1. Особенности религиозной журналистики 6
1.1 Взаимодействие государственной власти, РПЦ и СМИ 6
1.2 Православная журналистика. Рынок православных изданий 24
1.3 Проблемы православной журналистики 34
2. Модели и концепции современных православных изданий 43
2.1 Православные глянцевые журналы 43
2.2 Фундаменталистские православные издания 57
2.3 Просветительские издания широкого профиля 71
2.4 Заключение по главе 79
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Приложения 94
Актуальность темы исследования
Современные российские православные СМИ находятся в кризисной ситуации. И кризис этот скорее интеллектуальный, нежели ресурсный или производственный.
На сегодняшний день существует масса религиозных СМИ на всех видах информационных платформ. Качество православных медиа постепенно растет. Однако, сфера эта - совершенно особенная. В ней неприемлемы (или приемлемы лишь отчасти) традиции и нормы классической журналистики. Православным СМИ пока не удается в правильной форме и в полной мере реализовывать свою главную задачу - проповедь православного образа жизни.
«Православным СМИ формировать общественное мнение? Доформировались. Когда вышла моя книжка про кота Мишку, на одном кошачьем сайте появилось: и хотя книга христианская, читать можно. Понимаете, какую репутацию надо заслужить всеми этими дресс-кодами и прочим, чтобы люди так писали?» — ужасалась бывший редактор издания “Альфа и Омега”, переводчик, кандидат филологических наук Марина Андреевна Журинская.
Между тем, слабость православных СМИ плохо сказывается на информационном облике РПЦ в целом: социальные сети и блоги то и дело вбрасывают порции негативного, а то и откровенно провокационного контента, призванного опорочить Церковь (как, например, картинки с популярных пабликах «Вконтакте» с шутками о педофилах-священниках, духовенстве-олигархах и прочем). Конечно, Церковь не может действовать теми же методами, как и не может повлиять на тех, кто сознательно отвергает Её. Но реагировать быстро и четко на появление информационных поводов и давать ответ, тем самым не давая поводов для сомнений хотя бы своей пастве - может. Но для этого, судя по всему, необходим более полный анализ существующих сегодня типов православных изданий, их концепций, основных проблем и тенденций. Предпринятое исследование призвано в определенной степени ответить на вопрос: какие проблемы испытывают современные СМИ РПЦ, в чем заключаются основные достоинства и недостатки православных медиа.
Степень изученности темы
Проблемам представления религиозных тем в СМИ исследователями уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимания. В частности, можно отметить работы таких авторов, как З.Г. Большакова, О.В. Бакина, А.А. Данилова, А.Кураев, В.Р. Легойда, Н.В. Парфенова, М.О. Сметанина. Кроме этого, следует упомянуть труды, посвященные профессиональной журналистской этике, на которые мы также опирались в нашем исследовании. Здесь прежде всего стоит отметить работы Д.С. Аврамова, И.М. Дзялошинского, Г.В. Лазутиной, Л.Г. Свитич и др.
Объектом настоящего исследования является современная российская православная журналистика.
Предмет исследования - концепция, специфика и основные проблемы современных православных печатных СМИ России.
Цель исследования - классифицировать основные модели православных печатных СМИ России, выявить их концептуальные установки и направленность, достоинства и недостатки.
Задачи исследования:
1. Обобщить подходы современных авторов и выявить основные черты социокультурного контекста религии в современном мире.
2. Сформулировать особенности религиозной прессы России.
3. Дать обзор различных экспертных мнений относительно
состояния рынка современных православных медиа.
4. Проанализировать материалы изданий «Фома», «Наследник», «Православный Санкт-Петербург», «Русский Вестник», «Вера» - «Эском», «Алтайская миссия», выявить их концептуальные установки и направленность, достоинства и недостатки.
Гипотеза исследования заключается в том, что рынок православных изданий имеет мало качественных изданий, он противоречив и предельно сложен. Это и затрудняет построение единого информационного пространства Русской Православной Церкви.
Методы исследования: анализ документов, сравнительный анализ, элементы дискурс-анализа.
Эмпирическая база исследования: «Фома» (февраль-апрель 2016, № 154-156); «Наследник» (№ 63-65, 2015-2016); «Православный Санкт-
Петербург» (март-апрель 2016, №3-5); «Русский вестник» (20.02, 07.03,
18.03); «Вера»-«Эском» (№751-753, 2016); «Алтайская Миссия» (№ 1-3,
2016)
Структура данной работы подчинена цели, задачам и логике настоящего исследования. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической части, заключения, списка использованной литературы и интернет-ресурсов.
Наша работа была посвящена изучению рынка православных СМИ, а также специфике печатных изданий, представленных на нем. Мы проанализировали мнения экспертов, работающих в данной сфере, и сформулировали ряд проблемных областей. В практической части исследования нами проанализирован ряд изданий, являющихся популярными в своей тематической нише.
Гипотеза исследования подтверждена лишь отчасти. Рынок православных средств массовой информации располагает большим количеством качественных профессиональных изданий. Он весьма противоречив и сложен: это обусловлено промежуточным положением религиозной прессы, являющейся одновременно и корпоративной, и тематической. Кроме того, некоторые православные издания являются радикальными в своей редакционной политике, и они во многом противоречат «лояльным» изданиям.
Это сильно затрудняет построение единого и мощного информационного пространства Русской Православной Церкви. Но - не только это. Мы выявили еще две причины:
1. Кризис (нехватка) профессиональных кадров в православной журналистике;
2. Отсутствие ответа (или ответ с опозданием) на внутренние и внешние информационные вызовы.
На наш взгляд, в православных СМИ должно найтись место для разумной полемики. В споре, как известно, рождается истина. Лучший способ проповеди - не запугать или замолчать, а убедить аудиторию в своей искренности и правоте.
В качестве практического предложения нами выдвинута идея о создании общероссийской православной газеты, имеющей местные приложения. Наличие подобной православной журналистской франшизы позволит поднять качество изданий в регионах, а также доносить без искажений мнение Церкви до каждого заинтересованного человека.
Исследование данной темы имеет большие перспективы, т.к. православная российская журналистика - молодая и успешно развивающаяся отрасль. СМИ оказывают сильное влияние на общественное мнение: бесспорна важность единого религиозного начала для гармоничного развития народа и страны. Помогая людям преодолеть духовную пустоту, православные СМИ одновременно способствуют формированию психически здоровой и духовно сильной нации. В современных политических реалиях учащающихся государственных конфликтов, давления со стороны других стран, шантажа и кризисных финансовых условий России жизненно необходим сильный духовный стержень. И эту роль исторически выполняет православная вера и Русская Православная Церковь.
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. - М.: изд-во МГУ, 2003. - 271 с.
2. Бабаева Е. В. Социальные нормы и их роль в формировании языковой картины мира / / Эколингвистика: теория, проблемы, методы. Межвузовский сборник научных трудов. — Саратов, 2003. — С. 59—64.
3. Балаян Е. О Церкви без предубеждения. Беседы со светским журналистом. - Саратов: Издательство Саратовской митрополии, 2013. - 464 с.: фотоил.
4. Бакина О.В. Современная православная журналистика России// Монография. - Киров: КФ МГЭИ, 2003. - (Киров. обл. тип.). - 223 с
5. Бурьянов С. Свобода совести: проблемы теории и практики. Монография. - М.: изд- во ЗАО ТФ «Мир», 2012. - 1120 с.
6. Вигилянский В. СМИ и православие. Информационные войны вокруг «Основ православной культуры»// «Новый мир», №9. - 2003. С.145-169.
7. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995.- 351 с.
8. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М.: изд-во «КДУ», 2011. - 234с.
9. Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. - М.: Престиж, 2006. - 104 с.
10. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. - М.: Аспект- Пресс, 2000. - 236 с.
11. Лобазова О.Ф. Религиоведение. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: 2012 - 488 с.
12. Легойда В.Р. Религиозный дискурс в современных СМИ: можно ли говорить о христианстве в эпоху секуляризма. // Церковь и время, 2006 г., № 35. - С.227-234
13. Легойда В.Р. Чувства верующих и неверующих, или Почему не стоит ходить со своим уставом в чужой монастырь. // Независимая газета, 14 мая 2013
14. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное
состояние и актуальные проблемы. 2-е изд., испр.и доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. ISBN 5-86793-437-3
15. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. - М.: Русская идея, 2005. - 992 с. 2-е изд., исправленное
16. Пономарев В. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии. - М.: Издательство Данилова мужского монастыря, 2013. - 208 с.
17. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. 2-е изд. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 698 с.
18. Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000. 576 с.
19. Почепцов Г.Г. Психологические войны. -М. - К.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. 528 с.
20. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
...