1 Информационные технологии обучения школьников 10
1.1 Особенности образовательных технологий 10
1.2 Классификация образовательных технологий 13
1.3 Теоретическое содержание понятия «информационные технологии». 21
Выводы по главе 1 30
2 Организация опытно-экспериментальной работы и анализ ее результатов 32
2.1 Педагогические условия изучения химии с использованием
информационных технологий 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной
работы 35
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение А.Входная контрольная работа 58
Приложение Б.Конспект урока по химии в 8 А классе 63
Приложение В.Итоговый тест 67
Приложение Г.Конспект урока по химии в 8 Б классе 70
Приложение Д.Конспект урока по химии в 8 В классе 77
Российское образование идет по пути перехода к стандартам нового поколения. Для реализации этой цели разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программы образования [1].
Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Стандарт
нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Результативность образовательного процесса определяют
образовательные технологии. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей учащихся.
В эпоху глобализации информационных процессов очень популярными в использовании стали новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии. Как известно, все новинки технологического прогресса с особым интересом и восторгом встречают дети. А использование любознательности и высокой познавательной активности учащихся для целенаправленного развития их личности очень важно. Так как именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться пользоваться компьютерными технологиями в образовательных целях, а так же овладеть различными способами получения информации для решения учебных задач. Приобретенные навыки дадут возможность продолжать образование в течение всей жизни.
В идеале, использование компьютерных технологий в процессе обучения, в том числе химии, должно стать правилом для педагога, а не исключением. Кроме того, следует признать, что с нарастанием сложности программного материала и сокращением учебного времени на его усвоение, а также недостаточным обеспечением учебного процесса специальным оборудованием интерес учащихся к естествознанию вообще, и к химии в частности, снижается. Это представляет собой одну из проблем школьного образования.
Цель деятельности педагога ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.
Исходя из актуальности проблемы, сформулирована тема настоящего исследования: «Использование информационных технологий на уроках химии»...
Особенности инновационного обучения заключаются в ориентации обучения на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.
На уроках химии в современной общеобразовательной школе часто используются информационные технологии, которые направлены на формирование умений, закрепление и повторение знаний и на проверку приобретенных знаний.
В данной работе исследованы педагогические условия использования информационных технологий на уроках химии. Проведена практическая апробация педагогических условий использования ИТ. На основании прведенного исследования сделаны следующие выводы:
• Образовательные технологии функционируют как в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, так и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. В современной педагогике существуют различные подходы к классификации образовательных технологий.
• Информационные технологии (ИТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационные технологии позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, оживляют учебный процесс, способствуют повышению его динамизма.
• Применение информационных технологий в обучении ориентировано в первую очередь на интеграцию всех видов учебной деятельности и подготовку субъектов образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества. Исходя из этого, разработаны и реализованы педагогические условия использования информационных технологиихй в опытно-экспериментальной работе.
• В течение учебного года велась работа с учащимися восьмых классов. Во время проведения уроков химии активно использовались ИТ. Внедрение в процесс обучения химии информационных технологий дали положительный результат.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках химии оказывает влияние на повышение качества знаний, на положительную динамику внутренней мотивации к изучению предмета. При этом ИТ сами становятся инструментом для приобретения знаний, выполняют обобщающую, развивающую, побуждающую, воспитывающую функции. Но нужно отметить, что методы активного инновационного обучения, в частности ИТ, не могут полностью заменить изучение химии традиционными методами, поэтому дополнение ИТ является эффективным средством для приобретения знаний учащимися.
Итоги внедрения педагогических условий показали, что использование ИТ на уроках химии позволяет мотивировать детей к учебной деятельности и тем самым повышать качество знаний.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования.
4. Драйден Г. Революция в обучении: пер. с англ./Гордон Драйден, Джанет Вос. - М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. - 650с.
5. Журнал «Завуч», № 8 ,200. - 51с.
6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И.Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 192с.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М: Издательский центр «Академия», 2008. - 182с.
8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.:Народное образование,1998. - 211с.
9. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. №2. - 48с.
10. Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. - 1998. - № 2. - 55с.
11. Назарова, Т.С. Принцип наглядности и средства обучения / Т. С. Назарова // Химия: методика преподавания в школе. - 2001. - №2. - 155с.
12. Жильцова, О.А. Организация компьютерной поддержки школьного курса химии / О.А. Жильцова, Ю.А. Самоненко // Химия: методика преподавания в школе. - 2001. - №2. - 68с.
13. Прессман, П.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе / П.П. Прессман. - М.: Просвещение, 1979. - 186с.
14. Шахмаев, Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств в средней школе / Н.М. Шахмаев. - М.: Просвещение, 1973. - 260с.
15. Журин, А.А. Элементы медиообразования на уроках химии / А.А. Журин // Химия в школе. - 1998. - №1. - 69с...