ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА В «ПРИЯТНЫХ ПЬЕСАХ» Б. ШОУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Вопросно-ответные диалогические единства в современном английском языке 6
1.1. Теория диалога в системе современных лингвистических исследований 6
1.2. Диалогическая речь в художественном
произведении 11
1.3. Роль эллиптических предложений в вопросно-ответных
единствах 18
Выводы по ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических единств в «Приятных пьесах» Бернарда
Шоу 25
2.1. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Оружие и человек» 25
2.2. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Кандида» 33
2.3. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Избранник судьбы» 39
2.4. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Поживем - увидим» 44
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 57
ГЛАВА I. Вопросно-ответные диалогические единства в современном английском языке 6
1.1. Теория диалога в системе современных лингвистических исследований 6
1.2. Диалогическая речь в художественном
произведении 11
1.3. Роль эллиптических предложений в вопросно-ответных
единствах 18
Выводы по ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА II. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических единств в «Приятных пьесах» Бернарда
Шоу 25
2.1. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Оружие и человек» 25
2.2. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Кандида» 33
2.3. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Избранник судьбы» 39
2.4. Анализ функционирования вопросно-ответных диалогических
единств в пьесе «Поживем - увидим» 44
Выводы по ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 57
Одним из перспективных направлений в английском языке является изучение теории диалога. Диалог - это неотъемлемая часть жизни любого человека. Это один из самых распространенных способов приема и передачи информации. Данная проблема получила свое рассмотрение на примере множества языков в прошлом веке, но и до сегодняшнего дня этот вопрос не утерял своей актуальности.
Говоря о литературных произведениях, в которых диалог является сильным оружием в руках настоящего профессионала, мы можем утверждать, что любой диалог состоит из диалогических единств, которые, в свою очередь, могут включать в себя различные синтаксические конструкции, например эллиптические предложения. Несмотря на тот факт, что неполнота предложений характерна для разговорного стиля, многие писатели и драматурги успешно используют подобные синтаксические феномены в своих литературных трудах.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность данного исследования мы можем определить тем, что проблема диалогических единств и их составляющих в течение многих десятилетий была рассмотрена множеством лингвистов и ученых с разных сторон. Несмотря на это, до сих пор существует ряд дискуссионных вопросов, касающихся определения места диалогических единств в современной лингвистике.
Объектом настоящего исследования являются диалогические единства и их составляющие как закономерный процесс, представленных в цикле «Приятные пьесы» Бернарда Шоу.
Предметом исследования являются виды диалогических единств, включающие разнообразные синтаксические конструкции в литературном языке.
Целью данного исследования является изучение использования основных видов вопросно-ответных диалогических единств в цикле «Приятные пьесы» Бернарда Шоу.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть и провести анализ теоретической базы по предложенной проблеме.
2) дать основную характеристику теории диалога в отечественной и зарубежной лингвистике.
3) провести анализ основных составляющих диалогических единств и их функционированию в литературных произведениях.
4) изучить виды диалогических единств и эллиптических конструкций, как их основных составляющих.
5) проанализировать использование вопросно-ответных
диалогических единств и их составляющих в «Приятных пьесах» Бернарда Шоу.
Теоретическая база исследования основана на изучении теории диалога, которой были посвящены труды таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, М.Я. Блох В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Ж. Марузо, Х. Пирсон, Р. Хадельстон, и другие. Несмотря на изобилие лингвистических трудов в области данного вопроса, нельзя утверждать, что данная тема получила свое полное раскрытие, и не осталось каких- либо споров между исследователями.
Фактическим материалом данного исследования являются вопросноответные диалогические единства, отобранные методом сплошной выборки из пьес Бернарда Шоу «Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Поживем-увидим». Общее количество отобранных диалогических единств равно восемьдесят два.
В соответствии со спецификой рассматриваемого феномена в представленной работе были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа. А так же для
достижения поставленных целей и задач были использованы метод описания, классификации и обобщения изученного материала.
Апробация работы: основные положения выпускной
квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции в рамках недели науки, проводимой в НИУ БелГУ. По проблематике настоящей работы была опубликована статья: «Вопросно-ответные диалогические единства в «Приятных пьесах» Б. Шоу».
Структура работы выполнена в соответствии с основными требованиями, целями и задачами. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.
Говоря о литературных произведениях, в которых диалог является сильным оружием в руках настоящего профессионала, мы можем утверждать, что любой диалог состоит из диалогических единств, которые, в свою очередь, могут включать в себя различные синтаксические конструкции, например эллиптические предложения. Несмотря на тот факт, что неполнота предложений характерна для разговорного стиля, многие писатели и драматурги успешно используют подобные синтаксические феномены в своих литературных трудах.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность данного исследования мы можем определить тем, что проблема диалогических единств и их составляющих в течение многих десятилетий была рассмотрена множеством лингвистов и ученых с разных сторон. Несмотря на это, до сих пор существует ряд дискуссионных вопросов, касающихся определения места диалогических единств в современной лингвистике.
Объектом настоящего исследования являются диалогические единства и их составляющие как закономерный процесс, представленных в цикле «Приятные пьесы» Бернарда Шоу.
Предметом исследования являются виды диалогических единств, включающие разнообразные синтаксические конструкции в литературном языке.
Целью данного исследования является изучение использования основных видов вопросно-ответных диалогических единств в цикле «Приятные пьесы» Бернарда Шоу.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть и провести анализ теоретической базы по предложенной проблеме.
2) дать основную характеристику теории диалога в отечественной и зарубежной лингвистике.
3) провести анализ основных составляющих диалогических единств и их функционированию в литературных произведениях.
4) изучить виды диалогических единств и эллиптических конструкций, как их основных составляющих.
5) проанализировать использование вопросно-ответных
диалогических единств и их составляющих в «Приятных пьесах» Бернарда Шоу.
Теоретическая база исследования основана на изучении теории диалога, которой были посвящены труды таких отечественных и зарубежных лингвистов, как Н.Д. Арутюнова, М.М. Бахтин, М.Я. Блох В.В. Виноградов, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Ж. Марузо, Х. Пирсон, Р. Хадельстон, и другие. Несмотря на изобилие лингвистических трудов в области данного вопроса, нельзя утверждать, что данная тема получила свое полное раскрытие, и не осталось каких- либо споров между исследователями.
Фактическим материалом данного исследования являются вопросноответные диалогические единства, отобранные методом сплошной выборки из пьес Бернарда Шоу «Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Поживем-увидим». Общее количество отобранных диалогических единств равно восемьдесят два.
В соответствии со спецификой рассматриваемого феномена в представленной работе были использованы следующие методы: метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа. А так же для
достижения поставленных целей и задач были использованы метод описания, классификации и обобщения изученного материала.
Апробация работы: основные положения выпускной
квалификационной работы были освещены в виде доклада на ежегодной студенческой конференции в рамках недели науки, проводимой в НИУ БелГУ. По проблематике настоящей работы была опубликована статья: «Вопросно-ответные диалогические единства в «Приятных пьесах» Б. Шоу».
Структура работы выполнена в соответствии с основными требованиями, целями и задачами. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала.
Итак, в результате проведения данного исследования нам удалось рассмотреть понятия «диалог» и «диалогическое единство» в соответствии с разными точками зрения. В середине прошлого века в лингвистике проснулся особый интерес к данному феномену. Но, несмотря на это, ученым не удавалось прийти к единому мнению по поводу основных направлений и функций использования диалога в лингвистике.
Основной составляющей единицей любого диалога является диалогическое единство, включающее в себя различные реплики, которые в свою очередь, могут состоять из разнообразных синтаксических структур. В данном случае, мы обратились к эллиптическим конструкциям и их функционированию в вопросно-ответных диалогических единствах.
По мере прохождения исследования мы неоднократно убеждались в том, что диалог пронизывает все сферы человеческой жизни и выполняет при этом психологическую, информативную и оценочную функции. Важно упомянуть тот факт, что диалог является особой областью исследования именно в художественных произведениях, которые самым наилучшим образом отражают реальные коммуникативные ситуации. С одной стороны, диалогическая речь обрабатывается в соответствии с замыслом автора, с другой стороны, автор берет за основу привычную живую речь; таким образом, художественный диалог должным образом описывает реальную коммуникативную ситуацию, выполняя при этом функцию отражения межличностных отношений.
В качестве литературных произведений, состоящих в большинстве своем из диалогических единств, нами были выбраны четыре «Приятных пьес» ирландского драматурга Бернарда Шоу. В результате проделанной работы методом сплошной выборки нам удалось обнаружить, описать и классифицировать вопросно-ответные диалогические единства, входящие в данные произведения. Важно учитывать тот факт, что, как и предполагалось в начале нашей работы, все диалогические единства включают в себя те или иные неполные предложения. Итак, мы предоставили классификацию из пяти основных пунктов:
1. Предложения, включающие опущение главного члена и их частей, например, вспомогательных глаголов to be, to do или to have.
2. Предложения, включающие опущение сказуемого.
3. Предложения, включающие опущение главных членов для выражения вопроса и предложения.
4. Предложения, включающие опущение подлежащего и глагола - связки.
5. Предложения, включающие описание удивления и интереса говорящего.
Все вышеперечисленные виды предложений были представлены в том или ином количестве во всех четырех анализируемых пьесах.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что данное исследование позволило нам не только глубже познакомиться с творчеством Бернарда Шоу, но и проанализировать способы создания его произведений. Помимо этого мы убедились, что Бернард Шоу использовал подобные виды диалогических единств в своих произведениях весьма не случайно. Драматург, как истинный мастер своего дела, прекрасно понимал, что использование подобных конструкций поможет сделать речь его произведений настоящей, живой, красочной и эмоциональной, тем самым это привлечет внимание огромного количество читателей и зрителей, а также литературных критиков.
Основной составляющей единицей любого диалога является диалогическое единство, включающее в себя различные реплики, которые в свою очередь, могут состоять из разнообразных синтаксических структур. В данном случае, мы обратились к эллиптическим конструкциям и их функционированию в вопросно-ответных диалогических единствах.
По мере прохождения исследования мы неоднократно убеждались в том, что диалог пронизывает все сферы человеческой жизни и выполняет при этом психологическую, информативную и оценочную функции. Важно упомянуть тот факт, что диалог является особой областью исследования именно в художественных произведениях, которые самым наилучшим образом отражают реальные коммуникативные ситуации. С одной стороны, диалогическая речь обрабатывается в соответствии с замыслом автора, с другой стороны, автор берет за основу привычную живую речь; таким образом, художественный диалог должным образом описывает реальную коммуникативную ситуацию, выполняя при этом функцию отражения межличностных отношений.
В качестве литературных произведений, состоящих в большинстве своем из диалогических единств, нами были выбраны четыре «Приятных пьес» ирландского драматурга Бернарда Шоу. В результате проделанной работы методом сплошной выборки нам удалось обнаружить, описать и классифицировать вопросно-ответные диалогические единства, входящие в данные произведения. Важно учитывать тот факт, что, как и предполагалось в начале нашей работы, все диалогические единства включают в себя те или иные неполные предложения. Итак, мы предоставили классификацию из пяти основных пунктов:
1. Предложения, включающие опущение главного члена и их частей, например, вспомогательных глаголов to be, to do или to have.
2. Предложения, включающие опущение сказуемого.
3. Предложения, включающие опущение главных членов для выражения вопроса и предложения.
4. Предложения, включающие опущение подлежащего и глагола - связки.
5. Предложения, включающие описание удивления и интереса говорящего.
Все вышеперечисленные виды предложений были представлены в том или ином количестве во всех четырех анализируемых пьесах.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что данное исследование позволило нам не только глубже познакомиться с творчеством Бернарда Шоу, но и проанализировать способы создания его произведений. Помимо этого мы убедились, что Бернард Шоу использовал подобные виды диалогических единств в своих произведениях весьма не случайно. Драматург, как истинный мастер своего дела, прекрасно понимал, что использование подобных конструкций поможет сделать речь его произведений настоящей, живой, красочной и эмоциональной, тем самым это привлечет внимание огромного количество читателей и зрителей, а также литературных критиков.
Подобные работы
- ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНСТВА В
«ПРИЯТНЫХ ПЬЕСАХ» Б. ШОУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





