Процессуальный статус подозреваемого в российском уголовном судопроизводстве (Байкальский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Становление и развитие института подозреваемого в уголовном судопроизводстве 5
1.1 Процессуальное положение подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве 5
1.2 Процессуальное положение подозреваемого в Российском уголовном судопроизводстве 16
ГЛАВА 2. Понятие и процессуальная функция подозреваемого как участника уголовного судопроизводства 19
2.1 Понятие подозреваемого и гарантии реализации подозреваемым 19
2.2 Основания признания лица подозреваемым по УПК РФ 21
ГЛАВА 3 Процессуальные полномочия подозреваемого: обеспечение прав и исполнение обязанностей 34
3.1 Права, обязанности и законные интересы подозреваемого 34
3.2 Обязанности подозреваемого 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ГЛАВА 1. Становление и развитие института подозреваемого в уголовном судопроизводстве 5
1.1 Процессуальное положение подозреваемого в советском уголовном судопроизводстве 5
1.2 Процессуальное положение подозреваемого в Российском уголовном судопроизводстве 16
ГЛАВА 2. Понятие и процессуальная функция подозреваемого как участника уголовного судопроизводства 19
2.1 Понятие подозреваемого и гарантии реализации подозреваемым 19
2.2 Основания признания лица подозреваемым по УПК РФ 21
ГЛАВА 3 Процессуальные полномочия подозреваемого: обеспечение прав и исполнение обязанностей 34
3.1 Права, обязанности и законные интересы подозреваемого 34
3.2 Обязанности подозреваемого 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Неотъемлемой частью любого государства является отлаженная система судопроизводства. Понятие уголовное судопроизводство подразумевает охрану и обеспечение прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе, в частности подозреваемого.
Проблема обеспечения прав и законных интересов подозреваемого, улучшение деятельности органов уголовного преследования, прокуратуры, суда и адвокатуры являются актуальными в наше время. Осуществление борьбы с преступностью бесполезно, если не уделять должного внимания правам и законным интересам подозреваемого. Виновный в совершении преступления должен быть подвергнут справедливой оценке его действий и обстоятельств, а также подбору подходящей степени наказания. Так как невиновный в совершении данного преступления не подвергнется осуждению и привлечению к уголовной ответственности, это и является основной целью всего уголовного процесса.
Интерес к изучению процессуального статуса подозреваемого связан с обеспечением прав личности при расследовании преступлений, а также с привлечением подозреваемого в уголовно-процессуальные отношения при неблагоприятной ситуации для соблюдения прав личности, в связи с чем, подозреваемый становится уязвимым участником уголовного судопроизводства.
Основной задачей уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является гарантирование законных прав личности в уголовном процессе и обеспечение состязательности сторон.
Объектом исследования выступают процессуальные отношения, складывающиеся при вовлечении подозреваемого в уголовное судопроизводство уполномоченными на осуществление предварительного расследования государственными органами.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие основания наделения лица статусом подозреваемого, порядок осуществления подозреваемым процессуальных прав, механизм реализации этих прав в уголовном судопроизводстве.
Целью исследования является изучение процессуального положения подозреваемого в уголовном процессе, процессуальный статус подозреваемого, а также влияние внешних факторов, на основании проведенного анализа предложить варианты, которые помогут совершенствовать правовую регламентацию в уголовно-процессуальном законодательстве.
Проводя анализ положения подозреваемого, важно рассмотреть вопрос становления и развития института подозреваемого в уголовном процессе России, это позволит наиболее полно провести анализ данной темы, найти проблемы процессуального положения, осуществление прав субъекта уголовного процесса в современном мире уголовного процесса.
Проблема обеспечения прав и законных интересов подозреваемого, улучшение деятельности органов уголовного преследования, прокуратуры, суда и адвокатуры являются актуальными в наше время. Осуществление борьбы с преступностью бесполезно, если не уделять должного внимания правам и законным интересам подозреваемого. Виновный в совершении преступления должен быть подвергнут справедливой оценке его действий и обстоятельств, а также подбору подходящей степени наказания. Так как невиновный в совершении данного преступления не подвергнется осуждению и привлечению к уголовной ответственности, это и является основной целью всего уголовного процесса.
Интерес к изучению процессуального статуса подозреваемого связан с обеспечением прав личности при расследовании преступлений, а также с привлечением подозреваемого в уголовно-процессуальные отношения при неблагоприятной ситуации для соблюдения прав личности, в связи с чем, подозреваемый становится уязвимым участником уголовного судопроизводства.
Основной задачей уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является гарантирование законных прав личности в уголовном процессе и обеспечение состязательности сторон.
Объектом исследования выступают процессуальные отношения, складывающиеся при вовлечении подозреваемого в уголовное судопроизводство уполномоченными на осуществление предварительного расследования государственными органами.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие основания наделения лица статусом подозреваемого, порядок осуществления подозреваемым процессуальных прав, механизм реализации этих прав в уголовном судопроизводстве.
Целью исследования является изучение процессуального положения подозреваемого в уголовном процессе, процессуальный статус подозреваемого, а также влияние внешних факторов, на основании проведенного анализа предложить варианты, которые помогут совершенствовать правовую регламентацию в уголовно-процессуальном законодательстве.
Проводя анализ положения подозреваемого, важно рассмотреть вопрос становления и развития института подозреваемого в уголовном процессе России, это позволит наиболее полно провести анализ данной темы, найти проблемы процессуального положения, осуществление прав субъекта уголовного процесса в современном мире уголовного процесса.
Результаты проведенного мной исследования позволяет сформулировать следующие теоретические выводы и рекомендации, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.
Институт подозреваемого в России имеет длительную историю своего становления. Его возникновение было ознаменовано становлением уголовно-процессуального законодательства, его новым осмыслением. В своем последующем развитии подозреваемый подвергался пыткам, физическому воздействию, не наделялся практически никакими правами субъекта уголовно-процессуальных отношений, вовсе исчезал из уголовного процесса.
Это происходило по причине сложной природы подозреваемого. Развитие общественных отношений, демократизация общества, стремление к правовой государственной системе, несомненно, отразились на отраслевом законодательстве, в том числе и на процессуальном положении подозреваемого, который ныне является полноценным участником уголовно-процессуальных отношений.
Достаточно спорным вопросом в науке, является вопрос определения понятия подозреваемого. Ч. 1 ст. 46 УПК РФ содержит в себе понятие «подозреваемого», однако проанализировав данный вопрос, можно прийти к выводу, что законодатель в понятие «подозреваемый» заложил достаточно узкий смысл. Законодателем допускает применения термина «подозреваемый» в отношении лиц, не обладающих процессуальным статусом подозреваемого, лиц не вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения и которые в юридическом смысле, подозреваемыми не являются, однако никаких правовых оснований для этого не создал, что и свидетельствует об «узости определения». На мой взгляд, необходимо более правильно сформулировать в законе понятие подозреваемого по уголовному делу.
Проанализировав основания появления подозреваемого, я пришла к выводам, что все основания связаны с составлением процессуальных документов, и каждое основание обладает рядом недостатков, что негативно отражается на получении лицом статуса подозреваемого.
Поддерживая мнение ряда процессуалистов не уместности использования в УПК РФ постановления о возбуждении уголовного дела в качестве основания для признания лица подозреваемым. Предлагаю законодателю внести в главу 12 УПК РФ «задержание подозреваемого» ,новую статью «Порядок фактического задержания», которая в себе должна закрепить, что должностное лицо, которое осуществляет задержание лица, обязано еще на месте задержания разъяснить ему основные прав.
Кроме этого необходимо опередить момент процессуального задержания, как момент доставления задержанного в орган дознания, предварительного следствия к дознавателю или следователю, а в протокол задержания внести отдельную графу с указанием времени фактического задержания. Меры уголовно-процессуального пресечения в отношении подозреваемого применяются в соответствии с ч. 1 ст. 100 УПК РФ только в исключительных случаях. Мы предлагаем законодателю внести изменения в ст. 100 УПК РФ и применить формулировку «в случаях, не терпящих отлагательства».
Уведомление лица о подозрении в совершении преступления, относительно новое основание в законодательстве. Все ученые процессуалисты выделили основную проблему, которая заключается в том, что привлечение подозреваемого в уголовное судопроизводство посредством уведомления о подозрении в совершении преступления возможно только в рамках дознания и не может быть универсальным способом для появления подозреваемого в уголовном процессе.
Проанализировав основания появления подозреваемого можно прийти к выводу, что многообразие процессуальных документов, провозглашающих появление подозреваемого, исключает создание четкого и последовательного механизма разъяснения подозрения и прав этого участника уголовного судопроизводства и соответственно их реализации. Необходимо ввести отдельное постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого, тем самым создать наиболее оптимальный и обоснованный способ создания подозреваемого в уголовном судопроизводстве.
При рассмотрении вопроса, касающегося обеспечения прав и законных интересов подозреваемого при производстве следственных действий, процессуальная регламентация производства отдельных следственных, содержит в себе существенные недостатки, как например, неурегулированность процедуры производства допроса и освидетельствования подозреваемого, признание доказательств недопустимыми на основании п. 1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, отсутствие процедуры вызова подозреваемого на допрос. Все проанализированные проблемы, на практике, так или иначе, допускают ущемление прав и законных интересов подозреваемых лиц, в связи с чем процедура производства следственных действий нуждается в совершенствовании.
Так, ст. 46 УПК РФ содержит в себе только перечень прав подозреваемого. Для достаточного и полного определения статуса подозреваемого, в уголовно-процессуальном законе необходимо закрепить обязанности подозреваемого, участника уголовного процесса.
И так, предлагается вести в УПК РФ часть 5 ст. 46 УПК РФ следующего содержания: Подозреваемый обязан:
- являться по вызову дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда;
- не уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда;
- сообщать дознавателю, руководителю подразделения дознания, следователю, руководителю следственного органа, прокурору, судье, о невозможности явки в установленные сроки;
- не разглашать данные предварительного расследования, судебного заседания;
- сообщать дознавателю, следователю о наличии оснований для отвода судьи, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста,
переводчика, защитника;
- не скрываться от органов дознания, следствия, прокуратуры, суда;
- прекратить преступную деятельность, не препятствовать производству по уголовному делу;
- соблюдать правила примененной меры пресечения, иной меры процессуального принуждения;
- не препятствовать производству по уголовному делу;
- сообщать дознавателю, следователю о перемене постоянного или временного места жительства;
- знакомиться с процессуальными документами;
- получать копии документов, вручаемых дознавателем, следователем подозреваемому;
- своевременно заявлять отводы, жалобы, ходатайства, замечания;
- соблюдать правила досудебного соглашения главе 40.1 УПК РФ закреплены условия и обязательства, предусмотренные досудебным соглашением.
Институт подозреваемого в России имеет длительную историю своего становления. Его возникновение было ознаменовано становлением уголовно-процессуального законодательства, его новым осмыслением. В своем последующем развитии подозреваемый подвергался пыткам, физическому воздействию, не наделялся практически никакими правами субъекта уголовно-процессуальных отношений, вовсе исчезал из уголовного процесса.
Это происходило по причине сложной природы подозреваемого. Развитие общественных отношений, демократизация общества, стремление к правовой государственной системе, несомненно, отразились на отраслевом законодательстве, в том числе и на процессуальном положении подозреваемого, который ныне является полноценным участником уголовно-процессуальных отношений.
Достаточно спорным вопросом в науке, является вопрос определения понятия подозреваемого. Ч. 1 ст. 46 УПК РФ содержит в себе понятие «подозреваемого», однако проанализировав данный вопрос, можно прийти к выводу, что законодатель в понятие «подозреваемый» заложил достаточно узкий смысл. Законодателем допускает применения термина «подозреваемый» в отношении лиц, не обладающих процессуальным статусом подозреваемого, лиц не вовлеченных в уголовно-процессуальные отношения и которые в юридическом смысле, подозреваемыми не являются, однако никаких правовых оснований для этого не создал, что и свидетельствует об «узости определения». На мой взгляд, необходимо более правильно сформулировать в законе понятие подозреваемого по уголовному делу.
Проанализировав основания появления подозреваемого, я пришла к выводам, что все основания связаны с составлением процессуальных документов, и каждое основание обладает рядом недостатков, что негативно отражается на получении лицом статуса подозреваемого.
Поддерживая мнение ряда процессуалистов не уместности использования в УПК РФ постановления о возбуждении уголовного дела в качестве основания для признания лица подозреваемым. Предлагаю законодателю внести в главу 12 УПК РФ «задержание подозреваемого» ,новую статью «Порядок фактического задержания», которая в себе должна закрепить, что должностное лицо, которое осуществляет задержание лица, обязано еще на месте задержания разъяснить ему основные прав.
Кроме этого необходимо опередить момент процессуального задержания, как момент доставления задержанного в орган дознания, предварительного следствия к дознавателю или следователю, а в протокол задержания внести отдельную графу с указанием времени фактического задержания. Меры уголовно-процессуального пресечения в отношении подозреваемого применяются в соответствии с ч. 1 ст. 100 УПК РФ только в исключительных случаях. Мы предлагаем законодателю внести изменения в ст. 100 УПК РФ и применить формулировку «в случаях, не терпящих отлагательства».
Уведомление лица о подозрении в совершении преступления, относительно новое основание в законодательстве. Все ученые процессуалисты выделили основную проблему, которая заключается в том, что привлечение подозреваемого в уголовное судопроизводство посредством уведомления о подозрении в совершении преступления возможно только в рамках дознания и не может быть универсальным способом для появления подозреваемого в уголовном процессе.
Проанализировав основания появления подозреваемого можно прийти к выводу, что многообразие процессуальных документов, провозглашающих появление подозреваемого, исключает создание четкого и последовательного механизма разъяснения подозрения и прав этого участника уголовного судопроизводства и соответственно их реализации. Необходимо ввести отдельное постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого, тем самым создать наиболее оптимальный и обоснованный способ создания подозреваемого в уголовном судопроизводстве.
При рассмотрении вопроса, касающегося обеспечения прав и законных интересов подозреваемого при производстве следственных действий, процессуальная регламентация производства отдельных следственных, содержит в себе существенные недостатки, как например, неурегулированность процедуры производства допроса и освидетельствования подозреваемого, признание доказательств недопустимыми на основании п. 1 ч. 2 ст. 74 УПК РФ, отсутствие процедуры вызова подозреваемого на допрос. Все проанализированные проблемы, на практике, так или иначе, допускают ущемление прав и законных интересов подозреваемых лиц, в связи с чем процедура производства следственных действий нуждается в совершенствовании.
Так, ст. 46 УПК РФ содержит в себе только перечень прав подозреваемого. Для достаточного и полного определения статуса подозреваемого, в уголовно-процессуальном законе необходимо закрепить обязанности подозреваемого, участника уголовного процесса.
И так, предлагается вести в УПК РФ часть 5 ст. 46 УПК РФ следующего содержания: Подозреваемый обязан:
- являться по вызову дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда;
- не уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, суда;
- сообщать дознавателю, руководителю подразделения дознания, следователю, руководителю следственного органа, прокурору, судье, о невозможности явки в установленные сроки;
- не разглашать данные предварительного расследования, судебного заседания;
- сообщать дознавателю, следователю о наличии оснований для отвода судьи, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста,
переводчика, защитника;
- не скрываться от органов дознания, следствия, прокуратуры, суда;
- прекратить преступную деятельность, не препятствовать производству по уголовному делу;
- соблюдать правила примененной меры пресечения, иной меры процессуального принуждения;
- не препятствовать производству по уголовному делу;
- сообщать дознавателю, следователю о перемене постоянного или временного места жительства;
- знакомиться с процессуальными документами;
- получать копии документов, вручаемых дознавателем, следователем подозреваемому;
- своевременно заявлять отводы, жалобы, ходатайства, замечания;
- соблюдать правила досудебного соглашения главе 40.1 УПК РФ закреплены условия и обязательства, предусмотренные досудебным соглашением.
Подобные работы
- ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Диссертации (РГБ), криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Проблемы реализации принципа "неприкосновенности личности" в российском уголовном судопроизводстве
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2022 - Особенности судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних (Уральский Государственный Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА КОМПЕНСАЦИЮ ВРЕДА,
ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Процессуальные гарантии неприкосновенности личности в уголовном процессе РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно-правовых
отношений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности личности
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Расследование похищения человека (Байкальский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Обеспечение законности дознания в сокращенной форме средствами прокурорского надзора
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2018



