструктуры, развитие коммерческих предприятий, строительство жилья;
- придание общественной и жилой застройке нового качества с помощью формирования новых многофункциональных деловых, общественных и городских зон, размещение театров-студий, развитие гостиничного комплекса, сети магазинов, кафе и ресторанов;
- требуют формирования специализированные зоны размещения муниципальных, региональных и федеральных органов власти;
- требуется создать научный парк вблизи университетов и научно-исследовательский центр;
- требуется трансформировать садоводства, расположенные в непосредственной близости к застроенным территориям, во вторичное жилье, что позволит обеспечить условия для активизации обновления уже созданного фонда и повысит стоимость этих территорий.
На основании действующих программ по развитию общественного пассажирского транспорта на территории г. Барнаула предлагается предусмотреть:
- обновление трамвайного и троллейбусного парков;
- реконструкцию верхних строений путей с применением новейших технологий (бесшпальных и безбалластных);
- капитальный ремонт кабельных линий тяговых подстанций и контактной сети.
Предлагается принять целевую программу, предусматривающую строительство надземных и подземных пешеходных переходов.
В целях обеспечения стабильной работы городского пассажирского транспорта необходимо создание независимой единой диспетчерской службы с выделением её из состава МУП «Горэлектротранс».
Предлагается создать бюджетное учреждение города Барнаула «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», что позволит возложить задачу благоустройства целиком и полностью на одну структуру, на одного руководителя.
Нормой должно стать оборудование остановочных комплексов светодиодными экранами, табло, комплексными маршрутными указателями и т.д.
Изучение конституционно-правовых основ реализации полномочий органами местного самоуправления в РФ позволило сделать вывод о том, что Конституция РФ исходит из понимания местного самоуправления как части единого механизма народовластия, где органы местного самоуправления, вместе с органами государственной власти, являются организационными формами опосредованного (через представительство) по осуществлению гражданами своей власти (ч. 2 ст. 3). Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное участие жителей в решении гражданами вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий (ст. 12, 130, 131, 132 Конституции РФ). Тем самым, способствуя выражению интересов и воли всего народа, местное самоуправление имеет приоритетом отстаивание и формирование (в том числе в отношениях с государством) интересов населения по месту жительства. Оно входит в представительную систему, будучи обособлено от государственной власти, а институты публичного представительства выступают в качестве основы самоуправленческих отношений.
Для решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделяется полномочиями, закрепленными в Федеральном законе № 131-ФЗ. Вопросы местного значения можно представить в виде сферы деятельности органов местного самоуправления, определенной части публичных дел на местах. Необходимым условием такой деятельности является: наличие перечней вопросов местного значения, наделение органа местного самоуправления полномочием по решению таких вопросов и полноценная экономическая и финансовая основа, которая включает в себя источник доходов местного бюджета и имущество, требуемое для того, чтобы решить вопросы местного значения.
Рассмотрение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительства, транспорта и связи РФ показало, что любое муниципальное образование обладает определенной инфраструктурой. Инфраструктура муниципального образования является единым организмом (системой) и комплексное развитие и функционирование этой системы происходит за счет взаимодействия отраслей муниципального хозяйства. Инфраструктура муниципального образования включает: производственно-хозяйственную инфраструктуру: организационно-институциональную
инфраструктуру; социальную инфраструктуру; финансовую инфраструктуру; транспортную инфраструктуру; информационную инфраструктуру; градообслуживающую сферу. Инфраструктура муниципального образования создает условия для комплексного эколого-культурного и социально-экономического развития территорий.
ГрК РФ предлагает муниципальному образованию в виде городского округа разные инструменты градостроительного управления, из которых главными являются утверждение и разработка документов территориального планирования, местные нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территорий, а также правила застройки и землепользования. Градостроительная политика муниципального образования должна основываться на балансе интересов инвесторов и населения, при использовании всех форм контроля и участия застройщиков и граждан в ее реализации и разработке.
Полномочия в сфере благоустройства - это обязанности и права органа местного самоуправления с целью решить вопросы местного значения в данной сфере. Реализация таких полномочий направлена на восстановление и сохранение благоприятной среды проживания и пребывания населения городского округа, а также на уменьшение и предотвращение негативных воздействий на эту среду тех или иных видов деятельности человека, включая хозяйственную.
Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся: облагораживания и содержания муниципальной среды; контроля, мониторинга и учета состояния объектов благоустройства; безопасности жизни в городской среде; сохранности художественного и архитектурного облика муниципального образования; постоянной доступности территории общего пользования; сохранности сооружений, коммуникации и инфраструктуры.
Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания граждан в соответствующих границах.
Основными задачи муниципального управления в сфере транспорта являются следующие: развитие магистралей и обеспечение надёжного состояния транспортных линий; контроль, диспетчеризация и модернизация систем организации транспортного движения, обеспечение качества транспортного обслуживания граждан; содержание муниципального подвижного состава в надлежащем состоянии, соответствующего нормативам и техническим параметрам; обеспечение безопасности перевозок.
Органы местного самоуправления городского округа, согласно нормам ст. 16 ФЗ Федерального закона № 131, призваны оказывать содействие развитию на своей территории общественной инфраструктуры, создавать условия для обеспечения жителей услугами связи.
В ходе исследования были определены особенности реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи. Проведен анализ состояния инфраструктуры городского округа - города Барнаула (градостроительство, транспорт, связь). Показаны основные направления деятельности органов местного самоуправления по управлению сферой строительства, транспорта и связи.
Анализ особенностей реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи показал, что в настоящее время на территории г. Барнаула получили развитие такие сферы, как градостроительство, транспорт и связь.
Градостроительство является одним из приоритетных направлений развития города. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, повышение рождаемости и темпы прироста населения, отражаются на его экономической культуре.
Одним из приоритетных направлений развития г. Барнаула является повышение уровня благоустройства, создание безопасных и комфортных условий для проживания жителей краевого центра. Транспортная инфраструктура городского округа обеспечивает комфортную доступность территорий города, безопасность и надежность внутригородских транспортных связей в условиях прогнозируемого роста подвижности населения и объемов пассажирских и грузовых перевозок.
Связь является одной из наиболее динамичных сфер жизнедеятельности г. Барнаула. Общей тенденцией развития этой сферы является расширение спектра услуг, предоставляемых каждым оператором связи, повышение доли современных технологий, ускоряющаяся информатизация всех отраслей городского хозяйства и рост влияния электронных средств обмена информацией.
Стратегией развития социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года определены цели развития градостроительной отрасли, транспортной и информационно-коммуникационных систем.
В работе предложены мероприятия по совершенствованию механизма муниципального управления городского округа - города Барнаула в сфере строительства, транспорта и связи.
Совершенствованию механизма муниципального управления в сфере строительства городского округа - города Барнаула должны способствовать:
- ограничение по этажности, сохранение существующей планировочной структуры в исторической части города;
- высвобождение центральной части города от складских, коммунальных и промышленных предприятий с использованием высвободившихся территорий под развитие социальной инфраструктуры, развитие коммерческих предприятий, строительство жилья;
- придание общественной и жилой застройке нового качества с помощью формирования новых многофункциональных деловых, общественных и городских зон, размещение театров-студий, развитие гостиничного комплекса, сети магазинов, кафе и ресторанов;
- требуют формирования специализированные зоны размещения муниципальных, региональных и федеральных органов власти;
- требуется создать научный парк вблизи университетов и научно-исследовательский центр;
- требуется трансформировать садоводства, расположенные в непосредственной близости к застроенным территориям, во вторичное жилье, что позволит обеспечить условия для активизации обновления уже созданного фонда и повысит стоимость этих территорий.
На основании действующих программ по развитию общественного пассажирского транспорта на территории г. Барнаула предлагается предусмотреть:
- обновление трамвайного и троллейбусного парков;
- реконструкцию верхних строений путей с применением новейших технологий (бесшпальных и безбалластных);
- капитальный ремонт кабельных линий тяговых подстанций и контактной сети.
Предлагается принять целевую программу, предусматривающую строительство надземных и подземных пешеходных переходов.
В целях обеспечения стабильной работы городского пассажирского транспорта необходимо создание независимой единой диспетчерской службы с выделением её из состава МУП «Горэлектротранс».
Предлагается создать бюджетное учреждение города Барнаула «Управление дорожного хозяйства и благоустройства», что позволит возложить задачу благоустройства целиком и полностью на одну структуру, на одного руководителя.
Нормой должно стать оборудование остановочных комплексов светодиодными экранами, табло, комплексными маршрутными указателями и т.д.



