Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе
|
Введение 3
Глава I Теоретико-методологические основы подготовки специалистов по социальной работе 12
1.1 Научные подходы и теории подготовки специалистов по социальной
работе 12
1.2 Профессиональные и образовательные стандарты подготовки
специалистов по социальной работе в России и за рубежом 25
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе 42
2.1 Методы и программа исследования образовательных и
профессиональных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе 42
2.2 Анализ полученных данных исследования 48
2.3 Рекомендации для совершенствования подготовки специалистов по
социальной работе 69
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1
Приложение 2
Глава I Теоретико-методологические основы подготовки специалистов по социальной работе 12
1.1 Научные подходы и теории подготовки специалистов по социальной
работе 12
1.2 Профессиональные и образовательные стандарты подготовки
специалистов по социальной работе в России и за рубежом 25
Глава II. Эмпирическое исследование профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе 42
2.1 Методы и программа исследования образовательных и
профессиональных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе 42
2.2 Анализ полученных данных исследования 48
2.3 Рекомендации для совершенствования подготовки специалистов по
социальной работе 69
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение 1
Приложение 2
Одной из наиболее важных функций любого государства является социальная защита населения. Сегодня, в современных экономически и социально нестабильных реалиях, особо заметны, стали проблемы обеспечения социальных нужд населения и его социальной защиты. В силу этих факторов, (как и некоторых других) актуальным является вопрос подготовки специалистов по социальной работе, которые могли бы обеспечить стабильное функционирование соответствующих институтов.
Степень научной разработанности проблемы. Сегодня, как и годами ранее, многие российские учёные (Г.М. Андреева, И.Н. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, И.А. Зимняя, А.М. Панов, В.А. Сластенин, А.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Т.Ф .Яркина и др.) проводят и вели активную исследовательскую работу по разработке теоретико-методологических аспектов социальной работы, как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности. Также, многие учёные (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, Б.Ю. Шапиро, Т.Д. Шевеленкова, Н.Б. Шмелева и др.) уделили особое внимание педагогическим и психологическим основам социальной работы и подготовке кадров для данной сферы деятельности. Исходя из аналитической работы, проведённой с обнародованными исследованиями, можно сделать вывод, что на данный момент, в России нет полного и единого понимания профессиональных проблем специалиста по социальной работе. Это связано как с отсутствием необходимой координации среди различных социальных служб , так и с отсутствием такой образовательной модели подготовки кадров, которая могла бы в полной мере удовлетворить профессиональные требования. Таким образом, мы наблюдаем проблему нехватки по-настоящему (с точки зрения непосредственной деятельности) подготовленных профессионалов.
По состоянию на 2014 год, в Алтайском крае насчитывалось 3 800 работников социальной сферы [61, с. 47]. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют профессиональной подготовки в области социальной работы [24]. Увеличение масштабов охвата и значимости социальной работы, как сферы профессиональной деятельности, выводит на первый план проблему недостатка квалифицированных специалистов, даже, несмотря на то, что по всей России сегодня насчитывается более 100 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по данному направлению. Одним из самых неудобных и неподдающихся, какому бы то ни было управлению факторов, является противоречие между необходимостью массовой подготовки специалистов по социальной работе и их отбору по некоторым личностным характеристикам определяющим успешность и полезность деятельности в данной сфере.
В настоящее время, в нашей стране социальная работа становится профессией, которая требует специальной подготовки и предъявляет особые личностно-психологические и профессиональные требования к человеку, ставшему на путь оказания помощи, нуждающимся в ней людям. Н.А. Аминов писал, что система отечественной профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на сегодняшний день, «представляет собой достаточно сложную проблему, прежде всего, из-за отсутствия целостной теоретической концепции социальной работы, разработанных технологий обучения, научно обоснованных требований, предъявляемых к программам профессионального образования, профессионального отбора абитуриентов и к самой работе в этой области» [3]. По факту, становление образовательной системы в области социальной работы началось в XX веке и сегодня данная профессия пережила уже более 100 лет. Будучи относительно новым видом профессиональной деятельности, подчёркивают исследователи, «она не имеет традиций и того багажа знаний, который есть у смежных с ней областей (например, педагогика, медицина)» [47, с. 59]. Образование в области социальной работы в России, пишет В. А. Никитин, «имеет непродолжительную (с августа 1991 года), но интересную и вполне самостоятельную историю» [45, с. 11]. Вместе с тем, В. А. Луков [38, с. 63] отмечает, что, процесс формирования высококвалифицированного поколения специалистов по социальной работе в количестве, требующемся для проведения эффективной работы в области социальной защиты, может занять несколько десятилетий. Обращая внимание на зарубежный опыт, отмечаем, что данный процесс, от начала организации систематической подготовки таких кадров, до насыщения ими социальной инфраструктуры требует 30-40 лет. Совершенно понятно, что и в России, описываемый процесс будет продолжаться, примерно, такое же время. Преобразования, происходящие в социальной сфере российского общества, построение новой парадигмы принципов социальной работы с населением обозначили острый дефицит квалифицированных кадров в данной области. В связи с чем, последние 7 лет наблюдался рост количества ВУЗов, предоставляющих образовательные услуги по специальностям , связанным с социальной сферой. Как следует из отчётов учебно-методического объединения ВУЗ-ов Российской Федерации, в 2010 году подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе и социальных работников осуществлялась в 108 вузах страны, в том числе - 82 госуниверситетах, 10 академиях, 11 государственных педагогических университетах, 5 негосударственных вузах, 12 средних профессиональных учебных заведениях (6 техникумах, 5 колледжах, 1 лицее). По данным на конец 2017 года, подготовкой специалистов по социальной работе занимались в 201 ВУЗе в 78 регионах Российской Федерации [67]. Сложился целый ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы (Российский государственный социальный университет, Алтайский государственный университет, Московский гуманитарный университет, Московский государственный университет сервиса и др.) [45, с. 11]. Таким образом, мы видим, что в России появилась широкая сеть высших учебных заведений , на базе которых выстраивается модель современной системы подготовки специалистов по социальной работе. Это, в свою очередь, является большим шагом на пути развития социального знания и социального образования в стране.
Исполняя свои профессиональные обязанности, специалист по социальной работе встречается с абсолютно разными людьми - детьми и стариками, обеспеченными и бездомными. Имеет дело и решает проблемы людей в широком спектре их жизнедеятельности - в здравоохранении, судебных разбирательствах, планировании семьи, образовании, финансовых вопросах, проблемах трудоустройства и трудовой деятельности. Специалист по социальной работе занимается не только частными случаями, но проводит групповые консультации, организует сети поддержки, а кроме того, планирует и координирует социальную работу, осуществляет административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку. По долгу службы, ему приходится работать с особыми людьми, жизненные обстоятельства которых вынуждают проникаться и испытывать стресс чужой беды. Такими людьми могут быть больные СПИДом и их семьи, иммигранты и беженцы, жертвы преступлений и бездомные. Рассматривая всю мировую практику социальной работы, можно говорить о том, что специалист по социальной защите является основным посредником между государством и обществом во многих сферах социальных реформ и перемен. Абсолютно не имеет значение в государственной или общественной частной или добровольческой организации трудится специалист по социальной работе - в процессе его работы, основополагающим фактором является набор особых общечеловеческих ценностей. Специалист по социальной работе больше чем кто бы то ни было должен проявлять уважение к человеческому достоинству, обеспечивать социальную справедливость. Основываясь, по сути, на одной только доброй воле, специалист по социальной работе должен оставаться человечным в работе низшими слоями населения, обеспечивая их интеграцию в социум, давая шанс на мирное сосуществование. Широчайший набор проблем, с которыми люди обращаются к специалисту по социальной работе, обязывает его быть универсальным специалистом, разбираться в вопросах, не относящихся напрямую к его профессиональному профилю и непредусмотренных в предшествующей образовательной программе.
Исходя из материалов многих отечественных исследовательских работ, в которых изучались пути совершенствования эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, мы делаем вывод о том, что современный российский специалист по социальной работе испытывает ряд проблем в повседневной профессиональной деятельности. Так, например, в состав программы профессиональной подготовки не всегда или вообще не закладывается понимание некоторых специфических компонентов социальной работы, локальных социально-культурных особенностей населения, экономико-географических и этнических особенностей территории. В нашей многонациональной стране, такие упущения приводят к неготовности молодых специалистов для «полевых работ». Также, в ходе образовательного процесса уделяется недостаточное внимание практическому обучению, разработке содержательных и методические основ практической подготовки кадров, что является причиной многих проблем молодого специалиста, в момент исполнения им своих профессиональных обязанностей.
Объект: подготовка специалистов по социальной работе в области социальной защиты населения.
Предмет: соотношение профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе.
Цель работы: проанализировать профессиональные и образовательные стандарты в области подготовки специалистов по социальной работе, для разработки рекомендаций по совершенствованию данной подготовки.
В список основных задач, на которых будет строиться ход работы, войдут:
1. Определить основные научные подходы и теории к изучению подготовке специалистов по социальной работе в области социальной защиты населения;
2. Проанализировать профессиональные и образовательные стандарты подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом;
3. Определить методы исследования профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе;
4. Выявить особенности функционирования профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы и разработать рекомендации по подготовке специалистов по социальной работе.
Формулируя гипотезы настоящего исследования, мы предполагаем, что:
1. Вероятно, из множества теоретических подходов к изучению профессиональных и образовательных стандартов для данной работы наиболее приемлемым является компетентностный подход, в рамках которого возможна оценка соответствия подготовки выпускника по стандартам ФГОС ВО требованиям профессиональной деятельности, определяемой набором знаний и умений, обозначенных в профессиональных стандартах.
2. Скорее всего, профессиональные и образовательные стандарты тесно взаимосвязаны и имеют большое количество общих положений, но, не смотря на это, между профессиональными и образовательными стандартами по социальной работе существуют несоответствия.
3. Возможно, специалисты по социальной работе обладают поверхностными знаниями и умениями профессионального требования к специалистам по социальной работе из группы трудовой деятельности с кодом «А»;
4. На данный момент необходима гармонизация профессиональных и образовательных стандартов по социальной работе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили компетентностный подход, позволяющий изучить синтез профессиональных знаний и умений, учитывающих специализацию выпускника, которые определяют его готовность к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту, его личностные качества, что и составляет профессиональную компетентность (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, К.А. Абульханова-Славская, А.А.
Деркач, Л.И. Катаева, Е.А. Яблокова и др.Д традиционный анализ научной литературы; анализ нормативно-правовых документов, обобщение. В качестве социологического метода был использован экспертный опрос в форме анкетирования с открытыми и закрытыми вопросами.
Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного автором контент-анализа профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы и исследования «Профессиональные и образовательные стандарты в области социальной работы как основа подготовки специалистов по социальной защите населения».
Для решения исследовательских задач были использованы методы:
1. Традиционный анализ научной литературы;
2. Анализ нормативно-правовых актов;
3. Контент-анализ профессиональных и образовательных стандартов в
области социальной работы;
4. Экспертный опрос.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее оптимальным теоретическим обоснованием для исследования профессиональных и образовательных стандартов по социальной работе в области социальной защиты населения является компетентностный подход.
2. В правовых нормативных актах сферы труда отсутствует понятие компетенции, в то время как в образовательных стандартах профессиональная деятельность социального работника описывается на языке компетенций.
3. Нормативно-правовая база образовательного процесса находится в постоянном совершенствовании, но все же существуют недоработки и несогласованность с профессиональными требованиями.
4. По мнению экспертов, молодые специалисты по социальной работе лишь частично обладают знаниями и умениями профессионального требования к специалистам по социальной работе из группы трудовой деятельности с кодом «А».
5. Существует необходимость более тесного взаимодействия образовательных учреждений и социальных служб, для гармонизации на практике профессиональных и образовательных стандартов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят вклад в развитие современного социологического знания посредством рассмотрения соответствия профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе и их гармонизации. Обоснована значимость компетентностного подхода для оценки соответствия подготовки выпускника по стандартам ФГОС ВО требованиям профессиональной деятельности, определяемой набором знаний и умений, обозначенных в профессиональных стандартах.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы исследования могут быть использованы при совершенствовании процесса взаимодействия учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе и социальных служб города и края. Так как проанализированы профессиональные и образовательные стандарты в области социальной работы и выявлены их несоответствия. Разработан инструментарий социологического исследования «Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе». Доказана необходимость гармонизации образовательных и профессиональных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе.
Результаты диссертационного исследования представлены на:
1. X Международная научно-практическая конференция «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» (г. Барнаул, 2017);
2. V Региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука! » (г. Барнаул, 2018).
Материалы исследования и анализ результатов изложены в следующих публикациях автора:
1. Глущич О.А. Профессиональные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе в Алтайском крае / Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 11-14 ноября, 2016. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 2906 с.;
2. Глущич О.А. Профессиональные и образовательные стандарты специалистов по социальной работе в Алтайском крае: роль, оценка экспертов и перспективы / Глобальные социальные трансформации ХХ - начала
XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года/ Отв.редактор: Ю.В.Асочаков. СПб.: Скифия-принт,2017.-1568 с.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 92 страницах.
Степень научной разработанности проблемы. Сегодня, как и годами ранее, многие российские учёные (Г.М. Андреева, И.Н. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, И.А. Зимняя, А.М. Панов, В.А. Сластенин, А.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Т.Ф .Яркина и др.) проводят и вели активную исследовательскую работу по разработке теоретико-методологических аспектов социальной работы, как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности. Также, многие учёные (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, Б.Ю. Шапиро, Т.Д. Шевеленкова, Н.Б. Шмелева и др.) уделили особое внимание педагогическим и психологическим основам социальной работы и подготовке кадров для данной сферы деятельности. Исходя из аналитической работы, проведённой с обнародованными исследованиями, можно сделать вывод, что на данный момент, в России нет полного и единого понимания профессиональных проблем специалиста по социальной работе. Это связано как с отсутствием необходимой координации среди различных социальных служб , так и с отсутствием такой образовательной модели подготовки кадров, которая могла бы в полной мере удовлетворить профессиональные требования. Таким образом, мы наблюдаем проблему нехватки по-настоящему (с точки зрения непосредственной деятельности) подготовленных профессионалов.
По состоянию на 2014 год, в Алтайском крае насчитывалось 3 800 работников социальной сферы [61, с. 47]. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют профессиональной подготовки в области социальной работы [24]. Увеличение масштабов охвата и значимости социальной работы, как сферы профессиональной деятельности, выводит на первый план проблему недостатка квалифицированных специалистов, даже, несмотря на то, что по всей России сегодня насчитывается более 100 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров по данному направлению. Одним из самых неудобных и неподдающихся, какому бы то ни было управлению факторов, является противоречие между необходимостью массовой подготовки специалистов по социальной работе и их отбору по некоторым личностным характеристикам определяющим успешность и полезность деятельности в данной сфере.
В настоящее время, в нашей стране социальная работа становится профессией, которая требует специальной подготовки и предъявляет особые личностно-психологические и профессиональные требования к человеку, ставшему на путь оказания помощи, нуждающимся в ней людям. Н.А. Аминов писал, что система отечественной профессиональной подготовки специалистов по социальной работе на сегодняшний день, «представляет собой достаточно сложную проблему, прежде всего, из-за отсутствия целостной теоретической концепции социальной работы, разработанных технологий обучения, научно обоснованных требований, предъявляемых к программам профессионального образования, профессионального отбора абитуриентов и к самой работе в этой области» [3]. По факту, становление образовательной системы в области социальной работы началось в XX веке и сегодня данная профессия пережила уже более 100 лет. Будучи относительно новым видом профессиональной деятельности, подчёркивают исследователи, «она не имеет традиций и того багажа знаний, который есть у смежных с ней областей (например, педагогика, медицина)» [47, с. 59]. Образование в области социальной работы в России, пишет В. А. Никитин, «имеет непродолжительную (с августа 1991 года), но интересную и вполне самостоятельную историю» [45, с. 11]. Вместе с тем, В. А. Луков [38, с. 63] отмечает, что, процесс формирования высококвалифицированного поколения специалистов по социальной работе в количестве, требующемся для проведения эффективной работы в области социальной защиты, может занять несколько десятилетий. Обращая внимание на зарубежный опыт, отмечаем, что данный процесс, от начала организации систематической подготовки таких кадров, до насыщения ими социальной инфраструктуры требует 30-40 лет. Совершенно понятно, что и в России, описываемый процесс будет продолжаться, примерно, такое же время. Преобразования, происходящие в социальной сфере российского общества, построение новой парадигмы принципов социальной работы с населением обозначили острый дефицит квалифицированных кадров в данной области. В связи с чем, последние 7 лет наблюдался рост количества ВУЗов, предоставляющих образовательные услуги по специальностям , связанным с социальной сферой. Как следует из отчётов учебно-методического объединения ВУЗ-ов Российской Федерации, в 2010 году подготовка и переподготовка специалистов по социальной работе и социальных работников осуществлялась в 108 вузах страны, в том числе - 82 госуниверситетах, 10 академиях, 11 государственных педагогических университетах, 5 негосударственных вузах, 12 средних профессиональных учебных заведениях (6 техникумах, 5 колледжах, 1 лицее). По данным на конец 2017 года, подготовкой специалистов по социальной работе занимались в 201 ВУЗе в 78 регионах Российской Федерации [67]. Сложился целый ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы (Российский государственный социальный университет, Алтайский государственный университет, Московский гуманитарный университет, Московский государственный университет сервиса и др.) [45, с. 11]. Таким образом, мы видим, что в России появилась широкая сеть высших учебных заведений , на базе которых выстраивается модель современной системы подготовки специалистов по социальной работе. Это, в свою очередь, является большим шагом на пути развития социального знания и социального образования в стране.
Исполняя свои профессиональные обязанности, специалист по социальной работе встречается с абсолютно разными людьми - детьми и стариками, обеспеченными и бездомными. Имеет дело и решает проблемы людей в широком спектре их жизнедеятельности - в здравоохранении, судебных разбирательствах, планировании семьи, образовании, финансовых вопросах, проблемах трудоустройства и трудовой деятельности. Специалист по социальной работе занимается не только частными случаями, но проводит групповые консультации, организует сети поддержки, а кроме того, планирует и координирует социальную работу, осуществляет административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку. По долгу службы, ему приходится работать с особыми людьми, жизненные обстоятельства которых вынуждают проникаться и испытывать стресс чужой беды. Такими людьми могут быть больные СПИДом и их семьи, иммигранты и беженцы, жертвы преступлений и бездомные. Рассматривая всю мировую практику социальной работы, можно говорить о том, что специалист по социальной защите является основным посредником между государством и обществом во многих сферах социальных реформ и перемен. Абсолютно не имеет значение в государственной или общественной частной или добровольческой организации трудится специалист по социальной работе - в процессе его работы, основополагающим фактором является набор особых общечеловеческих ценностей. Специалист по социальной работе больше чем кто бы то ни было должен проявлять уважение к человеческому достоинству, обеспечивать социальную справедливость. Основываясь, по сути, на одной только доброй воле, специалист по социальной работе должен оставаться человечным в работе низшими слоями населения, обеспечивая их интеграцию в социум, давая шанс на мирное сосуществование. Широчайший набор проблем, с которыми люди обращаются к специалисту по социальной работе, обязывает его быть универсальным специалистом, разбираться в вопросах, не относящихся напрямую к его профессиональному профилю и непредусмотренных в предшествующей образовательной программе.
Исходя из материалов многих отечественных исследовательских работ, в которых изучались пути совершенствования эффективности профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе, мы делаем вывод о том, что современный российский специалист по социальной работе испытывает ряд проблем в повседневной профессиональной деятельности. Так, например, в состав программы профессиональной подготовки не всегда или вообще не закладывается понимание некоторых специфических компонентов социальной работы, локальных социально-культурных особенностей населения, экономико-географических и этнических особенностей территории. В нашей многонациональной стране, такие упущения приводят к неготовности молодых специалистов для «полевых работ». Также, в ходе образовательного процесса уделяется недостаточное внимание практическому обучению, разработке содержательных и методические основ практической подготовки кадров, что является причиной многих проблем молодого специалиста, в момент исполнения им своих профессиональных обязанностей.
Объект: подготовка специалистов по социальной работе в области социальной защиты населения.
Предмет: соотношение профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе.
Цель работы: проанализировать профессиональные и образовательные стандарты в области подготовки специалистов по социальной работе, для разработки рекомендаций по совершенствованию данной подготовки.
В список основных задач, на которых будет строиться ход работы, войдут:
1. Определить основные научные подходы и теории к изучению подготовке специалистов по социальной работе в области социальной защиты населения;
2. Проанализировать профессиональные и образовательные стандарты подготовки специалистов по социальной работе в России и за рубежом;
3. Определить методы исследования профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе;
4. Выявить особенности функционирования профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы и разработать рекомендации по подготовке специалистов по социальной работе.
Формулируя гипотезы настоящего исследования, мы предполагаем, что:
1. Вероятно, из множества теоретических подходов к изучению профессиональных и образовательных стандартов для данной работы наиболее приемлемым является компетентностный подход, в рамках которого возможна оценка соответствия подготовки выпускника по стандартам ФГОС ВО требованиям профессиональной деятельности, определяемой набором знаний и умений, обозначенных в профессиональных стандартах.
2. Скорее всего, профессиональные и образовательные стандарты тесно взаимосвязаны и имеют большое количество общих положений, но, не смотря на это, между профессиональными и образовательными стандартами по социальной работе существуют несоответствия.
3. Возможно, специалисты по социальной работе обладают поверхностными знаниями и умениями профессионального требования к специалистам по социальной работе из группы трудовой деятельности с кодом «А»;
4. На данный момент необходима гармонизация профессиональных и образовательных стандартов по социальной работе.
Теоретико-методологическую базу исследования составили компетентностный подход, позволяющий изучить синтез профессиональных знаний и умений, учитывающих специализацию выпускника, которые определяют его готовность к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту, его личностные качества, что и составляет профессиональную компетентность (И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, К.А. Абульханова-Славская, А.А.
Деркач, Л.И. Катаева, Е.А. Яблокова и др.Д традиционный анализ научной литературы; анализ нормативно-правовых документов, обобщение. В качестве социологического метода был использован экспертный опрос в форме анкетирования с открытыми и закрытыми вопросами.
Эмпирическая база исследования представлена результатами проведенного автором контент-анализа профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы и исследования «Профессиональные и образовательные стандарты в области социальной работы как основа подготовки специалистов по социальной защите населения».
Для решения исследовательских задач были использованы методы:
1. Традиционный анализ научной литературы;
2. Анализ нормативно-правовых актов;
3. Контент-анализ профессиональных и образовательных стандартов в
области социальной работы;
4. Экспертный опрос.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Наиболее оптимальным теоретическим обоснованием для исследования профессиональных и образовательных стандартов по социальной работе в области социальной защиты населения является компетентностный подход.
2. В правовых нормативных актах сферы труда отсутствует понятие компетенции, в то время как в образовательных стандартах профессиональная деятельность социального работника описывается на языке компетенций.
3. Нормативно-правовая база образовательного процесса находится в постоянном совершенствовании, но все же существуют недоработки и несогласованность с профессиональными требованиями.
4. По мнению экспертов, молодые специалисты по социальной работе лишь частично обладают знаниями и умениями профессионального требования к специалистам по социальной работе из группы трудовой деятельности с кодом «А».
5. Существует необходимость более тесного взаимодействия образовательных учреждений и социальных служб, для гармонизации на практике профессиональных и образовательных стандартов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят вклад в развитие современного социологического знания посредством рассмотрения соответствия профессиональных и образовательных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе и их гармонизации. Обоснована значимость компетентностного подхода для оценки соответствия подготовки выпускника по стандартам ФГОС ВО требованиям профессиональной деятельности, определяемой набором знаний и умений, обозначенных в профессиональных стандартах.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы исследования могут быть использованы при совершенствовании процесса взаимодействия учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе и социальных служб города и края. Так как проанализированы профессиональные и образовательные стандарты в области социальной работы и выявлены их несоответствия. Разработан инструментарий социологического исследования «Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе». Доказана необходимость гармонизации образовательных и профессиональных стандартов при подготовке специалистов по социальной работе.
Результаты диссертационного исследования представлены на:
1. X Международная научно-практическая конференция «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» (г. Барнаул, 2017);
2. V Региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука! » (г. Барнаул, 2018).
Материалы исследования и анализ результатов изложены в следующих публикациях автора:
1. Глущич О.А. Профессиональные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе в Алтайском крае / Сборник научных статей международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования», Барнаул, 11-14 ноября, 2016. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 2906 с.;
2. Глущич О.А. Профессиональные и образовательные стандарты специалистов по социальной работе в Алтайском крае: роль, оценка экспертов и перспективы / Глобальные социальные трансформации ХХ - начала
XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года/ Отв.редактор: Ю.В.Асочаков. СПб.: Скифия-принт,2017.-1568 с.
Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Содержание работы изложено на 92 страницах.
Профессиональная компетентность специалиста социальной работы - это специфическая деятельность человека, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы. Для этого необходимы не только соответствующие профессиональные знания и умения, но и подготовленность специалиста к выполнению задач социальной работы, сформированную мотивацию к ней, сформированность личностных качеств.
Подготовка специалиста по социальной работе обеспечивается синтезом профессиональных знаний и умений, учитывающих специализацию выпускника, определяет готовность его к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту, его личностные качества, что и составляет профессиональную компетентность.
Специалисты по социальной работе являются посредниками между обществом и клиентом, по сути «проводниками» социальной политики. Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социальной работы знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социальной поддержки в целом, управления социальной службой и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.
В современной ситуации лучше избегать чрезмерной профессионализации. В условиях отсутствия достаточного количества специалистов в качестве специалистов по социальной работе могли бы выступать представители других профессий, если их установки и мотивации соответствуют ценностям социальной работы и если они готовы овладеть минимумом инструментальных навыков, необходимых для специалиста по социальной работе.
Главное, чем характеризуется способность специалиста по социальной работе, помогать людям в сложном современном социуме, - это его компетентность в разных областях, прежде всего в таких, как здоровье, образование, жилье, занятость и т.д. Во всех учебных планах по социальной работе следует с самого начала сделать упор на умение координировать взаимодействие этих областей.
Особенности социокультурной профессионализации социальной работы в России по сравнению с западными странами состоят в том, что процессы институциализации профессиональной подготовки и структур занятости шли параллельно, при этом сохранялся разрыв между образованием и практикой. Именно в этих условиях, с одной стороны, формировались ресурсы, а с другой - препятствия для профессионализации социальной работы.
Изучив комплекс научных работ в области подготовки специалистов по социальной работе, мы можем сделать вывод о том, что на данный момент уже многими исследователями поднимался вопрос о трудностях согласования образовательных и профессиональных стандартов. В частности, трудности возникают по причине отсутствия в правовых нормативных актах сферы труда понятия компетенции, в то время как в образовательных стандартах профессиональная деятельность социального работника описывается на языке компетенций. Таким образом, гипотеза о том, что профессиональные и образовательные стандарты тесно взаимосвязаны и имеют большое количество общих положений, но между профессиональными и образовательными стандартами по социальной работе существуют несоответствия, подтверждена.
В современных условиях актуальным является исследование профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы. Так как зачастую необходимость согласования стандартов в данной области необходима для более глубокого и цельного описания деятельности специалиста по социальной работе, а также для подготовки достойных молодых специалистов, способных преумножить вклад в данной области. Результаты исследования дали компетентную оценку трудностей, возникающих в данной сфере, а также имеют определенное значение для руководителей социальных служб, как в информативном плане, так и в плане анализа причин несоответствия молодых специалистов профессиональным стандартам и их требованиям.
В ходе исследования было установлено, что возникающие вопросы согласования образовательных и профессиональных стандартов могут негативно отражаться на прохождении молодым человеком путь от получения им образования до построения своей карьеры.
Результатом исследования стала разработка инновационной рекомендательной программы, в которой мы представили мероприятия для гармоничного взаимодействия учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе и потенциальных работодателей данной области. Таким образом, наши гипотезы о том, что специалисты по социальной работе поверхностно обладают профессиональными стандартами и нуждаются в гармонизации профессиональных и образовательных стандартов для более успешного обучения и выполнения своей профессиональной деятельности в дальнейшем, подтвердились.
В результате работы, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотезы доказаны. В итоге работы была разработана инновационная рекомендательная программа по подготовке специалистов по социальной работе для учреждений системы социальной защиты населения. Использование данной программы поможет гармонично взаимодействовать учебным заведениям, готовящих специалистов по социальной работе и потенциальным работодателям данной области.
Подготовка специалиста по социальной работе обеспечивается синтезом профессиональных знаний и умений, учитывающих специализацию выпускника, определяет готовность его к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту, его личностные качества, что и составляет профессиональную компетентность.
Специалисты по социальной работе являются посредниками между обществом и клиентом, по сути «проводниками» социальной политики. Характер профессиональной деятельности требует от специалиста социальной работы знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социальной поддержки в целом, управления социальной службой и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами.
В современной ситуации лучше избегать чрезмерной профессионализации. В условиях отсутствия достаточного количества специалистов в качестве специалистов по социальной работе могли бы выступать представители других профессий, если их установки и мотивации соответствуют ценностям социальной работы и если они готовы овладеть минимумом инструментальных навыков, необходимых для специалиста по социальной работе.
Главное, чем характеризуется способность специалиста по социальной работе, помогать людям в сложном современном социуме, - это его компетентность в разных областях, прежде всего в таких, как здоровье, образование, жилье, занятость и т.д. Во всех учебных планах по социальной работе следует с самого начала сделать упор на умение координировать взаимодействие этих областей.
Особенности социокультурной профессионализации социальной работы в России по сравнению с западными странами состоят в том, что процессы институциализации профессиональной подготовки и структур занятости шли параллельно, при этом сохранялся разрыв между образованием и практикой. Именно в этих условиях, с одной стороны, формировались ресурсы, а с другой - препятствия для профессионализации социальной работы.
Изучив комплекс научных работ в области подготовки специалистов по социальной работе, мы можем сделать вывод о том, что на данный момент уже многими исследователями поднимался вопрос о трудностях согласования образовательных и профессиональных стандартов. В частности, трудности возникают по причине отсутствия в правовых нормативных актах сферы труда понятия компетенции, в то время как в образовательных стандартах профессиональная деятельность социального работника описывается на языке компетенций. Таким образом, гипотеза о том, что профессиональные и образовательные стандарты тесно взаимосвязаны и имеют большое количество общих положений, но между профессиональными и образовательными стандартами по социальной работе существуют несоответствия, подтверждена.
В современных условиях актуальным является исследование профессиональных и образовательных стандартов в области социальной работы. Так как зачастую необходимость согласования стандартов в данной области необходима для более глубокого и цельного описания деятельности специалиста по социальной работе, а также для подготовки достойных молодых специалистов, способных преумножить вклад в данной области. Результаты исследования дали компетентную оценку трудностей, возникающих в данной сфере, а также имеют определенное значение для руководителей социальных служб, как в информативном плане, так и в плане анализа причин несоответствия молодых специалистов профессиональным стандартам и их требованиям.
В ходе исследования было установлено, что возникающие вопросы согласования образовательных и профессиональных стандартов могут негативно отражаться на прохождении молодым человеком путь от получения им образования до построения своей карьеры.
Результатом исследования стала разработка инновационной рекомендательной программы, в которой мы представили мероприятия для гармоничного взаимодействия учебных заведений, готовящих специалистов по социальной работе и потенциальных работодателей данной области. Таким образом, наши гипотезы о том, что специалисты по социальной работе поверхностно обладают профессиональными стандартами и нуждаются в гармонизации профессиональных и образовательных стандартов для более успешного обучения и выполнения своей профессиональной деятельности в дальнейшем, подтвердились.
В результате работы, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотезы доказаны. В итоге работы была разработана инновационная рекомендательная программа по подготовке специалистов по социальной работе для учреждений системы социальной защиты населения. Использование данной программы поможет гармонично взаимодействовать учебным заведениям, готовящих специалистов по социальной работе и потенциальным работодателям данной области.



