Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Споры, связанные с воспитанием детей: виды, порядок разрешения и последствия

Работа №91945

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН ПО ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ 7
1.1 Права и обязанности родителей по воспитанию детей 7
1.2 Права ребенка в процессе воспитания и гарантии их соблюдения 17
ГЛАВА 2. ЮРИСДИКЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ 31
2.1 Роль органов опеки и попечительства в разрешении споров, связанных
с воспитанием детей 31
2.2 Судебный порядок разрешения споров, связанных с воспитанием
детей 39
ГЛАВА 3. УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С
ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, ПОСРЕДСТВОМ ПРОЦЕДУРЫ
МЕДИАЦИИ 56
3.1 Понятие и основные принципы процедуры медиации 56
3.2 Особенности процедуры медиации при разрешении споров, связанных
с воспитанием детей 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84


Декларацией прав ребенка 1959 г. провозглашены принципы, в соответствии с которыми ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ , материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей.
Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ) закреплены права ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, а также право на заботу родителей и совместное с ними проживание, поскольку именно они могут заложить необходимые основы для нравственного, физического и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Однако, как показывают результаты статистики, в период 2015 года в Российской Федерации было зафиксировано 611 646 разводов, в 2014 году их число составило 693 7 30 . Исходя из указанных показателей приходим к выводу о том, какое огромное количество семейных пар, зачастую имеющих общих несовершеннолетних детей, регулярно распадается в современном Российском обществе. Развод родителей как правило сопровождается разрешением возникающих между родителями споров о воспитании детей.
Настоящее исследование посвящено вопросу о спорах, связанных с воспитанием детей, их видах, порядке разрешения и последствиях.
Актуальность темы исследования обосновывается закреплением в Российской Федерации возможности использования при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, относительно новой для нашего государства процедуры медиации, недостаточной изученностью данного вопроса, а также его практической значимостью, насущностью и злободневностью в связи с большим количеством разводов, регистрируемых в Российской Федерации.
На значимость и актуальность разработки данного вопроса для Российской Федерации указывает также и тот факт, что 01.06.2012г. Указом Президента РФ была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг., главной целью которой является формирование государственной политики по улучшению положения детей. В первую очередь в ней провозглашается право ребенка на особую заботу и помощь, определяются направления и основные задачи государственной политики в интересах детей.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе разрешения споров, связанных с воспитанием детей.
В рамках объекта предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения в рамках разрешения споров, связанных с воспитанием детей, регулирующие правовые отношения в ходе проведения процедуры медиации, а также правоприменительная и судебная практика по исследуемой тематике.
Цель исследования - изучить и проанализировать специфику споров, связанных с воспитанием детей, их виды и порядок их разрешения.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить права и обязанности родителей, реализуемые ими в
процессе воспитания детей;
изучить права детей, соблюдение которых гарантируется
государством в процессе их воспитания;
- определить виды споров, связанные с воспитанием детей;
- исследовать особенности участия органов опеки и попечительства в разрешении споров, связанных с воспитанием детей;
- рассмотреть специфику судебного порядка разрешения споров, связанных с воспитанием детей;
- рассмотреть понятие и основные принципы применения процедуры медиации как альтернативного способа разрешения споров;
- изучить порядок и особенности разрешения споров, связанных с воспитанием детей, посредством использования процедуры медиации;
- определить правовые последствия разрешения споров, связанных с воспитанием детей, вышеуказанными способами.
Методологическую базу исследования составляют логический, аналитический, сравнительно-правовой, статистический, прогностический, документальный и др. методы познания.
Для написания исследовательской работы были изучены многочисленные нормативные и теоретические источники.
Нормативной базой исследования явились нормы действующего российского законодательства: Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участником посредника (процедуре медиации)», Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и мн. др., а также нормы ряда международных актов: Декларации прав ребенка 1959г., Конвенции о правах ребенка 1989г. и др.
Теоретическую основу исследования составили работы Левушкина А.Н., Пчелинцевой Л.М., Гараевой Г.Х., Тарасенковой А.Н., Король И.Г., Садовниковой М.Н., С.И. Калашниковой, В. В. Лисицина, О. В. Аллахвердовой, В.Л. Климентова, Загайновой С. К. и мн. др.
Научная новизна исследования работы заключаются в том, что автором были исследованы особенности разрешения споров, связанных с воспитанием детей, как в административном, судебном порядке, так и посредством использования относительно новой для Российской Федерации процедуры медиации, по результатам чего предпринята попытка разработки рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.
Структура выпускной квалификационной работы полностью раскрывает тему исследования. Она включает в себя введение, три главы, содержащие шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе исследования автором рассмотрены права и обязанности родителей, права детей, возникающие в процессе их воспитания. Во второй главе рассматриваются особенности разрешения споров, связанных с воспитанием детей, в юрисдикционном порядке - посредством участия в их разрешении органов опеки и попечительства, а также особенности разрешения данной категории споров в суде. Третья глава посвящена разрешению споров о воспитании детей с использованием медиации.
Результаты исследования апробированы автором в работе Научно-практической правовой школы-семинара для магистрантов и аспирантов, с международным участием, состоявшейся в Новосибирском государственном техническом университете в 2015г., а также посредством участия в работе секции «Актуальные проблемы частного права» II и III Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА», секции «Несовершеннолетний в социально-правовом пространстве:
междисциплинарный взгляд на проблемы» названной конференции в 2016г. Статья автора «Медиация как способ урегулирования споров с участием несовершеннолетних: проблемы и перспективы» опубликована в сборнике статей студентов, магистрантов и преподавателей юридического факультета АлтГУ «Актуальные вопросы юриспруденции: взгляд молодого ученого» в 2015 году.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Родителям в Российской Федерации предоставлен комплекс прав и неразрывно связанных с ними обязанностей по воспитанию детей, таких как право и обязанность воспитывать ребенка, заботиться о его здоровьи, обязанность по обеспечению получения ребенком основного общего образования, право и обязанность на защиту прав и интересов ребенка, право требовать возврата своего ребенка от любого лица, а также особо регламентированы права родителя, проживающего отдельно от ребенка. Указанным правам и обязанностям родителей корреспондируют соответствующие права ребенка, установленные многочисленными международными актами и Семейным кодексом РФ: право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов, уважение его человеческого достоинства, право ребенка на выражение мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.
При этом право ребенка на воспитание нельзя рассматривать вне обязанности родителей на его воспитание, поскольку праву одного лица всегда противостоит обязанность другого лица. Таким образом, возникает единое правоотношение между родителями и детьми в процессе воспитания ребенка.
Предполагается, что все вопросы внутри семьи, включая вопросы о воспитании детей, должны разрешаться членами семьи сообща. Однако при разводе между родителями зачастую возникают споры, которые они не могут уладить самостоятельно.
К спорам, связанным с воспитанием детей, предусмотренным Семейным кодексом РФ, относят:
- споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании супругов (п. 3 ст. 65 СК РФ);
- споры об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
- споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ).
В тех ситуациях, когда самостоятельное урегулирование разногласий между родителями, иными членами семьи, по данным вопросам не представляется возможным, действующим законодательством предусмотрена возможность разрешения сложившейся ситуации посредством использования юрисдикционных процедур.
Значительная роль в разрешении данной категории споров отводится органам опеки и попечительства. Они могут принимать участие в разрешении споров, связанных с воспитанием детей различными способами: начиная предоставлением родителям рекомендаций по преодолению возникших между ними разногласий, которые относятся к области педагогики, заканчивая произведением обследования условий жизни родителей и ребенка, подготовкой соответствующего заключения для суда, а также путем непосредственного участия в ходе рассмотрения гражданского дела судом, дачи пояснений суду по отдельным обстоятельствам дела. При этом, они могут вступать в качестве участника процесса как в рамках уже существующего судебного разбирательства, так и самостоятельно обращаться в суд с заявлением в случаях, когда возникает необходимость защиты прав несовершеннолетних детей.
Процедура разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, является одной из наиболее сложных. Связано это с тем, что суду необходимо учитывать множество обстоятельств, имеющих значение по делу, а также пытаться удовлетворить наилучшим образом зачастую прямо противоположные интересы родителей, а также, в первую очередь, - интересы несовершеннолетнего ребенка.
Суд изучает степень привязанности ребенка к родителям, иным членам семьи, исследует нравственные, иные личные качества родителей, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития, род занятий родителей, режим их работы, материальное и семейное положение и многое другое. При этом должно учитываться положение о равенстве прав родителей.
Кроме того, особенностью данных споров является то, что поскольку правоотношения по участию в воспитании ребенка являются длящимися, при изменении обстоятельств, возраста, режима дня и занятости ребенка, устанавливаемый решением суда порядок может быть изменен в последствии.
Поскольку, зачастую родители, неудовлетворенные вынесенным судом решением, препятствуют нормальному исполнению такого судебного акта, нарушение прав и законных интересов второго родителя и ребенка не устраняется с момента принятия соответствующего решения суда. По мнению автора, оптимальным вариантом для разрешения спора о воспитании детей, может стать использование процедуры медиации.
Медиация - это особый внеюрисдикционный способ урегулирования правового спора между сторонами с помощью услуг нейтрального посредника, который помогает участникам конфликта изложить свою позицию, услышать и понять позицию второй стороны, прийти к взаимовыгодному компромиссному решению с наименьшим уровнем как материальных, так и моральных потерь.
Участниками медиации являются стороны спорного правоотношения и медиатор. Медиатор не обладает какими-либо начальственными полномочиями, стороны принимают все решения самостоятельно, он лишь помогает им к нему прийти, ведя процесс переговоров. Соглашение сторон, как правило, основывается на чувстве справедливости каждого из участников спора. Медиацию отличает ее дешевизна, высокая оперативность, простота процедуры, получение решения, выигрышного для обеих сторон, сохранение деловых отношений, конфиденциальность процесса рассмотрения спора, эмоциональная удовлетворенность сторон.
Применение указанной процедуры должно соответствовать таким основополагающим принципам как добровольность, конфиденциальность процедуры, сотрудничество и равноправие сторон, а также беспристрастность и независимость медиатора.
Рядом нормативных актов на сегодняшний день предусмотрено применение в России «социальной медиации» - бесплатных для сторон, субсидируемых за счет государственного или иного бюджета процедур медиации для несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации. Однако закрепление порядка ее использования на законодательном уровне отсутствует. Указанное обстоятельство вызывает абсолютно разный подход к данной процедуре в различных субъектах РФ.
В связи с изложенным, считаем необходимым на федеральном уровне закрепить положения о социальной медиации, подробно разработать порядок проведения данной процедуры, с учетом того обстоятельства, что одним из участников медиации может выступать несовершеннолетний ребенок. Указать в законе службу, ответственную за проведение данной процедуры, либо разработать федеральную целевую программу для реализации регионами мер по созданию соответствующих организаций.
Надлежащая проработка указанных вопросов, закрепление использования социальной медиации в законодательстве, на наш взгляд, позволит урегулировать многие семейные споры наилучшим образом, обеспечить и гарантировать соблюдение при их разрешении прав и интересов несовершеннолетних детей; предотвратить возникновение острых конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети; в ряде случаев предотвратить распад семьи - сохранить брак, либо во всяком случае сохранить здоровое общение между членами семьи, что однозначно повлияет на состояние детей после развода родителей. Сопутствующим полезным эффектом при этом может стать и воспитание с детского возраста способности урегулирования споров мирным путем с использованием переговоров.



1. Всеобщая декларация прав человека: Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // Российская газета. - 1995. - № 67.
2. Декларация прав ребенка: Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (документ опубликован не был).
3. Замечание общего порядка №14 (2013) о праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (пункт 1 статьи 3) от 29 мая 2013, CRC /C/GC/14, [Электронный ресурс] доступ по адресу: http://www.refworld.org.ru/docid/528b2c874.html [последняя дата доступа 24.05.2016].
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 ETS № 005 (в ред. от 13.05. 2004 г) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник
международных договоров СССР. - 1993. - выпуск XLVI.
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. от 02.03.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223- ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч.1). - Ст. 3.
10. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) : Федер. закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010.
- № 31. - Ст. 4162.
11. Об исполнительном производстве : Федер. закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 01.05.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007.
- № 41. - Ст. 4849.
12. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
13. Об опеке и попечительстве : Федер. закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 17.
- Ст. 1755.
14. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации :
Федер. закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
15. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
- 2017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
16. Об утверждении плана мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 года : Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2015 № 167-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 7. - Ст. 1067.
17. О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации : Письмо Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Минобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн) // Официальные документы в образовании. - 2014. - № 2. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Об организации и осуществлении деятельности по опеке и
попечительству в отношении несовершеннолетних : Письмо Минобрнауки России от 25.06.2007 N АФ-226/06 // Вестник образования - 2007. - № 16. /
[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ