Введение 3
Глава I. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В 1920-Е ГГ 9
1.1 Государственно-правовая религиозная политика и способы влияния на
религиозное сознание в начале 1920-х годов 9
1.2 Усиление антирелигиозной пропаганды советской власти в первой
половине 1920-х годов 21
1.3 Реализация религиозной политики в СССР во второй половине 1920-х
гг 27
1.4 Взаимоотношения советского государства с различными формами
религиозных объединений в 1920-е годы 39
Глава 11.РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА В СССР В 1929-1940-Е ГОДЫ 47
2.1 Правовые основы и реализация религиозной политики в СССР 47
2.2 Развитие идеологических способов борьбы за формирование
атеистического общества 57
2.3 Экономические и административно-репрессивные методы борьбы
с религией 63
2.4 Взаимоотношения советского государства с различными формами
религиозных объединений 68
Заключение 77
Список источников и литературы
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время Россия оказалась перед проблемой выбора модели общественного развития. Современные политики, определяющие путь движения общества в цивилизованном направлении, обязаны учитывать опыт прошлого, основанного на исторической памяти народа. Именно поэтому исследование государственно-церковных отношений в советское время заставляет нас обратиться к церковной истории прошедших столетий, которая убедительно свидетельствует: церковь, независимо от ее желания, неизменно
задействована в решение проблем социально-экономического и политического устройства общества.
Наиболее драматичный период в истории взаимоотношений религии и власти приходится на период свержения монархии и становления советского государства. В этом контексте изучение религиозной политики советского государства как самостоятельного направления, «фронта идеологической борьбы» за сознание масс в довоенный период представляет собой область чрезвычайно востребованной и актуализированной в современных условиях исследовательской практики. События первой половины ХХ столетия наложили глубокий отпечаток на становление человеческой цивилизации, что никак не может не порождать огромный интерес общественности к событиям тех лет.
На фоне идеологических разногласий и Гражданской войны 1918-1920 гг. между советской властью и религией установились отношения антагонистического характера, которые после утверждения коммунистического режима проявились в репрессивных мерах в отношении не только представителей духовенства, но и против религиозного института в целом. Особое внимание было уделено борьбе с представителями духовенства Русской православной церкви, как являющейся государственной в дореволюционный период. После объявления служителей культа «контрреволюционными» элементами поводом для ареста священнослужителя могла послужить даже его проповедь, в которой он вел речь об антицерковных действиях советской власти или пересказывал послание Патриарха с критикой власти. В результате такой политики количество священников, которые стали жертвами террора до конца 1921 г. в масштабах советского государства составляет 10 тыс. человек.
Формирование и развитие религиозной политики в России - это проблема, не потерявшая своей актуальности до настоящего времени. Церковный институт, являясь выразителем религиозных потребностей людей, формирует в то же время их сознание и поведение. В связи с этим возникает необходимость более основательного изучения политики Советского государства в отношении религии, церкви и верующих на различных этапах истории.
Степень изученности проблемы. В историографии, посвященной проблемам религии в СССР, религиозная политика довоенного периода получила достаточно полное, но несколько одностороннее отображение. В исследованиях советских и зарубежных авторов данная тема рассматривается с определенных идеологических позиций.
Советских исследователей привлекали вопросы истории религии, критики религиозной идеологии, а также проблема взаимоотношений Советского государства и РПЦ. Давая характеристику этому комплексу работ, необходимо отметить сборники партийных документов, которые создавали идеологическую основу политики большевистской партии и Советского государства по отношению к религии и церкви, а также зачастую подменяли источниковую базу исследований. Сюда же относятся произведения соратников В.И. Ленина, видных деятелей коммунистической партии и Советского государства того времени, следует отметить, что в данных работах отразился опыт деятельности советских и партийных органов по регулированию взаимоотношений с религиозными организациями.
Первые публикации, посвященные реализации декрета о свободе совести и советского законодательства о религиозных культах, появившиеся в 20-30-е годы были небольшими по объему, содержали мало теоретических выводов, но в то же время, отличались насыщенностью фактического материала и политической заостренностью.
Новый этап разработок проблем религиозной политики в СССР в довоенный период начинается со 2-ой половины 1950-х годов. В после военное время появились публикации, которые отражают процессы становления антирелигиозной работы в разные периоды развития советского общества, раскрывают механизм осуществления декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Специфика изучение проблемы в 1930-1950гг была отмечена советским историком Эйнгорном И.Д. ее ярко выраженная идейно-политическая и непримиримость к религии, сокращение исследований и практически полное отсутствие монографий по проблеме 1940-1950гг
В работах 1970-80-х годов выделяется новый аспект, связанный с освещением нарушений законодательства о культах, репрессиями против духовенства и верующих, а также механизмами этих репрессии. С конца 1980-х гг. значительный вклад в изучение религиозной политики в СССР в довоенный период внесли В.А. Алексеев, М.И. Одинцов. В работе В.А. Алексеева подчеркивает роль И.В. Сталина и его окружения в организации масштабных гонений на Церковь. Работы М.И. Одинцова содержат довольно большой объем документальных данных о религиозной политике государства в 1930-е гг., изученных в архивных фондах Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории. В сжатом виде изложение особенностей религиозной политики в СССР в довоенный период, представлена в работе А.Н. Кашеварова .Исследованию внутрицерковных процессов, посвящена публикация М.В. Шкаровского. Его работа посвящена изложению событий церковной истории данного периода в целом на территории СССР.
Непосредственно тема религиозной политики в СССР в довоенный период наиболее полно затронута в работе М.Ю. Крапивина. Автор обратился к рассмотрению положения и взаимоотношений различных религиозных групп на территории СССР в довоенное время.
Целью исследования является государственно-конфессиональная политики Советского государства в довоенный период.
В соответствии с актуальность и целью работы задачами исследования являются:
- рассмотреть государственно-правовое регулирование положения религиозных общин и способы влияния со стороны государства на религиозное сознание в начале 1920-х годов;
- охарактеризовать основные направления усиления антирелигиозной пропаганды советской власти в первой половине 1920-х годов;
- провести анализ процесса реализации религиозной политики в СССР во второй половине 1920-х гг.;
- оценить взаимоотношения советского государства с различными формами религиозных объединений в 1920-е годы;
- охарактеризовать правовые основы и особенности реализации религиозной политики в СССР в 1929-1940-годы;
- проанализировать особенности развития идеологической работы с населением в период 1929-1940-годы;
- изучить экономические и административные методы борьбы с религиозными институтами в 1929-1940-годы;
- провести анализ проблем взаимоотношений советского государства с различными формами религиозных объединений в 1929-1940-годы.
Объектом исследования является политика Советского государства в отношении религиозных общин в довоенный период.
Предметом исследования являются способы и методы реализации антирелигиозной политики советского государства в отношении религиозных организаций в довоенный период.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию советского союза, образованного в 1922 г.
Хронологические рамки исследования охватывают довоенный период с 1922 г. по 1941 г. Нижняя граница обусловлена созданием нового советского государства и формированием нового курса в религиозной политики правительства. Верхняя граница обусловлена началом великой отечественной войны и наметившимся курсом более лояльного отношения к религии со стороны государства.
Методологию и основные методы исследования составили принципы объективности, детерминизма и историзма, которые предполагают всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в их формировании, становлении и развитии. В своей работе мы опирались на ряд методологических приемов, где основным выступал диалектический метод познания исторического процесса, включающий научные принципы историзма, объективности и системности. Представить заявленную проблему как процесс в контексте исторической обстановки - времени и места позволило применение сравнительно-исторического метода, включающего приемы сравнения, сопоставления и выявления параллелей, а также синхронистического и локального методов.
Научная новизна исследования заключается в систематизации опыта отечественных и зарубежных ученых по проблеме государственно-конфессиональных отношений советского государства в довоенный период. Рассмотрена религиозная политика советского государства в довоенный период как особый этап. В это время происходят существенные изменения религиозной политики государства, выразившиеся в перемене ее приоритетов в формах и методах.
Практическое значение работы состоит, в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в преподавательской деятельности, при подготовке лекций и семинаров по проблеме государственно-конфессиональной политики СССР
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Процесс выстраивания взаимоотношений Русской православной церковью с Советской властью в первый период социалистических преобразований в России (1917-1918 гг.) уже заведомо предопределялся характером марксистско-коммунистической идеологией. Большевики проигнорировали предложенную русской православной церковью новую конструкцию отношений с властью и начали реализацию своей программы решения религиозного вопроса.
Заявленные основы толерантности к религиозному сознанию, равенства конфессий, отделения церкви от государства в практике обернулись битвой за уничтожение религиозного сознания людей, вмешательством во внутренние дела церкви и по сути ее полной подчиненностью, нарушениями созданного законодательства, провокациями в отношении духовенства за «незаконные» действия, очернением клира, осквернениями святынь, расправами над верующими. Проводимая политика все более отдалялась от демократических представлений, вначале обостряя противостояние в обществе, затем насаждая боязнь открытого исповедования религиозных взглядов.
Идеологическая концепция воздействия на Церковь и религиозное сознание населения содержала в себе правовой, экономический ,административно-репрессивный, координационный и идеологический компоненты, связанные между собой и обладавшие конкретной иерархией взаимосвязей на том или ином отрезке времени.
Советская власть в лице РСДРП(б) впервые в истории России провозгласила полный отказ государственной власти от любого взаимодействия со всякой религией и встала на путь последовательного атеизма.
В рамках противостояния в Гражданской войне 1918-1922 гг. различных военно-политических блоков и объединений и прежде всего «революционных» (красных) и «контрреволюционных» (белых) сил РПЦ пыталась балансировать между основными участниками данного конфликта с целью как собственного институционального сохранения, так и сохранения своего исторического и духовного наследия. Однако оставаться нейтральным в свете событий Гражданской войны РПЦ и ее руководству не удалось. На практике это вылилось как в осуждении одних, так и в помощи другим.
Опыт складывавшихся в 20-30-е гг. XX в. государственно-церковных отношений показал односторонность и классовую узость понимания этого вопроса советскими и партийными органами, которые подходили к его решению с моноидеологических позиций. Советские органы, выполняя волю большевистской партии, требовавшей непримиримой борьбы с религией, ее преодоления, проводили политику государственного атеизма и ужесточали ее по мере укрепления авторитарного режима.
В 1922 г. партийная линия по отношению к религии и церкви была выработана на базе кампании по изъятию церковных ценностей. Экспроприация церковных ценностей потребовала энергичных усилий всего карательного и политико-идеологического аппарата страны, повседневного руководства и корректирования со стороны Политбюро и непосредственно главных вождей.
Антирелигиозная работа в стране в 1922-1929 гг. осуществлялась под эгидой специально созданной Комиссии по проведению отделения Церкви от Государства (КОМОТЦЕР-ГОР) или Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) (АРК). Ее основными направлениями были: антирелигиозная пропаганда и агитация, борьба с тихоновской контрреволюцией, разложение церкви, борьба с враждебным советской власти сектантством и правовые отношения между властью и церковью.
Изучение политики и практики советского государства в религиозном вопросе в 1922-1929 гг. показало, что в стране шел противоречивый процесс: с одной стороны, трудящиеся, втянутые в активную политическую борьбу, отвергали многое из самодержавного строя, в том числе и государственную религию, а с другой стороны - у людей сохранилась психологическая привязанность к религиозно-нравственным устоям и традициям. Проводимая советскими и партийными органами политика на полное преодоление религии не дала ожидаемых результатов. В связи с этим в 1923-1929 гг. политика государства претерпела некоторое смягчение. В частности, АРК были осуждены перегибы в антирелигиозной работе, были открыты церкви на местах, смягчено законодательство в отношении религиозных организаций.
Период конца 1920-х - начала 1930-х гг. был ознаменован существенным изменением церковной (религиозной) политики Советского государства. Оно было во многом обусловлено сменой общего курса Советского государства. Сталин начал построение монолитного государства. В таком государстве не было места Церкви, сохранившей до некоторой степени внутреннюю независимость. Реальным отражением политики государства в отношении РПЦ в конце 1920-х - начале 1930-х гг. стали: резкое увеличение налогообложения церковных организаций и служителей церкви, массовое закрытие церквей и ликвидация монастырей, продолжение конфискации церковных ценностей под эгидой кампании «борьбы с колокольным звоном».
Однако, наступление на Церковь в рассматриваемый период еще не было тотальным. Более того, массовые протесты мировой общественности против гонений на религию в Советской России, а также уступки, оказанные государству со стороны руководства РПЦ, позволили добиться некоторого смягчения в церковной политике в период с марта 1931 по 1934 гг.
В то же время идеологическая борьба партии против Церкви не прекращалась. Происходит полный отказ от ранее провозглашенных принципов «научной постановки атеистической пропаганды», формируется и утверждается подход нетерпимого, «воинствующего» отношения к религии.
Начиная с середины 30-х годов в выступлениях И.В. Сталина, других политических лидеров, а также в атеистической литературе получают распространение взгляды о том, что деятельность религиозных организаций контрреволюционна. Можно отметить, что уже к середине 30-х гг. для властей стала очевидна бесперспективность идеологической борьбы с религией и церковью. В силу этого дальнейшая политика Советского государства в отношении церкви осуществлялась преимущественно репрессивными методами.
Репрессии в отношении служителей церкви и верующих (особенно в период с 1937 по 1939 гг.) оказали существенное влияние на положение многих религиозных организаций, и особенно РПЦ. Церковь понесла ощутимые потери, поскольку было репрессировано почти все ее руководство, закрылось подавляющее большинство храмов и церквей, все монастыри.
Идеологическая борьба против РПЦ и репрессии 1930-х гг. не увенчались успехом, поскольку проводимая советскими и партийными органами политика на полное преодоление религии не дала ожидаемых результатов. Высокая религиозность населения СССР сохранялась, несмотря на отчаянную антирелигиозную пропаганду и репрессии против верующих.
В целом, результаты исследования позволяют говорить, что основной удар в довоенный период государство направило против Церкви, как института. Именно Церковь, а не религия являлась основным врагом, о чем свидетельствует приоритет насильственных методов перед пропагандистскими и агитационными, которые в конечном итоге не дали ощутимых результатов.
1. Декреты Советской власти. - М.: Госполитиздат, 1957. - Т. I. - 676 с.
2. Декреты советской власти. - М.: Госполитиздат, 1959. - Т. II. - 686 с.
3. Декреты Советской власти. - М.: Издательство политической
литературы, 1968. - Т. IV. - 731 с.
4. Декреты советской власти.- М.: Политиздат, 1983. - Т. XI. - 467 с.
5. Систематический сборник распоряжений по административной деятельности. - Рязань: Товарищество «Издательство», 1924. - 244 с.
6. Собрание определений и постановлений. Священный собор православной российской церкви. - Вып. 1. - М.: Издание Соборного совета, 1918. - 34 с.
7. Собрание определений и постановлений. Священный собор православной российской церкви. - Вып. 2. - М.: Издание Соборного совета, 1918. - 30 с.
8. Собрание определений и постановлений. Священный собор православной российской церкви. - Вып. 3. - М.: Издание Соборного совета, 1918. - 68 с.
9. Собрание определений и постановлений. Священный собор православной российской церкви. - Вып. 4. - М.: Издание Соборного совета, 1918. - 55 с.
10. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М.: Тип. М. Г. С. Н. Х., 1920. - 272 с.
11. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). - 1917. - № 10. - Ст. 150.
12. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. - М., 1942. - № 16. Ст. 237; № 76 - 77. Ст. 818.
13. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1918. - № 18.- Ст. 263; № 62. - Ст. 685; № 90. - Ст. 921.
14. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и
крестьянского правительства. 1919. № 17. - Ст. 192; № 37. - Ст. 366.
15. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и
крестьянского правительства . 1920. - № 8. - Ст. 49; № 73. - Ст. 335, 336; № 99. - Ст. 527.
16. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и
крестьянского правительства. 1921. - № 8. - Ст. 56; № 60. - Ст. 414.
17. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и
крестьянского правительства. 1922. - № 15. - Ст. 153; № 19. - Ст. 215, 217, 218; № 30. - Ст. 365; № 40. - Ст. 477; № 48. - Ст. 622; № 49. - Ст. 62, Ст. 622; № 51. - Ст. 616; № 59. - Ст. 752; № 68. - Ст. 901.
18. Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). - 1923. - № 8. - Ст. 108 ; №37. - Ст. 384; № 72. - Ст. 699; № 79. - Ст. 762; Ст. 376. - № 34-35.
19. СУ РСФСР. 1924. - № 59. - Ст. 577.
20. СУ РСФСР. 1926. - № 80. - Ст. 600.
21. СУ РСФСР. 1927. - % 53. - Ст. 351.
22. СУ РСФСР. 1929. - № 35. Ст. 353; № 37. - Ст. 389; № 47-48. Ст. 493
23. СУ РСФСР. 1931. - № 27. - Ст. 248.
24. Собрание постановлений и распоряжений Правительства РСФСР (СПРСФСР). 1942. - № 7. - Ст. 38; № 8. - Ст. 28.
25. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства Союза ССР (СЗ СССР). - 1925. - № 6. - Ст. 55; № 42. - Ст. 313.
26. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925
гг. М.- Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН),«Сибирский хронограф», 1997. - 647 с.
27. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК(1898-1986). - Т. 1. 1898-1917. - 9-е изд., доп. и испр. - М.: Политиздат ,1983. - 638 с.
28. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК( 1898-1986). - Т. 2. 1917-1922. - 9-е изд., доп. и испр. - М.:
Политиздат, 1983. - 606 с.
29. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК(1898-1986). - Т. 3. 1922 - 1925. - 9-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1983.- 494 с.
30. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
ЦК(1898 - 1986). - Т. 4. 1926 - 1929. - 9-е изд., доп. и испр. - М.:
Политиздат, 1984. - 575 с.
31. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК(1898 - 1986). - Т. 5. 1929-1932. - 9-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - 446 с.
Литература:
32. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма -
ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М.:
Политиздат, 1981. - 176 с.
33. Протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государствами ЦК РКП(б)-ВКП(б). - М.: ПСТГУ, 2014. - 381 с.
34. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной
войны1941 - 1945 гг.: сборник документов / Сост. Васильева О. Ю.,
Кудрявцев И.И., Лыкова Л. А., Кол.авт. Федеральное архивное агентство, Кол. авт. Государственный музей политической истории России, Кол. авт. Общество любителей церковной истории. - М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 2009. - 765 с.
35. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917 -1941. Документы и фотоматериалы. М.: Издательство Библейско- Боговловского Института св. апостола Андрея, 1996. - 352 с.
36. Алексеев, В. А. Иллюзии и догмы / В. А. Алексеев. - М.:
Политиздат,1991. - 400 с.
37. Алексеев, В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР / В. А. Алексеев. - М.: Изд. центр Россия молодая, 1992. - 299 с.
38. Ахиезер, А. С., Давыдов, А. П., Шуровский, М. А. и др .Социокультурные основания и смысл большевизма / А. С. Ахиезер, А. П .Давыдов, М. А. Шуровский и др. - Новосибирск: Сибирский хронограф,2002 . - 610 с.
39. Белкин, А. И. Христианство, Русь православная, благословенная земля мордовская: страницы истории / А. И. Белкин. - Саранск: Издательский центр Историко-социологического института МГУ, 2013. - 310 с.
40. Болотов, С. В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е - 1950-е годы / С. В. Болотов. - М.: Изд-во Крутицкого подворья Общество любителей церковной истории, 2011. - 315 с.
41. Бонч-Бруевич, В. Д. Кривое зеркало сектантства / В. Д. Бонч- Бруевич //Избранные атеистические произведения. - М.: Мысль, 1973. - С. 142 -151.
42. Бонч-Бруевич, В. Д. Избранные атеистические произведения / В. Д. Бонч-Бруевич. - М.: Мысль, 1973. - 343 с.
43. Борисова, В. В. Русская православная церковь в условиях трансформационных процессов 1917-1936 гг.: на материалах Зауралья: дис.... канд. ист. наук. - Нижневартовск, 2012. - 223 с.
44. Брауде, Д. Против религиозных праздников / Д. Брауде. - Москва :Московский рабочий, 1931. - 32 с.
45. Буров, Я. Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства / Я. Буров. - М.: Госиздат, 1921. - 16 с.
46. Бычков, С. Большевики против Русской Церкви. Очерки по истории Русской Церкви (1917-1941 гг.) / С. Бычков. - М.: Заш&Заш, 2006. - Т. 2. -432 с.
47. Васильева, С. В. Государственная и церковная политика в отношении старообрядчества Байкальского региона (XVII-XXI вв.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - Улан-Удэ, 2011. - 52 с.
48. Гарольд Дж. Берман. Вера и закон: примирение права и религии /Гарольд Дж. Берман, пер. с англ. - М.: AdMarginem, 2008. - 464 с.
49. Гераськин, Ю. В. Взаимоотношения Русской Православной Церкви ,общества и власти в конце 30-х - 1991 гг. (на материалах областей Центральной России) / Ю. В. Гераськин. - М.: М111У, 2008. - 480 с.
50. Гераськин, Ю. В. Государство и Церковь (из истории государственно-церковных отношений в Рязанском крае в XX веке) / Ю. В. Гераськин. -Рязань: РГПУ, 2003. - 80 с.
51. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты.
Опыт систематического исследования / А. Л. Дворкин. - 3-е издание,
перераб., доп.- Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2012. - 816 с.
52. Долматов, А.А. Взаимоотношения православного духовенства и общества Симбирской губернии в период установления советской власти и гражданской войны / А. А. Долматов // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. - № 8 (75). - 66 - 69.
53. Дронова, В. В. Эволюция государственно-церковных взаимоотношений в 1917-конце 1930-х гг. (на примере Тобольской епархии): автореф. дис. .. .канд. ист. наук. - Барнаул, 2011. - 24 с.
54. Ершова, И. И. Русская православная церковь в ХХ в. / И. И. Ершова //История религии. В 2 т. - М.: Высшая школа, 2004. - Т. 2. - 676 с.
55. Зелевинская, Е. А. Что читать крестьянке / Е. А. Зелевинская. - М.- Л.:Госиздат, 1926. - 48 с.
56. Известия ВЦИК. Орган Всероссийского Центрального исполнительного комитета, 1919.
57. Инструкция по работе фабрично-заводских организаций Союза воинствующих безбожников СССР / Союз воинствующих безбожников СССР. Центральный Совет. - Москва: Тип. «Гудок», 1933. - 40 с.
58. Инструкция по работе колхозных МТС и совхозных ячеек союза воинствующих безбожников СССР / Союз воинствующих безбожников СССР. Центральный Совет. - Ростов н/Д: Азовско- черноморское книгоиздательство, 1937. - 28 с.
59. Иоанн. Стояние в вере. Очерки церковной смуты / митрополит Иоанн(Снычев). - М.: Алгоритм, 2013. - 253 с.
60. Каиль, М. В. Антирелигиозная агитация и пропаганда 1920-х годов :провинциальная практика, формы, динамика (на примере Смоленской губернии) / М. В. Каиль // Известия Смоленского государственного университета. - 2010. - № 1 (9). - С. 205 - 218.
61. Калиничева, З. В. Социальная сущность баптизма, 1917-1929 гг. / З. В.Калиничева. - Л.: Наука, 1972. - 140 с.
62. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской Церкви / А. В. Карташев. В2-х т. - М.: Сретенский монастырь, 2009. - Т. 1 - 784 с. - Т. 2. - 688 с.
63. Кашеваров, А. Н. Государство и церковь: Из истории
взаимоотношений советской власти и Русской православной церкви. 1917¬1945 гг. / А. Н. Кашеваров. - СПб: СПбГТУ, 1995. - 138 с.
64. Кашеваров, А. Н. Советская власть и судьбы мощей православных святых / А. Н. Кашеваров.- СПб.: Наука, 2013. - 228 с.
65. Ковырзин, К. В. Поместный собор 1917-1918 годов и поиски принципов церковно-государственных отношений после Февральской революции / К. В. Ковырзин //Отечественная история. - М.: РАН, 2008. - № 4. - С. 88 - 97.
66. Кочетова, А. С. Комиссия по вопросам религиозных культов при Президиуме ВЦИК. 1929-1934 гг. :автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М.,2012. - 32 с.
67. Крапивин, М. Ю., Далгатов А. Г. Адвентисты седьмого дня в условиях советской действительности (1917-й - конец 1920-х годов / М. Ю. Крапивин, А. Г. Далгатов // Общество и власть: Материалы Всероссийской научной конференции. - СПб, 2004. - С. 199 - 206.
68. Крапивин, М. Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в Советской России (октябрь 1917-го - конец 1930-х годов) / М. Ю. Крапивин.- Волгоград: Перемена, 1997. - 367 с.
69. Крапивин, М. Ю., Лейкин, А. Я., Далгатов, А. Г. Судьба христианского сектантства в Советской России (1917- конец 1930-х годов) / М. Ю. Крапивин, А. Я. Лейкин, А. Г. Далгатов. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - 303 с.
70. Крестьянские истории: Российская деревня 20-х годов в письмах
и документах / Сост. С. С. Крюкова. М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2011. - 232 с.
71. Кривова, Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг.: Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства / Н.А. Кривова; Предисл. Р. Г. Пихоя. - М.: АИРО-XX, 1997. - 248 с.
72. Кривова, Н. А. Власть и Русская православная церковь в 1922-1925 гг.(Политика ЦК РКП (б) по отношению к религии и церкви и ее осуществление органами ГПУ-ОГПУ) :автореф. дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1998. - 60 с.
73. Курляндский, И. А. Сталин, власть, религия (религиозный и церковный факторы во внутренней политике советского государства в 1922-1953 гг.) /И. А. Курляндский. - М.: Кучково поле, 2011. - 720 с.
74. Куроедов, В. А. Религия и церковь в советском государстве / В. А .Куроедов. - М.: Политиздат, 1981. - 265 с.
75. Лавров, В. М., Лобанов, В. В. и др. Иерархия Русской Православной церкви, патриаршество и государство в революционную эпоху / В. М Лавров, В. В. Лобанов, И. В. Лобанова, А. В. Мазырин. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2008. - 376 с.
76. Лебедева Д.В. Религия и церковь в идеологической практике советского государства в 1920-е - 1940-е гг. (по материалам Пензенского края): диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Лебедева Д.В.; 2016. - 267 с.
77. Левкин, Н. В. Взаимодействие Русской Православной Церкви
и государства: история и современность / Н. В. Левкин. -
Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 35 с.
78. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. - 5-е издание.-М.,: Политиздат, 1967. - Т. 12, 15, 17, 45.
79. Лобанов, В. В. Патриарх Тихон и советская власть (1917-1925 гг.) / В. В.Лобанов. - М.: Русская панорама, 2008. - 352 с.
80. Маленков, В. В. Государство и православная церковь в России / В. В.Маленков. - Москва: Спутник+, 2013. - 121 с.
81. Митрохин, Л. Н. Баптизм / Л. Н. Митрохин. - М.: Политиздат, 1966. -263 с.
82. Митрофанов, Г. Н, протоиерей. Русская Православная Церковь на историческом перепутье ХХ века / Г. Н. Митрофанов, протоиерей. - М.:Арефа Лепта, 2011. - 271 с.
83. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России. ХХ век / Н. М .Одинцов. - М.: Знание, 1994. - 168 с.
84. Очерки истории идеологической деятельности КПСС. Октябрь 1917-1937 гг. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
85. Персиц, И. М. Отделение церкви от государства и школы от церкви вСССР (1917-1919 гг.) / И. М. Персиц. - М.: АН СССР, 1958. - 198 с.
86. Петров, С. Г. Русская православная церковь времени патриарха Тихона(источниковедческое исследование) / С. Г. Петров; отв. ред.: акад. Н. Н.Петюкова, О. Н. Правовые формы отношений Советского государства иРусской православной церкви в 1917-1945 годах : дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2011. - 494 с.
87. Плоткин, В. А. Историография исследования старообрядчества
и старорусского крестьянства в первой четверти ХХ века / В. А. Плоткин //Актуальные проблемы науки в России: Материалы научно-
практической конференции. - Вып. IV. Том II. - Кузнецк: КИИУТ, 2007. - С. 48-50.
88. Подмарицын, А. Г. Взаимоотношения Русской православной церкви
и государственных органов в Самарском регионе (1917 - 1941 гг.):
автореф.дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 2005. - 21 с.
89. Покровский. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения
Российской Академии Наук, 2013. - 405 с.
90. Попова, О. В. Взаимоотношения церкви и государства в СССР: традиции и опыт / О. В. Попова // Метаморфозы истории. - 2002. - № 2. - С. 219-245.
91. Покровский, Н. Н. Политбюро и Церковь. 1922 - 1923. Три
архивных дела / Н. Н. Покровский // Новый мир. - 1994. - № 8. - С. 186-213.
92. Полищук, И. С. Православие и церковь в общественной жизни русской деревни (1917-1937 гг.) / И. С. Полищук. - Тверь: ИП Орлова З. П., 2010. -415 с.
93. Разуваева, Н. Н. Подвиг веры. Начало гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1918) / Н. Н. Разуваева. - Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, 2014. - 279 с.
94. Русская церковь, век двадцатый. История Русской Церкви XX века
в свидетельствах современников. - В 2 т. - Москва: Эксмо,
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014.
95. Русская православная церковь, ХХ век (хроника жизни) / А. Л. Беглов,А.В. Журавский, В. И. Петрушко и др; гл. ред.: архим. Тихон (Шевкунов). -М.: Сретенский монастырь, 2015. - 792 с.
96. Рыклин, М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и
Октябрьская революция / М. Рыклин. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 136 с.
97. Савельев, С. Бог и комиссары: К истории комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП(б) - антирелигиозной комиссии / С.Савельев // Религия и демократия. На пути к свободе совести. - М., 1993. -Вып. II. - С. 164-216.
98. Слезин, А. А. Антирелигиозное наступление советского государства в1927 - 1929 гг. / А. А. Слезин // NB: Проблемы общества и политики. - 2013.- № 5. - С. 125-189.
99. Слезин, А. А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов / А. А. Слезин // Вопросы истории. - 2005. - № 9. - С. 129-135.
100. Смолин, М. Б. Церковь, государство и революция / М. Б. Смолин. - М.:РИСИ, 2013. - 94 с.
101. Соколов, А. В. Государство и Православная церковь в России в феврале1917 - январе 1918 годов / А. В. Соколов. - Санкт-Петербург: Д.А.Р .К, 2015.- 658 с.
102. Сталин, И. В. Сочинения / И. В. Сталин. - М.:
Государственное издательство политической литературы, 1949. - Т. 10, 11, 12, 13.
103. Сталин, И. В. Вопросы ленинизма / И. В. Сталин. - Издание 11. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1945. - 612 с.
104. Тонконогов, А. В. Секталогия. социально-философский анализ сектантства / А. В. Тонконогов. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2012. - 117 с.
105. Урушев, Д. А. История русского старообрядчества / Д. А. Урушев . - М.:Вече, 2015. - 272 с.
106. Федоренко, Ф. И. Секты, их вера и дела / Ф. И. Федоренко. - М.:Политиздат, 1965. - 360 с.
107. Фирсов, С. Л. «Власть и огонь»: Церковь и советское государство: 1918-нач. 1940-х гг.: очерки истории / С. Л. Фирсов. - М.: ПСТГУ, 2014. - 474 с.
108. Цыпин, В. А. История Русской Церкви / В. А. Цыпин. - М.: Сретенский монастырь, 2012. - 816 с.
109. Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке / М. В.Шкаровский. - М.: Вече, 2010. - 480 с.
110. Шкурин, А. В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б ) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922-1929 гг. : дис. ... канд. ист. наук. - М., 2005. -224 с.
111. Шталь, Б. Как поставить антирелигиозную работу на предприятии / Б.Шталь. - М-Л.: Госиздат, 1928. - 91 с.
112. Якунин, В. Н. Патриотическая деятельность Русской православной церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. :автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Самара, 1998. - 20 с.