Введение 3 - 9
Глава I. Роль религиозного фактора в системе международных отношений на пространстве СНГ 10 - 31
§ 1.Исламский фактор в современной системе международных отношений 10 - 19
§ 2. Функционирование радикального ислама на территории СНГ 21 - 31
Глава II. Влияние правовых, политических и культурных процессов на реализацию внешнеполитических интересов России. в пространстве СНГ 32 - 64
§1. Формирование концепции национальной безопасности с учетом миграции из стран СНГ 32 - 43
§2. Специфика региональной политики России с учетом исламского фактора 44 - 58
§3. Влияние исламского фактора на процессы этнокультурного сотрудничества России со странами СНГ 58 - 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 - 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .71 - 79
Актуальность исследования: Процесс заключения «Беловежских соглашений» в декабре 1991 года породил новую геополитическую реальность - Содружество Независимых государств. В момент организации данного политического союза целями её деятельности были провозглашены следующие цели: налаживание сотрудничества в экономической, политической, культурной областях, а также координирование сотрудничества в обеспечении прав и основных свобод человека, формирование эффективной для внутреннего сотрудничества социальной и миграционной политики. Как показали события второй половины 1990-х годов, создание данного геополитического союза было ориентировано на совместные усилия в области охраны внутренних и внешних границ, а также в сфере борьбы с организованной преступностью.
В современных условиях общественного развития можно отметить тенденцию отхода на второй план этнической идентификации и превалирования религиозного фактора. По мнению ряда экспертов, именно религиозный фактор способен объединить большие социальные группы универсальными теоретико - догматическими установками, которые можно интерпретировать в зависимости от складывающейся политической и экономической ситуации. Проявление в данном формате исламского фактора и его дальнейшее влияние на международную ситуацию, связано с нестабильной и слаборазвитой экономикой в ряде государств СНГ. Процесс возрастания бедности, а также низкой эффективности программ политического реформирования стал следствием радикализации ислама, вовлечением значительной части населения государств СНГ в религиозно-политические группировки, которые ставят перед собой задачу изменить несправедливые реалии при помощи всеобщего джихада и посредством единого исламского государства. Усиление миграционных тенденций, имеющих в основе социально - экономические причины, способствует экспорту радикальной формы идеологии, и, как следствие, дестабилизации ситуации на пространствах СНГ. Особую роль данная тенденция имеет для Российской Федерации, боровшейся на протяжении десяти лет с религиозно - этническим сепаратизмом в регионе Северного Кавказа.
Для достижения безопасности в пространстве СНГ, преодолению религиозного и этнического терроризма и экстремизма в рамках Содружества началось планомерное развитие специализированных органов, деятельность которых направлена на преодоление негативных тенденций. Так, 21.06. 2000 был создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ СНГ) Деятельность данного центра связана с обеспечением взаимодействия компетентных органов в борьбе с международным терроризмом и проявлениями экстремизма. По мнению автора данной работы, исследование вектора действия религиозного исламского фактора на систему межгосударственных отношений способствует пониманию совершенствования механизма противодействия экстремизму и сепаратизму на религиозной исламской почве.
Новизна исследования: В современных научных монографиях проблема исследования исламского фактора является широко распространенной. Исследователи выявляют значение данного фактора на процесс этнической самоидентификации народов АТР, его влияние на формирование моделей политического развития стран - участниц СНГ, активно изучается потенциал влияния исламского фактора на политический процесс, как в различных странах Содружества, так и в Российской Федерации. Специфика подхода автора исследования связана с оценкой влияния исламского фактора на экономические, политические, правовые, культурные процессы, происходящие в рамках СНГ. Опираясь на исследования, а также информационно - аналитические данные интернет - портала Содружества, автор работы проследит функционирование исламских радикальных организаций и, в связи с этим, специфику региональной политики.
Хронологические рамки исследования: Не смотря на то, что основные органы управления СНГ создавались в 1991 - 1995 годах: Совет глав государств СНГ, Совет правительств стран - участниц СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств - участниц СНГ - орган, координирующий деятельность стран - участниц СНГ по вопросам преодоления религиозного терроризма и экстремизма (в том числе и исламского) начала формироваться в 2000 году в момент организации Антитеррористического центра государств - участников СНГ. В настоящее время АТЦ СНГ также ведет активную работу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму (в том числе и исламскому), поэтому верхней хронологической границей будем считать настоящее время.
Географические рамки исследования: В целом, географические рамки исследования очерчены современным составом государств - участников СНГ. Однако наибольшее взаимодействие в процессе влияния исламского фактора на систему межгосударственных отношений происходит в рамках Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.
Предмет исследования: В работе анализируется влияние исламского фактора на систему межгосударственных отношений стран - участников СНГ, включающую в себя правовые, политические, экономические и культурные контакты.
Объект исследования: Межгосударственное сотрудничество стран - участников СНГ.
Цель исследования: Анализ факторов проявления ислама во внутриполитической, а также и внешнеполитической жизни стран - участников СНГ, выявление влияния исламского фактора в политических, экономических правовых и культурных аспектах, определении дальнейшей траектории влияния ислама как одной из составляющих внешней политики мусульманских стран постсоветского пространства.
Данная цель может быть последовательно раскрыта при решении следующих задач:
- определение роли мусульманского фактора в современной системе межгосударственных отношений в СНГ;
- исследование процесса возрождения «политического» ислама в СНГ и анализ его влияния на социально - политические тенденции развития этих стран;
- характер проявления исламского фактора в современной России, как одной из ведущих стран на территории СНГ;
- анализ нескольких конфликтов на постсоветском пространстве как фактора проявления внешнеполитических интересов многих стран СНГ.
Источники исследования:
Принципы взаимодействия государств - участников СНГ зафиксированы в «Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4. 06. 1999 г.», поэтому данный источник рассматривался как основа взаимодействия. Способы и формы противодействия деятельности радикальных исламских идеологий обозначены «Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств от 07.10.2002». Современные аспекты взаимодействия государств - участников СНГ в вопросах преодоления и профилактики религиозного и этнического терроризма и экстремизма рассмотрены в аспекте «Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг.».
Степень разработанности проблемы: Теоретическое основание исследования представлено опытом российских ученых, который можно подразделить на три основных направления. Первая группа ученых: З.С. Арухов, Р. Ланда, С. Мельков, В. Наумкин, Л. Сюкияйнен, А. Умнов - уделяют внимание в своих исследованиях вопросам этнической конфликтности, процессам пограничного урегулирования. Немаловажное значение в работах данных исследователей представляется анализу экономического фактора, выраженного в открытии и разработке новых месторождений углеводородного сырья, эксплуатации и борьбе за использование транспортных коридоров поставки углеводородов. Характеризуя специфику межгосударственных отношений, исследователи данной группы склонны видеть корень проблем в этно - политических противоречиях и недостаточности усилий политического руководства сопредельных стран в стратегии и тактике разрешения конфликтов, а также влиянии на данный процесс третьих стран, таких как Турция и США
Вторая группа исследователей: А. А. Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, Г.В. Милославский главное внимание уделяют определению понятия религиозного исламского терроризма, причинам его появления, а также стратегии и тактике противостояния наднациональным террористическим группировкам. По мнению данных ученых, исламский радикализм на постсоветском пространстве имеет свою специфику. По сравнению с ближневосточными исламскими террористическими организациями, претендующими на создание радикальной мировой системы, способной сокрушить западную цивилизацию, организации, возникшие на пространстве СНГ, имеют причиной своего появления экономические и националистические факторы и усугубляются внутриполитической борьбой за власть.
Третья группа исследователей А. Здравомыслов, Д. Гвозденко, Н. Зиядуллаев, Н. Мамытова видят специфику исламского фактора в устремлении национальных элит центральноазиатских государств к господству в регионе, стремлению сосредоточить в своих руках все механизмы влияния, преимущественно, экономические.
Методологическая основа исследования: Методологической основой исследования является доктрина политического реализма, предложенная Г. Моргентау в работе «Политические отношения между нациями. Борьба за власть и мир». Согласно данной концепции участниками международной системы отношений являются суверенные государства, действующие прагматично в своих интересах. Действие исключительно в плоскости национального интереса приводит государства, по мнению Г. Моргентау, к анархической модели отношений, поскольку любая уравновешенная система требует соблюдения наднациональных соглашений.
В нашем случае Содружество Независимых государств является международным союзом государств, а страны, входящие в союз, обладают полным суверенитетом. Они управляются легитимными правительствами. Не смотря на то, что в пространстве СНГ выбрана кооперативная модель взаимодействия, не все государства Содружества берут на себя одинаковые обязательства и ответственность в рамках договорного формата, представленного в СНГ. Так, при ратификации Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств Азербайджаном был выбран ограничительный формат сотрудничества, поскольку данное Положение было рассмотрено и подписано представителем Азербайджана только в проспекте информационно-аналитического взаимодействия, исключая военное сотрудничество. Данный факт подтверждает методологический принцип доктрины политического реализма ориентации только на национальный интерес в ущерб коалиционному сотрудничеству.
При написании работы были использованы методы:
Метод системного анализа использовался при изучении влияния исламского фактора на систему межгосударственных отношений в рамках СНГ.
Метод анализа документов использовался при изучении совместных документов, принятых странами - участниками СНГ.
Выявлению специфики деятельности исламских организаций содействовал метод сравнительного анализа.
Апробация работы: Материалы исследования были представлены на конференции «Мой выбор - наука».
Практическая значимость работы: Исследование связано с изучением процессов, происходящих в сфере внешнеполитического взаимодействия РФ со странами одного геополитического блока. Другим аспектом исследования является рассмотрение деятельности исламских организаций, их влияния на социальные, политические и экономические процессы в рамках СНГ, поэтому выводы исследования могут использоваться при разработке учебных курсов по истории межгосударственных отношений в рамках СНГ, а также специфике деятельности исламских организаций в современном мире.
Структура работы: В соответствии с задачами исследования структура работы состоит из двух глав, введения и заключения.
В условиях развития таких мировых процессов, как глобализация и регионализм усиливается роль религии в системе современных международных отношений. Присутствие религиозного фактора без труда обнаруживается в самых различных проявлениях исторического процесса, независимо от того, в какой части света происходили события, связанные с общением народов между собой, и принимало ли это форму торгового и культурного взаимодействия или вооруженного противоборства. События на Балканах на рубеже XX - XXI столетий, международный терроризм исламских радикалов, трудности на пути мирного процесса на Ближнем Востоке - все это, да и многое другое, подтверждает, что религиозный фактор играет роль одной из существенных детерминант в системе мировой политики и международных отношений.
Разнообразны формы проявления религиозного фактора. Во-первых, это - опосредованное влияние на социальные и нравственные установки, под воздействием которых формируется внешняя политика государства, определяются экономические, а также политические интересы. Во-вторых, это - непосредственное, прямое участие религиозных, а так же светских, мирских структур, - политических партий религиозной ориентации в международной деятельности. В-третьих, воздействие на отдельного человека, индивидуума, приверженца конкретной религии, который сам участвует в событиях международного значения, является их субъектом и объектом, реагирует на них, вынуждает внешнеполитических руководителей считаться с его мировоззрением и взглядами.
Каков механизм влияния на присутствия религиозного фактора в системе международных отношений, будет ли в дальнейшем (в краткосрочной и среднесрочной перспективе) религия оставаться существенным компонентом существенной жизни, в том числе международных отношений?
Неоднозначность, сложность, комплектность такого феномена, как религия, предостерегает от какого либо упрощенного толкования ее выражения в сфере международных отношений, требует выявления присущей ему специфики. Акцентируя внимание на морально-этической роли в международных отношениях, доктрины соответствующих мировых религий претендуют на то, что присутствие религиозных сил в этой системе принципиально отличается от деятельности всех других субъектов международной жизни. Заметим так же, что в каждой стране или группе стран происходит отбор тех религиозных принципов и идей, которые наиболее соответствуют здесь конкретным потребностям внешнеполитической деятельности.
Важной особенностей религиозного фактора - это его потенциал в деле сближения, сплочения народов и государств. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая, общепланетарная по своему характеру, в состоянии выполнить функцию сближения не только разнородных социальных сил, но и нескольких государств и даже групп государств.
Одна из основных предпосылок, обусловивших выдвижение религиозного фактора на столь заметное место в международной жизни, состоит в том, что в сложной обстановке начала XXI века многие положения религиозных доктрин подвергаются обновлению, модернизации применительно к новым реалиям. В результате происходит смена акцентов, приближение их к насущным потребностям и тревогам наших дней.
Можно считать, что все мировые религии объединяет признание человеческой жизни как священного дара Всевышнего. Естественно, что каждое из религиозных направлений накладывает отпечаток на оценку человеческой жизни как высшей моральной и священной ценностью. На миротворческие концепции.
В исламе понятие мира тесно связано со всеохватывающим взглядом на Вселенную, на жизнь общества и человека. Возможности воздействия ислама на решение международных проблем обусловлены, в частности, и тем, что во многих странах Востока религия больше, чем на Западе, связана со своей структурой и содержанием общественной жизни. В результате ислам оказывает сильное воздействие на земную практику, в том числе на ее международные аспекты в соответствующих регионах. К тому же, многие специалисты считают, что ислам не только религиозное учение, но и политическая программа, а в его 14-вековой истории религия всегда тесно переплеталась с политикой. Ислам выступает в качестве религии всемирной общины мусульман, где бы они ни проживали. Преодолевая разобщенность территориального и этического характера. Следует поэтому признать, что потенциал ислама в международной сфере весьма велик.
Однако важно учесть, что ислам и формально, и фактически не является монолитным учением. В современной мусульманской мысли, которую условно можно разделить на традиционное, модернистское и фундаменталистское направления, попеременно берут верх те или иные тенденции.
В последние десятилетия в исламской мысли появились новые подходы к проблемам войны и мира. Акцент делается на то, что пророк Мухаммед призывает распространять ислам преимущественно мирными средствами и, следовательно, в современном мире приоритет должен отдаваться ненасильственным решениям спорных проблем. В этой связи предпочтение отдается «великому джихаду» («джихаду души») в противовес «малому джихаду» («джихаду меча»).
Наличие в мировых религиях теологии международных проблем, соответствующих учений в этой области позволяет их приверженцам ориентироваться и целенаправленно вести себя в различных ситуациях, возникающих на мировой арене. При этом существование общей теологической базы определяет в этой или иной степени их линию поведения в конкретной международной обстановке. Так, признание мировыми религиями идеи взаимозависимости мира, его универсальности и единства, основанного на сотворении мира Всевышним, предопределяет внимание, которое оказывается различными религиозными направлениями глобальным проблемам: не только поддержанию мира, но и борьбе с голодом, с особо опасными болезнями, вопросам экологии, демографии и другое.
На Ближнем Востоке исламский фактор, идеи панисламизма содействовали сплочению мусульманских государств на основе палестинской проблемы, особенно в результате арабо-израильских конфликтов 1967 и 1973гг.
Многие специалисты считают, что именно в эти годы произошла сильная исламизация внешней политики этих государств, получила распространение идеология «исламского порядка».
Особое место в международной жизни занимают религиозно-общинные конфликты. Как правило, религиозно-общинная окраска этих конфликтов образует их общий фон, однако, по существу, мировоззренческие признаки отступают перед столкновением, прежде всего социально-политических интересов участвующих в конфликтах сторон и связанных с ними зарубежных сил. Следует отметить, что если в ряде случаев религиозный фактор выполняет позитивную роль, содействуя развитию освободительного движения, то в других случаях он становится компонентом национализма, шовинизма, самых отрицательных их проявлений, вплоть до развязывания братоубийственной войны. Зачастую этот фактор приводит к обострению межнациональных отношений, к росту сепаратистских тенденций. Это отчетливо продемонстрировала гражданская война в Таджикистане, в которой мусульмане фактически воевали против мусульман, а ислам так и не стал фактором политической консолидации. Также фактор межкланового и межнационального противостояния, как и в других регионах бывшего СССР (узбекско-киргизские отношения в Ферганской долине, проблема узбекской диаспоры в Таджикистане и таджикского меньшинства в Узбекистане, талышская проблема в Азербайджане), оказался сильнее религиозного единства.
Есть еще одна причина столь активного проявления религиозного фактора в международной жизни. Дело в том, что в отличие от многих других социально-политических сил, поборники религиозной ситуации располагают эффективными организационными структурами международного характера. Каков же механизм их воздействия на эту важнейшую сторону жизни мирового сообщества? Само собой разумеется, что такое воздействие стало возможным лишь благодаря тому, что эти структуры весьма разнообразны по своему характеру и, что немаловажно, большинство из них хорошо отлажено и имеет в ряде случаев многовековой опыт международной политической деятельности.
Мощным инструментом воздействия на международные отношения стали в последние десятилетия те политические партии, программы которых ориентированы в той или иной степени на религиозные начала, в основании нравственного, морального порядка. Целый ряд политических партий апеллирует к исламу и обосновывает свою внешнеполитическую деятельность его нормами. По своему характеру исламские партии неоднородны. Некоторым из них присуще элементы модернизма, другим - черты средневековых религиозных орденов, одни являются правящими, другие - находятся в оппозиции и этим определяется их роль во внешней политике.
Наконец, на мировое содружество, на все стороны его жизни не могут не оказывать влияния различные международные объединения, организации религиозных сил, будь то чисто церковного или государственного или общественного характера. В мусульманском мире видную роль играет Организация исламская конференция. Эта организация ставит целью содействие мусульманской солидарности стран членов, принятие мер по поддержанию мира и безопасности на основе справедливости, поддержка борьбы мусульманских народов за независимость и осуществление их национальных прав, поощрение сотрудничества и взаимопонимания между государствами - членами и другими государствами. В мире насчитываются свыше 150 международных исламских организаций, охватывающих самые разнообразные сферы жизни человека и опирающихся на деятельность своих отделений в разных странах.
1. Договор о сотрудничестве государств-участников
Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4. 06. 1999 г. - Интернет - портал СНГ - Режим доступа // http://e-cis.info- Загл. с экрана
2. Положение о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств от 07.10.2002. - Интернет - портал СНГ - Режим доступа // http://e-cis.info- Загл. с экрана
3. Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг. - Интернет - портал СНГ - Режим доступа // http://e-cis.info- Загл. с экрана
4. Абашин С. Исламофобия в России: о некоторых
«субъективных» предпосылках современных конфликтов http://tatar-history.narod.ru/islamofobia.htm
5. Архипова Е.В. Нагорно-карабахский конфликт:
геополитические факторы переговорного процесса в первой половине 1990-х годов
http://transbound.narod.ru/annual1/arkhipova.html
6. Белов А. Партии Евразии борются за верующего избирателя http ://www.eurasya.ru/main/in dex.php?m=91&d=330
7. Выступление Александра Гельевича Дугина, лидера движения «Евразия» http://islam.dugin.ru/dugin.html
8. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на X встрече глав государств и правительств Организации Исламская Конференция // Ислам минбяре. - 2003. - №10.- С.3.
9. Гайнутдин Р. Россия становится мусульманским центром? // Независимая газета.- 1994. - 3 марта.
10. Документы Содружества независимых государств,
касающиеся положения в Таджикистане http://www.un.org/russian/peace/pko/unmotcis.htm
11. Документы уставных органов Содружества Независимых государств http://www.cis.solo.by/docs/ustav/doc ustav 501.shtml
12. Донцов В.Е. Ислам в международных отношениях http://zharinov.wallst.ru/terror/digest0005.htm
13. Игнатенко А. А. Самоопределение исламского мира // Независимая газета - сценарий. - 1996. - №8. - 21 ноября.
14. Интервью В.В. Путина телеканалу «Аль Джазира» // Ислам минбяре. - 2003. - №10.- С.3.
15. Ислам: и слова, и дела http://russianexpress.net/details.asp?article=1713&category=42
16. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Сборник законодательных и нормативных документов. - М., 1998. - 380 с.
17. Малашенко А.В. Ответный ход за исламом // Независимая газета - религии. - 2003. - 20 августа.
18. Маляров О.В. Проблемы решения грузино-абхазского конфликта и национальные интересы Украины в Закавказье http://psou.narod.ru/history/war02.html
19. Малышева Д.Б. Постсоветский восток в поисках религиозной идентичности http://religion.ng.ru/people/2002-09-18/3 east.html
20. Матузов В. Ислам спасает человечество от Антихриста http://www.islam.ru/pressclub/gost/matuzov/
21. Ниязи А. Конфликты в Центральной Азии и на Кавказе: новый взгляд // Независимая газета. - 2001. - 28 марта.
22. Основополагающие документы Содружества Независимых государств http://www.cis.solo.by/docs.shtml
23. Передел Мира, Ислам и российская политика
http://www.balkaria.narod.ru/public/islam.htm
24. По следам Исламской конференции. http://club.chipmarket.ru/articles/?articleID=20&hideArticle=0&ite mPage=1&itemCount=20
25. Прибыловский В.В. Российские политики под знаменем ислама // Независимая газета - религии. - 2003. - 1 октября.
26. Путин В.: "Мы увидели поддержку Организации Исламская
конференция в решении проблем Чечни"
http://kavkaz.memo.ru/newstext/news/id/602239.html
27. Tashkent Declaration of Presidents of Kazakhstan, Kirgizstan, Tadjikistan and Uzbekistan http://press- service.uz/eng/documents eng/documents eng1.htm
28. Шаклеина Т.А. Концепция внешней политики Российской Федерации // Внешняя политика и безопасность современной России: Хрестоматия. - М., 1999. - 350с.
29. Абдуллаев Е. Ислам и «исламский фактор» в современном Узбекистане // Центральная Азия. - 1997. - №12. - С. 67-81.
30. Акаба Н. Грузино-абхазский конфликт: исторические корни и перспективы решения // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №6. - С.65-77.
31. Акаев В.Х. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни / В.Х. Акаев, С.С. Магометов // Научная мысль Кавказа.-1996.- № 3.- С.59- 63.
32. Белокреницкий В. Мусульманский регион у южных границ СНГ - структура, значение, перспективы // Россия и мусульманский мир. - 2002. - №8. - С. 93-102.
33. Бирюков С.В. Политика России в отношении новых независимых государств: проблема выбора стратегии // Восток. - 2001. - №1. - С.84-95.
34. Bennigsen-BroxupM. Tchetchenie: une guerre coloniale. Politique internationale, Printemps, 1995, № 67, P.103-109
35. Бойцова Л. Исламское право в СНГ // Юрист - 1999. - №9. - С.62-66.
36. Выгодно ли России интегрироваться в мусульманский мир? // Россия и мусульманский мир. - 2004. - №1. - С.18-22.
37. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. - М.: Международные отношения, 2001. - 464 с.
38. Гоголицин Ю. М. Спонсоры джихада. - М.: Издательство ЭКСМО, Издательство Яуза, 2003. - 480 с.
39. Голунов С.В. Исламский фактор в СНГ (по публикациям французских ученых) // Ислам в СНГ: Сб.ст. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998, 180 с.
40. Гушер А. На южных рубежах России // Международная жизнь. - 1997. - №9. - С. 91-98.
41. Добаев И. Северный Кавказ: Традиционализм и радикализм в современном исламе // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №6. - С.21-30.
42. Дубнов А. Владимир Путин на саммите Организация Исламская Конференция // Россия и мусульманский мир. - 2003. - №12. - С. 8-11.
43. Евстафьев Д. Ислам в геополитическом контексте // Россия и мусульманский мир. - 1999. - №1. - С.88-101.
44. Жданов Н.В. Ислам на пороге XXI века / Н.В .Жданов, А. А. Игнатенко. - М.: Политиздат, 1989. - 352 с.
45. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. - М.: Московский государственный институт международных отношений; «Российская политическая Энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 352с.
46. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №2. - С. 54-59.
47. Ионова Е. Центральная Азия в сфере экономических интересов стран Востока // Россия и мусульманский мир. - 2003. - №10. - С. 91-97.
48. Иордан М.В. Ислам в Евразии: современные этнические и эстетические концепции суннитского Ислама, их трансформация в массовом сознании и выражении в искустве мусульманских народов России / М.В. Иордан, Р.Г. Кузеев, С.М.Червонная. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 516 с.
49. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и Центральной Азии). - М.: Институт востоковедения РАН, 2001.- 420с.
50. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М.Б. Олкотт; Московский центр Карнеги. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. - 320с.
51. Йонсон Л. Политический ислам и конфликты в Евразии // Центральная Азия. - 1999. - №3. - С. 78-85.
52. Ковальский Н. Религиозный фактор: проблемы влияния на мировую политику // Россия и мусульманский мир.- 2001.- №9.- С. 174-186.
53. Кузнецов А. Ислам в странах СНГ // Россия и мусульманский мир. - 2002. - №7. - С. 63-70.
54. Лаумулин М. Исламские игроки на центральноазиатском поле: интересы близлежащих мусульманских государств в странах региона // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №2. - С.51-63.
55. Левин З.Н. Ислам и национализм в СНГ // Ислам в СНГ: Сб.ст. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998, 180 с.
56. Малашенко А.В. Ислам и исламоведение в СНГ в 90-е годы // Ислам в СНГ: Сб.ст. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998, 180 с.
57. Малашенко А.В. Ислам и политика в государствах Центральной Азии // Центральная Азия.- 1999. - № 4. - С.44¬51.
58. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: Гендальф, 2001. - 180 с.
59. Малашенко А.В. Постсоветские государства юга и интересы Москвы // Россия и мусульманский мир. - 2001. - №8. - С.92-104.
60. Малышева Д.Б. Конфликты в каспийском регионе и меняющаяся Россия // Россия и мусульманский мир. - 2003. - №3. - С. 59-79.
61. Малышева Д.Б. Мусульманский компонент мировой политики // Россия и мусульманский мир.- 2003. - №7. - С.108-131.
62. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности // Мировая экономика и Международные отношения. -2003.- № 1.- С.64-76.
63. Малышева Д.Б. После «черного вторника»: ислам и терроризм в России и СНГ // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №3. - С.55-57.
64. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 192 с.
65. Малышева Д.Б. Центральная Азия - мусульманский вызов России // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - №12. - С. 10-14.
66. Мамедова Л. Армяно-азербайджанский конфликт: проблема мира и войны / Л. Мамедова, Г.Гусейнов // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №5. - С.72-84.
67. Мамытова Э. Религиозные, этнические и клановые аспекты конфликтов в Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. - 2004. - №2. - С.96-106.
68. Мамытова Э. Исламский фундаментализм и экстремизм в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. -2000. - №5. - С. 32-44.
69. Матвеева А. Угроза исламизма в постсоветской Евразии // Центральная Азия. - 1999. - № 4. - С. 65-73.
70. Махкамов М. Исламский экстремизм и его геополитическое влияние на государства СНГ // Россия и мусульманский мир. -2001. - №3. - С.45-57.
71. Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? - Жуковский; М.: Кучково поле, 2003. - 512 с.
72. Мелихов И.А. Исламский мир // Международная жизнь. - 2001. - №3. - С.60-70.
73. Мельков С. Влияние исламского фактора на военную политику России // Центральная Азия и Кавказ. - 2000.- №2 - С.54-67.
74. Мирский Г. Центральная Азия между Востоком, Западом и Россией // Азия и Африка сегодня. - 2002. - №6. - С.40-42.
75. Модестов С.А. Геополитика ислама. - М.: Молодая гвардия, 2003. - 191с.
76. Мухаметшин Ф. Мусульманские организации в РФ // Россия и мусульманский мир. - 2001. - №9. - С.36-48.
77. Пластун В. Такой разный ислам // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №5. - С.34-48.
78. Подцероб А. Б. Исламский мир // Международная жизнь. - 1997. - №9. - С. 29-32.
79. Поляков К. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы XX века // Россия и мусульманский мир. - 2001. - №11. - С.32-49.
80. Попков С. Угрозы национальным интересам и безопасности России, создаваемые конфликтами на пространстве СНГ // Евразийский вестник. - 2002. - №2. - С.75-98.
81. Рудов Г. Ислам в Средней Азии необходим, но в меру // Россия и мусульманский мир. - 2003. - №12. - С.64-69.
82. Roy O. Evolutions dans un environnement complexe. Ex-URSS: les Etats du divorce (notes et etudes documentaries P., 1993, N 4982.
83. Roy O. Tajikistan. US Institute of Peace. -Washington, 1992.- 128.
84. Сюкияйнен Л. О российской государственной политике в отношении ислама // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №2.- С.38-47.
85. Титоренко В.Е. Исламизм и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №1. - С.34-41.
86. Угрожают ли России панисламизм и исламский фундаментализм // Азия и Африка сегодня. -1996. - №2. С.2-6.
87. Ульченко Н. Пояс мусульманских государств у южных границ СНГ // Россия и мусульманский мир. - 2001. - №6. - С. 62-75.
88. Феномен постсоветского ислама в восприятии российских востоковедов // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №9. - С.117-124.
89. Хасанов Р. Организация Исламская конференция и
мусульманские государства СНГ // Центральная Азия. - 1997.
- № 11. - С. 21- 33.
90. Центральная Азия: вызов XXI века // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - №2. - С. 114-119.
91. Цедлина Е. Угроза международного терроризма на южных рубежах СНГ // Россия и мусульманский мир. - 2001. - №2. - С. 12-27.
92. Шахназарян Д. Проблема Нагорного Карабаха: вчера и сегодня // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - №6. - С.87-95.
90. Александр Игнатенко ("НГ - сценарии", № 8, 21.11.96)
91. Ислам и политика. М.,2001. С.15 сноска на 26 странице
92. Зиядуллаев Н. Современная экономическая ситуация в СНГ. Экономист.2002. №1.
93. Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 2000.
94. Гвозденко Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ. Экономист.2004. №4.
95. Косикова Л. Экономическое взаимодействие России со Странами СНГ и реструктурирование постсоветского Пространства новые условия, тенденции задачи.
96. Содружество Независимых Государств в 1999г. Стат.
Ежегодник. Статкомитет СНГ.-М.: 2000. С89.6. Содружество Независимых Государств в 2000 г. Статежегодник. Статомитет СНГ - М :2001 С. 13, 23, 25, 27, 29, 86.
97. Кириченко. В.Эволюция и перспективы экономических отношений со странами СНГ// Российский экономический журнал. — 1995. — № 1;
98. Смитиенко Б. М., Поспелова В. К. Внешнеэкономическая деятельность. - М. 2002. С. 177