Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненные перспективы осужденных женщин

Работа №92046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы175
Год сдачи2020
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основания изучения проблемы жизненных перспектив осужденных женщин 8
1.1 Жизненные перспективы личности как предмет психологического
исследования 8
1.2 Жизненные перспективы с позиции теории психологических
систем 20
1.3 Возрастно-психологические особенности осужденных женщин 23
Глава II. Эмпирическое исследование жизненных перспектив
осужденных женщин 35
2.1 Программа и методы эмпирического исследования
35
2.2 Анализ результатов исследования жизненных перспектив осужденных
женщин 43
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 81

Современные научные исследования жизненных перспектив показали их ведущую роль в управлении личностью собственной жизнью. Результаты, полученные в ходе изучения данного феномена, подтвердили, что жизненные цели, поставленные в соответствии со способностями личности, ее возможностями, системой ценностей, знаний и опыта служат опорой в организации деятельности в настоящем. Сложно не согласиться с тем, что большое значение жизненные перспективы личности приобретают при изучении преступности, когда в связи с вынужденной социальной изоляцией определяется дальнейший жизненный путь человека. Все чаще утверждается, что преступное поведение не сводится к одному совершенному проступку. Нередко оно представляет собой систему поступков, которые, в целом, составляют деятельность человека, его линию поведения, образ жизни и жизненного пути. Адекватное восприятие перспектив будущего обеспечивает фиксацию и развитие личностного смысла происходящих изменений в настоящем, направленных на обучение осужденного целенаправленному упорядочению своей деятельности, определению жизненных перспектив, выделению и осознанию различных систем ценностей, лежащих в основе тех или иных социальных отношений, а так же устойчивость качеств, которые определяют ресоциализацию осужденного. Недостаточное развитие или вовсе отсутствие жизненных перспектив у осужденных негативным образом сказывается на процессе исправления и увеличивает вероятность воспроизведения преступного поведения. Многие люди, переступившие закон, в силу того, что не смогли адаптироваться к новым социально¬экономическим условиям в обществе, намеренно совершают уголовно наказуемые деяния, чтобы повторно вернуться в пенитенциарные учреждения. Это обусловлено тем, что жизненные перспективы являются для личности одним из главных источников ориентира в ценностях, потребностях, установках и целях на будущее. В связи с этим возникает вопрос: есть ли у осужденных какие-то планы на жизнь, какова перспектива их дальнейшего существования, чего они ожидают в будущем? Поэтому вопрос о жизненных перспективах осужденных является актуальным и требует своего раскрытия, так как позволит более корректно разработать программу по воспитательной работе и ресоциализации осужденных.
Понятие «жизненные перспективы» в отечественной психологической науке возникло с вычленением субъекта жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.) [53, с. 53].
Проблема жизненных перспектив изучалась в рамках нескольких подходов не только отечественными, но и зарубежными психологами. Были выделены системный (О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, И.А. Ральникова), типологический (К.А. Абульханова - Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), мотивационный (Т. Гисме, З. Залесски, К. Левин, В. Ленс, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фресс), образовательный (М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых), прогностический (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, В.А. Иванников, Л.А. Регуш), событийный подходы и т.д. (Р.А. Ахмеров, Е.М. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Н.Н. Толстых, В.С. Хомик, Е.В. Шелобанова) [49].
Так же были предложены варианты понимания данного феномена с точки зрения его структуры, содержания функций, динамических характеристик (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Ж. Нюттен). Широко представлены результаты эмпирических исследований жизненных перспектив, учитывающих возрастной (Р. Кулен, Б. Ньюгартен, А.А. Кроник, Е.И. Головаха, Л.В. Бороздина. И.А. Спиридонова, Ш. Бюлер и др), социальный, личностный контексты (Е.И. Головаха, В.Н. Карандышев, Р. Кастенбаум, Е.И. Киричук, А.А. Козловский, Т. Коттл, А.А. Кроник, В.И. Мудрак, Ж. Нюттен, А.Б. Орлов, А.И. Осипов, С. Л. Рубинштейн, Е.В. Сахновский, Л. Сохань, В.И. Страхов, Т.М. Титаренко, Н.Н. Толстых, Л. Франк, В.П. Яковлев и др.). Получен опыт использования результатов научных исследований в практической работе (Р.Л. Ахмеров, Л.Л. Кроник, В.К. Лосева, В.С. Хомик) [50].
В пенитенциарной психологии исследованию жизненных перспектив и планов правонарушителей посвящены работы Ю.Ю. Бехтерева, А.С. Михлина, А.В. Наприс, В.Ф. Пирожкова, С.В. Познышева, Ю.Р.Саара. Жизненные планы осужденных рассматривались в связи с проблемами направленности личности (В. Г. Деев, В. Ф. Пирожков), жизненных перспектив (Н. А. Деева, Л. Ф. Козлова), волевой активности (А. И. Ушатиков), установок (Т. В. Калашникова), ценностей (А. С. Михлин, А. Р. Ратинов, Н. А. Донцов, Г. Ф. Хохряков, В. А. Ласточкин, С. И. Курганов, Е. М. Юцкова).
Доказано, что существуют разноплановые перестройки представлений осужденных к лишению свободы о личном времени жизни и жизненном пути (О. С. Гурова, Е. А. Ипполитова, И. А. Ральникова) [51]. Было установлено, что наличие несбалансированного профиля временной перспективы мужчин на разных этапах отбывания наказания в исправительной колонии, и, в целом, фактор пребывания в местах лишения свободы формирует специфическое отношение осужденных к своему будущему как тревожащему периоду жизни (Е.А. Ипполитова). Это может отражаться не только на психологическом самочувствии личности во время отбывания наказания, но и определять эффективность исправительных мер. Однако исследования особенностей построения жизненной перспективы в ситуации социальной изоляции осуществляются, преимущественно, у мужчин, поэтому
ощущается недостаток эмпирических данных относительно данного феномена у женщин. Представляется, что психологическое исследование особенностей содержания жизненных перспектив осужденных женщин в определенной мере восполнит пробел теории, а внедрение его результатов в практику профилактической, воспитательной и коррекционно-исправительной деятельности психолога исправительного учреждения будет способствовать совершенствованию эффективности представленных мер наказания.
Объектом исследования являются жизненные перспективы личности.
Предметом исследования выступили жизненные перспективы
женщин, осужденных к лишению свободы.
Цель - изучить особенности ценностно-смысловых оснований проектирования жизненных перспектив, их событийной наполненности, эмоционального отношения к будущему у осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительном учреждении .
Задачи исследования:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования жизненных перспектив осужденных женщин .
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования жизненных перспектив женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии.
3. Описать и проанализировать результаты исследования жизненных перспектив женщин, находящихся в конфликте с законом .
4. Разработать программу психологического тренинга,
направленного на гармонизацию отношения осужденных женщин ко времени своей жизни.
Гипотеза исследования:
Особенности жизненных перспектив женщин, осужденных к лишению свободы будут заключаться в наличии противоречивых ценностно-смысловых оснований проектирования будущего, ослаблении временной континуальности и нереалистичности ожиданий .
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), теоретические положения в области пенитенциарной психологии осужденных женщин (Ю.М. Антонян, Г.Ф. Хохряков), представления о жизненных перспективах осужденных (А.В. Наприс, В.Ф. Пирожков), модель психологической коррекции смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности (К.В. Карпинский).
Для решения поставленных задач в работе использовалась следующая группа методов исследования: теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация научных идей), методы сбора научной информации (анкетирование, психодиагностическое тестирование: методика «Соотношение «ценности» и «доступности» различных жизненных сфер» (Е.Б. Фанталова); методика «Семантический дифференциал времени» (СДВ) (Л.И. Вассерман с соавт.); биографическая методика «Линии жизни» (А.А. Кроник, Б.М. Левин, А.Л. Пажитнов); метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен); методы математико-статистической обработки данных: описательные статистики, U-критерий Манна-Уитни, факторный и корреляционный анализы с использованием программы SPSS Statistics 23.0.0.0.
В исследовании приняли участие 36 осужденных женщин в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 40 лет, отбывающие наказание в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №11» Управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФКУ ИК-11) России по Алтайскому краю. Опрошенные осуждены, в основном, по ст. 30, ст. 111, ст. 115, ст. 158, ст. 160, ст. 162, ст. 228 УК РФ. Среди них большая часть (73%) ранее судимы. Группу контраста составили 37 женщин, не состоящих в конфликте с законом, в возрасте от 27 до 60 лет, средний возраст которых составил 38 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научной литературы позволил установить основания изучения жизненных перспектив осужденных женщин, рассмотреть научные подходы к изучению данного феномена, а так же обозначить возрастно-психологические особенности осужденных женщин в условиях социальной изоляции. Вместе с этим, опираясь на научный опыт, в работе была раскрыта актуальность исследования оснований проектирования жизненных перспектив женщин, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительной колонии, их событийной наполненности, эмоционального отношения к будущем. Проведенное в рамках выпускной квалификационной работы исследование позволило установить трудности в построении жизненных перспектив женщинами, отбывающими наказание в исправительном учреждении, которые зафиксированы в ряде тенденций, на основании которых можно сделать следующие выводы:
1. Жизненные перспективы осужденных женщин отличаются конфликтностью ценностно-смыслового основания проектирования жизни.
2. Событийная наполненность жизненных перспектив характеризуется несбалансированностью целевой насыщенности предстоящих этапов, который проявляется в активном стремлении заполнить событиями отдаленные этапы жизни, игнорируя среднеудаленное будущее (от 1 года до 5 лет).
3. Наблюдается идеализация будущего осужденными женщинами и чувство напряжения по отношению к нему.
4. Женщин, отбывающих наказание в исправительной колонии, отличает беспочвенный иллюзорный оптимизм относительно личного будущего, вследствие чего теряется смысл отбывания наказания, так как утрачивается возможность переоценить свои поступки, а так же качественно пережить негативный опыт социальной изоляции.
Вместе с тем преобладающая ориентация на будущее имела бы возможность стать для осужденных женского пола ресурсом, содействующим формированию законопослушного поведения при помощи планирования адекватной их возможностям жизненной перспективы. Однако это возможно только в случае внутренней целенаправленной работы по выстраиванию не только позитивного, но и близкого к реальности образа будущего, сбалансированно заполненного жизненными событиями, а так же согласованного как с переосмысленным прошлым, так и с непосредственно активными действиями в настоящем времени. В этой связи необходимым представляется организация психологической помощи осужденным женщинам, отбывающим наказание в исправительном учреждении с целью создания условий для проектирования жизненных перспектив осужденными женщинами. На основе результатов эмпирического исследования была разработана программа психологического тренинга личностного развития «Моё перспективное будущее».
Таким образом, поставленная в работе гипотеза доказана, цель достигнута.



1. Абасова С. А. Проблемы исполнения наказания в исправительной колонии общего режима для осужденных к лишению свободы женщин: дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. 195 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. 300с.
3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб. 2001. 304с.
4. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2т. // под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. М., 1980. 230с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 338с.
7. Андреев Н. А., Морозов В. М., Ковалев О. Г. и др. ... М., 1994. Характеристика личности осужденного (социально -психологический портрет): учебно-методическое пособие. М., 2004
8. Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания // Юридическая психология. 2010. N 4. С. 33-35.
9. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности. // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции г. Черновцы, 23 25 апр. 1991 г. Т.2. Черновцы, 1991. С. 10-13.
10. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974. 206с.
11. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2014. №5. С. 99 - 107.
12. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути личности // Мотивация личности: Сб.науч.тр. М., 1982. С.84-95.
13. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988. С. 199 - 215.
14. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207с.
15. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев, 1988. 144 с.
16. Деев В.Г. Психология направленности личности осужденных, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях: автореф. дис... д-р психол. наук. М., 1986. 37 с.
17. Деев В.Г., Семенов В.А. Психологические механизмы регуляции поведения осужденных к лишению свободы // Проблемы психологии осужденных к лишению свободы. Рязань, 1984. С. 17- 22.
18. Зимбардо Ф. Психология временной перспективы. Санкт-Петербург. 2008. 91с.
19. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: автореф. дис. . канд.психол.наук. Барнаул, 2005. 20с.
20. Ипполитова, Е.А. Особенности временной перспективы осужденных на разных этапах отбывания наказания // Вестник психологии и педагогики алтайского государственного университета. 2016. №4. С.88-97
21. Исправительно-трудовая психология: учеб. пособие / А.Д. Глоточкин [и др.]; под ред. А.Д. Глоточкина, К.Е. Игошева, К.К. Платонова. - Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1985. 356с.
22. Карандышев В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности//Психология личности и время жизни человека: сб.науч.докл. Черновцы, 1991. С. 43-54
23. Карандышев В.Н. Темп психологического времени//Время деятельности личности: сб.науч.докл. Черновцы, 1991. С. 17-29.
24. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни//Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 170-185.
25. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности//Психология личности и время жизни человек: Сб.науч.докл. Черновцы, 1991. С. 5-15.
26. Ковалев В.И. Психологические особенности личностной организации времени жизни: автореф.дис. ... канд.психол.наук. М., 1979. 20с.
27. Ковалев О.Г., Малышева О.А. Криминологические и психологические проблемы дезадаптации женщин молодежного возраста, отбывших наказание в виде лишения свободы. Учебное пособие. М.: «Права человека», 2001.
28. Колесникова А.И. Дебольский М.Г. Особенности копинг-стратегий осужденных с различным уровнем жизнестойкости, состоящих на учете, как склонные к суициду // Психология и право. 2014. №4. С. 34-45.
29. Кон И.С. Жизненный путь как предмет дисциплинарного исследования // Человек в системе наук. М., 1980. 187с.
30. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов Сост. и общ.ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 269-278.
31. Коновалова Н.А. Деятельность специалиста по социальной работе по упорядочению временной перспективы осужденных // Н.А. Коновалова // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №11(65). С.48-53
32. Кроник А.А. «Lifeline» - биографические тесты и медитации за
персональным компьютером // «Lifeline» и др. Новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С. 15-42.
33. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 149 - 152.
34. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 284 с.
35. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008. 294с.
36. Левин К., Определение понятия «поле в данный момент»/ / Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10 - хсередина 30-х годов XX в. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 131-131.
37. Леонтьев А.Д. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. Москва: Смысл, 2001. 511 с.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. Москва: Смысл: Академия, 2004. 352 с.
39. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. Москва: Директ-Медиа, 2008. 1174 с.
40. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды / Б.Ф. Ломов. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. 424 с.
41. Маляров Н.А. Жизненный путь человека: определение и содержание понятия//Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. №2. С. 8-21.
42. Мацкевич И. М. Причины преступлений (новый взгляд на хорошо забытые старые проблемы) // Юрист. 2013. № 19. С. 24-31
43. Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Отношение к совершенному
преступлению и характеристика личности осужденного. М., 1971. 48 с.
44. Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Ценностные ориентации осужденных. Рязань, 1976. 53 с.
45. Мокрецов А. И., Новиков В. В. Личность осуждённого: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание: учебно-методическое пособие. М., 2006. С. 52.
46. Наприс А.В. Психологическая характеристика жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста (на материалах исправительных колоний строгого режима): автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Рязань, 1997. 219с.
47. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608с.
48. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненных перспективах личности на переломных этапах жизненного пути// Сибирский психологический журнал. 2007. №26. С. 36-44.
49. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст): монография. Барнаул, 2002. 151с.
50. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Перестройка системы жизненных перспектив человека на этапе переломных событий. Барнаул, 2012. 193с.
51. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Жизненные перспективы личности: риски воспроизводства девиантного поведения: монография. Барнаул, 2012. 285с.
52. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека: учебное пособие. Барнаул, 2014. 219с.
53. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной
парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. 2011. №2-1. С. 53-60.
54. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути // СПЖ. 2007. №26. С. 36-43.
55. Ральникова И.А, Феклистова А.Б. Представления о жизненных перспективах мужчин и женщин в современных условиях социализации // Известия АлтГУ, 2007. №2. С.23-26.
56. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. 152 с.
57. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. 256 с
58. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1994. С.676-684


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ