ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНИМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ТУРИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ САНАТОРНО -КУРОРТНОГО ТИПА 6
1.1 Сущность и структура анимационного менеджмента 6
1.2 Понятие, виды и функции анимации. Подготовка и разработка
анимационных программ 13
1.3 Отечественный и зарубежный опыт анимационной деятельности санаторнокурортных предприятий 29
2 АНАЛИЗ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ САНАТОРИЯ «ОБСКИЕ
ПЛЕСЫ» 37
2.1 Характеристика санаторно-курортного комплекса «Обские Плесы» 37
2.2 Анализ показателей деятельности санатория «Обские Плесы» 42
2.3 Анализ анимационной деятельности санатория «Обские Плесы» 45
2.4 Анализ потребностей посетителей санатория «Обские Плесы» 49
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ САНАТОРИЯ «ОБСКИЕ
ПЛЕСЫ» 54
3.1 Разработка анимационной программы для санаторно-курортного комплекса
«Обские Плесы» 54
3.2 Мероприятия по совершенствованию анимационной деятельности
санатория «Обские Плесы» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность темы исследования. В современном мире повсеместно используется довольно новое направление - анимация. Анимация в туризме представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с отдыхающими в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. Несмотря на рост популярности анимационной деятельности в мире, в регионах России данный процесс отстает от общемировых тенденций. В Алтайском крае анимационная деятельность предприятий санаторно - курортного комплекса не отличается существенным разнообразием, что не способствует притоку посетителей.
Проблема исследования. В России организации анимационной деятельности уделяется еще недостаточно внимания. Как результат, значительное число туристов предпочитают отдых за рубежом. Тем не менее, многие отечественные специалисты туристской отрасли уже поняли, что развитие анимации и анимационного менеджмента способно внести большой вклад в развитие туризма.
Степень изученности темы исследования. Изучение анимационной деятельности представлено в трудах таких авторов, как: Г.А. Аванесова, А.М. Аносов, А.Ю. Бочкарев, Т.И. Гальперина, А.М. Демченко, И.Н. Ерошенков, Л.С. Зорилова, Т.Н. Третьякова и др. Анализ литературы по данному исследованию показал, что анимационная деятельность истолкована очень подробно. Например, информация об истории становления и эволюции культурно-досуговой деятельности представлена в работах Г.П. Блиновой, И.А. Панкеевой, И.В. Филатовой, И.Г. Шароева. Различные аспекты анимационной деятельности рассматриваются в работах М.Б. Биржакова, Т.И. Гальпериной [12], Л.В. Курило [19], Е.М. Приезжевой и др. Весомый вклад в развитие и становление анимации внесли работы Ф.И. Кагана [31].
Объект исследования - анимационное обслуживание в индустрии гостиничного сервиса.
Предмет исследования - состояние анимационного обслуживания в санатории «Обские Плесы».
Цель исследования - разработать рекомендации по совершенствованию анимационной деятельности для санатория «Обские Плесы».
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. определить сущность и структуру анимационного менеджмента
2. выявить типологию, виды и функции анимации
3. выявить особенности отечественного и зарубежного опыта
анимационной деятельности туристических санаторно -курортных предприятий
4. дать характеристику санаторно-курортного комплекса «Обские Плесы»
5. выявить показатели деятельности санатория «Обские Плесы»
6. определить специфику анимационной деятельности санатория
«Обские Плесы»
7. разработать анимационную программу для санаторно-курортного
комплекса «Обские Плесы»
8. предложить мероприятия по совершенствованию анимационной
деятельности санатория «Обские Плесы»...
Анимационная индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего, воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Несмотря на то, что и на российских курортах уже общепризнан факт того, что включение анимационных программ в санаторно-курортный продукт повышает его престиж и востребованность на рынке санаторно-курортных услуг, сегодня отечественные курорты из-за недостаточного опыта во многом отстают от зарубежных конкурентов в предоставлении анимационного сервиса. Наличие разнообразного спектра анимационных услуг в здравнице может явиться дополнительным фактором выбора в его пользу.
Санаторий «Обские Плесы» предлагает разнообразные анимационные программы, которые рассчитаны на разные возрастные категории. Разработкой анимационной программы занимается творческий отдел санатория. В рамках данного исследования была проанализирована анимационная деятельность санатория «Обские Плесы». Посетители санатория «Обские Плесы» довольны общим уровнем развития заведения, разнообразием его велнес -услуг, ценовым диапазоном, но отрицательно оценили уровень его сервисного обслуживания, а также хотели бы ввести некоторые новые велнес -услуги. Анимационное обслуживание в целом устраивает посетителей, но они хотели бы разнообразить анимационную деятельность санатория мастер -классами.
Представляется целесообразным на территории санатория открыть специальный анимационный (досуговый) центр, со специальным оборудованием для проведения таких мероприятий, при котором будет функционировать фитобар. И, таким образом, анимационный центр и фитобар будут взаимодополнять друг друга, и, возможно, клиенты фитобара могут рассматриваться в качестве потенциальных участников анимационных 69
мероприятий, и наоборот - участники анимационных мероприятий могут стать клиентами фито-бара. Расчет затрат и эффективно предлагаемых мероприятий показал, что предлагаемый проект окупится за 3-6 месяцев, первоначальные затраты на создание фитобара составят 551 000 руб.
1. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения.
Общие требования [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту:
http://docs.cntd.ru/document/1200114767 Загл. с сайта
2. ГОСТ Р 56780-2015 Услуги средств размещения. Бизнес-услуги.
Общие требования [Электронный ресурс]. - // Режим доступа к сайту:
https://allgosts.ru/03/080/gost_r_56780-2015 Загл. с сайта
3. Агеева, И.С. Возможности использования анимационных программ в туризме / И.С. Агеева // Молодой ученый. - 2019. - №6. - С. 123-125.
4. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. / И.М. Асанова. - М.: Академия, 2018. - 192 с.
5. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание. / С.И. Байлик. - К.: Дакор, 2018. 288 с.
6. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков, Э.Н. Павлова. - Изд. 9-е, перераб. и доп. - СПб. : Герда, 2017. - 576 с.
7. Биржаков, М.Б. Анимация как разновидность туристских услуг в сфере досуговой деятельности / М.Б. Биржаков // Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». - 2016. - № 39 (7). - С. 43-47.
8. Боброва, А.А. Анализ классификаций объектов СПА на международном рынке услуг. / А.А. Боброва // Сборник трудов Санкт - Петербургского государственного экономического университета «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства» 2016 - С. 17-20.
9. Богинская, Ю.В. Подготовка специалистов к анимационной деятельности в санаторно-курортных учреждениях в отечественной практике / Ю.В. Богинская, Е.К. Ланковская // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5, № 4. -С. 65-69.
10. Булыгина, И.И. Об анимационной деятельности в туристских и спортивно-оздоровительных учреждениях / И.И. Булыгина, Н.И. Гаранин.- М: Книжный мир, 2017. - №11. - С.31-34.
11. Ветитнев, A.M. Курортное дело / A.M. Ветитнев, Л.Б. Журавлева. - М.: КНОРУС, 2018. - 528 с.
12. Ветитнев, А.М. Организация санаторно -курортной деятельности. / А.М. Ветитнев. - М.: Фед. аг-во по туризму, 2019. - 272 с.
13. Гальперина, Т.И. Актерское мастерство в деятельности менеджера туристской анимации. / Т.И. Гальперина - М.: РИБ «Турист», 2018. - 290 с.
14. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации / Т.И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2018. - 292 с.
15. Гибсон, Э. Перспективы развития СПА в отелях. / Э. Гибсон // Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2019. - № 1. - С. 44-46...