ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛСЬКОГО КНЯЖЕСТВА XII-XIII ВЕКОВ 8
1.1. Стили русской храмовой архитектуры XII-XIII веков и их
характеристика 8
1.2. Историческая связь храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней
Руси 21
II. СТИЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА XIIXIII ВЕКОВ 31
2.1. Владимиро-Суздальское зодчество и типология первых христианских
храмов 31
2.2. Архитектурные особенности храмов Владимиро-Суздальского княжества
XII-XIII веков 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Архитектура храмов Владимиро-Суздальской земли XII-XIII веков в культурно-историческом наследии российского государства представляет собой одну из малоизученных сфер храмового зодчества. Выбранный нами временной промежуток обусловлен тем обстоятельством, что в период XIIXII веков здесь происходит основание культуры Владимиро-Суздальского княжества, развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Нужно отметить, что в данном исследовании речь пойдет о православных храмах. Традиции русской храмовой архитектуры оказали непосредственное влияние на становление и развитие православных храмов Владимиро-Суздальской земли. Православные храмы являлись неотъемлемой частью архитектурного облика населенного пункта и привносили элемент знаковости, столь необходимый в процессе присоединения, заселения и освоения новых территорий.
Русь в ХП-ХШ веках переживала разнообразные процессы, среди которых были и периоды расцвета - государственного, экономического, культурного - и периоды упадка. Важно отметить, что сфера храмовой архитектуры, тесно соприкасалась с общей жизнью государства, отражала особенности эволюции последнего в своём развитии.
Рассматриваемая нами тема не была предметом специального рассмотрения и остается мало изученной. Необходимо также отметить, что храмовая архитектура Древней Руси XII-XIII вв. претерпела значительные видоизменения из-за разрушений и подверглась уничтожению в период антирелигиозной кампании в первой половине XX столетия. В связи с этим актуальность темы очевидна.
Степень разработанности темы. Несмотря на свою обширность и многообразность, отмеченные известными советскими историками, корпус
4 письменных источников, отражающих происходившее на заре российской государственности, фактически не меняется на протяжении нескольких веков. К тому же широкий спектр этих документов, охватывающий летописные хроники, княжеские уставы церкви, литературные произведения различных жанров и иные свидетельства рассматриваемой нами эпохи немногочислен. Если же говорить о межгосударственных документах, имеющих отношение к рассматриваемому нами периоду, то подлинные дипломатические акты Древней Руси просто не сохранились.
Скудость письменных источников, неоднократно отмечалась исследователями. При этом в общем виде истории архитектуры уделялось большое количество исследований и посвящено множество учебной литературы, авторами которых являются: С. Ю. Афонькин1, Т. Р. Забалуевой2, Т. Л. Кильпе3, В. И. Пилявского4, О. Шуази5.
История храмовой архитектуры так же обозначена в энциклопедических словарях Н.И. Баторевича, Н.И. Кожицева6, В. Л. Глазычевой7, А.Ю. Казаряна8, В. Коха9. Наиболее полный список древнерусских источников конца ХП- начала ХШ века по истории взаимосвязи храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси составлен следующими авторами: Н.Я. Ворониным10, Г. С. Колпаковой11, Г. Г. Литаврина12, Ц. Г. Нессельштрауса13, З. В. Удальцовой14.
Образы храмов в истории археологии изучены и отражены в работах М. В. Алпатова11 12 13 14 15, Н. Будура16, М. В. Губарева17, Ж. Дюби18, Т. Кашириной19, А. Ю. Низовского20, Ш. М. Шукурова21.
Техника и стили храмовой архитектуры наиболее полно раскрыты в работах И. А. Бартнева22, З. Гидиона23, М. Ю. Кеслера24, И. Б. Михайловского25, А. С. Мухнина26.
Немаловажное значение имеют так же статьи из журналов «Материалы Кирилло-Мефодиевских чтений»27, «Научные исследования»28, «Краткие
сообщения Института археологии АН СССР»29, «Архитектура СССР»30.
В итоге необходимо признать то, что реконструкция прошлого нередко возможна только путем построения каких-либо гипотез. Следствием этой бедности в наличии источников стало и то, что понимание событий у авторов исследований в данной области порой рознятся до диаметрально противоположных мнений...
При изучении тенденций стилевого развития и типологии ВладимироСуздальской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков как архитектурного и культурного феномена мы определили следующее: русская архитектура развивалась под влиянием мировых стилей и с сохранением народных традиций, а потому следует говорить не об образцах различных архитектурных стилей, воплотившихся в создании Владимиро-Суздальской храмовой архитектуры ХП-ХШ столетий, а об отдельных направлениях русской церковной архитектуры в данный исторический период.
При исследовании особенностей развития русской храмовой архитектуры ХП-ХШ веков была исследована характеристика стилей русской церковной архитектуры ХП-ХШ веков, а так же рассмотрена историческая связь храмовой архитектуры Византии, Европы и Древней Руси. В рамках исследования стилей русской церковной архитектуры ХП-ХШ веков можно выделить следующее:
Во-первых, в эпоху данного периода, можно выделить основные три стиля, присущие храмовому строительству в ХП-ХШ веках. Это византийский, романский и древнерусский стили. Византийский стиль - первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности. Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Древнерусскому стилю характерно совершенство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы).
Во-вторых, получив самую совершенную в христианстве византийскую художественную систему, Древняя Русь практически сразу начала её творчески переосмысливать. Это косвенно говорит о наличии развитой дохристианской архитектурно-художественной традиции. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Но его пластическое решение, оставаясь в рамках византийской художественной традиции, практически сразу приобретает черты национального своеобразия. Поэтому, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов.
В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут. Характерной особенностью первых великокняжеских соборов стали обширные хоры, присущие не византийским крестово-купольным храмам, а императорским купольным базиликам. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам;
В-третьих, главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю - крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения)...
I. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т., Т I. М.: Искусство, 1967. 216 с.
2. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т., Т II. М.: Искусство, 1967. 328 с.
3. Афонькин С.Ю. Древнерусская архитектура. СПб.: СЗКЭО, 2009. 176 с.
4. Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX - XII вв. Серия: Культура народов Востока. М.: Наука, 1978. 312 с.
5. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: Изобразительное искусство, 1983. 257 с.
6. Баторевич Н.И., Кожицева Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. 702 с.
7. Будур Н. Дорога к храму. Основы православной культуры / Наталия Будур. М.: Дрофа-Плюс, СКЦ Норд, 2015. 224 c.
8. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: URSS: КомКнига, 2011. 317 с.
9. Воронин Н. Я. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М.: АН СССР, 1962. 566 с.
10. Гидион З. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня. М.: Стройиздат, 1984. 455 с.
II. Глазычев В.Л. Архитектура: Энциклопедия. М.: Астрель, 2002. 677 с.
12. Губарев М. В., Низовский А. Ю. «100 великих храмов мира». М.: Вече, 2005. 512 с.
13. Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X-XIII века / Институт археологии Академии наук СССР. М.: Искусство, 1975. 350 с.
14. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / пер. с фр. М.Ю.Рожновой, О.Е.Ивановой. М.: Ладомир, 2002. 298 с.
15. Забалуева Т.Р. История архитектуры и строительной техники. М.: Эксмо, 2007. 239 с...