Введение…………………………………………………………………… 4
1. Общие положения о страховых пенсиях…………………………………. 8
1.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Понятие страховой пенсии и ее значение…………………… 8
1.2. Виды страховых пенсий. Лица, имеющие право на страховую пенсию…………… 17
1.3. Понятие страхового стажа, порядок его исчисления. Роль страхового стажа в назначении страховой пенсии………………………………………. 20
2. Анализ законодательных положений о назначении отдельных видов страховых пенсий…………………………………………………………….. 27
2.1. Условия назначения страховой пенсии по старости. Структура, размер страховой пенсии по старости, сроки назначения. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии…………………………. 27
2.2. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности. Структура, размер страховой пенсии по инвалидности, сроки назначения…………… 36
2.3. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца. Структура, размер страховой пенсии по случаю потери кормильца, сроки назначения………… 40
Заключение……………………………………………………………………. 46
Список использованных источников…… 50
Пенсионная система России в последние три десятилетия подверглась нескольким значительным реформам, не считая постоянного процесса корректировки законодательства. Стремления государства направлены на разработку оптимальной модели пенсионной системы, учитывающей и трудовой вклад гражданина в экономику страны, и его нужды как пенсионера в период получения пенсии. Следует отметить, что наше государство не является уникальным в этом стремлении, обзор международной практики показывает, что поиск моделей пенсионной системы является тенденцией мирового масштаба.
Особое внимание уделяется изучению понятийного аппарата и структуры пенсионного обеспечения.
Характеризуя пенсию как социально-обеспечительную выплату по законодательству Российской Федерации, нужно отметить, что она является практически единственной выплатой, определение которой закреплено в законодательстве. Все иные виды социального обеспечения, предоставляемые в денежной форме могут быть определены только на основании теоретических положений права социального обеспечения и выводов судебной практики.
При этом законодательство содержит определения каждого самостоятельного вида пенсии: страховой, накопительной и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В 2015 г. Закон о трудовых пенсиях в РФ был переведен в режим его неприменения к отношениям, возникшим после 1 января 2015 г., не утрачивая при этом свою силу. С этого момента начал действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Соответственно, сфера обязательного пенсионного страхования вместо трудовой пенсии, включающей базовую, страховую и накопительную части, стала включать страховую и накопительную пенсии.
Нельзя сказать, что страховая часть пенсии не была связана с предшествующей трудовой деятельностью, связь была, но она осуществлялась опосредовано через финансовые отношения, через уплаченные страховые взносы.
Страховая часть трудовой пенсии рассчитывалась по достаточно простой формуле путем деления общей суммы страховых взносов, уплаченных по индивидуальной части тарифа, на обязательное пенсионное страхование, на количество месяцев условного периода получения пенсии. С 2015 г. вступил в силу Закон о страховых пенсиях, преобразовавший страховую часть трудовой пенсии в страховую пенсию.
Существенно изменился порядок расчета страховой пенсии: он предполагал ежегодное формирование ИПК, на размер которого влияли не только страховые взносы, но и такой элемент, как предельная величина базы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Не разбирая детально расчет страховой пенсии, следует обратить внимание на особенности ее структуры.
Таким образом, можно отметить, что ИПК состоит из страхового элемента и не страхового элемента. Наличие не страхового элемента в виде коэффициентов, предоставляемых за каждый год стажа, не связанного ни с работой, ни с уплатой страховых взносов, серьезно повышает социальную значимость страховой пенсии. Наличие этого элемента позволяет говорить о том, что пенсионные права можно формировать не только путем работы и отчисления страховых взносов, но и иным путем, в частности, осуществляя уход за детьми, уход за нетрудоспособными лицам.
Закрепление в законе достаточно сложной формулы исчисления ИПКi с момента вступления в силу Закона о страховых пенсиях и до настоящего времени не вызвало поддержки ни у одного представителя научного сообщества в праве социального обеспечения. Была отмечена очень негативная тенденция, связанная с ростом предельной величины базы по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая опережала по своим темпам рост заработной платы и рост страховых взносов на обязательное страхование. Это арифметически приводит к постепенному уменьшению величины ИПК у застрахованных лиц.
При этом создалась ситуация, при которой непосредственно страховая пенсия объединяет в себе и страховой элемент, связанный с трудовой деятельностью, и не страховой элемент, не связанный с трудовой деятельностью, а фиксированная выплата содержит условия повышения, одни из которых также связаны с трудовой деятельностью, а другие не связаны. Все это ослабляет системные связи между элементами страховой пенсии. Любая система, основанная на синтетических связях, требует, чтобы эти связи были максимально прочными.
Таким образом, для целостности страховой пенсии необходимо максимально сконцентрировать все условия, которые влияют на назначение и размер пенсии и связаны с прошлой трудовой деятельностью, в страховой пенсии, а все иные условия применять для фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Целью данной работы является рассмотрение видов страховых пенсий их структура и размеры.
Задачи работы:
- исследование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и понятие страховой пенсии и ее значение.
- рассмотрение видов страховых пенсий и лиц, имеющих право на страховой пенсии;
- определение понятие страхового стажа, порядок его исчисления, а также роли страхового стажа в назначении страховой пенсии;
- анализ законодательных положений о назначении отдельных видов страховых пенсий.
Объект изучения страховая пенсия как вид социального обеспечения населения.
Предмет изучения понятие страховых пенсий и их виды.
В процессе написания дипломной работы применялись такие методы, как: изучение и анализ научной и юридической литературы; анализ нормативно-правовой документации; сравнение; конкретизация; аналогия; классификация; обобщение; специально-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.
Теоретические и практические положения, сформулированные в исследовании, выводы и предложения послужат основой для дальнейших научных изысканий, могут быть использованы в нормотворческой и правоприменительной деятельности по назначению страховых пенсий, а также в лекциях и практических занятиях в учебных заведениях.
В соответствии с Конституцией РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, нетрудоспособности, в случае потери кормильца, при воспитании детей и в других случаях, установленных законом. В свою очередь, государственные пенсии и социальные пособия выплачиваются в соответствии с установленным законодательством.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации функционирует пенсионная модель, которая основана на принципах страхования. Данная модель является неотчуждаемой частью структурных преобразований не только в экономике, но и в социальной политике государства. Ее целью является создание многоуровневой пенсионной системы, которая даст гражданам возможность получать достойную пенсию по окончании профессиональной деятельности.
Страховая пенсия – ежемесячная выплата нетрудоспособным лицам, которые не могут осуществлять трудовую деятельность по возрасту или при наступлении других событий.
Страховые пенсии бывают трёх видов:
- по старости;
- по инвалидностям;
- при потере кормильца.
Пенсия по старости назначается всем лицам, застрахованным в системе пенсионного обеспечения. Такой вид пенсии наступает при одновременном соблюдении трёх условий:
- возраст: для женщин – 60 лет, для мужчин – 65 лет.
страховой стаж: не менее 15 лет.
- индивидуальные пенсионные накопления: не менее 30 пенсионных баллов.
Исключения предусмотрены для предпенсионеров, которые выходят на пенсию до 2024 года включительно. В связи с переходным периодом для таких людей установлены уменьшающие коэффициенты в отношении пенсионного возраста, величины страхового стажа и индивидуальных накоплений.
Если у человека при наступлении пенсионного возраста не хватает страхового стажа или индивидуальных пенсионных накоплений, то ему не назначается страховая пенсия по старости. Такие люди имеют право на социальную пенсию по старости, которая назначается через 5 лет после наступления пенсионного возраста, то есть в 65 лет для женщин и в 70 лет для мужчин.
Пенсия по инвалидности назначается на основании медицинских показаний, по которым человек признается недееспособным или частично дееспособным.
Такой вид пенсионного обеспечения назначается инвалидам I, II или III групп. Причина инвалидности не важна. Страховая пенсия по инвалидности назначается независимо от наличия страхового стажа или индивидуальных пенсионных накоплений.
Если у инвалида вообще отсутствовал страховой стаж, то ему начисляется социальная пенсия по инвалидности.
Пенсия по потере кормильца назначается недееспособным лицам, которые находились на иждивении у погибшего единственного кормильца. Рассчитывать на такой вид пенсионного обеспечения могут различные категории людей, в том числе дети, супруги или нетрудоспособные родители погибшего.
Для назначении пенсии по потери кормильца необходимо одновременное соблюдение трёх условий:
- наличие страхового стажа у погибшего;
- факт нахождения на иждивении;
- признание недееспособности заявителя.
Некоторые люди имеют право на досрочный выход на пенсию по старости. Обычно такое право есть у отдельных категорий работников. К ним относятся педагоги, медицинские работники, работники с опасными и вредными условиями труда, военнослужащие и другие.
Например, спасателям МЧС оформляется страховая пенсия по старости в возрасте 40 лет при наличии стажа работы на данной должности от 15 лет. А педагоги имеют право на досрочный выход на пенсию после стажа работы в образовательных учреждения 25 лет и более. Возраст педагога в этом случае не важен.
При наличии других особых обстоятельств, как инвалидность или работа в районах Крайнего Севера, возраст для досрочного выхода на страховую пенсию по старости может быть уменьшен.
На современном этапе создана нормативно-правовая база, регулирующая источники создания пенсионных фондов, принципы и методы накопления, сохранения и перераспределения накопленных средств. Обязательное пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время обусловлено значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков, поскольку она не приспособлена к финансовым кризисам; сформирована по принципу страхования; при высоких ставках страховых взносов размер пенсий невысокий.
Многие эксперты считают, что решением такой проблемы, как низкий уровень пенсий, является повышение пенсионного возраста и, cooтвeтcтвeнно, увеличение объема пенсионных взносов за счет более продолжительной трудовой деятельности.
Низкий уровень пенсионной образованности населения также является важной проблемой. В условиях недостаточной информированности граждан невозможно улучшить качество услуг, оказываемых негосударственными пенсионными фондами. Негосударственный пенсионный фонд - это негосударственная организация, целью которой значится социальное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Основными задачами данного фонда являются: обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также формирование долгосрочного инвестиционного ресурса. По статистике, только 26% от общего числа граждан, сформировавших пенсионные накопления, доверяют негосударственным пенсионным фондам.
Таким образом, Отечественная пенсионная система на протяжении последних лет функционирует в сложных социально-экономических условиях. Уровень пенсионного обеспечения граждан продолжает оставаться низким, бюджет ПФР в значительной степени зависим от средств федерального бюджета, и данная тенденция продолжает сохраняться.
Без принятия адекватных реальному положению мер достижение целевых ориентиров Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы и международных стандартов пенсионного обеспечения представляется маловероятным.
Государством должны создаваться позитивные макроэкономические и демографические условия для увеличения численности населения, в том числе путем привлечения внешней миграции, что позволит увеличить рост числа работающих; сокращать неформальный сектор экономики; не допускать роста уровня инфляции, обесценивающей пенсионные права и покупательскую способность пенсий. Эффективная пенсионная система должна быть прозрачной, сбалансированной и своевременно рефлексирующей на современные вызовы.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. – URL: https://docs.c№td.ru/docume№t/9004937 (дата обращения: 14.05.2022). – Текст: электронный
2. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013 г. — № 52 (часть I). — Ст. 6965
3. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999 г. — № 29. — Ст. 3699
4. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации 1996. № 14. Ст. 1401.
5. Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-I-ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Собрание законодательства Российской Федерации 2001. № 51. Ст. 4831.
6. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665» от 4 марта 2021 года № 322 [СПС КонсультантПлюс]. – Режим доступа: URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_378666/ (19.05.2021).
7. Постановление Правительства Российской Федерации «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16 июля 2014 года № 665 [СПС КонсультантПлюс]. – Режим доступа: URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_165835/ (19.05.2021)
8. Акраев В. С. Пенсионное право России / В.С. Акраев, П.Р. Романовский. - М.: Юридический центр Пресс, 2019. - 384 c.
9. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.]; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 631 с.
10. Амосов А.И. О социальной значимости вопроса о пенсиях / А.И. Амосов, Н.Е. Строителева // Страховое право. - 2019. - № 2. - С. 142-145.
11. Афтахова А. В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 240 с.
12. Баренцев М.Ю. Все о пенсиях и льготах / М.Ю. Баренцев, Л.Д. Карчинский. - М.: АСТ, 2020. - 192 c.
13. Бебешко В. В. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в Российской Федерации / В. В. Бебешко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 124-125.
14. Белов В. А. Пенсионная система РФ / В.А. Белов, А.К. Курнишев, Р.Н. Мельницкий. - М.: Юрайт, 2019. – 960 с.
15. Быкова А. С. Страховая пенсия по случаю потери кормильца: размер выплат и круг лиц / А. С. Быкова, А. А. Смирнова // Научные достижения студентов и учащихся: сборник статей Всероссийского научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 марта 2020 года. — Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2020. — С. 99–101.
16. Григорьев И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 428 с.
17. Девятин М.А. Реформирования пенсионной системы РФ // Труд и социальные отношения / П.Н. Девятин, Г.А. Климов. - 2019. - № 2. - С. 132 - 140.
18. Колесник А.П. Пенсионная система в условиях глобальных перемен: Текст: электронный // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8. — URL: https://www.strategybusi№ess.ru/jour/article/view/631/535. (дата обращения: 14.05.2022).
19. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 449 с.
20. Никонова М. С. Страховая пенсия по случаю потери кормильца: особенности правового регулирования / М. С. Никонова // Закон. Право. Государство. — 2018. — № 1(17). — С. 122–125.
21. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Курбанов [и др.]. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 439 c.
22. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / М. В. Филиппова [и др.]; под редакцией М. В. Филипповой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 451 с.
23. Роик В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 350 с.
24. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. – 2020. – № 3. – С. 79-82.
25. Сюзева, Н. В. Государственное социальное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Сюзева. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
26. Чугунова Е. С. Проблемы развития пенсионной системы РФ / Е.С. Чугунова // Результаты современных научных исследований и разработок : сборник статей X Всероссийской научнопрактической конференции, Пенза, 27 августа 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 73-75.
27. Широких С.В. Обзор изменений законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение в российской Федерации //Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - № 1 (11). – 2019. – С.133-143.
28. Федеральная служба государственной статистике [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gks.ru/folder/13877 (дата обращения: 14.05.2022).