ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Историко-правовые и сравнительные аспекты становления и развития института административного надзора, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы
1.1. Становление административного надзора, за лицами, освободившимися
из мест лишения свободы в Российской Империи 7
1.2. Развитие административного надзора, за лицами, освободившимися из
мест лишения свободы в СССР 11
1.3. Развитие административного надзора, за лицами, освободившимися из
мест лишения свободы в России 16
1.4. Сравнительно-правовой анализ института административного надзора
России и института административного надзора стран СНГ 20
ГЛАВА 2.
Правовой режим института административного надзора, задачи и принципы.
2.1. Понятие и сущность административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы 28
2.2. Правовая природа административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы 32
2.3. О задачах административного надзора за лицами, освободившимися из
мест лишения свободы 39
2.4. Принципы и функции административного надзора, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы 45
ГЛАВА 3. Административный надзор в системе средств предупреждения
преступности: современное состояние и перспективы.
3.1. Место административного надзора в системе средств предупреждения преступности 55
3.2. Административный надзор: от теории к практике 61
3.3. Проблемы института административного надзора за лицами,
освободившимися из мест лишения свободы, и пути их решения 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 74
Приложение №1
Приложение №2
Актуальность темы исследования. Преступность представляет собой одну из самых острых и сложных социальных проблем российского общества. Важнейшее место в борьбе с преступностью отводится административному надзору. Цель осуществления такого надзора - предупреждение совершения новых преступлений со стороны лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы из исправительных учреждений. Институт административного надзора представляет собой важный инструмент поддержания общественного порядка и общественной безопасности, что очень важно для современного общества.
Академик РАН В.Н. Кудрявцев отмечает, что за последние годы для большинства российских граждан приоритетами вместо порядка в государстве и спокойной совести стали личный успех и предприимчивость. Идет постоянный и интенсивный рост преступности и правонарушений. Расширение и размывание границ между преступниками и окружающими их людьми ведет к криминализации все более широких групп и слоев населения. Этому содействует и общественная атмосфера терпимости к преступным акциям, подогреваемая средствами массовой информации и телепередачами, а также бездействием закона.
Ученые поддерживают такую точку зрения и говорят о том, что наши законы в сфере борьбы с преступностью многими не воспринимаются всерьёз, по причине несовершенства законов, низкого профессионализма отдельных сотрудников правоохранительных органов и нецеленаправленной политикой государства в области борьбы с преступностью.
При этом с каждым годом увеличивается число заявлений об установлении административного надзора. Чаще всего административный надзор устанавливается по заявлению сотрудников органов внутренних дел. На территории Российской Федерации за 2013 год в суд от сотрудников правоохранительных органов и от сотрудников исправительных учреждений УФСИН России всего поступило 39629 заявлений, за 2014 год- 56 215 заявлений, за 2015 год - 67170 заявлений, за 2016 год- 73053 заявлений . Следовательно, количество лиц, находящихся под административным надзором с каждым годом растет. Так, например, в Барнауле на 1 января 2013 года количество лиц, находящихся под административным надзором составляет 212 человек, в 2014 году поднадзорных - 247 человек, в 2015 году - 308 человек, в 2016 году - 378 человек.
Совокупность изложенных обстоятельств обусловили выбор темы, структуру плана исследования и его научно-прикладное значение.
Степень научной разработанности темы. Исследованиями проблем института административного надзора, за лицами, освобожденными из мест лишения свободы в разное время занимались многие учёные. В их ряду О. И. Бекетов, А.В. Ваньков, В. В. Векленко, С.И. Герасимов, А.Я. Гришко, В.Г. Громов, В.А. Джемелинский, А.С. Дугенец, А.В. Мартынов, А.Д. Никитин, И.В. Панова, А.И. Петров,А.И. Петрук, Т.Г. Понятовская, Ф. С. Разаренов, А.П. Стеблянко, С.Е. Тяпкин, Б.Х.Фаткуллин, О.А. Федотова, А.П. Фильченко и другие. Работы указанных авторов, несомненно, внесли огромный вклад в разработку рассматриваемого института, однако следует отметить, что сформулированные в них положения носят дискуссионный характер и требуют дальнейшей разработки.
Объектом исследования является постпенитенциарная политика государства и общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе реализации административного надзора как средства предупреждения преступности.
Предметом исследования выступают законодательство об административном надзоре и практика его применения в деятельности правоохранительных органов.
Цель и задачи исследования. Целью является комплексное исследование института административного надзора как средства предупреждения преступности, и выработка предложений по его оптимизации.
Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:
-дать социальную и политико-правовую характеристику периодам становления и развития института административного надзора;
- разработать авторское понятие административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, раскрыть её сущность;
- сформулировать принципы и выявить функции института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
- уточнить место института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в системе средств предупреждения преступности;
- провести анализ правового регулирования и организации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
-разработать основные направления совершенствования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
Нормативно-правовая база исследования включает Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, административное, гражданско-процессуальное законодательство, нормативные акты МВД Российской Федерации.
Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является диалектико-материалистический метод познания; в его рамках применялись общенаучные и частнонаучные методы: исторический, социологический, психологический, статистический, сравнительно-правовой, логико-юридический метод, а также анализ литературы и документов. Социологические методы (опросы,
интервьюирование, анкетирование, изучение документов, программ, планов) использовались в рамках, проводимых автором исследований.
Эмпирическую базу исследования составили результаты криминологических исследований, проведённых автором на территории Алтайского края. Анализировались общероссийская статистика о состоянии, структуре и динамике преступности в стране. Изучены дела, связанные с установлением, продлением и прекращением административного надзора. По проблемам исследования проведено анкетирование среди сотрудников ОВД и лиц, находящихся под административным надзором.
Научная новизна исследования. Автором разработан новый подход к определению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, сформулированы принципы и функции института административного надзора, определены проблемы института административного надзора, и предложены пути их решения.
Структура работы обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя одиннадцать параграфов, заключения, библиографии.
Таким образом, в результате исследования института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, мы пришли к следующим выводам:
Административный надзор - это система регламентированных законом и осуществляемых органами внутренних дел профилактических мер наблюдения и контроля, применяемых в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и склонных к совершению новых преступлений, с целью обеспечения безопасности граждан, общества и государства.
Сущность административного надзора, заключается в наблюдении за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также контроль за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.
Правовая природа является комплексной, в основе которой лежат нормы административного права.
Принципы административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы: общеправовые принципы и специальные, которые присуще только данному институту. Общеправовые принципы: законность, демократизм, гуманизм, справедливость. Специальные принципы: принцип стимулирования правопослушного поведения поднадзорного лица, индивидуализации надзора, равенство поднадзорных перед законом.
Функции административного надзора, за лицами, освободившимися из мест лишения свободы - наиболее общие, универсальные направления деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, заключающееся в непрерывном (постоянном) воздействии (влиянии, соприкосновении) с объектами управления (объектами административного надзора) с целью охраны и регулирования основных объектов правовой защиты (предмета административного надзора), имеющей жесткую административно-правовую регламентацию, результатом которой является оценка деятельности управляемого объекта (объектов административного надзора) заданным нормативно-правовыми актами параметрам, а в предусмотренных законом случаях реагирование с целью недопущения ухудшения результатов деятельности поднадзорного объекта и предотвращение возможных негативных последствий.
К функциям административного надзора следует относить: функцию наблюдения, контроля, предупреждения, а также воспитательную функцию.
Внесены предложения по совершенствованию законодательства:
Во-первых, следует довести до логического завершения понятие административного надзора и перечень задач, указанных в ст.2 Закона.
На наш взгляд, следует предложить следующую редакцию этой статьи: Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, преступлений и других правонарушений. Задачами настоящего Закона являются: 1) правовое регулирование отношений по установлению, осуществлению, продлению и прекращению административного надзора; 2) определение правовых статусов субъектов административного надзора».
Во-вторых, необходимо отразить в Законе принципы административного надзора, выступающие в качестве основных начал, характеризующих содержание норм, правоприменительного акта.
В-третьих, применять электронные браслеты и иные средства контроля.
В-четвертых, оказывать воздействие на средства массовой информации, публикующие и распространяющие информацию о местах лишения свободы и пропагандирующие криминальные субкультуру, нормы, обычаи и традиции.
В-пятых, расширить возможности оказания общественного воздействия на поднадзорное лицо.
В заключение необходимо еще раз отметить, что указанные проблемы требует незамедлительной реакции со стороны государства в виде разработки и принятия эффективных мер, для достижения позитивного результата.
1.1. Конституция Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК,
1996.
1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации. //Собрание законодательства
РФ, 1996. № 25. Ст. 2954.
1.3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. //Собрание
законодательства РФ, 1997. № 2. Ст. 198.
1.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. //Собрание
законодательства РФ, 2001. № 52. Ст. 4924.
1.5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Собрание
законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1), - Ст. 1 (с изм. и доп.).
1.6. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. //Собрание
законодательства РФ, 2002. №138. Ст.4532.
1.7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. //
Собрание законодательства РФ, 2015. №27. Ст. 3981.
1.8. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64 -ФЗ (ред. от 2.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2037.
1.9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66 // СЗ РФ. 2011.№ 15. Ст. 2039.
1.10. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Версия Проф, сетевая. - Электронные данные. -М., 2013.
1.11. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Приказ МВД России от 08.07.2011 года № 818 (ред. от 25.06.2014).
2. Литература
2.1. Алексеев, С.С. Общие дозволения и запреты в советском праве / С.С.
Алексеев //М.: Юридическая литература, - 1998.- 227 с.
2.2. Алексеев, С.С. Общая теория права/ С.С. Алексеев // Т. 1. М., - 1981. -98с.
2.3. Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. - М.:
ЦОКР МВД России, - 2014. - 264 с.
2.4. Афанасьев, В. Г. Научное управление обществом / В.Г. Афанасьев // М., -
1968. - 240 с.
2.5. Большой Российский энциклопедический словарь. - М. : Большая Рос.
Энцикл., - 2007. - 1887 с.
2.6. Ведомости Верхов. Совета СССР. 1966. № 30 (утратил силу).
2.7. Векленко, В. В., Бекетов, О. И. Административный надзор милиции за
лицами, освобожденными из мест лишения свободы/ В. В.Векленко, О. И.Бекетов//Полицейское право. - 2012. № 1. С. 40-42.
2.8. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9622. Л. 1-1 об.; Об усилении полицейского надзора
в районах промышленных заведений от 1899 г. // Владимирские губернские ведомости. -1899. № 16. С.13-15.
2.9. Герасимов, С.И. Концептуальные основы и научно-практические
проблемы предупреждения преступности: Дис. д-ра юрид. наук /С.И. Герасимов. -М., 2001.- 446 с.
2.10. Гладких, В.И. Проблемы предупреждения органами внутренних дел
преступности в сверхкрупном городе: Дис. д-ра юрид. Наук / В.И. Гладких. - М., 2005. - 443 с.
2.11. Гладких, В.И., Кобец, П.Н. Преступность и ее предупреждение в
субъектах Центрального федерального округа : монография / В.И. Гладких, П.Н. Кобец. -М. : ВНИИ МВД России, 2010. -210 с.
2.12. Гурней, Б. Введение в науку управления / Б. Гурней //М. : Прогресс,
1969. - 430 с.
2.13. Гуськов, В. И., Иванов, А. П. Роль административного надзора в
профилактике рецидива преступлений: учебное пособие / В. И. Гуськов, А.П. Иванов. - Рязань, 1982. 62 с.
2.14. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.
Даль. - Медиа, 2003. - Т. 4: Рус.яз. - 2003.- 688 с.
2.15. Дугенец, А.С. Персонифицированный полицейский надзор / А.С.
Дугенец // Административное право и процесс. - 2011. №3. С. 56.
2.16. Долгова, А.И. Криминология: учебник для вузов / А. И. Долгова . — 4-е
изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2010. - 912 с.
2.17.Зайцев, И.М. Процессуальные функции гражданского судопроизводства / И.М. Зайцев.- Саратов, 1990. -160c.
2.18.Захаров, В.А. Создание юридических лиц: монография / В.А. Захаров // правовые вопросы. — М.: Норма, 2002. —208 с.
2.19.Зырянов, С.М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий/ С.М. Зырянов // Журнал Российского права. - 2015. - № 2.С. 84-89.
2.20. Кобзарь, И.А. Организационные и правовые основы предупреждения
преступности несовершеннолетних в переходный период:Дис. д-ра юрид. Наук / И.А. Кобзарь.- М., 2008. - 408 с.
2.21. Коренев, А. П. История полиции России: Крат. ист.очерк и осн. док. /
А.П. Коренев. —М., 2001. —436с.
2.22. Косихин, Д. Бывший осужденный, пройдите на регистрацию/ Д.
Косихин // ЭЖ-Юрист. - 2011. № 37.с.10.
2.23. Костиков, В. Нужен трезвый взгляд на ситуацию в стране. /В. Костиков
// АиФ. - 2014. - № 40.
2.24.Четвериков, В. С. Криминология и профилактика преступлений: учебное пособие / В.С. Четвериков. -М. :Инфра-М, 2005.-128 с.
2.25. Марлухина, Е.О. Криминология: учебное пособие/ Е.О. Марлухина. - М.
:Дашков и К,2007. -372 с.
2.26. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/ Л.П. Крысин. - М.:
Эксмо, 2005. - 944 с.
2.27. Курашвили, Б. П. Очерк теории государственного управления/Б.П.
Курашвили. -М. : Наука, 1987.- 294 с.
2.28. Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Л. : Ленингр. ун-та,
1978. -558 с.
2.29. Лейбниц, Г.В. Сочинения в четырех томах. Т. 2./ Г.В. Лейбниц. -М. :
Мысль, 1984. -734 с.
2.30. Люкевич, И. М. Полицейский надзор: Руководство по осуществлению
подследственного, судебного и административного надзоров/ И.М. Люкечич. — Ломжа: Типография губернского правления. — 1913. — 91 с.
2.31. Малько,А.В. Теория государства и права: учебник /А.В. Малько. -М.:
Юристь, 2006. - 304 с.
2.32. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права : академический
курс. - В 3 т. / М.Н. Марченко. - М. : Зерцало, 2002. - 528 с.
2.33. Матузов, Н.И., Малько, А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И.
Матузов, А.В. Малько. - М. :Юристъ, 2004. -512 с.
2.34.Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М. : Высшая школа, 1993. - 944 с.
2.35. Полное собрание законов Российской Империи: Собрание 3-е (ПСЗРИ-
3). Т. II. №730. (утратил силу).
2.36. Право: Еженедельная юридическая газета. №44. — Пб., 1903. -11с.
2.37. Пронина, М.П. Презумпция и принципы в праве: вопросы соотношения /
М.П. Пронина // Юридический мир. 2010. № 5. С. 32-36.
2.38. Рабинович, П. М. Социалистическое право, как ценность / П.М.
Рабинович. - Львов: Вищашк. Изд-во при Львов. ун-те, 1985. -167 с.
2.39. Радулин, А. А., Радулин, К. А. Социологияи: Курс лекций. 2-е изд.,
перераб. и доп./ А.А. Радулин, К.А. Радулин. -М. : Центр, 1999. -160с.
2.40. Разаренов, Ф.С. О сущности и значении административного надзора в
советском государственном управлении / Ф. С. Разаренов. - М. :Госюриздат, 1963. -78 с.
2.41. Разаренов, Ф. С. Административный надзор - способ предотвращения
правонарушений/Ф. С. Разаренов. -М. : Наука, 1973.- 56 с
2.42. Ромашов,Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов.- 2-е изд. -
СПб.: Питер, 2012. -304 с.
2.43. Румынина, В.В. Основы права : учебник / В.В. Румынина. - 2-е изд. -
М.: Форум, 2006. - 256 с.
2.44. Садков, Е.В. Предупреждение преступности в маргинальной среде
молодежи :дис. канд. юрид. Наук/ Е.В. Садков. - М., 1994. -165 с.
2.45. Словарь русского языка: В 4-х т. /Под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 3. М.,1987. - 752 с.
2.46. Советское административное право. Общая и Особенная части : учебник
/ Алехин А.П., Василенков П.Т., Квиткин В.Т., Козлов Ю.М., и др.; Под ред.: Козлов Ю.М. - М.: Юрид. лит., 1973. - 624 с.
2.47. Студеникина, М.С. Государственный контроль в сфере управления/ М.С.
Студенкина. - М. :Юрид. лит., 1974, -160 с.
2.48. Студеникина, М.С. Государственные инспекции в СССР/М.С.
Студенкина. - М.:Юрид. Лит.,1987. -112 с.
2.49. Судебный департамент при Верховном суде
URL:http://www.cdep.ru/(дата обращения 02.12.2017).
2.50. Теоретические основы предупреждения преступности / Ю.М.Антонян,
A. Э.Жалинский, В.К.Звирбуль, В.В. Клочков и др.; Отв. ред.: Звирбуль
B. К., Клочков В.В., Миньковский Г.М. - М.: Юрид. лит., 1977. - 256 с.
2.51. Теоретические проблемы профилактики преступлений. Автореф. дис. д-
ра юрид. наук / Жалинский А.Э. - М., 1980. - 32 с.
2.52. Уголовный кодекс РСФСР. С постатейными материалами: С
изменениями и дополнениями на 1 февраля 1987 г. - М.: Юрид. лит., 1987. - 464 с.
2.53. Устав о предупреждении и пресечении преступлений.-СПб.,типография
Второго Отд. Соб. Е.И.В. Канцеляр, 1876. -72с. (утратил силу).
2.54. Устав о содержащихся под стражей. Казань, 1903.-576 с. (утратил силу).
2.55. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т. 2 / Д.Н. Ушаков. - М. : Феникс, 1996. - 900 с.
2.56. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М. :Политиздат, 1986. - 590 с.
2.57. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования. - URL:
http://www.center-bereg.ru/508.html(дата обращения: 10.07.2017).
2.58. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов.
-М. : Проспект, 1997. -472 с.
2.59. Шорина, Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного
управления в СССР / Е.В. Шорина. - М. : Наука, 1981. - 301 c.
2.60. Явич, Л.С. Общая теория права / Л.С. Явич.-Л. :Изд-во Ленингр. ун-та,
1976. - 285 c.