Правовое регулирование информационной безопасности государства в Российской Федерации и США (Московский Государственный Институт Международных Отношений)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 5
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 5
1.2 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ 11
2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 21
2.1 ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 21
2.2 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ 28
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США 35
3.1 ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США 35
3.2 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность темы исследования. Программы информационной безопасности России и США устанавливают политики, процедуры и требования для защиты секретной и контролируемой несекретной информации, раскрытие которой может нанести ущерб национальной безопасности. Информационная безопасность — это защита и снижение рисков для информации с помощью многопрофильных методов обеспечения безопасности, которые включают брифинги для лиц, которым был предоставлен доступ к информации национальной безопасности, коммуникационной безопасности и различным типам инспекции объектов, предназначенные для обеспечения соблюдения исполнительных распоряжений, общегосударственных политик, правил и законов. Политика информационной безопасности устанавливает программу обеспечения безопасности для информации и информационных систем. Однако программы информационной безопасности имеет разные цели и функции в зависимости от политики, которую проводит государство, таким образом, с учетом того, что РФ и США и имеют разные геополитические цели целесообразно провести сравнение их правовое регулирование информационной безопасности в данных странах.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере информационной безопасности.
Предметом исследования являются нормы правового регулирования информационной безопасности России и США.
Основной целью исследования является рассмотрение правового регулирование информационной безопасности России и США, а также рассмотрение тенденций и состояния развития правового регулирования информационной безопасности России и США.
Для достижения поставленной цели необходимым условием является выполнение ряда задач, среди которых:
- изучить сущность понятия информационная безопасность;
- рассмотреть особенности информационной безопасности страны;
- дать характеристику информационной безопасности России;
- выделить основные тенденции информационной безопасности России;
- исследовать основные аспекты информационной безопасности США;
- определить тенденции развития информационной безопасности США.
База источников: работы ученых (Беркова А.В, Казарина О.В, Северцева Н.А), материалы научных и практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы, а также научно-исследовательские статьи об особенностях развития международной информационной безопасности и отчетные документы России и США.
Теоретико-методологическая основа работы. Методология исследования основана на принципах научной объективности и системности: все процессы рассматриваются в контексте конкретной ситуации, а факты и события анализируются в совокупности, а не отдельно друг от друга.
К методам исследования, использованным при написании работы, относятся: сбор информации, метод анализа, синтеза, сравнения, классификации, группировки, историко-хронологический метод, индукция, дедукция.
Структура исследования. Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В настоящее время создается система международной информационной безопасности. Информационная безопасность межгосударственной системы является составной частью всеобъемлющей системы международной безопасности. В то же время информационная безопасность является стабилизирующим фактором в системе негосударственных международных отношений. Однако ряд угроз информационной безопасности затрагивает сферу как межгосударственных, так и международных негосударственных отношений. В актах «мягкого права» разработана единая концепция развития системы информационной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Однако акты «мягкого права» не подходят для его реализации. Они могут внести свой вклад в развитие обычаев, но на это может уйти много времени. Следовательно,
Конвенция 2001 г. и Соглашение СНГ стали первыми международными договорами, в которых прописана система мер по борьбе с конкретным видом преступлений в сфере информации. Раньше информационные преступления охватывались отдельными международными договорами наряду с другими преступлениями (такими как пропаганда расовой дискриминации). Рассмотренные договоры играют очень важную роль, поскольку они заложили основы юрисдикции государств по уголовным делам в Интернете и правила международного сотрудничества, обеспечивающие согласованные действия государств в борьбе с компьютерными преступлениями. Несмотря на некоторые недостатки договоров,
Угрозы стабильности и безопасности все чаще возникают там, где государственные и негосударственные субъекты используют гибридные тактики, такие как дезинформация или кибератака. В качестве целей гибридной деятельности и НАТО, и Европейский союз осознали важность совместной работы над общими вызовами безопасности, которые представляют собой гибридные кампании.
Доктрина информационной безопасности России – это изложение систем официальных взглядов на место РФ в современном мире информационных технологий, на угрозы суверенитету страны, а также средств, которые используются для выстраивания взаимодействия между государствами в цифровом обществе.
Соединенные Штаты двигаются по нескольким направлениям для усиления собственной защиты, учитывая при этом срочность, которая возникла после повышения частоты атак в мире. Планируется повышение защиты всей онлайн-активности в стране, и распространяться это будет на правительственные организации, частные компании, некоммерческие объединения, сообщества, а также на отдельных граждан. Цель Соединенных Штатов – это будущее поколение, которое хорошо информировано о возможных рисках более тесного взаимодействия с сетью. США активно участвуют во всех возможных начинаниях, относящихся к выстраиванию международной структуры законов и норм, которые помогали бы обитателям киберпространства. И, наконец, США заинтересованы в насаждении культуры открытой и безопасной сети.
Ясно, что, несмотря на зачастую противоположные взгляды, но в силу резкого усиления угрозы, идущей из киберпространства, Россия и США делают большие шаги на пути к созданию норм поведения, которые призваны снизить международное напряжение и выступить в качестве модели для прочих стран.
1. Бецков А.В. О некоторых аспектах правового понятия "информационная безопасность" // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2018. С. 1-5.
2. Бородакий Ю.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности ХХI века (часть 1) // Вопросы кибербезопасности. 2013. С. 1-8.
3. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность. Монография. М.: МГИМО-Университет, 2013. 194 с.
4. Казарин О.В. Новые разновидности угроз международной информационной безопасности // История и архивы. 2016. С. 1-19.
5. Мороз Н.О. Особенности международно-правового сотрудничества в борьбе с киберпреступностью в рамках ЕС // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2018. С. 1-8.
6. Северцев Н.А., Бецков А.В. Информационная безопасность и принципы ее обеспечения // НиКа. 2018. C.92-96.
7. Талипова Л.Н. Международно-правовая регламентация киберпреступности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. С. 1-3.
8. Танимов О.В., Федичев А.В. К вопросу об информационной безопасности современного государства // Правовая информатика. 2016. №2. С. 4-11.
9. Ющенко В.А. Международная информационная безопасность: общая характеристика и Российский подход к изучению // Русская политология. 2018. С. 1-7.
10. Якимова Е.М. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью // Всероссийский криминологический журнал. 2016. С. 1-10.
11. «Информационная безопасность» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/874/ (Дата обращения: 28.02.2022)
12. Взгляд на национальные и международные проблемы кибербезопасности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://digital.report/charlz-barri-o-podhodah-ssha-i-nato-v-oblasti-mezhdunarodnoy-informatsionnoy-bezopasnosti/ (Дата обращения: 12.03.2022)
13. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rtmtech.ru/articles/doktrina-ib-rf/ (Дата обращения: 28.02.2022)
14. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html/ (Дата обращения: 28.02.2022)
15. Информационная безопасность в США [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационная_безопасность_в_США (Дата обращения: 12.03.2022)
16. Основы национальной информационной безопасности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://searchinform.ru/informatsionnaya-bezopasnost/osnovy-ib/osnovnye-aspekty-informatsionnoj-bezopasnosti/osnovy-natsionalnoj-informatsionnoj-bezopasnosti/ (Дата обращения: 28.02.2022)
17. Cybersecurity [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dhs.gov/topics/cybersecurity (Дата обращения: 12.03.2022)
18. Talimonchik Valentina. Legal Aspects of International Information Security // Security and Privacy From a Legal, Ethical, and Technical Perspective. 2019. Р. 1-17.