Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дефицит совместного внимания дошкольников при разных формах атипичного развития

Работа №92062

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ источников по изучению навыков совместного внимания и формированию модели психического у дошкольников 9
1.1 Роль совместного внимания в психическом развитии
Дошкольников 9
1.2 Значение модели психического в развитии дошкольников и её
связь с совместным вниманием 22
Глава 2 Эмпирическое исследование функциональной роли ориентировочной части в регулировании совместной деятельности
дошкольников 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения 72

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Совместная деятельность непременно сопровождается таким феноменом как совместное внимание.
Под совместным вниманием понимается способность человека координировать внимание с социальным партнером, что имеет большое значение для наших способностей к обучению, языку и сложной социальной компетентности на протяжении всей жизни.
В течение последних 25 лет все больше внимания уделяется «совместному вниманию» как важнейшему в области детского «социально - познавательного развития». Исследования были сосредоточены на нормативных закономерностях возникновения(например, Corkum&Moore, 1995) и о том, как такие навыки связаны с последующим развитием навыки, обобщенные как «символические способности» (Hobson, 1993; Mundy, Sigman, &Kasari, 1993), «языковые способности», (Baldwin, 1995; Bates, Benigni, Bretherton, Camaioni, &Volterra, 1979; Bruner, 1975; Tomasello, 1988),и «общие социально-познавательные процессы у детей» (Baron-Cohen, 1995; Bruner, 1975; Mundy, 1995; Tomasello, 1995).Основные нарушения совместного внимания проявляются в трудности у ребёнка ориентировать себя в том же общем направлении (в их поле зрения) как на другого человека, так и на общий объект взаимодействия, а также при отслеживании изменения направления взгляда (Baron-CohenS., LeslieA.M., FrithU. Does).
В настоящее время достаточно много исследований, направленных именно на оценку дефицита навыков совместного внимания у дошкольников с аутизмом, и в основном всё исследования направленны на детей младших возрастов. Становление совместного внимания становится еще более актуальной относительно детей, развивающихся в условиях сенсорной депривации. Зачастую во многих исследованиях подчеркивается связь языковых способностей и навыков совместного внимания, это делает актуальным исследование навыков совместного внимания у детей с задержкой речевого развития. И очень мало изучены дети с нарушением зрения и слуха. Исходя из данных предпосылок актуальным становится изучение сравнительного на выборке детей с разными формами задержки возрастного развития, которые могли бы выявить специфику картины атипичного совместного внимания.
Исследование совместного внимания у детей дошкольного возраста отобразят специфику нарушения социально -когнитивного развития в условиях той или иной депривации и задержки психического развития, и раскроет не отдельно аспект когнитивного развития, но и аспект коммуникативных нарушений, препятствующих нормативному возрастному развитию. Так же наравне с этим существует необходимость в создании инструментария, который будет предназначен специально для детей с задержкой психического развития. Такие дети в силу задержки своего развития имеют трудности в установлении, переключении и предвосхищении совместного внимания, поэтому нуждаются в коррекции данных навыков. Поэтому ещё одной нашей задачей стала разработка диагностического и коррекционного инструментария, позволяющий исследовать некоторые аспекты совместного внимания дошкольников.
Объект исследования - механизм совместного внимания.
Предмет исследования - проявлений дефицита совместного внимания у детей с разными формами атипичного развития.
Цель: систематизация проявлений дефицита совместного внимания, у детей с разными формами атипичного развития.
Задачи:
1. Теоретический анализ источников по изучению совместного внимания и формирующейся модели психического дошкольников.
2. Организация и проведение исследования специфики навыков совместного внимания у детей с типичным и атипичным развитием.
3. Анализ специфики дефицита совместного внимания у детей с различными формами атипичного развития.
4. Систематизация проявлений дефицита совместного внимания у детей с разными формами атипичного развития.
5. Разработка коррекционного компьютерного приложения для развития чувствительности к направлению взгляда в эпизодах совместного внимания.
Гипотезы:
1. Дефицит совместного внимания будет проявляться в неспособности ребёнком отслеживать изменение направления взгляда, чтобы определить намерение другого человека.
2. Ответ на совместное внимание (чувствительность к ориентирующему значению направления взгляда) связан с уровнем когнитивного развития и может выявлять последовательные нарушения в выведении психических состояний и намерений других людей.
3. У дошкольников с атипичными формами развития наблюдается универсальные и специфические проявления дефицита совместного внимания в снижение и общего уровня модели психического, и детекции направления взгляда.
Теоретико-методологические основания :
Понимание совместного внимания как способность координировать визуальное внимание с другим человеком в сторону общего объекта или события (Mundy, 2017; Van Hecke, Mundy, Block, 2011) Понимание совместного внимания как способности учитывать информацию о собственном зрительном внимании параллельно с информацией о зрительном внимании других людей (Baron-Cohen, Leslie, Frith, 1986; Tomasello, 1995) Объяснительные модели для трактовки концепта «theory of mind» (Scaife, Bruner, 1975; Tomasello, Carpenter, Call, Behne, 2005; Perner J., Frith U., Leslie A.M., Leekam, 1989) Теория о дефицита «модели психического» и совместного внимания (S. Baron-Cohen, A.M. Leslie, U. Frith).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ источников.
2. Методы сбора и фиксации данных.
1) «Тест на ошибочное мнение» «Салли-Энн» (H. Wimmer, J. Perner, 1983).
2) Задача на исследование возможности использования направления взора как показателя желания «Что хочет Чарли?» (S. BaronCohen, P. Cross, 1992).
3) Задача на понимание принципа «видеть значит знать»: «Какая девочка знает, что лежит в коробке?»^. BaronCohen, 1989).
4) Задача на понимание намерений с опорой на внешние признаки (A. Meltzoff, 2002).
5) Разработанное нами задание аналог классической диагностической задачи «Чего хочет Чарли» (S. BaronCohen, P. Cross, 1992) на исследование возможности использования направления взора персонажа на картинке как показателя намерения выбрать объект из ряда предложенных.
3. Методы математико-статистической обработки данных:
Обработка данных проводилась с применением программы статистической обработки информации SPSS V.23.0. Для нахождения различий между группами использовался дисперсионный анализ (ANOVA).
Эмпирическая выборка исследования:
563 ребенка дошкольного возраста 4-7 лет. Из них:
• 111 детей в возрасте 6-7 лет, развитие которых соответствует нижней границе возрастной нормы
• 67 детей в возрасте 4-5 лет.
• 243 детей с нормативным возрастным развитием.
• 72 ребёнка дошкольного возраста, имеющие нарушения развития, характерные для разных форм задержки психического развития, в том числе смешанных Р80-Р89 по МКБ-10. Это дошкольники с наличием сочетанных форм особенностей психического развития и (или) отклонений в поведении: нарушение когнитивных функций, речи, эмоционально-волевой сферы, поведения, коммуникативной функции.
• 16 детей с нарушением слуха и речи, в том числе после кохлеарной имплантации слуха классы МКБ-10 Н60-Н95 и Н90-Н95. Основной состав дети с III - IV степенью тугоухости, кохлеарной имплантацией.
• 24 ребёнка с нарушением речи классы МКБ-10 Р00-Р99, Р80-Р89, К00-Я99, К47-Я49, Я47.
• 30 детей с амблиопией и косоглазием. У большинства из них, эти недостатки врожденные, в некоторых случаях зрительная недостаточность развивается на фоне других аномалии ЦНС. В соответствии с МБК-10 классы Н00 - Н59.
Практическая значимость исследования:
Результаты нашего исследования являются актуальными и
необходимыми для разработки диагностического и коррекционного инструментария для детей дошкольного возраста, так как этот период важен для приобретения различных социальных навыков и нарушение социально¬когнитивного развития в этот период влечет серьезные последствия. Полученные данные дают важную информацию о особенностях нарушения навыков совместного внимания у детей в атипичным развитием, которое имеет основополагающее значение для приобретения сложной социальной компетентности и возможности обучения. На основе результатов возможно создание коррекционных программ для корректировки и тренировки навыков совместного внимания для детей с задержкой психического развития, нарушениями речи, слуха и зрения . На основе полученных данных было создана коррекционная программа «Коррекционное компьютерное приложение для развития чувствительности к направлению взгляда в эпизодах совместного внимания», позволяющая диагностировать точность идентификации намерений по направлению взгляда и корректировать чувствительность к направлению взгляда и идентификацию намерений.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты исследования были представлены на конференциях муждународного уровня, таких как «Ломоносовские чтения на Алтае» (АлтГУ, г. Барнаул 2018-2019г.), «Ломоносов» (МГУ, г. Москва 2019г.), научно-практическая конференция, посвященная Году молодежи в Республике Казахстан (г. Семей 2019 г.), а также городского уровня, научно¬практическая конференция «Молодежь-Барнаулу» (РАНХиГС, г. Барнаул 2019 г.).
По теме дипломной работы было опубликовано 7 статей, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных Web of Science.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данные исследования отображают «первично-психологические» характеристик атипичного развития ребёнка, ставящие на первое место нарушения социальной! коммуникации (взгляд в глаза как важнейшая часть такой! коммуникации) как важнейшего факторе! когнитивного развития ребёнка. Исследование доказывает прогностические отношения между совместным вниманием и познавательными навыками и дополняет социально-когнитивную теорию совместного внимания данными о более поздних этапах возрастного развития детей! дошкольного возраста.
Показателем динамики развития точности идентификации и детекции направления взгляде! демонстрируете динамику когнитивного развития
ребёнка. Возрастной! контраст в показателях определения намерений! по направлению взгляде! является важным источником! информации о нормативном! развитии ребёнка. При этом! формы симптоматики дефиците! навыков совместного внимания вариативны в зависимости от специфики атипичного развития ребёнка.
Данные исследования отображают важнейшую роль детекции
направления взгляде! для способности интегрировать и использовать
совместного внимания для общего развития ребенка. Отображен контекст
63
одной! из причин развития совместного внимания и функциональных последствий! совместного внимания (в том! числе, вовлечения детей! в совместное внимание, как аспект социального понимания).
В сложной! структуре аномального развития ребенка с нарушенным анализаторе! отмечаем те или иные отклонения в развитии и функционировании речи и связанных с ней! психических процессов. Прочие; отклонения обусловлены не только нарушением восприятия, но и в еще большей! мере нарушением речевого развития и речевого общения.
Конечно, те виды чувственного познания, которые; относительно независимы от речи, развиваются у глухих детей! в раннем детстве, но, как уже; говорилось раньше, их развитие; своеобразно, так как обусловлено изменением нормального взаимодействия анализаторов и отсутствием речи.
Поэтому при! сравнении! слышащих и глухих детей! этого возрасте! у глухих обнаруживается отставание; в развитии! социального познания.
На выборке детей! с нарушением речи видно, что отсутствие; способности! воспринимать речь окружающих, с одной! стороны, и недоразвитие; собственной! звуковой! речи, с другой, препятствуют нормальному общению, составляющему необходимое; условие; для становления социального познания.
Сравнительный анализ позволяет прийти! к выводу, что первичный симптом, возникнув в детском! возрасте, может препятствовать нормальному развитию психики! ребенка и приводит к отклонениям! вторичного порядка, в том! числе модели! психического. Разнообразие; картины аномального развития у детей! с частичным дефектом! служит поводом! к неправильному толкованию вторичных^ проявлений! у этих детей.
Таким! образом, показатели! реагирования на совместное; внимание; (способность детей! следовать направлению взгляда, позы головы или! жестов других! людей! и, следовательно, строить общую социальную точку зрения) предоставили! действительные; и уникальные; источники! информации! о развитии! ребёнка. В этом! отношении! может быть информативно изучить
преемственность между индивидуальными различиями в инициации совместного внимания у детей и появившимися позже формами социального поведения.
Дети с сенсорным дефектом, имеют потенциальные возможности для коррекции дефицита совместного внимания, при условии специального учёта форм и уровня выраженности симптоматик дефицита навыков совместного внимания и социального познания.
По результатам исследования нами было создано коррекционное компьютерное приложение для развития чувствительности к направлению взгляда в эпизодах совместного внимания (прил.5). Приложение позволяет оценить способность ребёнка идентифицировать намерения по направлению взгляда и развивает чувствительность к направлению взгляда и детекции намерений коммуникативного партнёра.



1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии; под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
2. Зинченко В.П. К вопросу о формировании ориентирующего образа. Сб. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочно -исследовательская деятельность». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 333-339.
3. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 2012. №4. С. 73-83.
4. Кричевец А.Н. Томаселло, Витгенштейн, Выготский: проблема интерпсихического // Культурно историческая психология. 2012. №3. С. 65¬74.
5. Румянцева Е.Е. Модель психического (theoryofmind) и нейрокогнитивное функционирование при шизофрении // Клиническая и специальная психология. 2015. № 3. С. 77-85.
6. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.
7. Фаликман М.В. Внимание. Учебник по психологии - том 4. Москва, 2006. 453 с.
8. АЬи-Akel A., Bailey A.L. The possibility of different forms of theory of mind // Psych. Medicine. 2000. Vol. 30. P. 735-738.
9. Adamson L.B. Communication development during infancy // Madison, WI: Brown and Benchmark Publishers. 1996. 256 р.
10. Atkinson J., Hood B., Wattam-Bell J., Braddick O. Changes in infants’ ability to switch visual attention in the first three months of life. Perception. 1992. Vol. 21. P.643-653.
11. Baird G., Charman T., Baron-Cohen S., Cox A., Swettenham J., Wheelwright S., Drew A. A screening instrument for autism at 18 months of age: a six yearfollowup // Child Adolescent Psychiatr. 2000. Vol. 39. P. 694-702.
12. Baldwin D.A. Understanding the link between joint attention and language / (eds.) C. Moore, P.J. Dunham, Joint attention: Its origins and role in development. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. P.131-158.
13. Bakti A., Baron-Cohen S., Wheelwright S., Connellan J., Ahluwalia J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates // Infant. Behav. Dev. 2000. Vol. 23. P. 223-229.
14. Baron-Cohen S. Autism and symbolic play // British Journal of Developmental Psychology. 1987. №5. P. 139-148.
15. Baron-Cohen S. Mind Blindness // Cambridge, MA: MIT Press. 1995. 198 p.
16. Baron-Cohen S. The autistic child’s theory of mind: a case of specific developmental delay // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. №30. P. 285-297.
17. Baron-Cohen S., Leslie, Frith U. Mechanical, behavioural and intentional understanding of picture stories in autistic children // British Journal of Developmental Psychology. 1986. №4. P. 113-125.
18. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a «theory of mind»? // Cognition. 1985. №21. P. 37-46.
19. Boucher J., Lewis V. Memory impairments and communication in relatively able autistic children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. №30, P. 99-122.
20. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language // New York, 1985. 144
P.
21. Charman T. Testing joint attention, imitation, and play as infancy precursors to language and theory of mind Cognitive Development. 2001. Vol. 15. P. 481-498.
22. Courchesne E., Lincoln A.J., Kilman B.A., Galambos R. Event-related brain potential correlates of the processing of novel visual and auditory information in autism // Autism Devl Disorders. 1985. Vol. 15. P. 55-76.
23. Courchesne E., Townsend J., Ashoomoff N.A., Saitoh O., Yeung- Courchesne R., Lincoln A., James H., Haas R., Shreibmann L.A., Lau L. Impairments in shifting attention in autistic and cerebellar patients // Behav. Neurosci. 1994. Vol. 108. P. 848-865.
24. Dawson G., Levy A. Arousel, attention, and socioemotional impairments of individual with autism Autism, nature, diagnosis and treatment // New York: The Guilford press. 1989. P. 49-74.
25. Farroni T., Johnson M.H., Brockbank M., Simion F. Infants use of gaze direction to cue attention: the importance of perceived motion // Visual Cogn. 2000. Vol. 7. P. 705-718.
26. Friesen C., Kingstone A. Reflexive orienting is triggered by a nonpredictive gaze cue // Psychol. Bull. Rev. 1998. Vol. 5. P. 490-495.
27. Frith C.D., Corcoran R. Exploring ‘theory of mind’ in people with schizophrenia // Psych. Med. 1996. Vol. 26. P. 521-530
28. Frith U. Autism: possible clues to the underlying pathology: Psychological Facts // London: Gaskell, Royal College of Psychiatrics. 1988. №7. P. 17-25.
29. Hecke Van A.V. Infant Joint Attention, Temperament, and Social Competence in Preschool Children // Child Development. 2007. Vol. 78. P. 53-69.
30. Hobson R.P. Beyond Cognition: A Theory of Autism / Autism, nature, diagnosis and treatment (ed.) G. Dawson // New York: The Guilford press. 1989. P. 22-48.
31. Hobson R.P. What puts the jointness in joint attention? // Oxford: Oxford University Press. 2005. №2. P. 185-204.
32. Kasari C. Affective sharing in the context of joint attention interactions of normal, autistic, and mentally retarded children // Journal of Autism and Developmental Disorders. 1990. Vol. 20. P. 87-100.
33. Leekam S., Perner J. Does the autistic child have a metarepresentational deficit? // Cognition. 1991. V. 40. № 3. P. 203-218.
34. Leslie A.M. Pretense and representation: the origins of "theory of mind" // Psychological Review. 1987. №94. P. 412-426.
35. Leslie A.M., Frith U. Autistic children's understanding of seeing, knowing and believing // British Journal of Developmental Psychology. 1988. №4. P. 315-324.
36. Lewis V., Bouche, J. Spontaneous, instructed and elicited play in relatively able autistic children // British Journal of Developmental Psychology. 1988. №6. P. 325-339.
37. Lord C., Rutter M., LeCouteur A. Autism diagnostic interview revised: a revised version of a diagnostic interview for caregivers of individuals with possible pervasive developmental disorders // Autism Devl Disorders. 1994. Vol. 24. P. 659-685.
38. Loveland K., Landry S. Joint attention and language in autism and developmental language delay // Autism Devl Disorders. 1986. Vol. 16, P. 335-349.
39. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir // Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 53-76.
40. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development. Lawrence Erlbaum Associates. 1995. 294 p.
41. Mumme D. Infants' use of gaze cues to interpret others' actions and emotional reactions / Gaze-Following: Its Development and Significance (eds.) R. Flomm, K. Lee, D. Muir, Mahwah, NJ // Lawrence Erlbaum Associates. 2007. P. 143-170.
42. Mundy P. A manual for the Abridged Early Social Communication Scales. Miami: University of Miami Psychology Department. 2003. 65 p.
43. Mundy P. Annotation: the neural basis of social impairments in autism: the role of the dorsal medial-frontal cortex and anterior cingulate system // Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines. 2003. Vol. 44. P. 793 - 809.
44. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed- processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2. P. 2-21.
45. Nation K., Penny S. Sensitivity to eye gaze in autism: Is it normal? Is it automatic? Is it social? Development and Psychopathology. 2008. Vol. 20. P. 79¬97.
46. Nichols K.E., Fox N., Mundy P. Joint attention, self-recognition and neurocognitive functioning // Infancy. 2005. Vol. 7. P. 35-51.
47. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders // Oxford: Oxford University Press. 1997. P. 179-211.
48. Perner J., Frith U., Leslie A.M., Leekam S. Exploration of the autistic child's theory of mind: knowledge, belief and communication // Child Development. 1989. P. 80-93.
49. Povinelli D.J., Eddy T.J. Specificity of gaze following in young chimpanzees // Devl Psychol. 1997. Vol. 15. P. 213-222.
50. Reddy V. Before the third element: Understanding attention to self / Joint attention: Communication and other minds (eds.) N. Eilan, C. Hoerl, T. McCormack [et al.] // Oxford: Oxford University Press. 2005. P. 85-109.
51. Rincover A., Ducharme J.M. Variables influencing stimulus over-selectivity and ‘tunnel-vision’ in developmentally delayed children // Mental Deficiency. 1987. Vol. 91. P. 422-430.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ