ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ, ХАРИЗМАТИЧЕСКИХ ЦЕРКВЕЙ НА ПРИМЕРЕ «ЦЕРКВИ ПРОСЛАВЛЕНИЯ» Г. ТОМСКА
|
Введение 3
Глава 1. Положение харизматических церквей в России в контексте государственно-конфессиональной политики 9
1.1. Государственно-конфессиональная политика Российской
федерации в отношении протестантских церквей в России 9
1.2. Динамика развития харизматических церквей в России в
период с 2005 по 2015 годы 14
1.3. Социальная позиция протестантских церквей в России 26
Глава 2. Распространение харизматических церквей на территории Томской области 40
2.1. Общая религиозная ситуация в Томской области 40
2.2. Правовое положение протестантских общин в советском
государстве во второй половине ХХ века (на территории Томской области) 43
Глава 3. Специфика социальной доктрины и социальной практики Церкви Прославления на примере Томской области 51
3.1. Характеристика Местной религиозной организации церкви
христиан веры евангельской «Церковь Прославления» г. Томска 51
3.2. Характеристика основных направлений деятельности «Церкви
Прославления» 65
3.2.1. Результаты социологического исследования, проводимого на базе Местной религиозной организацией церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) Церковью Прославления г. Томска среди 72
прихожан церкви
3.2.2. Динамика показателей социальной практики МРОЦХВЕ
«Церкви Прославления» г. Томска, видение Церкви 76
Заключение 81
Список литературы 83
Список сокращений 91
Глава 1. Положение харизматических церквей в России в контексте государственно-конфессиональной политики 9
1.1. Государственно-конфессиональная политика Российской
федерации в отношении протестантских церквей в России 9
1.2. Динамика развития харизматических церквей в России в
период с 2005 по 2015 годы 14
1.3. Социальная позиция протестантских церквей в России 26
Глава 2. Распространение харизматических церквей на территории Томской области 40
2.1. Общая религиозная ситуация в Томской области 40
2.2. Правовое положение протестантских общин в советском
государстве во второй половине ХХ века (на территории Томской области) 43
Глава 3. Специфика социальной доктрины и социальной практики Церкви Прославления на примере Томской области 51
3.1. Характеристика Местной религиозной организации церкви
христиан веры евангельской «Церковь Прославления» г. Томска 51
3.2. Характеристика основных направлений деятельности «Церкви
Прославления» 65
3.2.1. Результаты социологического исследования, проводимого на базе Местной религиозной организацией церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) Церковью Прославления г. Томска среди 72
прихожан церкви
3.2.2. Динамика показателей социальной практики МРОЦХВЕ
«Церкви Прославления» г. Томска, видение Церкви 76
Заключение 81
Список литературы 83
Список сокращений 91
Впервые исследования религиозности в России начали носить массовый характер с 1980-х годов. Исследования в области истории, мировоззрения, отличительных особенностей христианских церквей, не относящихся к православной или католической конфессиям, относятся к так называемому постсоветскому периоду с начала 90 - х годов ХХ века и до настоящего времени. Исследованиям протестантских, пятидесятнических или харизматических церквей посвящено достаточно много работ различных авторов, а также публикаций в СМИ, среди которых есть как серьезные научные изыскания, так и субъективные реплики новоиспеченных «сектоведов», ищущих сенсации у доверчивой публики. Предпосылками для такого интереса к протестантам является их заметная активность в социальной, экономической и даже в политической сфере, успехи в реабилитации людей, имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков, быстро растущая численность, влияние на мировоззрение людей, в том числе на молодежь.
В этой связи СМИ, политики, религиоведы, психологи, социологи давно ведут полемику вокруг таких движений в России как харизматическое и пятидесятническое.
Обращение к данной проблематике связано, прежде всего, с попыткой автора рассмотреть не столько исторические особенности происхождения пятидесятничества, сколько оценить вклад пятидесятнических церквей харизматического направления в развитие пятидесятничества в России в целом на современном этапе.
Актуальность исследования заключается в необходимости систематизировать наиболее характерные особенности харизматических церквей в России, а также протестантизма, как современного явления в христианстве, проследить динамику и перспективы развития на примере действующей пятидесятнической церкви.
Степень разработанности. Говоря о степени разработанности изучаемого вопроса, можно выделить три основных направления, в которых двигались авторы в своих исследованиях.
Во-первых, не может не вызвать интерес активная гражданская позиция евангельских христиан, выраженная в социальном служении, развитии благотворительности в современном обществе, успехи в реабилитации людей, страдающих зависимостями от алкоголя и наркотиков. Этой тематике посвящены работы авторов Буга Е.В. «Особенности социального служения протестантских общин в современном обществе» и Ананьева Э.В. «Социальное служение российских протестантов: эволюция теории».
Во-вторых, авторами изучаются вопросы мировоззрения протестантов, их успешность в семейных, бытовых и прочих взаимоотношениях, приверженность евангельским принципам в повседневной жизни. Исследователи Лункин Р.Н. , Филатов С.Б. посвятили свои работы изучению активной социальной и общественной позиции протестантов. Религиовед и социолог Лункин Р.Н. определяет современный российский протестантизм как новый социальный феномен. Автор Ревунекова Н.В. раскрывает особенности мировоззрения евангельских христиан и его привлекательность для людей во все времена.
В-третьих, не может оставить равнодушными историков и исследователей подвиг евангельских христиан, не оставивших своей веры, несмотря на массовые гонения из-за вероисповедальной принадлежности. Истории гонений, репрессий, дискриминации и общественного неприятия евангельских христиан посвящены труды авторов Трофимчук Н.А. , Никольской Т.К. и др. Вклад в изучение развития христианства, в том числе протестантизма в разные периоды в Сибири внесли авторы Горбатов А.В. и Сосковец Л.И.
Существующие книги, статьи и монографии по этой тематике показывают, что у авторов не всегда есть единство в понятии природы, характера, особенностей, состоянии и перспектив развития современного пятидесятничества.
В начале 1990 - х годов начало стихийно развиваться христианское движение, напоминающее пятидесятничество, но имеющее сущностные отличия от него, в связи с чем возникла необходимость дать четкое определение данному явлению. Однако разграничение таких терминов как «движение веры», «харизматия» и «неопятидесятники» представляют проблему и в настоящее время, нередко они становятся взаимозаменяемы.
В начале 1990-х годов средства массовой информации обозначили данные движения нового формата такими терминами как «неопятидесятники», «харизматики», харизматы».
Различные интернет ресурсы и публицистические издания, например такое как «Википедия» и Словарь «Реформация и протестантизм» определяют харизматическое движение как один из видов движения, возникшего в христианстве, которое, использует в своих обрядах и молитвах дары Духа Святого.
Актуальность исследования определила цель исследования - проанализировать историю и перспективы развития протестантских, харизматических церквей. Выявляя тенденции современного развития харизматического пятидесятнического движения, автор работы будет ссылаться на региональную специфику, характеризующую эволюцию данной деноминации, показывая развитие церкви на примере «Церкви Прославления» г. Томска.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности харизматических церквей в России.
2. Проследить распространение харизматических церквей на территории Томской области.
3. Представить специфику социальной доктрины и социальной практики «Церкви Прославления» на примере Томской области.
Объект исследования - история и эволюция РОСХВЕ как движения объединяющего пятидесятнические церкви харизматического направления.
Предмет исследования - современное состояние харизматических пятидесятнических церквей на примере «Церкви Прославления» г. Томска.
Научная новизна связана с анализом процесса распространения и развития харизматического пятидесятнического движения в Сибирском регионе на примере «Церкви Прославления» г. Томска. Анализируя процессы эволюции пятидесятнических церквей, автор обращается к источникам регионального характера, впервые вводя их в научный оборот.
Методологическую основу составляет системный подход, проявляющийся в рассмотрении объекта исследования как совокупности пятидесятнические церкви, распространенные в России, входящие в состав РОСХВЕ. Российское объединение христиан веры евангельской обладает рядом признаков, таких как целостность, иерархичность, структурированность. Целостность проявляется в приверженности церквей единым вероучительным правилам: вера в спасительную миссию Иисуса Христа, даровании апостолам священных даров (целительство, миссионерство, практика говорения на иных языках), вера в Священную Троицу. Все церкви РОСХВЕ признают иерархию, возглавляемую С.В. Ряховским. Каждая из церквей, входящих в объединение, имеет свою структуру: епископат, пастырский совет, членство. Структурированность объединения проявляется в наличии в каждой из церквей диаконского служения, библейских школ, социального служения. Единая идеология и структура церквей, приверженность к исполнению норм российского законодательства, направленность на социальное служение - факторы, обуславливающие для общин правила взаимодействия с государством и обществом в целом.
Методы исследования. Метод анализа и синтеза использовался нами при изучении процесса эволюции пятидесятничества во второй половине XX века. Сравнительный анализ способствовал выявлению сути социальной доктрины пятидесятничества в целом и «Церкви Прославления» г. Томска в частности. Метод наблюдения позволили выявить специфику социальной организации «Церкви Прославления» г. Томска. Исследование социального взаимодействия между церковью и обществом проходило при помощи метода функционального анализа. Эффективность социальной работы и динамика внутрицерковной жизни изучались при помощи метода анализа данных, полученных из архивных документов «Церкви Прославления» г Томска и статистического анализа социологических данных,
предоставленных вышеуказанной церковью. При характеристике исторического прошлого пятидесятничества в России автор опирался на принцип единства исторического и логического анализа.
Хронологические рамки. Согласно цели исследования основные данные, используемые нами в работе, приведены за последние 20 лет.
Апробация работы. Работа апробирована на лидерских тренингах Местной религиозной организации церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церковь Прославления» г. Томска.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для составления спецкурсов по современному состоянию протестантских деноминаций в России.
В этой связи СМИ, политики, религиоведы, психологи, социологи давно ведут полемику вокруг таких движений в России как харизматическое и пятидесятническое.
Обращение к данной проблематике связано, прежде всего, с попыткой автора рассмотреть не столько исторические особенности происхождения пятидесятничества, сколько оценить вклад пятидесятнических церквей харизматического направления в развитие пятидесятничества в России в целом на современном этапе.
Актуальность исследования заключается в необходимости систематизировать наиболее характерные особенности харизматических церквей в России, а также протестантизма, как современного явления в христианстве, проследить динамику и перспективы развития на примере действующей пятидесятнической церкви.
Степень разработанности. Говоря о степени разработанности изучаемого вопроса, можно выделить три основных направления, в которых двигались авторы в своих исследованиях.
Во-первых, не может не вызвать интерес активная гражданская позиция евангельских христиан, выраженная в социальном служении, развитии благотворительности в современном обществе, успехи в реабилитации людей, страдающих зависимостями от алкоголя и наркотиков. Этой тематике посвящены работы авторов Буга Е.В. «Особенности социального служения протестантских общин в современном обществе» и Ананьева Э.В. «Социальное служение российских протестантов: эволюция теории».
Во-вторых, авторами изучаются вопросы мировоззрения протестантов, их успешность в семейных, бытовых и прочих взаимоотношениях, приверженность евангельским принципам в повседневной жизни. Исследователи Лункин Р.Н. , Филатов С.Б. посвятили свои работы изучению активной социальной и общественной позиции протестантов. Религиовед и социолог Лункин Р.Н. определяет современный российский протестантизм как новый социальный феномен. Автор Ревунекова Н.В. раскрывает особенности мировоззрения евангельских христиан и его привлекательность для людей во все времена.
В-третьих, не может оставить равнодушными историков и исследователей подвиг евангельских христиан, не оставивших своей веры, несмотря на массовые гонения из-за вероисповедальной принадлежности. Истории гонений, репрессий, дискриминации и общественного неприятия евангельских христиан посвящены труды авторов Трофимчук Н.А. , Никольской Т.К. и др. Вклад в изучение развития христианства, в том числе протестантизма в разные периоды в Сибири внесли авторы Горбатов А.В. и Сосковец Л.И.
Существующие книги, статьи и монографии по этой тематике показывают, что у авторов не всегда есть единство в понятии природы, характера, особенностей, состоянии и перспектив развития современного пятидесятничества.
В начале 1990 - х годов начало стихийно развиваться христианское движение, напоминающее пятидесятничество, но имеющее сущностные отличия от него, в связи с чем возникла необходимость дать четкое определение данному явлению. Однако разграничение таких терминов как «движение веры», «харизматия» и «неопятидесятники» представляют проблему и в настоящее время, нередко они становятся взаимозаменяемы.
В начале 1990-х годов средства массовой информации обозначили данные движения нового формата такими терминами как «неопятидесятники», «харизматики», харизматы».
Различные интернет ресурсы и публицистические издания, например такое как «Википедия» и Словарь «Реформация и протестантизм» определяют харизматическое движение как один из видов движения, возникшего в христианстве, которое, использует в своих обрядах и молитвах дары Духа Святого.
Актуальность исследования определила цель исследования - проанализировать историю и перспективы развития протестантских, харизматических церквей. Выявляя тенденции современного развития харизматического пятидесятнического движения, автор работы будет ссылаться на региональную специфику, характеризующую эволюцию данной деноминации, показывая развитие церкви на примере «Церкви Прославления» г. Томска.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности харизматических церквей в России.
2. Проследить распространение харизматических церквей на территории Томской области.
3. Представить специфику социальной доктрины и социальной практики «Церкви Прославления» на примере Томской области.
Объект исследования - история и эволюция РОСХВЕ как движения объединяющего пятидесятнические церкви харизматического направления.
Предмет исследования - современное состояние харизматических пятидесятнических церквей на примере «Церкви Прославления» г. Томска.
Научная новизна связана с анализом процесса распространения и развития харизматического пятидесятнического движения в Сибирском регионе на примере «Церкви Прославления» г. Томска. Анализируя процессы эволюции пятидесятнических церквей, автор обращается к источникам регионального характера, впервые вводя их в научный оборот.
Методологическую основу составляет системный подход, проявляющийся в рассмотрении объекта исследования как совокупности пятидесятнические церкви, распространенные в России, входящие в состав РОСХВЕ. Российское объединение христиан веры евангельской обладает рядом признаков, таких как целостность, иерархичность, структурированность. Целостность проявляется в приверженности церквей единым вероучительным правилам: вера в спасительную миссию Иисуса Христа, даровании апостолам священных даров (целительство, миссионерство, практика говорения на иных языках), вера в Священную Троицу. Все церкви РОСХВЕ признают иерархию, возглавляемую С.В. Ряховским. Каждая из церквей, входящих в объединение, имеет свою структуру: епископат, пастырский совет, членство. Структурированность объединения проявляется в наличии в каждой из церквей диаконского служения, библейских школ, социального служения. Единая идеология и структура церквей, приверженность к исполнению норм российского законодательства, направленность на социальное служение - факторы, обуславливающие для общин правила взаимодействия с государством и обществом в целом.
Методы исследования. Метод анализа и синтеза использовался нами при изучении процесса эволюции пятидесятничества во второй половине XX века. Сравнительный анализ способствовал выявлению сути социальной доктрины пятидесятничества в целом и «Церкви Прославления» г. Томска в частности. Метод наблюдения позволили выявить специфику социальной организации «Церкви Прославления» г. Томска. Исследование социального взаимодействия между церковью и обществом проходило при помощи метода функционального анализа. Эффективность социальной работы и динамика внутрицерковной жизни изучались при помощи метода анализа данных, полученных из архивных документов «Церкви Прославления» г Томска и статистического анализа социологических данных,
предоставленных вышеуказанной церковью. При характеристике исторического прошлого пятидесятничества в России автор опирался на принцип единства исторического и логического анализа.
Хронологические рамки. Согласно цели исследования основные данные, используемые нами в работе, приведены за последние 20 лет.
Апробация работы. Работа апробирована на лидерских тренингах Местной религиозной организации церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церковь Прославления» г. Томска.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для составления спецкурсов по современному состоянию протестантских деноминаций в России.
В настоящее время РОСХВЕ является крупным централизованным образованием, в состав которого входят 28 ассоциаций Церквей, включающих более 2000 религиозных организаций.
Руководители РОСХВЕ входят в совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Движение РОСХВЕ является самым крупным протестантским образованием в России. По свидетельству ряда политологов и религиоведов оно является не только самой многочисленной, и самым быстрорастущим Союзом.
Распространению протестантских церквей на территории России и Томской области помогает чрезвычайная гибкость мировоззрения, способность воспринять почти любое нововведение, переработав его для нужд церкви.
Современного человека привлекает стиль и форма Богослужения — энергичная и доступная, которая вбирает в себя элементы массовой культуры. Во время протестантских Богослужений смягченные популярные мелодии поются уже с другими словами — о Христе, спасении и благодарении.
Протестантизм всегда отличала высокая степень адаптации к самым различным социальным и политическим условиям, к различным формам государственного и общественного устройства.
Практически все направления протестантизма получили благоприятную почву для развития и возрождения в условиях формирующегося демократического общества, в условиях перехода к рыночным отношениям и законодательно закрепленного положения религиозных объединений харизматического направления.
В настоящее время произошли изменения в содержании и характере деятельности протестантских церквей. Если на первых порах, в начале 90-х гг., главное внимание протестантских общин было направлено на легитимацию и организационное укрепление структуры, на миссионерство в различных слоях общества, особенно в молодежной среде, расширение территорий и сфер их влияния, то десятилетием позднее первоочередным в их деятельности стало формирование духовенства, способного нести лидерские функции внутри общины, понимания членами общин необходимости быть достойными членами общества в целом, направлений и форм социального служения, которые отвечали бы социальному заказу.
Условием успешной социализации евангельского сообщества является многообразие форм: достойные отношения с государственными структурами, участие христианских организаций в развитии гражданского общества, взаимодействие с общественными организациями в социальной и воспитательной работе, интеграция миссий и других христианских организаций в служение церкви, межцерковный диалог, культурные и образовательные инициативы, деятельность христианских СМИ.
Деятельность харизматических церквей, рассмотренная на примере «Церкви Прославления» г. Томска показывает, что такие церкви мобильны в условиях постоянно меняющихся внешних условий, открыты для людей всех национальностей, возрастов, социального статуса. Их влияние на людей, которые соприкасаются с таким церквями, преимущественно имеет положительную оценку.
Верующие церкви понимают свою роль в государстве и необходимость личного развития. Они стремятся овладеть всеми видами духовного образования, которое позволит более эффективно трудиться для Бога, церкви и общества. Божья воля для верующего состоит в том, чтобы каждый человек нашел свое место и трудился внутри сильной, возрастающей и активной многонациональной поместной церкви.
Руководители РОСХВЕ входят в совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Движение РОСХВЕ является самым крупным протестантским образованием в России. По свидетельству ряда политологов и религиоведов оно является не только самой многочисленной, и самым быстрорастущим Союзом.
Распространению протестантских церквей на территории России и Томской области помогает чрезвычайная гибкость мировоззрения, способность воспринять почти любое нововведение, переработав его для нужд церкви.
Современного человека привлекает стиль и форма Богослужения — энергичная и доступная, которая вбирает в себя элементы массовой культуры. Во время протестантских Богослужений смягченные популярные мелодии поются уже с другими словами — о Христе, спасении и благодарении.
Протестантизм всегда отличала высокая степень адаптации к самым различным социальным и политическим условиям, к различным формам государственного и общественного устройства.
Практически все направления протестантизма получили благоприятную почву для развития и возрождения в условиях формирующегося демократического общества, в условиях перехода к рыночным отношениям и законодательно закрепленного положения религиозных объединений харизматического направления.
В настоящее время произошли изменения в содержании и характере деятельности протестантских церквей. Если на первых порах, в начале 90-х гг., главное внимание протестантских общин было направлено на легитимацию и организационное укрепление структуры, на миссионерство в различных слоях общества, особенно в молодежной среде, расширение территорий и сфер их влияния, то десятилетием позднее первоочередным в их деятельности стало формирование духовенства, способного нести лидерские функции внутри общины, понимания членами общин необходимости быть достойными членами общества в целом, направлений и форм социального служения, которые отвечали бы социальному заказу.
Условием успешной социализации евангельского сообщества является многообразие форм: достойные отношения с государственными структурами, участие христианских организаций в развитии гражданского общества, взаимодействие с общественными организациями в социальной и воспитательной работе, интеграция миссий и других христианских организаций в служение церкви, межцерковный диалог, культурные и образовательные инициативы, деятельность христианских СМИ.
Деятельность харизматических церквей, рассмотренная на примере «Церкви Прославления» г. Томска показывает, что такие церкви мобильны в условиях постоянно меняющихся внешних условий, открыты для людей всех национальностей, возрастов, социального статуса. Их влияние на людей, которые соприкасаются с таким церквями, преимущественно имеет положительную оценку.
Верующие церкви понимают свою роль в государстве и необходимость личного развития. Они стремятся овладеть всеми видами духовного образования, которое позволит более эффективно трудиться для Бога, церкви и общества. Божья воля для верующего состоит в том, чтобы каждый человек нашел свое место и трудился внутри сильной, возрастающей и активной многонациональной поместной церкви.



