Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Самоорганизация деятельности подростков в контексте склонности к девиантному поведению

Работа №92047

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
152
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения самоорганизации деятельности подростков в контексте склонности к девиантному поведению
7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению самоорганизации
деятельности личности 7
1.2 Психологическая характеристика девиантного поведения
личности 15
1.3 Психологические особенности
подростков 24
Глава 2 Эмпирическое исследование самоорганизации
деятельности у подростков в контексте склонности к девиантному поведению 35
2.1 Программа исследования 35
2.2 Специфика самоорганизации деятельности
подростов 38
2.3 Взаимосвязь самоорганизации и склонности к девиантному
поведению подростов 54
2.4 Программа профилактики девиантного поведение через развитие
самоорганизации деятельности подростков в «онлайн» формате 67
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложения 80


Актуальность проблемы исследования. В современном мире процесс самоорганизации деятельности играет важную роль. Ведь личность, не умеющая правильно себя организовывать, испытывает большие трудности. Высокий уровень самоорганизации деятельности отличается стремлением к достижению целей, мотивацией, правильным планированием своего времени и многим другим. Особенно значимым, по нашему мнению, является процесс самоорганизации деятельности у подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается своей сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Ведь, в условиях постоянно возрастающей и ужесточающейся конкуренции на рынке труда, намного больше возможностей и перспектив имеет та молодежь, которая является активной, творческой, обладающей способностью к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности. Так как подростковый возраст характеризуется потребностью к самоутверждению, в желании быть замеченным, на первый план выходят интимно-личностные отношения, а также для пубертатного периода становится актуальным вопрос дальнейшего профессионального самоопределения. Важно, чтобы подросток умел правильно распоряжаться своим временем и выбирать позитивные формы самоутверждения - в этом и многом другом как раз и помогает процесс самоорганизации деятельности.
Степень изученности проблемы исследования. Проблемой самоорганизации деятельности интересовались и интересуются многие из выдающихся исследователей. Например, такие как: В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Н.П. Попова, Ю.А. Цагарелли и другие. Тем не менее, единого определения процесса самоорганизации не существует. В зарубежных источниках литературы нет комплексного подхода к рассмотрению процесса самоорганизации, внимание уделяется его отдельным частям. В основном, таким, как: саморегуляция и самоэффективность.
Предпосылки к изучению феномена девиантного поведения прослеживаются с древних времен. Но, не смотря на давность изучения этого вопроса, он остается актуальным и на сегодняшний день. С течением времени меняются общественные нормы, в связи с чем изменяются и формы отклоняющегося поведения. Кроме того, в разных государствах существуют разные социальные нормы, значит, и границы девиаций обозначаются разные. В течение длительного времени девиантное поведение рассматривается в контексте разнообразных подходов, каждый автор обозначает значимые, по его мнению: определение, причины и виды девиаций. В ряде фамилий исследователей данного феномена можно назвать следующие: Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Д. Менделевич, Т. Парсонс, А.В. Петровский, Д. Халаган, А.В. Хомич и многие другие.
Обращаясь к рассмотрению теории, посвященной подростковому возрасту, можно отметить разнообразие возрастных периодизаций, в рамках которых, каждый автор обозначает разные годы подростничества и дает свою характеристику данному периоду. К авторам, изучающим данный феномен, относятся: Л.И. Божович, В.В. Зеньковский, Л. Колберг, Дж. Коулмен,
А.Н. Леонтьев, Д. Элкинд, Э. Эриксон и многие другие.
Объект выпускной квалификационной работы - самоорганизация деятельности личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - самоорганизация деятельности подростков.
Цель - выявить специфику взаимосвязи самоорганизации деятельности и склонности к девиантному поведению в старшем, среднем и младшем подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения самоорганизации деятельности подростков в контексте девиантного поведения.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования самоорганизации деятельности подростков в контексте девиантного поведения.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты эмпирического исследования.
4. Разработать программу профилактики девиантного поведения для подростков в «онлайн» формате.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует специфика выраженности компонентов самоорганизации деятельности в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте.
2. Скорее всего, компоненты самоорганизации деятельности в младшем, среднем и старшем подростковом возрасте взаимосвязаны со склонностью к различным видам девиантного поведения.
В качестве теоретико-методологических оснований выступили концепция самоорганизации А.Д. Ишкова; работы Ю.А. Клейберга по описанию феномена девиантного поведения; анализ особенностей младшего, среднего и старшего подросткового возраста в работах А.Е. Личко.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анкетирование, опросник «Диагностика особенностей самоорганизации» (ДОС) А.Д. Ишкова, «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Е.Ю. Мандриковой, опросник «Склонность к девиантному поведению» (СДП) Э.В. Леуса, методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ). Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 19» 2010 года создания.
В исследовании приняло участие 120 человек - учащиеся 7-9 классов «Гимназии №42» и учащиеся первых курсов «Алтайской академии гостеприимства». Из них 35 подростков в возрасте 13 лет, 34 человека в возрасте 14-15 лет и 51 подросток возрастом 16-17 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены научно - психологические подходы к изучению понятия самоорганизации деятельности личности; охарактеризовано понятие девиантного поведения личности; выделены психологические особенности подросткового возраста; разработана и апробирована программа эмпирического исследования самоорганизации деятельности подростков в контексте девиантного поведения; проанализированы результаты эмпирического исследования; разработана программа для подростков в «онлайн» формате, направленная на профилактики девиантного поведения через развитие самоорганизации деятельности.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Самоорганизация - многокомпонентный и значимый процесс, от которого зависит успешность и комфортность человеческой жизни. Возрастом, в период которого самоорганизация должна развиваться интенсивнее, является подростковый, предшествующий взрослой жизни, где развитость самоорганизации является особо важной частью. Низкая развитость компонентов самоорганизации, нередко провоцирует подростка к девиациям.
2. Развитость компонентов самоорганизации младших подростков ниже, что объясняется их неустойчивостью внимания и эмоциональностью. В 14-15 лет происходит пик полового созревания, который влияет на планирование деятельности. Но средние подростки уже более самостоятельны и решительны, что повышает их уровень самоорганизации. Старших подростков отличает потребность в признании их взрослости, они ставят задачи серьезного характера, к их решению подходят осознанно, что затрудняет процесс самоорганизации.
3. Компоненты самоорганизации подростков взаимосвязаны с девиациями. Частая взаимосвязь с компонентами: настойчивость и волевые усилия. Подросток с развитой волей, менее склонен к девиациям. Встречаются обратная и прямая корреляции с фиксацией. При низкой фиксации, подросток переключается на девиации. Высокая фиксация в трудной ситуации провоцирует суицидальные проявления. Девиации коррелируют с целеполаганием, планированием и уровнем самоорганизации. Чем выше навыки определения цели и выстраивания планов, тем ниже девиантность.
4. Нами была разработана и апробирована программа профилактики девиантного поведения через развитие процесса самоорганизации в «онлайн» формате.
Таким образом, гипотезы подтверждены, поставленные нами цели и задачи в ходе исследования, были достигнуты. Результаты исследования могут послужить основой для создания профилактических и психокоррекционных программ, направленных на снижение риска воспроизводства девиантного поведения в подростковой и юношеской среде.



1. Авдеева Н.А. Взаимоотношения подростка в семье // Воспитание школьников. 2005. №7. С. 17-22.
2. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. Минск: Изд-во ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. 565 с.
4. Артюхов В.В. Общая теория систем: Самоорганизация,
устойчивость, разнообразие, кризисы. М.: Либроком, 2009. 224 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 363 с.
6. Афанасьева Н.А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. №2. С. 60-61.
7. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
8. Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ пер. с англ. М.Б. Гнедовским и М.А. Ковальчук. М.: Прогресс, 1986. 401 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдовой. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 1999. 332 с.
12. Гершиганов Т.М. О культуре семейных отношений // Воспитание школьников. 2001. №3. С. 25-27.
13. Гидденс Э. Социология: учебник: пер. с англ. 2-е изд., полн. Перераб. и доп. М.: URSS, 1999. 632 с.
14. Гмызина Г.Н. Формирование культуры самоорганизации учебно - познавательной деятельности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009.
15. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / под ред. Д.И.Фельдштейн и др. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 240 с.
16. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / под ред. В.А.Сластенина. 5-е изд. М.: Академия, 2008. 271 с.
17. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 79 с.
18. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста / под ред. В.Я.Семке. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 308 с.
19. Домбровецкая Г. Особенности учебной самоорганизации иностранных студентов: На примере польских студентов, обучающихся в СССР: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1987.
20. Драгунова Т.В. Воспитание подростка в семье. М.: Изд-во Академ. пед. наук РСФСР, 1955. 80 с.
21. Дружиненко Д.А. Особенности переживания чувства вины подростками: автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2007.
22. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: учеб. пособие. Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1981. 383 с.
23. Егорова Т.А. Психологические основы формирования организованности студентов: дис. . канд. психол. наук. М., 1994.
24. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
25. Зак А.3. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников: монография. М.: ИП РАН, 2010. 349 с.
26. Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1996. 346 с.
27. Змановская Е.В. Девиантология: учеб. пособие. 5-е изд. М.: Академия, 2008. 287 с.
28. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. М.: АСВ, 2004. 224 с.
29. Кирина Н.П. Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
30. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие: пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 171 с.
31. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. М.: ТЦ Сфера, 2001. 160 с.
32. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 304 с.
33. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
34. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 195 с.
35. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности
психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. 1997. N 3. С. 69-79.
36. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: URSS, 2010. 316 с.
37. Копеина Н. С. Формирование самостоятельной работы учащихся: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1989.
38. Крайг Г. Психология развития / пер. с англ. Н. Мальгиной и др. / под общ.ред. А.А.Алексеевой.7-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2012. 992 с.
39. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
40. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Медицина, 1983. 255 с.
41. Майерс Д.Дж. Социальная психология: пер. с англ. 3¬е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: Олма-Пресс, 2000.
42. Макушина О.П. Методы психологического изучения девиантного поведения: учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. 79 с.
43. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации
деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. N 2. С. 87-111.
44. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
45. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ Е.Н.Егоровой и др. / под ред. З.В.Кагановой. М.: Хранитель, 2006. 873 с.
46. Мухина В.С. Возрастная психология: учебник. 13-е изд., испр., доп. и перераб. М.: Академия, 1999. 655 с.
47. Острогорский А.И., Плеханов А.П. Значение семейных отношений в воспитании // Школьное воспитание. 1999. N 9. С. 66-70
48. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с фр. СПб.: Питер, 2003. 192 с.
49. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии.1996. N 1. С. 20-33.
50. Понтон Л. Сексуальная жизнь подростков: пер. с англ. М.: Изд- во Ин-та психотерапии, 2001. 272 с.
51. Птицына О.Н. Особенности самоорганизации якутских студентов в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. М., 1995.
52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: пер. с англ./ под ред. Е.И.Николаевой. 12-е изд. СПб.: Питер, 2010. 812 с.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2012. 705 с.
54. Руденко Л.Д. Девиантология: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Ярослав. ун-та, 2007. 111 с.
55. Смелзер Н. Социология: учеб. пособие: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.
56. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. Минск: Изд-во МИУ, 2010. 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ