1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ . 7
1.1 Стратегическое планирование, как функция стратегического управления: понятие, сущность 7
1.2 Этапы стратегического планирования 11
1.3 Виды стратегического планирования в различных школах стратегического менеджмента ...16
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА «СИБИГРА» 25
2.1 Текущее положение рынка интернет - торговли в России 25
2.2 Общие сведения об интернет-магазине «Сибигра» 35
2.3 Анализ внутренней и внешней среды интернет-магазина «Сибигра» 44
3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА «СИБИГРА» 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Актуальность данного исследования в области стратегического развития интернет-магазина на современном этапе развития российской экономики обусловлена расширением сферы онлайн торговли в России, а с учётом общемировых тенденций развития сферы онлайн приобретает наибольшую значимость. Хозяйственная деятельность в стране экономически нестабильна, в связи с чем к хозяйствующим субъектам предъявляются новые требования в сфере управления своей деятельности, задачи по сокращению постоянных затрат и выходу на новые рынки.
Система построения долгосрочных и среднесрочных стратегий в современном мире подразумевает реализацию функций: прогнозирование, анализ, учет, контроль, планирование и др. В настоящее время вопросу стратегического развития уделяется большое внимание со стороны зарубежных и отечественных авторов, в связи с этим существует неоднозначность в системе понятий и определений, которое приводит к неопределенности в выборе и реализации подходов и методических инструментов в построении конкретных стратегий. Это в свою очередь приводит к недостоверности полученных данных и нанесению ущерба организации.
Целью исследования магистерской диссертации является разработка стратегического плана развития интернет-магазина на основании структурированных аналитических данных на отдельно взятом субъекте хозяйственной деятельности, конкретных мероприятий, которые послужат принятию управленческих решений, позволяющих поддерживать запланированные показатели хозяйственной деятельности в условиях нестабильных экономических отношений.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих основных задач исследования:
1. Определить понятие стратегического планирования, как функции стратегического управления и раскрыть его сущность.
2. Рассмотреть этапы стратегического планирования.
3. Проанализировать виды стратегического планирования в различных школах стратегического менеджмента и выбрать наиболее подходящую для сложившихся экономических, политических и общественных условий технологию;
4. Дать характеристику текущему состоянию интернет пространства и рынка интернет-магазинов в Российской Федерации;
5. Дать характеристику текущему состоянию исследуемого субъекта экономической деятельности и провести анализ его деятельности;
6. В результате проведенного внешнего и внутреннего анализа компании выявить основные сильные и слабые стороны организации, возможные риски и открывающиеся возможности;
7. Разработать стратегию развития экономического субъекта на 2016 - 2020 гг. с учетом особенностей исследуемой организации.
Объектом исследования является деятельность интернет-магазина ООО «Ассоциация интеллектуальных и настольных игр Сибири «Сибигра».
Предметом исследования является стратегическое развитие интернет- магазина.
Научная гипотеза выдвигается в форме научного исследования о том, что невозможно достичь успеха в деятельности интернет-магазина в долгосрочной перспективе, без чётко составленного плана стратегического развития предприятия.
К теоретическим и методологическим методам при выполнении диссертации относятся общенаучные методы и принципы научного исследования, важнейшие положения теории стратегического планирования и управления, теории экономического и финансового анализа предприятий.
Информационной основой написания работы являются: инструкции, положения, методические указания, периодическая литература, электронные 4
ресурсы, материалы научно-практических конференций и семинаров, а также труды многих отечественных и зарубежных авторов, бухгалтерская и статистическая отчетность.
Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии развития современной онлайн компании и ее приемлемости для интернет- магазина «Сибигра». Впервые представлен аналитический материал с учетом специфики сферы деятельности.
Апробация работы осуществлялась на конкретном предприятии ООО «Сибигра». По материалам данного исследования были опубликованы 3 научные статьи.
Основные результаты исследования состоят в следующем:
1. Определено понятие стратегического планирования, как функции стратегического управления и раскрыть его сущность.
2. Сделано теоретическое обобщение этапов стратегического
планирования.
3. В результате проведенного анализа видов стратегического планирования в различных школах стратегического менеджмента была выбрана наиболее подходящая для интернет-магазина технология;
4. Проведен анализ текущего состояния рынка интернет-магазинов в Российской Федерации, а также подробный анализ интернет-магазина «Сибигра»;
5. Разработана стратегия развития конкретного предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе с указанием конкретного плана мероприятий.
Вопросы исследования стратегического управления получили широкое распространение в работах отечественных авторов: Н.В. Комарова, Л.В. Гаврилова, С.Б. Белов, С.Н. Воробьев, К.В. Балдин, Е.А. Малышев, В.В. Лихачева и др. Также большой вклад в изучении данного вопроса внесли зарубежные ученые: П. Дрюкер, Г.Стейнер, И.Ансофф, Г. Минцберг, А. Чандлер и др.
Практическая значимость работы заключается в анализе деятельности коммерческой организации, которая ранее не использовала стратегический анализ для принятия управленческих решений.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.
В первой главе проведен анализ теоретических основ,составляющих стратегическое управление и планирование. Основныминаправлениями являются этапы и виды стратегического планирования, а также различные школы стратегического менеджмента и особенности их подходов к пониманию стратегии.
Вторая глава построена на анализе рынка интернет-магазинов Российской Федерации, данных ООО «Сибигра» и содержит в себе организационно-экономическую характеристику организации, анализ внутренней и внешней среды экономического субъекта, вероятные риски и открывающиеся возможности для интернет-магазина в сложившейся конъюнктуре местного рынка.
Третья глава является проектной. В ней представлена стратегия развития интернет-магазина «Сибигра» на 2016-2020гг. на основе проведенного во второй главе анализа различных факторов, влияющих на компанию изнутри и извне.
В заключении диссертационной работы сделаны основные выводы, предложены рекомендации по работе организации на анализируемый период.
В процессе достижения поставленной цели в магистерской работе были рассмотрены теоретические основы стратегического управления на предприятии, проведен общий анализ рынка интернет-магазинов в России и внешний и внутренний анализ компании «Сибигра», дано заключение о текущем состоянии организации и разработана стратегия его дальнейшего развития.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, нормативно-правовая база, бухгалтерская отчетность.
В первой главе был проведен анализ теоретических основ,составляющих стратегическое управление и планирование. Основными направлениями являются этапы и виды стратегического планирования, а также различные школы стратегического менеджмента и особенности их подходов к пониманию стратегии.
Вторая глава построена на анализе рынка интернет-магазинов Российской Федерации, данных ООО «Сибигра» и содержит в себе организационно-экономическую характеристику организации, анализ внутренней и внешней среды экономического субъекта, вероятные риски и открывающиеся возможности для интернет-магазина в сложившейся конъюнктуре местного рынка.
В условиях рыночных отношений всесторонний анализ деятельности организации приобретает важную роль. Это связано с тем, что коммерческие организации получают самостоятельность и несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности. В современных условиях главной задачей коммерческой организации является минимизация риска предпринимательской деятельности на основе оценки каждого принимаемого управленческого решения с точки зрения извлечения экономической эффективности.
Показатели финансового состояния должны быть такими, чтобы все, кто связан с предприятием экономическими отношениями, могли получить ответ на вопрос, насколько надежно предприятие как партнер в экономических отношениях, а, следовательно, принять решение об экономической целесообразности продолжения отношений.
В современную информационную эру финансовое благосостояние во многом зависит от присутствия компании в сети интернет. Особенно это актуально для организаций малого и среднего бизнеса.
Отсюда вытекает актуальность данной работы: в связи с развитием в России онлайн сектора торговли от разработки четкой стратегии интернет- магазина зависят его экономические перспективы.
Для того, чтобы создавать стратегию развития на конкретном рынке необходимо для начала изучить его конъюнктуру. Так по результатам анализа были выявлены следующие важные результаты:
• Самым популярным способом расчёта за покупки в российских интернет-магазинах остаётся оплата наличными в момент доставки: в 2015 году так платили 71% опрошенных (73% в 2014). При этом всё больше покупателей выбирают безналичные способы расчёта: в 2015 году при покупке в российских магазинах ими воспользовались уже 69% опрошенных (62% в 2014).
• С прошлого года заметно выросла доля онлайн-покупателей, которые воспользовались доставкой «Почты России»: их впервые стало больше, чем тех, кто выбирал курьерскую доставку.
• Быстрее среднего росло количество онлайн-покупок: товаров для спорта, товаров для детей, одежды и обуви. В то же время сокращалось количество покупок электроники, а также косметики и парфюмерии.
• Рост цен в интернет-магазинах немного отстаёт от роста курса доллара.
• Снижается доля дорогих покупок в каждом сегменте, кроме того снижается спрос от дорогих товаров - техника и электроника, и увеличивается к более дешёвым - обувь, одежда и тд.
• Быстрее всего росли онлайн-покупки в: малых городах и посёлках (связано с улучшением интернет-связи), приграничных регионах Дальнего Востока (дешевизна доставки) и некоторых «миллионниках» - Воронеж, Новосибирск.
• Иностранные интернет-магазины способствуют развитию российского рынка, так как приучают население к онлай-платежам, избавляют от страха перед интернет-покупками, расширяют покупательскую аудиторию, а также генерируют дополнительный спрос на развитие логистической инфраструктуры.
Далее был проанализирован именно объект исследования - интернет- магазин «Сибигра» в результате чего были выявлены следующие факты: по результатам анализа сильных сторон интернет-магазина Сибигра можно сделать вывод, что компании необходимо вплотную заняться улучшением сайта. Возможность самостоятельного создания контента, изменения внешнего вида, дизайна, формирование удобных сортировок, а также оперативная публикация новостей - даёт сильное конкурентное преимущество перед другими игроками местного рынка. Кроме того такие сильные стороны как бесплатная доставка и возможность установки цены ниже среднерыночной не так очевидны для покупателей и нуждаются в более эффективной коммуникации, так как цена и доставка по статистике является определяющими факторами в принятии решения современным интернет- покупателем.
Ключевой слабой стороной компании являются сроки доставки товара, а точнее его отсутствие «здесь и сейчас». В настоящее время на рынке Барнаула большинство клиентов принимают спонтанное решение о покупке настольных игр или же выбирают перед покупкой не более 2-3 дней. Устранить эту слабую сторону возможно единственным способом - созданием большего запаса настольных игр на собственном складе и последующим регулярным обновлением остатков. Однако это потребует значительных финансовых затрат, чего компания Сибигра в настоящий момент не может себе позволить.
Агрессивная рекламная кампания конкурентов может сократить долю рынка интернет-магазина Сибигра, поэтому необходимо следить за всеми шагами основных конкурентов, проводить мониторинг их новостей, чтобы кампания не стала полной неожиданностью. С учётом того, что одним из преимуществ компании Сибигра является быстрота принятия управленческих решений, появляется возможность оперативного реагирования на любые действия конкурентов, вплоть до проведения подготовленной в кратчайшие сроки ответной рекламной кампании.
Исходя из полученных в результате анализа данных, для того, чтобы достичь поставленных перед компанией целей предлагается провести следующие мероприятия в рамках стратегии долгосрочного развития:
В целях организации процесса обучения и развития персонала на протяжении всего срока стратегии необходимо выполнять следующие действия: разработать скрипты общения с клиентами, разработать систему стимулов, включающую в себя материальные (зарплата, премии, проценты с продаж) и нематериальные факторы, записать обучающие видеоролики для дистанционного обучения сотрудников, организовывать развивающие личность тренинги и мастер-классы с участием привлеченных специалистов с целью повышения квалификации, обеспечить высокую лояльность сотрудников к компании, в том числе за счёт прозрачности ведения бизнеса (ежемесячных собраний с отчётом руководителя и мозговым штурмом по развитию компании с участием всего персонала), поддержка от имени компании сторонних мероприятий, которая вызовет гордость за компанию, создания собственного корпоративного информационного ресурса, и сформировать клиентоориентированную культуру работы, за счёт проведения специальных коммуникационных тренингов и выстраивания зависящей от потребителя системы оплаты труда.
С целью организации налаженных, двусторонних каналов связи с потребителями необходимо создать уникальный информационно-консультационный ресурс: создать успешно функционирующий в сети интернет-магазин, обратив внимание на CMS сайта, адаптивный веб-дизайн, продвижение в сети при помощи контекстной рекламы, SEO-оптимизации, прайс-агрегаторов, ретаргетинга, почтового сервиса рассылок и социальных сетей, юзабилити сайта, настройку форм обратной связи; создать собственный бренд и развивать его; создать и внедрить систему стимулирования и поощрения клиентов за написание отзывов.
Следующим этапом развития компании видится начало продажи франшиз, однако это невозможно до тех пор, пока вся работа в компании не будет проходить по стандартизированным алгоритмам, которые бы одинаково работали при любых исполнителях.
Типизация бизнес-процессов - вот важная цель интернет-магазина «Сибигра» на ближайшие годы. Необходимо улучшать сервис с момента выбора поставщика и внутренних процессов до выбора логистического контрагента и получения отзывов от конечного потребителя
Результатом этих нововведений и алгоритмизации процессов станет создание франшизы к концу 2018 года и выход на рынок СФО с партнёрскими оффлайн точками продажи. Кроме партнёрских франшиз рассматривается ещё и создание собственных точек самовывоза в городах Сибири, численностью более 750 000 человек к концу 2019 года.
Таким образом, весь комплекс мероприятий призван устранить недостатки в деятельности интернет-магазина «Сибигра» и обеспечить ему долгосрочное стабильное развитие. Эффективное и грамотное управление, а также использование новых методов управления позволит повысить результативность своей деятельности и достичь намеченных целей.
1. Абдеева З. Р. Проблемы безопасности электронной коммерции в сети
Интернет // Проблемы современной экономики. 2012. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-bezopasnosti-elektronnoy- kommertsii-v-seti-internet (дата обращения: 13.06.2016).
2. Авдейчикова Е. В. Современное состояние рынка удалённой торговли в России: тенденции и проблемы развития // Проблемы современной экономики. 2013. №2 (46) С.139-142.
3. Агафонова А. Н. Развитие модели агрегации информационных и логистических сервисов в электронной коммерции // Фундаментальные исследования. 2014. №9-3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie- modeli-agregatsii-informatsionnyh-i-logisticheskih-servisov-v-elektronnoy- kommertsii (дата обращения: 13.06.2016).
4. АГАФОНОВА А.Н. Развитие принципа клиентоориентированности в
электронной коммерции // Экономика, социология и право. 2014. №3. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/razvitie-printsipa-
klientoorientirovannosti-v-elektronnoy-kommertsii (дата обращения: 13.06.2016).
5. АГАФОНОВА АННА НИКОЛАЕВНА Особенности моделей аутсорсинга бизнес-процессов в электронной коммерции // Известия УрГЭУ. 2014. №4 (54) С.58-63.
6. Акила К. Интернет-магазин с нуля. Полное пошаговое. — Санкт- Петербург: Питер, 2013. — 176 с.
7. Акопова Е. С., Попкова Е. Г. Интернет-бизнес как точка роста
предприятий на стагнирующих рынках // Пространство экономики.
2013. №1-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/internet-biznes-kak-
tochka-rosta-predpriyatiy-na-stagniruyuschih-rynkah (дата обращения:
13.06.2016).
8. Алексеенко Евгений Александрович Особенности совершения покупок
и коммуникации в онлайновом пространстве // Теория и практика общественного развития. 2013. №5. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-soversheniya-pokupok-i- kommunikatsii-v-onlaynovom-prostranstve (дата обращения: 13.06.2016).
9. Алымов Максим Олегович Влияние сети Интернет на развитие
глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-seti-internet-na-
razvitie-globalnoy-ekonomiki (дата обращения: 13.06.2016).
10. Анализ SWOT: правила и примеры составления // Генеральный директор: персональный журнал руководителя [Электронный ресурс].
- Электр. дан. - Режим доступа: http:ZZwww.gd.ru/articlesZ8078-swot- analiz. - Загл. с экрана.
11. Анализ внешней и внутренней среды организации // Информационно -
управленческий портал [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа: http:ZZportal-u.ruZstrategplanZanalizvneshivnutsredy. - Загл. с
экрана.
12. Анализ рынка настольных игр в России // Блог Молодого аналитика
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа:
http:ZZhumeur.ruZpageZanaliz-rynka-nastolnyh-igr-v-rossii. - Загл. с экрана.
13. Андреева Ольга Дмитриевна Роль маркетинга в решении проблем развития мобильной электронной коммерции // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №3 С.15-27.
14. АНДРЕЕВА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА, АБРАМОВА АННА
ВЛАДИМИРОВНА, КУХАРЕНКО ЕЛЕНА ГЕННАДИЕВНА Развитие использования цифрового маркетинга в мировой экономике // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №4 С.24-41.
15. Безуглая Любовь Анатольевна Электронный бизнес как базовый
институт информационной экономики // JER. 2013. №1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/elektronnyy-biznes-kak-bazovyy-institut- informatsionnoy-ekonomiki (дата обращения: 13.06.2016).
16. БОЧКОВА Е.В., ГАЛКИН В.Д. Обзор рынка Интернет-торговли в
России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №4-1. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/obzor-rynka-internet-
torgovli-v-rossii (дата обращения: 13.06.2016).
17. Бутенко Е. Д. Интернет-сообщество и ВТО: плюсы и минусы
присоединения // Экономические исследования. 2013. №2. URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinternet-soobschestvo-i-vto-plyusy-i-minusy- prisoedineniya (дата обращения: 13.06.2016).
18. Валько Д. В. Интернет-присутствие как концептуальная основа современного маркетинга // Вестник СМУС74. 2013. №1 (1) С.59-63.
19. ВЛАСОВА А.С. Электронная коммерция // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. №26 С.37-43.
...