Работа сделана на примере МОКУ Виноградовской средней общеобразовательной школ (Амурская область, Бурейский район, с. Виноградовка).
Проведен анализ мер поддержки за 2019-2021 годы.
Оригинальность работы по Антиплагиат.ру составила 80%
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 7
1.1. Понятие и категории, обучающихся в общеобразовательных организациях 7
1.2. Права обучающихся и меры их социальной поддержки 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РОССИИ 16
2.1. Социально-правовая поддержка детей-сирот в общеобразовательных организациях 16
2.2. Социально-правовая поддержка детей-инвалидов в общеобразовательных организациях 19
2.3. Социально-правовая поддержка несовершеннолетних из многодетных, неполных и малообеспеченных семей в общеобразовательных организациях 24
2.4. Проблемы, возникающие в ходе социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях и пути их решения 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 48
Цель дипломного исследования: анализ содержания и организации социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях, выявление проблем и разработка рекомендаций по данному направлению.
Задачи выпускной квалификационной работы:
– дать понятие и выявить категории, обучающихся в общеобразовательных организациях;
– изучить права обучающихся и способы их социальной поддержки;
– раскрыть социально-правовую поддержку детей-сирот в общеобразовательных организациях;
– изучить социально-правовую поддержку детей-инвалидов в общеобразовательных организациях;
– изучить социально-правовую поддержку несовершеннолетних из многодетных, неполных и малообеспеченных семей в общеобразовательных организациях;
– выявить проблемы, возникающие при социально-правовой поддержке обучающихся в общеобразовательных организациях и предложить пути их решения.
Объект выпускной квалификационной работы – отношения, возникающие в специфике социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях.
Предмет выпускной квалификационной работы – правовые нормы, определяющие основные направления социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях.
Нормативно-правовой основой выпускной квалификационной работы стали: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и мн. др.
Теоретическое содержание выпускной квалификационной работы составили труды таких теоретиков, как: М.А. Галагузова, А.И. Ковалева, М.Б. Коваль, Е.А. Красникова, Л.В. Курило, Л.В. Мардахаев, А.А. Орлов, А.П. Панфилова, М.И. Рожков, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Л.Н. Собчик, В.А. Соснин, Ф.Р. Филиппов, Т.А. Шишковец и др.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще - и частнонаучные, а также специальные методы исследования. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный метод. В качестве частно-научного метода выступил метод источниковедческого анализа.
Практическое значение выпускной квалификационной работы в том, что результаты исследования можно использовать при дальнейшей организации социально-педагогической и социально-правовой деятельности в учреждениях дополнительного и профессионального образования несовершеннолетних, а также в сфере социально-правовой деятельности других специалистов, задействованных в данном направлении.
Сложившаяся сегодня социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, а также к увеличению числа детей, оставшихся без попечения родителей, что неизбежно ведет к тому, что государству надо обратить особой внимание на социально-правовую поддержку обучающихся в общеобразовательных организациях
Изучив тему выпускной квалификационной работы «Социально-правовая поддержка обучающихся в общеобразовательных организациях», мы пришли к выводу:
1. Обучающиеся относится к особой социальной категории, ввиду чего находятся у государства на особом счету. Различают две группы обучающихся лиц: школьники и студенты. У школьников и студентов РФ есть определенный набор прав и обязанностей в сфере образования и сопутствующих правоотношениях. Именно они и определяют правовой статус данной категории граждан.
2. Права обучающихся и меры их социальной поддержки регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и мн. др., каждый регион самостоятельно устанавливает, каким категориям граждан положены льготы, как именно оказывается поддержка. Разработанные нормы питания и санитарные нормы в школах должны соблюдаться полностью.
Применительно к обучающемуся это означает, что государство устанавливает для него определенную меру дозволенного поведения в образовательной сфере и должно обеспечить ему возможность пользоваться своим правом.
3. Охарактеризовали особенности социальной и правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях в России:
– для детей-сирот – это полное обеспечение со стороны государства. В том числе завтраки и обеды в школах, бесплатные учебные пособия и др.
– для учащихся из многодетных, неполных и малообеспеченные семьи – одной из мер поддержки является бесплатное питание для детей образовательных учреждениях, выдаются бесплатные учебные пособия и др.;
– для детей с инвалидностью: полностью бесплатное питание, меры социальной, психологической и правовой поддержки и мн. др.
4. Выявили проблемы, возникающие при социально-правовой поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях и пути их решения, тек:
Проблема недостаточно эффективно решаются проблемы, связанные с изменением принципов финансирования, адресности поддержки обучающихся в общеобразовательных организациях, качества и доступности социальных услуг для данной категории несовершеннолетних. В пункте 4 ст. 18 Закона № 273-ФЗ не содержатся определения понятий «учебник» и «учебное пособие», что свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании. Серьезность обозначенного пробела подтверждается многовариантности в понимании, что создает трудности при судебных разбирательствах. Рекомендация –конкретизировать в ст. 2 Закона № 273-ФЗ понятия «учебник» и «учебное пособие».
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 273-ФЗ библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями, методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам. Однако, не все образовательные учреждения это соблюдают, приходится родителям покупать самостоятельно учебный материал. Следовательно, предлагаем внести изменения в ч. 1 ст. 18 Закона № 273-ФЗ такой формулировкой «в случае не укомплектованности печатными и (или) электронными учебными изданиями… компенсируется средства, за самостоятельное их приобретение».
Следующая проблема, нет педагогов, владеющих навыками работы с детьми ОВЗ, или детьми-инвалидами, асоциальными подростками, а также во многих образовательных учреждениях сократили (оптимизировали) должность психологов, мы предлагаем на законодательном уровне ввести должность социального педагога и отдельно должность психолога, независимо от количества обучающихся. Проводить курсы не только по теоретической части, но и по практической части работы с детьми-инвалидами и т. д.
Образовательная организация – это то место, где в одном классе могут собраться дети из семей с разным материальным положением, разными культурными ценностями и интересами. Нередко эта разница в социальном положении становится серьезной проблемой как для обучающегося, так и для его родителей. Государство и общество должно продумать все продуктивные меры социально-правовой и социально-психологической помощи.
Таким образом, социально-правовая поддержка обучающихся в общеобразовательных организациях почти полностью урегулирована нормативно-правовыми актами, но есть некоторые проблемы, которые всё ещё требуют внимания и решения.
1. Международные законы. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Международные законы. – Текст: непосредственный // Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLVI. – 1993.
2. Российская Федерация. Конституция (2020). Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 / Российская Федерация. Конституция (2020). – Текст: непосредственный // Российская газета. – 2020. – № 144.
3. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
4. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов Российской Федерации : Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
5. Российская Федерация. Законы. О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
6. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
7. Российская Федерация. Законы. Об опеке и попечительстве : Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 17. – Ст. 1755.
8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (часть I). – Ст. 7598.
9. Российская Федерация. Президент РФ. О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688 / Российская Федерация. Президент РФ. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2015.
10. Российская Федерация. Правительство РФ. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение правительства РФ от 25.09.2014 № 1618-р / Российская Федерация. Правительство РФ. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 35. – Ст. 4811.
11. Российская Федерация. Приказы Минпросвещения. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования : приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 / Российская Федерация. Приказы Минпросвещения. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2015.
12. Амурская область. Законы. О мерах социальной поддержки многодетных семей : Закон Амурской области от 19.01.2005 № 408-ОЗ / Амурская область. Законы. – Доступ из СПС Гарант. (дата обращения 22.03.2022). – Текст : электронный.
13. Амурская область. Законы. О дополнительных гарантиях и мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Закон Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ / Амурская область. Законы. – Доступ из СПС Гарант. (дата обращения 15.02.2022). – Текст : электронный.
14. Амурская область. Правительство Амурской области. О создания регионального банка данных о несовершеннолетних и семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении»: постановление Правительства Амурской области от 21.11.2013 № 582 / Амурская область. Правительство Амурской области. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – Москва, 2015. (дата обращения 15.02.2022).
15. Амурская область. Правительство Амурской области. Об утверждении государственной программы «Развитие образования Амурской области постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 / Амурская область. Законы. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения 15.02.2022). – Текст : электронный.
16. Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования / В.И. Абрамов. – Текст : непосредственный // Ленингр. юрид. журн. – 2020. –№ 4. – С. 77-92.
17. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в РФ. – Томск : Изд-во НТЛ, 2021. – 230 с. – Текст : непосредственный.
18. Беспалов Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации / Ю.Ф. Беспалов. – Владимир : Центр. – 2020. – 240 с. – Текст : непосредственный.
19. Гонгало Б.М. Семейное право : учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова; под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2021. – 372 с. – Текст : непосредственный.
20. Гриневич И.М. Права и обязанности родителей в отношении детей. Осуществление родительских прав / И.М. Гриневич. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 10 (5). – С. 150-158.
21. Гришаев С.П. Семейное право : учебник / С.П. Гришаев. – М.: Проспект. – 2016. – 272 с. – Текст: непосредственный.
22. Жилина Е.Н. Критерии социально опасного положения несовершеннолетних / Е.Н. Жилина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2022. – № 2. – С. 150-155.
23. Коновалова Г.В. Организационно-правовые основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка / Г.В. Коновалова. – Текст : непосредственный // Институт Уполномоченного по правам ребенка в России. – М.: ИНФПА-М. – 2021. – 220 с.
24. Мальсагова Б.Х. Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних детей в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2022. – № 3. – С. 257-261. – Текст : непосредственный.
25. Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России : системный подход – Текст : непосредственный / М.В. Немытина // Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 12. – С. 59-76.
26. Нечаева А.М. Семейное право : актуальные проблемы теории и практики / А.М. Нечаева. – М.: Юрайт-Издат. – 2020. – С. 277. – Текст : непосредственный.
27. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения / под ред. М.Я. Рудевой. – М.: ИНФПА-М, 2021. – 271 с. – Текст : непосредственный.
28. Поташник М.М. Инновационные школы России / М.М. Поташник. – М: ИНФРА-М. – 2021. – 344 с. – Текст : непосредственный.
29. Толмачева А.А. Вопросы законного представительства несовершеннолетних : теоретико-правовое исследование / А.А. Толмачева. – М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2021. – 244 с. – Текст : непосредственный.
30. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации // Минобрнауки России : официальный сайт. – Москва, 2019. – URL: https://minobrnauki.gov.ru (дата обращения 18.01.2022). – Текст : электронный.
31. Министерство социальной защиты Амурской области // Министерство СЗН : официальный сайт. – Благовещенск, 2019. – URL: https://szn.amurobl.ru (дата обращения 18.01.2022). – Текст : электронный.