Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ феномена фрустрации в подростковом возрасте как фактора риска воспроизводства девиантного поведения 7
1.1. Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение»,
его характеристики 7
1.2. Научно-теоретические подходы к пониманию психического состояния
фрустрации 13
1.3. Психологические особенности подросткового возраста 26
1.4. Психологические проблемы подростков с девиантным поведением, их
причины 32
Глава 2. Программа и результаты эмпирического исследования 38
2.1. Программа исследования 38
2.2. Описание результатов эмпирического исследования по теме
«Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков» ... 44
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 67
Актуальность темы исследования
Подростковый возраст является переломным, кризисным этапом в становлении личности. Для данной поры свойственны частые стрессы, которые могут быть связаны с неудовлетворением каких-либо значимых потребностей. Из-за недостаточной сформированности интересов, системы ценностных ориентаций, подростки становятся особенно восприимчивы к внешнему воздействию. В этой связи, подростковый период является наиболее сложным и уязвимым.
Неумение подростка справляться с трудностями, разрешать межличностные конфликты и отстаивать собственное мнение компенсируется формированием негативной позиции, принимающей порой разрушительный характер в виде девиантного поведения. Зачастую подростки ориентируется на нежелательные или опасные образцы и роли, отличающиеся от предпочтений взрослых. С целью избежать сильного влияния со стороны взрослых подростки «бунтуют» против принятых норм и правил. Такой протест находит своё выражение в различных формах девиантного поведения: употребление алкоголя, курительных смесей, нарушение закона, самоповреждения, административные правонарушения и др. [43]. Таким образом, на сегодняшний день проблема девиантного поведения в подростковом возрасте стоит особо остро. Девиантное поведение - это проблема развития не отдельного ребенка или подростка, а глобальная проблема, затрагивающие различные сферы жизни социума. Поэтому решение данной проблемы невозможно без задействования макро- и микросистем, в которых живёт и развивается современный подросток.
Проблема фрустрации в подростковом возрасте актуальна прежде всего, потому, что в последнее время многие подростки из-за отсутствия контакта в семье, или взаимопонимания со сверстниками, становятся весьма одинокими и замкнутыми. Весьма часто способы, которые являются снятием эмоционального напряжения, достаточно негативны. Ярким примером такого негативного поведения можно считать агрессию или суицидальное поведение. Фрустрация негативно влияет на поведение и деятельность человека, ухудшая его жизнь и деятельность во всех сферах. Она является прямой предпосылкой для формирования разнообразных девиаций.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения выявления эмоциональных реакций и особенностей поведения подростка, особенно касательно ситуаций, связанных с разного рода трудностями, помехами и препятствий к достижениям заданных целей.
Норма поведения подростка, которая формируется в процессе их социализации, зависит от большого количества аспектов. Умение преодолевать трудности, а также находить выход из любой ситуации — это как раз-таки такие аспекты, умения, необходимые каждому ребенку перед вступлением во взрослую жизнь.
Исследования негативных реакций, связанных с эмоциями и поведением при возникновении фрустрации, широко рассмотрены большим количеством исследователей. Однако, если анализировать то, насколько эффективны рекомендации, которые прописываются в такого рода исследованиях, то можно уверенно сказать, что фрустрация в виде снижения и предотвращения ее деструктивного влияния, нуждается в дополнительных исследованиях и осмыслениях.
Степень изученности.
Явления фрустрации в отечественной психологии наиболее изучены в отношении к барьерам в деятельности (Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.Ф. Лазурский, Р.Х. Шакуров, Е.П. Ильин, И.М. Никольская, Л.М. Прихожан и др.
Для исследований, которые проводились за рубежом, весьма характерен факт изучения фрустрации с точки зрения удовлетворения потребностей. Это весьма масштабно представлено в теории фрустрационной фиксации Н. Майера, теории фрустрационной регрессии Т. Дембо и К. Левина (с помощью эксперимента подтвердили, что агрессия — это не типичная реакция на фрустрацию), а также в эвристической теории фрустрации С. Розенцвейга (автор выделяет три уровня психологической защиты организма).
Если говорить о наших соотечественниках, то развитие такой возрастной группы, как подростков, также весьма интересует наших ученых. Данную тему исследовали и Л. С. Выготский, и Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Проблемой девиантного поведения занимались такие зарубежные ученые, как: Э. Дюркгейм, Р Мертон, И. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер, Н. Смелзер А. Коэн, З. Фрейд, Ч. Ломброзо, У. Шелдон и др.; в России различные аспекты девиантного поведения изучались и изучаются рядом исследователей и ученых, таких, как: Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановская, Л.Б. Шнейдер, В.И. Кудрявцев, И.С.Кон. В.Д. Менделевич, А.Е. Личко, С.А. Беличева и др.
Объект исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте
Предмет исследования: склонность к девиантному поведению в контексте фрустрационных реакций личности в подростковом возрасте
Цель исследования: выявить и проанализировать особенности фрустрационных реакций подростков в зависимости от наличия у них склонности к девиантному поведению
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к описанию феномена фрустрации, проанализировать предпосылки девиантного поведения подростков, исследовать психологические особенности подросткового возраста
2. Организовать и реализовать исследование по теме «Фрустрация как предиктор риска девиантного поведения подростков»
3. Выявить и описать особенности фрустрационных реакций подростков во взаимосвязи с наличием склонности к девиантному поведению
4. Разработать тренинг «Профилактика склонности к девиантному поведению в контексте фрустрационных реакций личности в подростковом возрасте».
Гипотезы исследования:
1. Незрелость такого личностного качества как ответственность в подростковом возрасте, а также недостаточная сформированность механизмов совладания с ситуациями фрустрации, могут выступить в качестве факторов риска девиантного поведения.
2. Предположительно, юноши более склонны к девиантному поведению, чем девушки.
Теоретико-методологические основания: эвристическая теория
фрустрации С. Розенцвейга, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, подход к трактовке девиантного поведения Л. Б. Шнейдер.
Методы исследования:
1. Анализ вторичных психологических источников по фрустрации личности, по проблеме девиантного поведения, а также изучение психологических особенностей подросткового возраста.
2. Методы сбора и фиксации данных:
• методика рисуночной фрустрации С.Розенвейга, взрослый вариант - модификация Н.В. Тарабриной;
• методика «Склонность к девиантному поведению» - (Э. В. Леуса и А. Г. Соловьева).
3. Методы математико-статистической обработки. ^критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона, реализованных при помощи статистического пакета 8Р88 26.0
Выборка: В исследовании приняли участие студенты 1 курса КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства», в количестве 65 человек (66% девушек, 34% юношей), в возрасте 15-17 лет.
Подростковый возраст является одним из кризисных этапов в становлении личности, так как это достаточно сложный, переходный этап между детством и взрослостью. Так как именно данный период жизни является наиболее уязвимым к различным воздействиям, возможно появление девиантного поведения. В связи с этим фактом, изучение склонности к девиантному поведению, его предпосылок и условий возникновения, является одной из актуальных тем исследования в психологии.
В данной работе был проведен анализ теоретических исследований различных авторов, в которых рассматривалось понятие фрустрации, направленности реакции, типа реакции, а также фрустрационной толерантности. Были проанализированы различные подходы к определению девиантного поведения и его предпосылок, а изучены психологические особенности подросткового возраста. Выявлены и описаны особенности фрустрационных реакций подростков, во взаимосвязи с наличием склонности к девиантному поведению. В ходе исследования были выявлены достоверные различия в проявлении девиантного поведения и реакций фрустрации, а также обнаружена взаимосвязь между этими явлениями. Юноши чаще проявляют агрессию и более склонны к зависимому поведению, чем девушки. Рассмотрев реакции на фрустрацию, можно сказать о том, что девушки характеризуются более выраженной импунитивной направленностью, а у юношей выражена экстрапунитивная направленность. Обе группы в ситуациях фрустрации фиксируются на самозащите.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. Проанализированы результаты эмпирического исследования и разработана программа профилактики девиантного поведения подростков. Предложенная нами программа, может быть использована в практической деятельности психолога в системе образования.
Таким образом, по результатам проделанной работы можно заключить, что выдвинутые нами гипотезы подтверждены, реализованы задачи и достигнута цель исследования.
1. Айхорн А. Трудный подросток: пер. с англ. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. 295 с.
2. Афанасьев B.C., Гилинский Я.И. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы // Образ мысли и образ жизни, 1996. С.147-165.
3. Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников: учеб. пособие. Ростов-на- Дону: Феникс, 2007. 347 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 508 с.
5. Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. Барканова О.В. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
6. Баркер Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде: учеб. пособие. М., 2004. 185 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / сост. С.А. Беличева М.: Консорциум "Социал. здоровье России", 1993. 198 с.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль/ пер. c англ. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская. Санкт-Петербург: прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. 510 с.
9. Болотов А.К., Молчанова О. Н. Психология развития: хрестоматия гос. ун-та Высш. шк. экономики / под ред. А. К. Болотов, О. Н. Молчанова. М.: Омега-Л, 2005. 521 с.
10. Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики/ пер. с англ. Ю.М.Яновской. М.: КЛАСС, 1998. 213 с.
11. Брель Е.Ю., Тихонова М.В. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков. М.: Психотерапия, 2017. 259 с.
12. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критич. ситуаций / под ред. В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
13. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Мир России. 1997. N 1. С. 163-184.
14. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. 1971. N 9. С. 44-52.
15. Дементий Л.И. Социально-психологические и личностные факторы риска девиантного поведения: монография / под ред. В. Е. Купченко, М. В. Криворучко, Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2018. 204 с.
16. Дементий Л.И. Фрустрация: понятие и диагностика: учеб.-метод. пособие для студентов/ под ред. Омс. гос. ун-та, ф-та психологии. Омск: ОмГУ, 2004. 67 с.
17. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: метод. руководство для студентов психологов. СПб.: Речь, 2002. 171 с.
18. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением / под ред. М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. СПб.: Пони, 2008. 207 с.
19. Дмитриева Е.В., Богомаз С.А. Методика рисуночных фрустрационных ситуаций С.Розенцвейга: дис. ... док. психол. наук. Томск,
2000. 297 с.
20. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образование. 2001. N 4. С.22-27.
21. Зинченко В.П. Большой психологический словарь: учеб. пособие. СПб. 1996. 416 с.
22. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 288 с.
23. Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. N 2. С.55-60.
24. Ильин Е.П. Эмоции и чувства: учеб. пособие. СПб: Питер, 2001. 727 с.
25. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. М.: Питер, 2008. 282 с.
26. Казанская К.О. Детская и возрастная психология: конспект лекций. М.: А-Приор, 2010. 160 с.
27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление
недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: издательский центр «Академия», 2000. 300 с.
28. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая
антропология стресса: учеб. пособие. М.: Акад. проект, 2009. 943 с.
29. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2001. 160 с.
30. Коповая О.О., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учеб. пособие. Саратов: Наука, 2008. 79 с.
31. Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию: учеб. пособие. М.: Юрид, лит., 1984. 368 с.
32. Кузьмина Е.И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации // Вопросы психологии. 1997. N 4. С. 16-20.
33. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: УРАО, 2004. 68 с.
34. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
35. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. М.: МПСИ, 2002. 750 с.
36. Леус Э.В. Психология трудных подростков: учебно -методическое пособие. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 118 с.
37. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. N 9. С. 268-277.
38. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Психологические особенности старших подростков с аддиктивным поведением // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2007. N 3. С. 26-30.
39. Леус Э.В., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Возрастные психологические аспекты аддиктивного поведения подростков // Наркология. 2016. N 3. С. 12-17
40. Майерс Д.Дж. Социальная психология: пер. с англ. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000. 300 с.
41. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
42. Михайлов А.П. Девиации поведения несовершеннолетних и молодежи в России: монография / под ред. М. Ю. Попов. М: РУСАЙНС, 2018. 124 с.
43. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. М.: Институт практической психологии, 1997. 269 с.
44. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание. М.: Академия, 2015. 656 с.
45. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2003. 688 с.
46. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 219 с.
47. Павлова С.А., Фарафонтова И.А. Девиантное поведение и причины его возникновения // Успехи современной науки и образования. 2016. N 6. С. 129-131.
48. Паренс Г. Агрессия наших детей / пер. с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. М.: Изд. дом "Форум", 1997. 152 с.
49. Перешеина Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / под ред. М. Н. Заостровцева. М.: Сфера, 2009. 189 с.
50. Попов В. А. Социально-педагогическая профилактика
девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений // Молодой ученый, 2013. N 7. С. 410-412.
51. Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся профессиональных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд.пед.наук. М., 2011. 24 с.
52. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 191 с.
53. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб. метод. пособие. М.: ВЛАДОС: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова,
2001. 238 с.
54. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи: учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 440 с.