Жизненные перспективы осужденных женщин
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив осужденных женщин 8
1.1 Жизненные перспективы личности как предмет психологического
исследования 8
1.2 Жизненные перспективы с позиции теории психологических
систем 20
1.3 Возрастно-психологические особенности осужденных женщин 23
Глава II. Эмпирическое исследование жизненных перспектив
осужденных женщин 35
2.1 Программа и методы эмпирического исследования
35
2.2 Анализ результатов исследования жизненных перспектив осужденных
женщин 43
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 81
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив осужденных женщин 8
1.1 Жизненные перспективы личности как предмет психологического
исследования 8
1.2 Жизненные перспективы с позиции теории психологических
систем 20
1.3 Возрастно-психологические особенности осужденных женщин 23
Глава II. Эмпирическое исследование жизненных перспектив
осужденных женщин 35
2.1 Программа и методы эмпирического исследования
35
2.2 Анализ результатов исследования жизненных перспектив осужденных
женщин 43
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 81
Современные научные исследования жизненных перспектив показали их ведущую роль в управлении личностью собственной жизнью. Результаты, полученные в ходе изучения данного феномена, подтвердили, что жизненные цели, поставленные в соответствии со способностями личности, ее возможностями, системой ценностей, знаний и опыта служат опорой в организации деятельности в настоящем. Сложно не согласиться с тем, что большое значение жизненные перспективы личности приобретают при изучении преступности, когда в связи с вынужденной социальной изоляцией определяется дальнейший жизненный путь человека. Все чаще утверждается, что преступное поведение не сводится к одному совершенному проступку. Нередко оно представляет собой систему поступков, которые, в целом, составляют деятельность человека, его линию поведения, образ жизни и жизненного пути. Адекватное восприятие перспектив будущего обеспечивает фиксацию и развитие личностного смысла происходящих изменений в настоящем, направленных на обучение осужденного целенаправленному упорядочению своей деятельности, определению жизненных перспектив, выделению и осознанию различных систем ценностей, лежащих в основе тех или иных социальных отношений, а так же устойчивость качеств, которые определяют ресоциализацию осужденного. Недостаточное развитие или вовсе отсутствие жизненных перспектив у осужденных негативным образом сказывается на процессе исправления и увеличивает вероятность воспроизведения преступного поведения. Многие люди, переступившие закон, в силу того, что не смогли адаптироваться к новым социально¬экономическим условиям в обществе, намеренно совершают уголовно наказуемые деяния, чтобы повторно вернуться в пенитенциарные учреждения. Это обусловлено тем, что жизненные перспективы являются для личности одним из главных источников ориентира в ценностях, потребностях, установках и целях на будущее. В связи с этим возникает вопрос: есть ли у осужденных какие-то планы на жизнь, какова перспектива их дальнейшего существования, чего они ожидают в будущем? Поэтому вопрос о жизненных перспективах осужденных является актуальным и требует своего раскрытия, так как позволит более корректно разработать программу по воспитательной работе и ресоциализации осужденных.
Понятие «жизненные перспективы» в отечественной психологической науке возникло с вычленением субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.) [53, с. 53].
Проблема жизненных перспектив изучалась в рамках нескольких подходов не только отечественными, но и зарубежными психологами. Были выделены системный (О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова), типологический (К.А. Абульханова - Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш), событийный подходы и т.д. (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова) [49].
Так же были предложены варианты понимания данного феномена с точки зрения его структуры, содержания функций, динамических характеристик (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен). Широко представлены результаты эмпирических исследований жизненных перспектив, учитывающих возрастной (Р. Кулен, Б. Ньюгартен, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.В. Бороздина. И.А. Спиридонова, Ш. Бюлер и др), социальный, личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Козловский, Т. Коттл, А.А. Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Сахновский, Л. Сохань, В.И. Страхов, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк, В.П. Яковлев и др.). Получен опыт использования результатов научных исследований в практической работе (Р.Л. Ахмеров, Л.Л. Кроник, В.К. Лосева, В.С. Хомик) [50].
В пенитенциарной психологии исследованию жизненных перспектив и планов правонарушителей посвящены работы Ю.Ю. Бехтерева, А.С. Михлина, А.В. Наприс, В.Ф. Пирожкова, С.В. Познышева, Ю.Р.Саара. Жизненные планы осужденных рассматривались в связи с проблемами направленности личности (В. Г. Деев, В. Ф. Пирожков), жизненных перспектив (Н. А. Деева, Л. Ф. Козлова), волевой активности (А. И. Ушатиков), установок (Т. В. Калашникова), ценностей (А. С. Михлин, А. Р. Ратинов, Н. А. Донцов, Г. Ф. Хохряков, В. А. Ласточкин, С. И. Курганов, Е. М. Юцкова).
Доказано, что существуют разноплановые перестройки представлений осужденных к лишению свободы о личном времени жизни и жизненном пути (О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова, И. А. Ральникова) [51]. Было установлено, что наличие несбалансированного профиля временной перспективы мужчин на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии, и, в целом, фактор пребывания в местах лишения свободы формирует специфическое отношение осужденных к своему будущему как тревожащему периоду жизни (Е.А. Ипполитова). Это может отражаться не только на психологическом самочувствии личности во время отбывания наказания, но и определять эффективность исправительных мер. Однако исследования особенностей построения жизненной перспективы в ситуации социальной изоляции осуществляются, преимущественно, у мужчин, поэтому
ощущается недостаток эмпирических данных относительно данного феномена у женщин. Представляется, что психологическое исследование особенностей содержания жизненных перспектив осужденных женщин в определенной мере восполнит пробел теории, а внедрение его результатов в практику профилактической, воспитательной и коррекционно-исправительной деятельности психолога исправительного учреждения будет способствовать совершенствованию эффективности представленных мер наказания.
Объектом исследования являются жизненные перспективы личности.
Предметом исследования выступили жизненные перспективы
женщин, осужденных к лишению свободы.
Цель - изучить особенности ценностно-смысловых оснований проектирования жизненных перспектив, их событийной наполненности, эмоционального отношения к будущему у осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении .
Задачи исследования:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования жизненных перспектив осужденных женщин .
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования жизненных перспектив женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии.
3. Описать и проанализировать результаты исследования жизненных перспектив женщин, находящихся в конфликте с законом .
4. Разработать программу психологического тренинга,
направленного на гармонизацию отношения осужденных женщин ко времени своей жизни.
Гипотеза исследования:
Особенности жизненных перспектив женщин, осужденных к лишению свободы будут заключаться в наличии противоречивых ценностно-смысловых оснований проектирования будущего, ослаблении временной континуальности и нереалистичности ожиданий .
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), теоретические положения в области пенитенциарной психологии осужденных женщин (Ю.М. Антонян, Г.Ф. Хохряков), представления о жизненных перспективах осужденных (А.В. Наприс, В.Ф. Пирожков), модель психологической коррекции смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (К.В. Карпинский).
Для решения поставленных задач в работе использовалась следующая группа методов исследования: теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация научных идей), методы сбора научной информации (анкетирование, психодиагностическое тестирование: методика «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» (Е.Б. Фанталова); методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман с соавт.); биографическая методика «Линии жизни» (А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов); метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен); методы математико-статистической обработки данных: описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни, факторный и корреляционный анализы с использованием программы SPSS Statistics 23.0.0.0.
В исследовании приняли участие 36 осужденных женщин в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 40 лет, отбывающие наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №11» Управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ ИК-11) России по Алтайскому краю. Опрошенные осуждены, в основном, по ст. 30, ст. 111, ст. 115, ст. 158, ст. 160, ст. 162, ст. 228 УК РФ. Среди них большая часть (73%) ранее судимы. Группу контраста составили 37 женщин, не состоящих в конфликте с законом, в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 38 лет.
Понятие «жизненные перспективы» в отечественной психологической науке возникло с вычленением субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.) [53, с. 53].
Проблема жизненных перспектив изучалась в рамках нескольких подходов не только отечественными, но и зарубежными психологами. Были выделены системный (О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова), типологический (К.А. Абульханова - Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш), событийный подходы и т.д. (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова) [49].
Так же были предложены варианты понимания данного феномена с точки зрения его структуры, содержания функций, динамических характеристик (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен). Широко представлены результаты эмпирических исследований жизненных перспектив, учитывающих возрастной (Р. Кулен, Б. Ньюгартен, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.В. Бороздина. И.А. Спиридонова, Ш. Бюлер и др), социальный, личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Козловский, Т. Коттл, А.А. Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Сахновский, Л. Сохань, В.И. Страхов, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк, В.П. Яковлев и др.). Получен опыт использования результатов научных исследований в практической работе (Р.Л. Ахмеров, Л.Л. Кроник, В.К. Лосева, В.С. Хомик) [50].
В пенитенциарной психологии исследованию жизненных перспектив и планов правонарушителей посвящены работы Ю.Ю. Бехтерева, А.С. Михлина, А.В. Наприс, В.Ф. Пирожкова, С.В. Познышева, Ю.Р.Саара. Жизненные планы осужденных рассматривались в связи с проблемами направленности личности (В. Г. Деев, В. Ф. Пирожков), жизненных перспектив (Н. А. Деева, Л. Ф. Козлова), волевой активности (А. И. Ушатиков), установок (Т. В. Калашникова), ценностей (А. С. Михлин, А. Р. Ратинов, Н. А. Донцов, Г. Ф. Хохряков, В. А. Ласточкин, С. И. Курганов, Е. М. Юцкова).
Доказано, что существуют разноплановые перестройки представлений осужденных к лишению свободы о личном времени жизни и жизненном пути (О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова, И. А. Ральникова) [51]. Было установлено, что наличие несбалансированного профиля временной перспективы мужчин на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии, и, в целом, фактор пребывания в местах лишения свободы формирует специфическое отношение осужденных к своему будущему как тревожащему периоду жизни (Е.А. Ипполитова). Это может отражаться не только на психологическом самочувствии личности во время отбывания наказания, но и определять эффективность исправительных мер. Однако исследования особенностей построения жизненной перспективы в ситуации социальной изоляции осуществляются, преимущественно, у мужчин, поэтому
ощущается недостаток эмпирических данных относительно данного феномена у женщин. Представляется, что психологическое исследование особенностей содержания жизненных перспектив осужденных женщин в определенной мере восполнит пробел теории, а внедрение его результатов в практику профилактической, воспитательной и коррекционно-исправительной деятельности психолога исправительного учреждения будет способствовать совершенствованию эффективности представленных мер наказания.
Объектом исследования являются жизненные перспективы личности.
Предметом исследования выступили жизненные перспективы
женщин, осужденных к лишению свободы.
Цель - изучить особенности ценностно-смысловых оснований проектирования жизненных перспектив, их событийной наполненности, эмоционального отношения к будущему у осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении .
Задачи исследования:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования жизненных перспектив осужденных женщин .
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования жизненных перспектив женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии.
3. Описать и проанализировать результаты исследования жизненных перспектив женщин, находящихся в конфликте с законом .
4. Разработать программу психологического тренинга,
направленного на гармонизацию отношения осужденных женщин ко времени своей жизни.
Гипотеза исследования:
Особенности жизненных перспектив женщин, осужденных к лишению свободы будут заключаться в наличии противоречивых ценностно-смысловых оснований проектирования будущего, ослаблении временной континуальности и нереалистичности ожиданий .
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), теоретические положения в области пенитенциарной психологии осужденных женщин (Ю.М. Антонян, Г.Ф. Хохряков), представления о жизненных перспективах осужденных (А.В. Наприс, В.Ф. Пирожков), модель психологической коррекции смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (К.В. Карпинский).
Для решения поставленных задач в работе использовалась следующая группа методов исследования: теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация научных идей), методы сбора научной информации (анкетирование, психодиагностическое тестирование: методика «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» (Е.Б. Фанталова); методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман с соавт.); биографическая методика «Линии жизни» (А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов); метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен); методы математико-статистической обработки данных: описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни, факторный и корреляционный анализы с использованием программы SPSS Statistics 23.0.0.0.
В исследовании приняли участие 36 осужденных женщин в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 40 лет, отбывающие наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №11» Управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ ИК-11) России по Алтайскому краю. Опрошенные осуждены, в основном, по ст. 30, ст. 111, ст. 115, ст. 158, ст. 160, ст. 162, ст. 228 УК РФ. Среди них большая часть (73%) ранее судимы. Группу контраста составили 37 женщин, не состоящих в конфликте с законом, в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 38 лет.
Теоретический анализ научной литературы позволил установить основания изучения жизненных перспектив осужденных женщин, рассмотреть научные подходы к изучению данного феномена, а так же обозначить возрастно-психологические особенности осужденных женщин в условиях социальной изоляции. Вместе с этим, опираясь на научный опыт, в работе была раскрыта актуальность исследования оснований проектирования жизненных перспектив женщин, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительной колонии, их событийной наполненности, эмоционального отношения к будущем. Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило установить трудности в построении жизненных перспектив женщинами, отбывающими наказание в исправительном учреждении, которые зафиксированы в ряде тенденций, на основании которых можно сделать следующие выводы:
1. Жизненные перспективы осужденных женщин отличаются конфликтностью ценностно-смыслового основания проектирования жизни.
2. Событийная наполненность жизненных перспектив характеризуется несбалансированностью целевой насыщенности предстоящих этапов, который проявляется в активном стремлении заполнить событиями отдаленные этапы жизни, игнорируя среднеудаленное будущее (от 1 года до 5 лет).
3. Наблюдается идеализация будущего осужденными женщинами и чувство напряжения по отношению к нему.
4. Женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, отличает беспочвенный иллюзорный оптимизм относительно личного будущего, вследствие чего теряется смысл отбывания наказания, так как утрачивается возможность переоценить свои поступки, а так же качественно пережить негативный опыт социальной изоляции.
Вместе с тем преобладающая ориентация на будущее имела бы возможность стать для осужденных женского пола ресурсом, содействующим формированию законопослушного поведения при помощи планирования адекватной их возможностям жизненной перспективы. Однако это возможно только в случае внутренней целенаправленной работы по выстраиванию не только позитивного, но и близкого к реальности образа будущего, сбалансированно заполненного жизненными событиями, а так же согласованного как с переосмысленным прошлым, так и с непосредственно активными действиями в настоящем времени. В этой связи необходимым представляется организация психологической помощи осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительном учреждении с целью создания условий для проектирования жизненных перспектив осужденными женщинами. На основе результатов эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга личностного развития «Моё перспективное будущее».
Таким образом, поставленная в работе гипотеза доказана, цель достигнута.
1. Жизненные перспективы осужденных женщин отличаются конфликтностью ценностно-смыслового основания проектирования жизни.
2. Событийная наполненность жизненных перспектив характеризуется несбалансированностью целевой насыщенности предстоящих этапов, который проявляется в активном стремлении заполнить событиями отдаленные этапы жизни, игнорируя среднеудаленное будущее (от 1 года до 5 лет).
3. Наблюдается идеализация будущего осужденными женщинами и чувство напряжения по отношению к нему.
4. Женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, отличает беспочвенный иллюзорный оптимизм относительно личного будущего, вследствие чего теряется смысл отбывания наказания, так как утрачивается возможность переоценить свои поступки, а так же качественно пережить негативный опыт социальной изоляции.
Вместе с тем преобладающая ориентация на будущее имела бы возможность стать для осужденных женского пола ресурсом, содействующим формированию законопослушного поведения при помощи планирования адекватной их возможностям жизненной перспективы. Однако это возможно только в случае внутренней целенаправленной работы по выстраиванию не только позитивного, но и близкого к реальности образа будущего, сбалансированно заполненного жизненными событиями, а так же согласованного как с переосмысленным прошлым, так и с непосредственно активными действиями в настоящем времени. В этой связи необходимым представляется организация психологической помощи осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительном учреждении с целью создания условий для проектирования жизненных перспектив осужденными женщинами. На основе результатов эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга личностного развития «Моё перспективное будущее».
Таким образом, поставленная в работе гипотеза доказана, цель достигнута.
Подобные работы
- Психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ САМООТНОШЕНИЯ У ЖЕНЩИН, ОСУЖДЕННЫХ К ДЛИТЕЛЬНЫМ СРОКАМ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - Пенитенциарная политика в отношении осужденных к лишению свободы
Бакалаврская работа, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ И ПОСТПЕНИТЕНЦИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ЖЕНЩИНЫ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ: ПУТЬ К СВЯТОСТИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ЖЕНЩИНЫ РАННЕЙ ВИЗАНТИИ: ПУТЬ К СВЯТОСТИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДЕЖИ В УЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2023



