ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1 Понятие сакрального туризма 6
1.2 Истоки возникновения и классификация сакрального туризма 9
1.3 Духовная цель сакрального туризма 20
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА В
РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ 24
2.1 Характеристика Республики Алтай: коренное население и особенности
крещения алтайцев 24
2.2 Объекты и ресурсы Республики Алтай в целях сакрального туризма 33
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САКРАЛЬНОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ
АЛТАЙ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Иллюстрации 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Туристический маршрут «Сакральный Алтай» 85
Сакральный туризм является мультидисциплинарным явлением. Его основные аспекты рассматриваются различными науками, например, историей, географией, психологией, философией и др. Поэтому изучение данного термина необходимо начинать с подробного рассмотрения его понятийного аппарата в целом.
Тема сакрального туризма сейчас весьма актуальна. Его реализация направлена на то, чтобы сохранить и вернуть духовное, культурное и историческое наследие того или иного народа. Объекты сакрального туризма всегда отличаются своей уникальностью, так как наделяют людей определенным зарядом эмоций в процессе их посещения. Любой город, регион, страна имеют такие объекты, которые показывают отличительные особенность того или иного народа.
Сакральный туризм рассматривается с точки зрения разновидности массового туризма, поэтому очень важно уделять внимание всему спектру его особенностей. При изучении данной разновидности необходимо уделять внимание, как ее теоретическим особенностям, так и практическим. Главной целью здесь является осуществление мероприятий, отталкиваясь от особенностей туристической деятельности в конкретном регионе.
На территории практически любого государства существуют так называемые сакральные места. Речь идет о локальных территориях, обладающих колоссальной энергетикой и притягательной силой.
Сейчас четко можно увидеть, насколько повышается интерес, как к данному виду туризма в целом, так и к сакральным природным объектам. Следовательно, необходимо тщательно изучать процесс его формирования, а также составляющие части и особенности.
Сакральный туризм представляет собой выстраивание определенных рейсов по местам, имеющим сакральные преимущества, а также посещение
мест с религиозными, культурными, природными особенностями и получение от этого определенных знаний, опыта и впечатлений.
Алтай является одним из самых древних народов, где можно встретить множество уникальных культурным и исторических объектов, которые и предают данной местности широкую огласку.
Целью работы является рассмотрение сакральный туризм в Республике Алтай: анализ современного состояния и перспективы развития.
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
• дать понятие сакрального туризма;
• изучить истоки возникновения и классификацию сакрального туризма;
• рассмотреть цель сакрального туризма;
• охарактеризовать коренное население Республики Алтай, а также особенности крещения алтайцев;
• рассмотреть сакральные объекты и ресурсы Республики Алтай;
• выявить перспективы развития сакрального туризма в Республике Алтай.
Практическая значимость темы состоит в том, что турист, посещая местность, воспринимает и поглощает культуру, сформированную там, что необходимо для более полного понимания традиций и обычаев данной местности и культурного и духовного наследия.
Выводы, полученные в процессе исследования можно применять в деятельности фирм, предоставляющих туристические услуги, а также в органах местного самоуправления, касающихся вопросов организации и развития туризма на территории Республики Алтай.
Объектом работы выступает сакральный туризм.
Предмет работы - сакральный туризм в Республике Алтай: анализ современного состояния и перспективы развития.
В работе использованы такие методы как анализ, синтез, классификация.
Работа выполнена на основе трудов таких авторов как М.С. Каган, Е.Е. Мельникова, Л.В. Атаман, А.Г. Дульянинов, С.Д. Усубалиева, А. Уайсова, Г.Д. Айтбаева, Б.К. Абдигалиева, А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко и др.
Сакральный туризм представляет собой одну из разновидностей такого направления как - культурно-познавательный туризм. Здесь происходит ознакомление с различными объектами, носящими сакральный характер на определенной территории.
Поводом для появления сакрального туризма послужила религиозная мотивация. Именно религиозное сознание побудило людей совершать сакральные путешествия. История возникновения сакральных объектов связана с развитием мировоззрения древних обществ. Одним из ярких свидетельств сакральных представлений являются наскальные рисунки и петроглифы.
Выделяют следующие виды сакрального туризма: историко-культурный; некропольный; археологический; природно-экологический; научно
образовательный; медиативно-оздоровительный. Помимо этого, существует множество классификаций сакральных объектов, в частности это классификации по признакам локализации, по принципу происхождения, времени возникновения, сохранности, транспортной доступности и много других.
Цель и мотивы сакрального туризма - получение новых знаний, навыков, опыта, расширение кругозора, приобщение к духовному и историческому наследию страны, получение чувства гордости и удовольствия от объектов окружающей среды и т.д.
Республика Алтай является «сокровищницей» сакральных территорий.
Алтай особенное место, которое притягивает каждого туриста и не оставит его равнодушным. Он является одним из самых многонациональных регионов, насчитывается около 80 национальностей и народностей, проживающих в нем.
Алтайцы - собирательный этноним, объединивший ряд тюркоязычных племенных и территориальных групп. Эта этническая группа делится на две
группы: южные алтайцы (телеуты, теленгиты) и северные алтайцы
(кумандинцы, челканцы, тубалары).
Каждая группа обладает своей историей, многовековыми традициями и обычаями, разговаривает на разных языках. Обращаясь к данным переписи, больше половины проживающих на Алтае являются русскими, но данная цифра может колеблеться в зависимости от территории.
Интересен такой ритуал у алтайцев как крещение. Крещение Господне - это один из древнейших церковных праздников. Двенадцать дней от Рождества до Крещения - это пора веселья, радости и угощений. В эти дни перед Крещением здесь можно встретить молодёжь, которая поёт песни и просит угощение.
В республике Алтай в дни навечерия и Богоявления совершается торжественное освящение воды. Приходы готовят для своих прихожан иордани - проруби в виде креста или круга в специально оборудованных местах. Крестным ходом до иордани может пройти каждый, в Республике Алтай всегда собирается более пятидесяти человек.
На Алтае сходятся сотни путей, а истории древних народов наслаиваются одна на другую.
С древнейших времен кто здесь только ни жил: скифы, сарматы, тюрки. После них на местных скалах остались петроглифы - рисунки, выбитые на камнях или нанесенные краской.
Одно из крупнейших скоплений петроглифов находится в долине реки Елангаш, там их больше 30 тысяч. На скалах в Калбак-Таше можно увидеть не только рисунки со сценами охоты и древним календарем, но еще и самую длинную в России надпись рунами. Другие наиболее интересные места, где встречаются наскальные рисунки, это Турочакская писаница, Святилище Сетерлю, Кара-Ойука, Бертекская писаница, парк петроглифов Бичикту-Бом, Чуй-Оозы, святилище Адыр-Кан, Бельтертуюк, скалы Джурамала, Куюсский грот.
Условиями развития сакрального туризма на территории Алтая выражаются в следующих аспектах:
Во-первых, это наличие определенных культовых объектов, которые обладают некой степенью достояния;
Во-вторых, уникальность самой культуры, которая проявляется в самобытности народов, проживающих в этой местности.
В настоящее время, можно выявить тренды, определяющие сакральный туризм. К ним относятся:
• стремительный рост и обретение характеристик отдельной индустрии;
• нишевая дифференциация;
• секуляризация отдельных подвидов, в том числе причисление к религиозному туризму так называемого светского паломничества;
• расширение границ понятия религиозного туризма;
• рост сегмента luxury-класса в организации религиозных, и в частности, сакральных туров;
• вовлечение все большего числа объектов, которые, часто, к религиозной сфере изначально не относились;
• проникновение технологий «экономики впечатлений», геймификация, развитие сети тематических развлекательных религиозных парков;
• продолжающиеся споры по поводу возможности использования действующих культовых объектов в туристских целях.
Рынок сакрального туризма постепенно трансформировался от менталитета «нищеты/покаяния» в менталитет путешествия по первому классу обслуживания - бюджетные поездки начинают исчезать.
Перспективы развития и защиты сакральных мест Республики Алтай:
Во-первых, защита сакральных мест на законодательном уровне;
Во-вторых, выявление мест для организации сакрального туризма, а также создание карты для выделение данных объектов;
В-третьих, разработка туристического бренда «Алтай - сакральный уголок Земли»;
В-четвертых, выявление заинтересованных лиц в посещении сакральных мест на Алтае;
Также, необходимо создать музеи под открытым небом и разработать туристические маршруты для осуществления деятельности в целом.
1. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». - Консультант-Плюс.
2. Древние и современные культовые места Алтая: сборник статей / отв. ред. А.А. Тишкин. - Барнаул: ООО «Печатная компания АРТИКА», 2011. - 124 с.
3. Дульянинов, А.Г. Феномен сакрального в контексте туристического нарратива / А.Г. Дульянинов // Вестник ИГЛУ. - 2012. - № 19. - С. 182-187.
4. Куттубаева, Т.А. Бренд туристской территории: структура и особенности формирования (на примере Республики Алтай) / Т.А. Куттубаева, А.В. Данько // Устойчивое развитие технологии сервиса. - 2018. - №1. - С. 105109.
5. Манн, А.Т. Сакральные места планеты / А.Т. Манн. - М.: Эксмо, 2013. - 256 с.
6. Методика исследования культовых комплексов сборник статей / отв. ред. А.А. Тишкин. - Барнаул: «Пять плюс», 2012. - 144 с.
7. Тишкин, А.А. Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ / А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко. - Барнаул: РПИК АЯТИКА, 2010. -160 с.
8. Якунин, В.Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе / В.Н. Якунин // Вестник СГТУ. - 2011. - №2(60). - С. 280-286.
9. Якунин, В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития / В.Н. Якунин // Культурное наследие России. - 2017. - №1. - С. 71-76.
10. Алтайский Стоунхендж (Тархатинский мегалитический комплекс)
[Электронный ресурс]: Режим доступа https://altaitg.ru/catalog/interesnye- mesta/arkheologicheskie-kompleksy-i-petroglify/altayskiy-stounkhendzh- tarkhatinskiy-megaliticheskiy-kompleks-/ (дата обращения: 04.05.2021).
11. Алтайский Стоунхендж: загадка древней истории [Электронный ресурс]: Режим доступа https://equesto.ru/blog/altayskiy-stounhendzh/ (дата обращения: 04.05.2021).
12. Арефьев, В.Е. Перспективы использования сакрального культурноисторического наследия в туризме / В.Е. Арефьев [Электронный ресурс]: Режим доступа file:///C:/Users/User/Downloads/perspektivy-ispolzovaniya- sakralnogo-kulturno-istoricheskogo-naslediya-v-turizme.pdf (дата обращения: 01.05.2021).
13. Археологический комплекс Адыр-Кан [Электронный ресурс]: Режим доступа https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/biysk/placeofinterest/29876 (дата обращения: 20.04.2021).
14. Афанасьев, О.Е. Религиозный туризм как тренд мировой и российской
туриндустрии: концептуальная сущность и модели развития / О.Е. Афанасьев, А.В. Афанасьева [Электронный ресурс]: Режим доступа
file:///C:/Users/User/Downloads/religioznyy-turizm-kak-trend-mirovoy-i-rossiyskoy- turindustrii-kontseptualnaya-suschnost-i-modeli-razvitiya.pdf (дата обращения: 11.04.2021).
15. Бертекская писаница [Электронный ресурс]: Режим доступа
https://www.altai-tour.ru/about_altai/arkheologiya/berteskaya_pisanitsa/ (дата
обращения: 20.04.2021)...