ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 8
1.1 Экономическая сущность, субъекты и объекты кредитования 8
1.2 Основные этапы процесса кредитования предприятий коммерческими
банками 12
1.3 Состояние рынка кредитования малого и среднего бизнеса 18
1.4 Поддержка малого и среднего бизнеса 27
2 АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПАО «ВТБ 24» 39
2.1 Общая экономико-финансовая характеристика ПАО «ВТБ 24» 39
2.2 Анализ основных показателей деятельности ПАО «ВТБ 24» 40
2.3 Анализ кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО «ВТБ 24» 54
2.4 Перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
Банковская система, является необходимой составляющей экономической системы любого государства, и занимает стратегическое положение в экономике, что определяется ее целями, задачами, функциями, а также воздействием на другие системы. Любой сбой в функционировании банковской системы затрагивает круг интересов абсолютно всех хозяйствующих субъектов. [17]
Активная работа коммерческих банков в области кредитования является непременным условием удачной конкуренции этих учреждений, повышению платежеспособности соучастников экономических отношений ведет к росту производства, увеличению занятости. Речь идет не только о совершенствовании техники кредитования, но и о разработке и внедрении методов снижения кредитных рисков.
Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой в течении продолжительного периода времени. С одной стороны предприниматели имеют необходимость в денежных средствах, а банки готовы их ими обеспечить, а с другой стороны, согласно опросам, проведенным среди предпринимателей, лишь около 12% бизнесменов постоянно используют банковские кредиты. [18]
Актуальность темы данной работы обусловлена еще и тем, что в современных условиях проблема расширения доступа практически всех российских предприятий, а особенно малого бизнеса к кредитным ресурсам приобретает особую остроту, в связи с этим необходимо изучение позитивного опыта активного участия отечественных коммерческих банков в кредитовании малых предприятий. Предприятия производственных отраслей являются работодателями для значительной части российского населения, особенно в городах и населенных пунктах, где нет, либо единично присутствуют промышленные предприятия. Товары широкого потребления и продукты питания, производимые в этих отраслях, входят в состав потребительской корзины большей части российских граждан. Поэтому поддержка и развитие этих видов деятельности - важный элемент общего экономического развития страны.
С учетом изменений, затронувших рынок кредитования предприятий малого бизнеса в последние годы, назрела необходимость изучения и обобщения современного опыта в области расширения доступа предприятий малого бизнеса к кредитным ресурсам, выработки обоснованных рекомендаций по решению проблем ресурсного обеспечения процесса воспроизводства на малых предприятиях за счет кредитных средств, что и предопределило тему, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий.
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ современного состояния системы кредитования малого бизнеса в России и разработка мероприятий, направленных на совершенствование кредитования малого бизнеса в банке ВТБ24 (ПАО).
Данная цель повлекла за собой постановку следующих задач:
• рассмотреть особенности кредитования малого бизнеса в России на современном этапе развития экономики;
• провести анализ структуры кредитного портфеля в ВТБ24 (ПАО);
• проанализировать программы кредитования малого бизнеса в банке;
• предложить ряд мероприятий, направленных на повышение спроса кредитных продуктов банка и увеличения рентабельности в сегменте кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в исследуемом банке.
Объектом исследования в работе является деятельность банка ВТБ24 (ПАО).
Предметом исследования является совокупность организационно- экономических отношений складывающихся в процессе формирования системы кредитования малого бизнеса в коммерческом банке.
Методология исследования основывалась на использовании диалектической логики и системного подхода. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения, статистический анализ и др.
Теоретической основой данной работы стали труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов, раскрывающие закономерности развития рыночной экономики, денежно-кредитные аспекты экономической политики государства, основы функционирования коммерческих банков, их места и роли в рыночной экономике. В ходе исследования использовались труды ученых-экономистов, таких как Кузубов А.А., Семенова Н.Н., Азманова Е.Г., Епишенков С.В., Н.Н. Селезнева, Агарков М.М. и др.
Информационной базой при выполнении выпускной квалификационной работы являлись нормативные и законодательные акты РФ, разработки ведущих организаций по банковскому делу, материалы международной практики, монографии и статьи в научных журналах, а также бухгалтерская и финансовая отчетность «ВТБ 24» (ПАО) за 2014-2016 гг.
Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты кредитования малого и среднего бизнеса в России, анализируется зарубежный опыт взаимодействия кредитных организаций и субъектов малого предпринимательства. Вторая глава посвящена анализу кредитования малого бизнеса в ВТБ 24 (ПАО), проанализирован кредитный портфель кредитной организации в сегменте малого и среднего бизнеса, даны рекомендации по совершенствованию деятельности банка в области кредитования малого и среднего бизнеса.
Теоретический и практический анализ, проведенный в работе, позволяет сделать следующие выводы.
Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям. Малым предприятиям принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры нашего общества, в решении социально-экономических проблем. Несмотря на многочисленные трудности, у рынка кредитования малого и среднего бизнеса очень хорошие перспективы, банки начали выделять малый и средний бизнес как отдельное направление кредитной политики. В то же время на кредитах для малого и среднего бизнеса банк может заработать только в случае формирования достаточно большого кредитного портфеля, что, в свою очередь, достигается за счет высокой «поточности» этой группы клиентов. Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом предоставляемых банками услуг, поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции.
Сегодня сложилось несколько проблем кредитования малого бизнеса. Во-первых, не развит в достаточной мере спрос - малый бизнес зачастую с предубеждением относится к целесообразности кредитования. Сами банки не в полную меру обеспечены всеми необходимыми ресурсами для работы с малым и средним бизнесом. Большая проблема с правовой базой, зачастую из-за сложных бюрократических моментов с документацией. Ещё одна весовая проблема в кредитовании малого бизнеса - отсутствие ясного механизма поддержки бизнеса на федеральном уровне. Например, законодательная база подтверждает необходимость поддержки малого и среднего бизнеса, но ограничивает конкретные меры в её реализации. Сдерживающим фактором расширения кредитования малого бизнеса остаются высокие риски, отсутствие правовых гарантий эффективного возврата кредита, слабость информационной базы по кредитным историям заемщиков. Проблема кредитования малого бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. Сами бизнесмены приводят доводы, которые препятствуют использовании кредитованная в банках. Согласно статистике, порядка 15% представителей малого бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса.
Существуют и положительные моменты кредитования. Например, крупные банки поощряют постоянных клиентов. Это выражается в упрощённой форме получения кредита, а также в снижении процентной ставки. Так, например, хорошая кредитная история может снизить процентную ставку на 0,5%.
В работе проведен анализ практики кредитования малых и средних предприятий на примере ПАО «ВТБ 24». Банк занимает лидирующие позиции на российском рынке международного финансирования, факторинга, кредитования МСБ. В 2015 г. объем кредитов, выданных МСБ в рублях, в иностранной валюте и драгоценных металлах, составил 5460 млрд. руб., снижение составило 28,3 % по сравнению с 2014 г. За предыдущие 5 лет это самый низкий объем. По итогам 1-го полугодия 2016 г. объем кредитов, выданных банками малым и средним предпринимателям, составил 2,4трлн. руб., что всего на 0,6% меньше результатов аналогичного периода 2015 г.
Основой активных операций ПАО «ВТБ 24» являются операции кредитования. На них приходится более 60% всех активов коммерческих банков. Именно кредитные операции, несмотря на свой высокий риск, являются для банков наиболее привлекательными, так как они составляют главный источник их доходов.
Основными аспектами качественного обслуживания, на которые обращают внимание клиенты банков, являются технологии (порядок и условия обслуживания, выполнение обязательств по условиям обслуживания) и люди (квалификация и доброжелательность персонала, внимание к клиентам).
Мы считаем, что для того, чтобы происходил рост кредитования малого и среднего предпринимательства следует принять меры по расширению кредитования по следующим направлениям:
1. расширение филиальной сети;
2. создание новых кредитных программ;
3. снижение процентных ставок.
Со сложившимся экономическим кризисом в стране необходимо поддержать малый и средний бизнес, это будет способствовать выходу из финансового кризиса и способствовать повышению ВВП в стране. Это отразится на укреплении доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
1. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Гарант».
2. Статистические данные о развитии МСП.
https://www.mspbank.ru/Ekspertam/statisticheskie_dannyie_o_razvitii_msp(дата обращения: 25.12.2016).
3. Деньги, кредит, банки // Под ред. О.И. Лаврушина 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Фонтц K. Тенденции в мировом банковском деле с точки зрения европейской перспективы. // Финансовый бизнес. 1996. - № 3.
5. Суранов С. Кредитование малого и среднего бизнеса можно оздоровить. // Экономика и жизнь. -2013.-№30. - С. 10-13.
6. Кузубов А.А. Методические подходы и критерии оценки конкурентоспособностью предприятий //Фундаментальные исследования. 2015. № 12-4. С. 801 - 805.
7. Семенова Н.Н., Ахметов Р.Ш. Проблемы кредитования малого бизнеса в Республике Мордовия // Проблемы экономики. 2007. №1. С.72-74.
8. Банковское дело: учебник / О.И. Лаврушин, Н.И. Валенцева [и др.]; под ред. О.И.Лаврушина.-10-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007.
9. Кредитный портал. http://www.kreditbusiness.ru
10. Таничева Е.С. Механизм обеспечения устойчивого развития малых предприятий // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 88-93.
11. Вебер Ю., Шеффер У. На пути к активному управлению с помощью показателей // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 5. С. 107-111.
12. Статистические данные о развитии МСП.
https://www.mspbank.ru/Ekspertam/statisticheskie dannyie o razvitii msp(дата обращения: 25.12.2016).
13. Рэнкинги банков, кредитующих малый и средний бизнес. http://bosfera.ru/bo/kreditovanie-msb-zdes-top-30-pravit-bal(дата обращения: 01.04.2017).
14. Азманова Е.Г. Кредитование малого и среднего бизнеса в 2011¬2012 гг., // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2013.- № 13. - С. 12¬23.
15. Галкин С.И. Особенности кредитования малого и среднего
бизнеса. Выпускная квалификационная работа 2012.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=536358(дата обращения: 05.04.2017).
16. Государственная программа поддержки МСП.
http: //smb .gov.ru/measuresupport/pro grams/celved/#agency.
17. Агарков М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах - М.: Юристъ, 2002. - 654 с.
18. Епишенков С.В.. Заем и кредит как самостоятельные институты гражданского права России // «Банкир» от 9 октября 2001 г.
19. Федеральный портал молодого предпринимателя.
http://young.smb.gov.ru(дата обращения: 05.05.2017).
20. Лаврушин О. И. «Деньги, кредит, банки».
http://bugabooks.com/book/655-dengi-kredit-banki/67-162-vidy-kredita.html(дата обращения 07.04.2017).
21. .Байдина О.С., Байдин Е.В. Факторы риска банков при работе со средним и малым бизнесом // Деньги и кредит. - 2011. - №11. - С. - 28-32.
22. Бочарова О.Н. Направления совершенствования государственной поддержки и кредитования малого и среднего предпринимательства// Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 10. - С. 28-32.
23. Романенко Е.В. Сектор малого предпринимательства:
особенности формирования взаимосвязей // Российское
предпринимательство - 2010. - № 7 (162). Вып.1.
24. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса - перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. - 2010. - №1. - С.46-48.
25. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. - М.: МАКС Пресс, 2007.
26. Оценка состояния и динамики кредитования малого и среднего бизнеса. // Финансы и кредит. - 2014. - № 14(590). - стр. 52-60.
27. Майданская, А.Н. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Финансы. - 2012. - №6. - С.53-57.
28. Кроливецкая Л.П., Белоглазова Г.Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. - М.: Юрайт, 2011. - 422 с.
29. Электронный ресурс -http://www.bank24.ru(дата обращения 05.03.2017)
30. Кредитный вестник № 71, февраль 2007.
31. Ассоциация российских банковhttp://www.arb.ru(дата обращения 05.03.2017).
32. Банки.Руhttp://www.banki.ru(дата обращения 05.03.2017).
33. Информационный портал поддержки мероприятий для делового сообществаhttp://www.businesscom.ru(дата обращения 05.03.2017).
34. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник для вузов. / Е.Ф. Борисов, 2010.
35. Современная экономическая наука. Учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной и И.П. Николаевой - Москва 2012.
36. Томлачёв И.А. // Малый бизнес // все о малом предпринимательстве под ред. А.В. Касьянова - Москва, 2010.
37. Девятаева Н.В. Малое предпринимательство: российский и зарубежный опыт / Москва, 2012.
38. Парфелкина Л.О. // Социально-гуманитарные и естественно¬научные исследования: теория и практика взаимодействия: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. III, 2012-406с.
39. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса - перспективное направление кредитной политики банков // Деньги и кредит. - 2010. - №1. - С.46-48.
40. Программа «Национальная банковская система России 2010¬2020». Ассоциация российских банков, М.: 2009 г. с. 51.