ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 История развития экологического туризма 6
1.2 Изученность развития экологического туризма 10
1.3 Основные принципы и виды экотуризма 15
1.4 Развитие и перспективы экотуризма на мировом рынке 21
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЛЭМПИНГА 23
2.1 Предпосылки зарождения глэмпинга 23
2.2 Определение глэмпинга 27
2.3 Мировой опыт развития глэмпинга 32
3 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГЛЭМПИНГА НА АЛТАЕ 38
3.1 Ресурсы и анализ рынка глэмпинга на Алтае 38
3.2 Возможности и перспективы глэмпинга на Алтае 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Высокие темпы урбанизации в развитых странах способствуют созданию неблагоприятной экологической обстановки вокруг крупных городов, большой нагрузке на окружающую мегаполисы природу, что сказывается на здоровье местных жителей. Г ородское население испытывает значительный стресс, чаще страдая от психических расстройств из-за высокого темпа жизни, справиться с которым способен далеко не каждый житель города. Большое распространение получили депрессия, хроническая усталость, гиподинамия - болезни, связанные с неактивным, сидячим образом жизни. Отмечается, что городская жизнь ведёт к снижению рождаемости, т. к. экономика города делает невыгодным создание многодетной семьи, мешающей строить карьеру, что приводит к ухудшению демографической ситуации. В связи с этими факторами городское население часто в выходные дни или в период отпусков использует выезды на природу, однако далеко не каждый городской житель готов пожертвовать комфортом ради отдыха на природе. Именно для таких людей был придуман новый формат активного туристического отдыха, совмещённого с благами цивилизации, - глэмпинг [15, с.52].
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является глэмпинг. Предмет исследования - перспективы развития глэмпинга на Алтае.
Отдых по системе «все включено», бассейны в лобби отелей и разнообразные буфеты уже давно стали обыденностью для туристов. Многие россияне ищут куда более «взрослые» формы отдыха.
В интернете появляется все больше восторженных историй о глэмпинге - уединенном отдыхе на природе, но с «гостиничным» сервисом. Глэмпинг приобрел необыкновенную популярность лишь в прошлом году, потому что во время пандемии горожане, как правило, отдыхают на родных просторах и держатся подальше от больших толп людей.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что данное направление новое и требует исследования.
Алтай является перспективным местом для развития глэмпинга, так как в республике есть неисчерпаемые возможности для укрепления здоровья, получения позитивных впечатлений и эмоций. При бережном и выверенном экономическом подходе, грамотной организации дела и ответственном отношении к природе Горный Алтай — это еще и высокодоходный, конкурентный продукт с экспортным потенциалом.
Территориальные рамки распространяются на весь мир, где развит глэмпинг, в том числе: Российская Федерация и Алтай.
В качестве хронологических рамок предполагается работа в период с 2005 по 2020 года.
Цель работы: проведение анализа мирового опыта развития глэмпинга и выявление возможностей глэмпинга для его развития на Алтае.
Для достижения поставленной цели решается комплекс взаимосвязанных задач:
1. Выявление предпосылок зарождения и формирования глэмпинга.
2. Формулирование определения глэмпинга и его теоретических аспектов.
3. Анализ мирового опыта в развитии глэмпинга.
4. Изучение особенностей развития глэмпинга на Алтае, анализ рынка.
5. Анализ возможностей и перспектив развития глэмпинга на Алтае.
Методы, которые использовались в исследовательской работе:
1. Библиографический анализ литературы и материалов в сети Интернет.
2. Изучение и анализ научной литературы, а также её обобщение.
3. Аналитический метод.
4. Анализ полученных данных.
Источниками для исследования являются научные статьи по теме работы таких авторов как: Афанасьев О.Е., Безрукова Н.Л., Веткина С.Н., Лебедева Т.Е., Мирошниченко П.Н., и др. В данных работах анализируется концепции экологического туризма и глэмпинга; освещаются его всевозможные аспекты; актуальность развития экотуризма на Алтае.
Структура работы состоит из введения, трех логически взаимосвязанных разделов, заключения, списка использованной литературы, и приложения.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены возможности и перспективы развития глэмпинга на Алтае.
В первой главе были выявлены предпосылки зарождения экологического туризма, его основные принципы, виды и дальнейшие перспективы на мировом рынке.
Во второй главе были рассмотрены теоретические аспекты глэмпинга и история его зарождения. Также в данной главе рассматривался опыт развития глэмпинга в других странах.
По данной главе можно сделать следующие выводы:
1. Глэмпинг - разновидность кемпинга, объединяющего в себе комфорт гостиничного номера и общественных зон с возможностью отдыха на природе.
2. Глэмпинг считается экологической формой туризма, поскольку основывается на ландшафте и природной среде. Все строится по принципу минимального вторжения в природу — даже поддоны под тенты владельцы глэмпингов иногда поднимают, чтобы под ними росла трава.
3. Рынок глэмпинга в России находится на начальной стадии.
4. Наибольшее развитие глэмпинг получил в США, Великобритании и Австралии.
5. Глэмпинги в разных странах выглядят по-разному, начиная от комнаты-капсулы и стеклянной юрты и заканчивая домиками на деревьях, бунгало и вигвамами.
В третьей главе был проведен анализ особенностей развития глэмпинга на Алтае, а именно проведен анализ рынка глэмпинга на Алтае, анализ возможностей и перспектив развития.
По данной главе можно сделать вывод о том, что развитие глэмпинга на Алтае является весьма перспективным. К преимуществам развития можно отнести низкую капиталоемкость по сравнению со строительством обычной
гостиницы, экономическую эффективность, перспективность глэмпинга на российском туристском рынке в связи с кризисом туристской отрасли, вызванной эпидемией коронавируса COVID-19, отсутствие запретов и ограничений со стороны законодательной базы.
Основными перспективами развития глэмпинга на Алтае являются:
1. Высокая отдача и быстрое получение прибыли даже при неполном заселении.
2. Низкий уровень конкуренции.
3. Желание разнообразить свой отдых у российских туристов и попробовать что-то новое.
4. Заинтересованность населения в здоровом образе жизни, которые подразумевает досуг на свежем воздухе, единение с природой, отдых от городской суеты.
5. Туристско-ресурсный потенциал региона - горы, реки, озера, пещеры, водопады.
6. Экономический кризис в России, в следствие которого часть туристов переключилась на российский рынок.
7. Отсутствие серьезных ограничений в организации и работе. Так, пожарная безопасность чаще всего организуется по правилам, существующим в детских лагерях. Но не все инструкции подходят для глэмпингов: например, шатры нужно отапливать печкой — то есть использовать открытый огонь, который запрещён в детских палаточных лагерях. Теперь ассоциация глэмпингов России работает над созданием документа, который регламентировал бы работу российских глэмпингов.
В чем преимущества глэмпинга перед традиционной туристической инфраструктурой, и почему это отличная идея для бизнеса на Алтае:
• не нужны большие вложения — стоимость глэмпинга несравнимо ниже, чем строительство коттеджа или отеля;
• не понадобятся длительные согласования на строительство, а землю под глэмпинг можно арендовать;
сразу готовое решение — от коммуникаций до внутреннего
оформления и мебели;
такой проект легко масштабировать и можно начать с небольшого
объема;
шатры подходят для круглогодичной эксплуатации.
1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (в ред. Федеральных законов от в ред. Федеральных законов от 10.01.2003г. № 15-ФЗ, от 22.08.2004г. № 122- ФЗ, от 05.02.2007г. № 12-ФЗ, от 30.12.2008г. № 309-ФЗ, от 28.06.2009г. № 123- ФЗ, от 27.12.2009г. № 365-ФЗ, от 30.07.2010г. № 242-ФЗ). - Собрание законодательства РФ, 1996. - № 49. - Ст. 5491. - «Российская газета». - № 231.
• 1996. - 3 декабря.
2. Аленуров, Э.А. Особенности развития сферы сервиса и туризма в условиях после снятия карантинных мер / Э.А. Аленуров, Л.А. Сергеева, Т.Ю. Федорова. - Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - №10 (188). - С. 16-21.
3. Афанасьев, О.Е. Новые формы туризма - глэмпинг, тематические парки, отдых выходного дня / О.Е. Афанасьев. - Современные проблемы сервиса и туризма, 2020. - С. 5-6.
4. Безрукова, Н.Л. Глэмпинг: понятие, виды и перспективы развития в России / Н.Л. Безрукова. - Современные проблемы сервиса и туризма, 2020.
• №2. - С. 28-37.
5. Бобров, Р.В. Все о национальных парках / Р.В. Бобров. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 221 с.
6. Борисов, В.А. Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник / В.А. Борисов, Л.С. Белоусова, А.А. Винокуров. - М.: Агропромиздат, 2015. - 310 с.
7. Веткина, С.Н. Использование инновационных средств размещения как способ привлечения новых сегментов туристского рынка в Тюменскую область / С.Н. Веткина, И.А. Никитенко. - Образование. Наука. Научные кадры, 2019. - №1. - С. 129-130.
8. Дроздов, А.В. Мягкий туризм и биосферные заповедники: возможно ли совмещение территорий и целей в России? / А.В. Дроздов. - М., 2013. - 260 с.
9. Иен, Н.Х. Современное состояние и перспективы развития глэмпинга в России / Н.Х. Иен, Н.Ф. Тхао. - Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2020. - №2 (2). - С. 100-106.
10. Корк, Б. Глэмпинг как оксюморон: комфорт вдали от цивилизации /Б. Корк. - Эксперт, 2020. - №38 (1176). - С. 35-45.
11. Лебедева, Т.Е. Глэмпинг: мировой опыт, перспективы развития в России / Т.Е. Лебедева, М.П. Прохорова, Н.М. Кузьмина. - Московский экономический журнал, 2020. - №4. - С. 680-686.
12. Ледовских, Е.Ю. Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный опыт / Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. - Тула: Гриф и К, 2012. - 284 с.
13. Малышева, Е.О. Этнокультурный туризм в туристской дестинации / Е.О. Малышева. - Сервис plus, 2020. - №3. - С. 31-37.
14. Мирошниченко, П.Н. Глэмпинг как сегмент туристского рынка / П.Н. Мирошниченко. - Сервис в России и за рубежом, 2020. - №2 (89). - С. 24-30.
15. Назарова, В.П. Глэмпинг парк для астротуризма / В.П. Назарова, В.Л. Земляк. - Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, 2020. - №3 (40). - С. 52-65...