Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития права социального обеспечения…………………………………………………………………………..7
1.1. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения…………..7
1.2. Принципы и источники права социального обеспечения……………18
Глава 2. Современное состояние и основные направления развития права социального обеспечения как отрасли права……………………………………..29
2.1. Современное состояние и проблемы социального обеспечения…….29
2.2. Перспективы развития права социального обеспечения……………..39
Заключение………………………………………………………………………….47
Список нормативно-правовых актов и литературы……………………………...51
Объединенная система социальной защиты и социальной работы – неотделимая часть любого современного общества. Такая система действует как критерий развития современного общества. В современном мире основная часть развитых стран имеет опыт преодоления социальных кризисов, результаты которых имели различные от неблагоприятных ситуаций до социальных катастроф: революций, гражданских войн как единственный фактор прогресса. Преобразование, которому развитые страны были подвергнуты в последнее время, служило значительным снижением уровня интенсивности межклассовых конфликтов в обществе.
Происходящие инновационные изменения в обществе влекут за собой не только экономически изменения, но и социальные, что обосновывает актуальность разработки темы изучения вопросов изменения сложившихся отношений между социальными объектами, готовности общества к пониманию задач в области социального обеспечения.
Исследование проблемы правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации находится во внимании большого количества отечественных специалистов, работы которых развивают теоретические аспекты общей теории права, практического развития и уточнения формализации статей конституционного, административного, гражданского и трудового права (С.С. Алексеева, М.В. Баглая, К.Н. Гусова, А.А. Кауфмана, А.М. Лушникова, Е.Е. Мачульской, В.С. Нерсесянц, В.Н. Хропанюк, В.И. Червонюк и др.). Дополнение выше представленных направлений являются исследования в области правового регулирования социального обеспечения (Е.И. Бутенко, И.Р. Маматказина, А.Л. Пашукова, Д.И. Рогачева и др.). Многочисленные научные статьи, монографии и другие работы, посвященные данной проблеме, носят специальный характер, где внимание ученых акцентируется на отдельных аспектах общей проблемы.
Данное обстоятельство предопределило выбор темы настоящего исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, касающиеся права социального обеспечения.
Предмет выпускной квалификационной работы – нормы российского законодательства, регулирующие вопросы права социального обеспечения.
Цель работы состоит в комплексном теоретическом и практическом исследовании понятия, предмета, метода, системы и принципов права социального обеспечения.
Достижение названной цели потребовало решения следующих задач:
- определить понятие, предмет и метод права социального обеспечения;
- рассмотреть принципы и источники права социального обеспечения;
- проанализировать современное состояние и проблемы социального обеспечения;
- выявить перспективы развития права социального обеспечения.
В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания, логический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический.
Научно-теоретическую базу работы составляют труды Г.В. Сулеймановой, Э.Г. Тучковой, М.В. Филиппова и других авторов.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили Конституция Российской Федерации, положения иных российских правовых актов.
Научно-практическую значимость исследования подтверждает то, что сделанные в работе выводы, и внесенные предложения могут использоваться органами государственной власти в целях совершенствования российского законодательства.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка нормативно-правовых актов и литературы.
Любое современное государство характеризуется сложным переплетением четырех сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. Социальная сфера является важной, так как именно она определяет качество жизни простого человека, регулирует вопросы занятости, материальной поддержки традиционно нуждающихся в особой защите слоев населения: семей с детьми, пенсионеров, инвалидов, безработных граждан.
Социальное обеспечение как совокупность общественных отношений регулируется особой индустрией права – право социального обеспечения. Сюда необходимо отнести все типы пенсий, грантов, выплат компенсации, социального обеспечения, медицинского обслуживания, лечебного санатория и также различных привилегий для отдельных категорий граждан в системе социальной защиты.
В настоящее время существует большое количество источников регулирования права социального обеспечения. Однако разнообразие нормативно-правовых актов, регулирующих исследуемую область, не свидетельствует о всесторонности правового регулирования. В данной сфере до сих пор сохраняется немало проблем, вызванных помимо прочего пробелами и коллизиями в действующем российском законодательстве.
Основными задачами социальной политики последних лет стали: решение демографических проблем, увеличение рождаемости и продолжительности жизни, пенсионная реформа, обеспечение занятости, разработка механизмов обязательного медицинского страхования и многие другие. Несмотря на все усилия власти, в социальной политике государства выявляется ряд существенных проблем, которые пока не находят решения. В настоящее время по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остается нерешенным, а некоторые только обостряются.
Множество крупных и мелких проблем были решены государством, другие волнующие всех проблемы остались без решения. Реалии сегодняшнего дня: борьба с последствиями коронавирусной инфекции и противостояние новому экономическому кризису 2022 года диктует новые экономические и социальные вызовы, с которыми России предстоит справится. Ожидается новый виток безработицы, товарный дефицит, рост цен, прежде всего, на продукты первой необходимости, на лекарства, упрощение производства, дефицит технологий и техники. Правительство России ищет способы защиты экономики, компенсации наложенных санкций, помощи населению и предприятиям.
Будучи одним из наиболее важных прав человека в современном государстве всеобщего благосостояния, права социального обеспечения подвергаются постоянным изменениям и реформам. Одной из перспективных тенденций развития прав социального обеспечения, а также факторов, оказывающих существенное влияние на их формирование, является повсеместная компьютеризация, цифровизация и информатизация, оказывающие непосредственное влияние на некоторые институты общественной жизни. Действующая в России законодательная база отличается широтой, направленной на поддержку различных групп общества. Существующие меры поддержки хорошо представлены как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако рядовому гражданину зачастую довольно сложно понять объем предоставляемой информации.
Одним из возможных решений этой проблемы может стать кодификация законодательства о социальном обеспечении. Систематизация российских правовых норм в этой области позволит надлежащим образом систематизировать существующие нормы и создать их единство. Эта точка зрения подтверждается опытом зарубежных стран и России, поскольку в ряде регионов нашей страны уже разработано кодифицированное законодательство, унифицирующее региональные особенности правовых норм социального обеспечения.
Несмотря на выявленную необходимость, формализованный закон о социальном обеспечении в виде отдельного кодекса, который можно было бы назвать Социальным кодексом Российской Федерации, в настоящее время не является перспективным направлением для законодателя, уровень заинтересованности которого в этом процессе пока весьма неопределенный. Проблема систематизации большого количества норм в единую систему может быть решена не только путем кодификации, но и с помощью современных технологий.
В эпоху повсеместной оцифровки и компьютеризации значительно повышается уровень доступности законодательства, что облегчает его использование. Цифровизация, распространяющаяся на все сферы жизни общества, предъявляет новые требования к обществу и тем самым требует от правительств реформирования существующей системы. Эта необходимость усиливается в связи с растущим предоставлением социальных услуг с помощью новых технологий и других достижений в области оцифровки и компьютеризации.
Одним из важнейших шагов на пути к обеспечению доступности информации о тех или иных мерах социальной поддержки стало создание ЕГИССО. Несмотря на значительные преимущества для граждан, не все знают о существовании таких информационных систем. Недостаточная информированность объясняется, в частности, тем, что некоторые муниципалитеты до сих пор используют консервативные методы предоставления информации и не могут пользоваться информационными системами по уважительным причинам, таким как отсутствие доступа в Интернет или отсутствие квалифицированных специалистов для обслуживания системы.
Еще одна тенденция в цифровизации прав социального обеспечения – «проактивные» ответы, включая информирование граждан об их праве на меры социальной поддержки и других событиях, таких как приближающееся истечение срока инвалидности, что позволит им своевременно принять необходимые меры.
С развитием цифровых технологий и их использованием в исследуемой сфере большинство услуг – как практических, так и информационных – должны работать дистанционно, исключая личное присутствие граждан. Это также позволит установить контакт с маломобильными людьми или людьми с ограниченными физическими возможностями, что очень важно. Например, люди с нарушениями слуха смогут использовать веб-версию чат-бота или мобильное приложение, а люди с нарушениями зрения – позвонить по единому телефонному номеру контактного центра.
В целом, использование цифровых технологий в законодательстве о социальном обеспечении в настоящее время стало одним из приоритетов правительства. Необходимость кодифицированного закона, о которой много говорили и спорили в начале 20 века, сегодня уже не кажется такой необходимой и заменена использованием информационных ресурсов, выявленных в данном исследовании. В цифровую эпоху государство очень активно регулирует право социального обеспечения, о чем свидетельствует большое количество разработок, которые уже существуют и используются, а также те, которые мы могли бы использовать в ближайшем будущем.
Таким образом, законодательство отражает заинтересованность государства в оказании социальной поддержки всем группам населения. Меры социальной поддержки предполагают денежные выплаты. Это пенсии, пособия, зарплаты, социальные услуги, медицинская и фармацевтическая помощь и многое другое. Однако современная политика социального развития невозможна без экономики, их взаимосвязь направлена на дальнейшее повышение благосостояния каждой семьи, каждого гражданина нашей страны. От достижения этих целей будет зависеть совершенствование системы социального обеспечения как сейчас, так и в будущем.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.) // Российская газета. – 1998. – № 22.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976. – № 17.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
4. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О ветеранах» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 3. – Ст. 168.
5. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 30.04.2022) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 30.04.2022) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 35. – Ст. 3607.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (ч. 1). – Ст. 7007.
11. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ (ред. от 28.01.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 41. – Ст. 6190.
12. Указ Президента РФ от 05.11.1992 № 1335 (ред. от 05.10.2002) «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций» // Российская газета. – 1992. – № 244.
13. Указ Президента РФ от 11.03.2020 № 180 «О дополнительных мерах социальной защиты некоторых категорий граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1530.
14. Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 (ред. от 10.03.2021) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 12. – Ст. 1745.
15. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
16. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 14.07.2021) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Российская газета. – 1994. – № 35.
17. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 (ред. от 21.01.2022) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Российская газета. – 2005. – № 8.
18. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2021 № 3711-р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 1 (часть 4). – Ст. 260.
19. Закон Калужской области от 30.12.2004 № 12-ОЗ (ред. от 26.04.2022) «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» // Весть. – 2005. – № 4.
20. Постановление Правительства Калужской области от 31.01.2019 № 46 (ред. от 15.03.2022) «Об утверждении государственной программы Калужской области «Социальная поддержка граждан в Калужской области» // Собрание НПА органов государственной власти Калужской области. – 2019. – № 10.
21. Адриановская Т.Л. Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях / Т.Л. Адриановская // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3. – С. 244-248.
22. Афанасьев М.А. Право социального обеспечения России: учебное пособие / М.А. Афанасьев, Т.Ю. Голубева. – М.: Проспект, 2020. – 184 с.
23. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2018. – 318 с.
24. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Юрайт, 2022. – 428 с.
25. Залоило М.В. Право в условиях цифровой реальности / М.В. Залоило, И.А. Шулятьев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 4. – С. 171-187.
26. Кариева А.Д. Технологии и методы социальной работы с людьми пожилого возраста / А.Д. Кариева // Общество в контексте социокультурных трансформаций: сб. трудов конф. – Биробиджан: ПГУ, 2020. – С. 35-38.
27. Комкова Г.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие / Г.Н. Комкова, Р.А. Торосян, В.Б. Сычев. – М.: Юрайт, 2022. – 188 с.
28. Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения: учебник / Н.Н. Косаренко. – М.: КноРус, 2019. – 240 с.
29. Логинова И. А. О проблемах эффективности и качества социального обслуживания населения / И.А. Логинова, Ю.В. Гатен // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2019. – № 3. – С. 100-107.
30. Право социального обеспечения: учебник / под ред. М.В. Филиппова. – М.: Юрайт, 2022. – 406 с.
31. Рогожкин Д.Е. Характеристика основных видов социального обслуживания / Д.Е. Рогожкин // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 794-800.
32. Сайфутдинова В.М. Информатизация в праве социального обеспечения / В.М. Сайфутдинова // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 4. – С. 57-66.
33. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. – М.: Юрайт, 2022. – 430 с.
34. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник / Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2022. – 480 с.
35. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 28.05.2022).
36. Хабриева Т.Я. Право перед вызовами цифровой реальности / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2018. – № 9. – С. 5-16.
37. Шляфер С.И. Основные показатели работы центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в России / С.И. Шляфер // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2019. – № 6. – С. 1053-1057.