ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ WEB - САЙТОВ 8
1.1 Классификация web - сайтов и web - приложений 9
1.2 Средства разработки web - сайтов 17
1.3 Требования законодательства РФ к web - сайтам образовательных
учреждений 35
ГЛАВА 2.РАЗРАБОТКА САЙТА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №30 Г. НОВОАЛТАЙСКА 40
2.1 Выявление и анализ ошибок, допущенных при создании текущего сайта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска 40
2.2 Проектирование web - сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска 49
2.3 Разработка структуры web - сайта Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска, с учетом требований законодательства РФ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день, одним из направлений Государственной политики в сфере образования является обязательное обеспечение информационной открытости образовательной организации. Сайт образовательной организации один из инструментов, обеспечивающих информационную открытость. В соответствии с проектом Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения отнесено «обеспечение создания и ведение официального информационного web - сайта образовательной организации в информационно - коммуникационной сети Интернет», обеспечивающего информационную открытость образовательной организации.
Представительство образовательной организации в сети Интернет является ее «лицом», оно должно быть привлекательным, информационно насыщенным и, самое главное, эффективно работать, предоставляя потребителям образовательных услуг полную и достоверную информацию о деятельности образовательной организации.
Требования к сайту образовательной организации многообразны и формируются не только государством и системой образования, но и конечным потребителем образовательных услуг. Информационный web - ресурс учебного заведения должен учитывать интересы не только самой организации, но и различных групп пользователей - обучающихся, их родителей, представителей общественности и т.д. Разнообразие требований приводит к разнообразию подходов к созданию сайтов, и создаваемые сайты могут значительно отличаться по целевой аудитории и составу предоставляемых сервисов.
Не стоит забывать, что любая организация, имеющая представительство в сети Интернет при размещении материалов на сайте обязана соблюдать Законодательство РФ и международные законы в информационной сфере, такие как: Федеральный закон РФ «О персональных данных», Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон РФ «О международном информационном обмене», Федеральный закон РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Сайты образовательных организаций позволяют обеспечить качественный диалог общества и образовательной системы, распространять информацию о деятельности образовательного учреждения. Успех официального ресурса образовательного учреждения зависит от полноты понимания ее создателями потребностей аудитории. Размещение на сайте удобной формы обратной связи даст возможность получить отзывы о деятельности организации от различных групп пользователей, это поможет руководству сделать выводы о развитии учреждения и эффективности решения основных задач.
Степень изученности. Создание сайтов образовательных учреждений давно завоевало популярность в странах Запада и Америки, и с 1990-x годов стало актуально в нашей стране.
В Российской Федерации важность информационных технологий в образовании неоднократно обсуждалось и подчеркивалась на различных уровнях. Большими шагами в осуществлении этих идей стали государственные программы «Электронная Россия», а затем сменившая ее программа «Информационное общество». В рамках этих государственных программ информатизация образовательной системы является важным этапом информатизации России в целом.
Проблемам разработки web - сайтов и сайтов образовательных учреждении посвящено множество учебной литературы, практических пособий, учебников и самоучителей. Среди множества трудов, которые затрагивают проблемы разработки web - сайтов образовательных учреждений следует выделить следующие: Ю.В. Ээльма, З.Ю. Смирновой «Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития». Авторы данного пособия рассматривают проблематику разработки web - сайтов образовательных учреждений в двух аспектах - управленческом и технологическом.
Также следует выделить практическое руководство авторов М.Ю. Моханова, А.А. Воронина «Создаем школьный сайт в интернете» описывающие основные этапы проектирования модели web - сайта образовательного учреждения как системы и основные способы создания web - страниц.
Среди учебников по определенным языкам и средствам разработки web - сайтов следует выделить: Р.А. Клименко «Web - мастеринг. Изучаем HTML5, CSS3, JavaScript, CMS, AJAX, SEO» , С.Г. Горняков «Осваиваем популярные системы управления сайтом».
Объектом исследования является процесс разработки web - сайта Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска.
Предмет исследования - средства разработки web - сайтов.
Цель дипломной работы заключается в разработке web - сайта Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Классификация основных видов web - сайтов и web - приложений;
2. Анализ современных средств и подходов, применяемых при создании web - сайтов;
3. Анализ требований законодательства РФ к web - сайтам образовательных учреждений
4. Выявление ошибок, допущенных при проектировании текущего сайта МБОУ СОШ № 30 г. Новоалтайска.
5. Разработка нового web - сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска
6. Разработка структуры web - сайта образовательного учреждения, с учетом требований законодательства РФ
Методы исследования. В процессе написания дипломной работы использовались такие общенаучные методы исследования как анализ учебной литературы и нормативно - правовой базы, обобщение сведений, классифицирование. В практической части дипломной работы главным методом исследования является моделирование.
Источниковая база. При создании web - сайта была использована учебная литература, нормативные документы, а также ГОСТы РФ. Основой исследования стали Федеральный закон от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» , Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» , Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно - телекоммуникационной сети «ИНТЕРНЕТ» и обновления информации об образовательной организации» , ГОСТ Р 52872¬2012 «Интернет - ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» , а также Конституция Российской Федерации и ГОСТ Р 52653 - 2006 «Информационно - коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».
Практическая значимость. Практическая значимость работы заключается в разработке web - сайта Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №30 г. Новоалтайска. Разработанный web - сайт создаст новые возможности взаимодействия в образовательном процессе, позволит получать актуальную информацию о образовательной организации. Любой ученик получит возможность получать информацию о проводимых мероприятиях, узнавать последние новости, для учителей сайт будет являться своего рода коммуникативным инструментом. Родителям школьный сайт сможет рассказать об особенностях школы, ее достоинствах, достижениях.
Апробация. Работа была представлена на международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования».
Структура дипломной работы соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений
В результате выполнения дипломной работы был разработан web - сайт Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска.
В процессе создания web - сайта, в теоретической части дипломной работы, мною была выполнена классификация основных видов современных web - сайтов и web - приложений, а также основных средств, применяемых современными разработчиками, для проектирования динамических web - сайтов. При анализе основных современных средств разработки были выделены основные достоинства и недостатки рассмотренных систем.
По результатам анализа плюсов и минусов рассмотренных средств разработки, для проектирования web - сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска, была выбрана наиболее подходящая - система uCoz. Главной причиной выбора данного средства для проектирования web - сайта стало то, что люди, ответственные за администрирование web - сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска знакомы с правилами и приемами работы в системе.
В заключении теоретической части дипломной работы мною были проанализированы требования федеральных законов РФ, приказы Рособрнадзора, а также ГОСТы, содержащие требования к интернет - ресурсам и официальным web - сайтам образовательных учреждений. На основе изученного теоретического материала, была составлена типовая структура web - сайта образовательного учреждения.
В практической части дипломной работы мною был проведен анализ текущего сайта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска на предмет ошибок и невыполнений требования законодательства РФ, допущенных, при его проектировании. При анализе ошибок сайта были выделены основные ошибки, допущенные при создании дизайн - макета сайта, его структуры, а также выявлено неполное выполнение требований ГОСТа к web - сайтам образовательных учреждений. После выявления ошибок и их анализа, мною был разработан новый web - сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 30 г. Новоалтайска.
В завершении практической части дипломной работы, для спроектированного мною web - сайта, была разработана его структура, с учетом исправлений ошибок, выявленных при анализе предыдущего web - сайта и полным выполнением требований законодательства РФ к структуре web - сайта образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные задачи решены в полном объеме, цель дипломной работы достигнута.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6 - ФКЗ, от 30.12.2008 N 7 - ФКЗ, от 05.02.2014 N 2 - ФКЗ, от 21.07.2014 N 11 - ФКЗ)// СПС КонсультантПлюс
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)// СПС КонсультантПлюс
3. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ
4. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция)// СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона Об информации, информационных технологиях и о защите информации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 31.12.2014 N 531-ФЗ (последняя редакция)// СПС КонсультантПлюс
6. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»// СПС КонсультантПлюс
7. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)// СПС КонсультантПлюс
8. ГОСТ Р 52653 - 2006. Национальный стандарт Российской Федерации. «Информационно - коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 № 419 - ст)// СПС КонсультантПлюс
9. ГОСТ Р 52872 - 2012. Национальный стандарт Российской Федерации. «Интернет - ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 № 1789 - ст)// СПС КонсультантПлюс
Список литературы
1. Абрахам Н. Веб-программирование для чайников. - М.: Вильямс, 2016. - 240 с.
2. Алексеев А. П. Информатика: учеб. Пособие. - М.: СОЛОН - Р, 2015. - 420 с.
3. Баландин Д. Л. Технология создания и поддержки школьного сайта// Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2007. - № 4. - 74 с.
4. Бэрри Н. Joomla! 1.5. Практическое руководство. - М.: Символ-плюс, 2015. - 450 с.
5. Воленко А. В начале была ARPA... // UP Special : журнал. — 2011. — № 3. — 49 с.
6. Глушаков, С. В. Программирование Web-страниц. JavaScript. VBScript. - М.: Фолио, 2005. - 323 с.
7. Грачев А. М. Создаем свой сайт на WordPress: быстро, легко и бесплатно. Работа с Системой управления контентом (CMS) WordPress 3. - СПБ.: Питер, 2016 - 288 с.
8. Гутманс Э., Баккен С., Ретанс Д. PHP5. Профессиональное программирование. СПб.: Символ - плюс. 2016. - 367 с.
9. Даккет Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб сайтов. М.: Эксмо 2013, - 245 с.
10. Дерил Бартлетт. WordPress для начинающих. - М.: Эксмо, 2017. - 208 с.
11. Дженифер Нидерст Роббинс., Л.Ильичева. HTML5. Карманный справочник. - М.: Вильямс, 2016. - 192 с.
12. Джон Дакетт, Михаил Райтман. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб - сайтов. - М.: Эксмо, 2017. - 480 с.
13. Дронов В. HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов. - М.: Эксмо, 2011. - 470 с.
14. Дэвид Сойер Макфарланд. JavaScript и jQuery. Исчерпывающие руководство. - М.: Эксмо, 2017. - 880 с.
15. Евдакимов Н. Создание сайтов. СПб.: Питер, 2015. - 220 с.
16.Закас Н. JavaScript для профессиональных веб-разработчиков / Николас Закас. - М.: Питер, 2015. - 960 с.
17.Зандстра М. PHP. Объекты, шаблоны и методики программирования. М.: Вильямс, 2015. - 128 с.
18. Каил Симпсон. ES6 и не только. - СПб.: Питер, 2017. - 336 с.
19. Какая информация в обязательном порядке должна присутствовать на сайте образовательного учреждения? [Текст] // Юридический журнал директора школы. - 2010. - № 3. - 77 с.
20. Кириченко А.В., Хрусталев А.А. HTML5 + CSS3. Основы современного WEB - дизайна. - СПб.: Наука и техника, 2018. - 352 с.
21. Киселев, С. В. Flash-технологии / С.В. Киселев, С.В. Алексахин, А.В. Остроух. - М.: Academia, 2011. - 478 с.
22. Кит Д. HTML5 для дизайнеров. М.: Эксмо, 2012. - 240 с.
23. Колетцки П. Oracle Jdeveloper 10g. Руководство по разработке Интернет- приложений J2EE с помощью Oracle Jdeveloper и Oracle ADF. - М.: ЛОРИ,
2012. - 610 с.
24. Колисниченко Д.Н. Выбираем лучший бесплатный движок для сайта. CMS Joomla! И Drupal. - СПб.: БХВ - Петербург, 2016. - 288 с.: ил.
25. Колисниченко Д.Н. Самоучитель Joomla!. - СПб.: БХВ - Петербург, 2015. - 224 с.
26. Комолова Н., Яковлева Е. Adobe Photoshop CC для всех. СПб.: БХВ- Петербург, 2014. - 415c.
27. Комолова Н.В. HTML самоучитель М.: Питер, 2008. - 340 с.
28. Крамер, Джен Joomla! Как спланировать, создать и поддерживать ваш веб-сайт / Джен Крамер. - М.: Рид Групп, 2017. - 380 с.
29. Кузнецова С. Как создавать веб-контент. М.: TexTerra, 2014. - 250 с.
30. Купер А. Алан Купер об интерфейсе. СПб.: Символ - плюс. 2009. - 140 с.
31. Левин А. Создаем сайт быстро и качественно. - СПб.: БХВ - Петербург, 2015. - 256 с.
32. Макконнелл C. Совершенный код. 2-е издание. М.: Русская редакция, 2010. - 367 с.
33. Макфарланд Д.С. Большая книга CSS. М.: Питер, 2016. - 456 с.
34. Малыхина, М. Базы данных: основы, проектирование, использование / М. Малыхина. - М.: БХВ-Петербург, 2015. - 240 с.
35. Мейер Э.А. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство, 3 - е издание. - СПБ.: Символ - плюс, 2015. - 576 с.
36. Меняев М. Ф. Информатика и основы программирования: учеб. по-собие / М. Ф. Меняев. - М.: ОМЕГА-Л, 2015. - 143 с.
37. Мержевич В. HTML и CSS на примерах. СПб.: Питер, 2016. - 230 с.
38. Мержевич В. Верстка веб страниц. М.: HTMLBOOKS, 2014. - 460 с.
39. Монахов М.Ю Воронин А.А. Создаем школьный сайт в интернете. Учебное пособие. - М.: Бином, 2016. - 245 с.
40. Мэтью, Дэвид HTML5. Разработка веб-приложений / Дэвид Мэтью. - М.: Рид Групп, 2012. - 400 с.
41. Никсон, Робин Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript и CSS. - М.: Питер, 2013. - 325 с.
42. Петреченков А.Е., Новиков С.П. Идеальный Landing Page. Создаем продающие веб - страницы. - СПб.: Питер, 2017. - 320 с.
43. Прохоренок Н.А., Дронов В.А. HTML, JavaScript, PHP и MySQL. Джентельменский набор web - мастера. - СПб.: БХВ - Петербург, 2015. - 768 с.
44. Рамел Д., Берштейн И. Joomla! Для профессионалов. - М.: Вильямс, 2014. - 448 с.: ил.
45. Роббинс Д.Н. HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство. М.: Эксмо. 2014. - 679 с.
46. Робин Никсон. Гринчик Н. Создаем динамические web - сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5. - СПб.: Питер, 2017. - 786 с.
47. Севостьянов И. Поисковая оптимизация. Практическое руководство по продвижению сайта в Интернете. М.: Питер, 2012. - 227 с.
48. Сергеев А. Ucoz. Создаем свой сайт бесплатно и легко. - СПБ.: Питер, 2017 - 130 с.
49. Сергеев А.Н. Создание сайтов на основе WordPress. Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2015. - 128 с.
50. Серых Ю.А. Современный web - дизайн. Настольный и мобильный. - М.: Вильямс, 2018. - 384 с.
51. Скляр Д. PHP Рецепты программирования. М.: Питер, 2014. - 338 с.
52. Таненбаум. Э. Компьютерные сети. 6 - е изд. - СПБ.: Питер, 2016. — 754 с.
53. Ташков П. Веб-мастеринг на 100%. HTML, CSS, JavaScript, PHP, CMS, графика, раскрутка. М.: Символ 2012. - 456 с.
54. Уайт Я.В. Редактируем дизайном. М.: Книжный дом Университет, 2009. - 256 с.
55. Фрейен Б. HTML5 и CSS3.Разработка сайтов для любых браузеров и устройств - СПб.: Питер, 2014. - 326 с.
56. Хеслоп Б. HTML с самого начала: для пользователей Windows. Самые необходимые сведения для начинающих web-дизайнеров: пер. с англ. / Б. Хеслоп, Л. Бадник. - СПб.: БХВ - Петербург, 2013. - 202 с.
57.Чак М. Билл К. HTML и XHTML Подробное руководство, 6-е издание. - СПБ.: Символ - плюс, 2016. - 745 с.
58.Чебыкин Р. Разработка и оформление текстового содержания сайтов. СПб.: БХВ - Петербург, 2014. - 528 с.
59.Черепанова И.М. uCoz. Создание сайтов. - М.: Эксмо, 2016. - 544 с.
60. Шапошников И. Web-сайт своими руками. М.: БХВ - Петербург, 2017. - 224 с.
61. Шапошников И.В. Web - сайт своими руками. - СПб.: БХВ - Петербург, 2015. - 215 с.
62.Эрик Фримен, Элизабет Робсон. Изучаем программирование на JavaScript. - СПб.: Питер, 2017. - 640 с.
63.Эрик, Ф. Изучаем HTML, XHTML и CSS / Фримен Эрик. - СПб.: Питер,
2013. - 226 с.
64.Этан Браун. Изучаем JavaScript. Руководство по созданию современных веб - сайтов. - М.: Альфа - книга, 2017. - 368 с.
65.Ээльмаа Ю. В., Смирнова З. Ю. Создание школьного сайта: от концепции до воплощения и развития. - СПБ.: Символ - Плюс, 2015. - 234 с.
66.Яргер, Р.Дж. MySQL и mSQL: Базы данных для небольших предприятий и Интернета. - М.: СПб: Символ-Плюс, 2014. - 452 с.