ГЛАВА 1. РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 15
1.2. Высшая школа и политические инновации 15
1. 2. Зачем нужны университеты, или эволюция идеи высшей школы 34
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ С
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ 71
2.1. Инновационное воздействие высшей школы на политического агента 71
2.2. Инновационная функция высшей школы и политическая культура
общества: аспекты взаимодействия 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
ИСТОЧНИКИ 151
ЛИТЕРАТУРА 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 164
Актуальность исследования. В настоящее время человечество переживает эпоху научно-технической революции, во многом обусловленную внедрением информационных технологий во все сферы жизнедеятельности. Процесс развития человеческого общества характеризуется преобразованием общественных отношений и осуществляется вследствие происходящих изменений в сфере обработки, хранения и распространения информации, которые связаны с возникающими информационными революциями. Основным субъектами этого процесса становятся научные сообщества, в том числе высшая школа.
Ее деятельность отражается на функционировании политических режимов и институтов общества. Проблема субъектности высшей школы в эпоху современного информационного общества все еще недостаточно изучена. Остается неясным, влияет ли она на процесс функционирования и деградации авторитарных режимовили, наоборот, режимы оказывают трансформирующее влияние на высшую школа и если да, то в какой степени.
Высшая школа воздействует не только на все общество, но и на отдельного человека. Поэтому проблемы ее функционирования привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Тем не менее, большинство специалистов концентрируют свое внимание на технологическом элементе данного феномена. Однако современная культурнаямиссия университета весьма важна и нуждается в осмыслении. В частности, во многих исследованиях присутствует тезис о ее «смерти», что неизбежно вносит новое содержание в социальные процессы идентификации. Актуальным представляется изучение влияния высшей школына общество и политический режим. В связи с этим, исследование специфики влияния современной высшей школы на социальные качества и ценностиобщества в различных политических режимах представляется своевременным и архиважным.
Степень разработанности проблемы. Систематический анализ литературы по данной теме исследования демонстрирует ориентированность авторов большинства научных работ на поиск и рассмотрение миссии современной высшей школы. Непосредственно тема ее инновационной функции встречается лишь в исключительно редких исследованиях. Так или иначе, необходимо исследовать обе стороны проблемы.
История рассмотрения высшей школы в качестве предмета научных изысканий имеет давнюю традицию. Среди первых известных авторов можно назвать древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Но наиболее комплексный взгляд на роль университетов в жизни общества оформился несколько позднее - в XIX-XX веках. Так, Я. Коменский утверждал, что высшая школа является местом сосредоточения исследований, а преподавательский труд играет меньшую в этом процессе роль . Идею «разумного» университета, призванного наделить государство рациональным компонентом выдвинул И. Кант . Философию английской высшей школы развивал Дж. Ньюмен . Существенный вклад в развитие теории высшего образования внес испанский философ, социолог и педагог Х.Ортега-и-Гассет, считавший необходимым обучать студентов «культуре» . Идеи немецкого университета активно развивались в работах К.Ясперса . Важные теоретико-методологические основания содержат труды М. Вебера . Некоторые современные ученые выдвигают тезис о кончине высшей школы. Эти авторы говорят о возрастающемгубительномвлиянии политики,PR-а и рынка на функционирование университета. Подробно данные идеи анализируются в трудах западных и отечественных ученых. Среди них: Р. Барнетт, М. Стронг, У. Дерезовиц,С. Джакоби, А. Блум,Т. Иглтон, Д. Бок, С. Коллини, Н. Хомский, Э. Галажинский, Б. Ридингс, А. Генис, В. Анашвили, А. И. Богданов, Н.В. Повзун, Н.В. Ростислаева, Л. Мишед, Г. Шнедельбах .
Однако анализ литературы по проблемам высшего образования показывает, что исследованию такойфункции университета как инновационная уделяется незаслуженно мало внимания. О влиянии знания на политическую модернизацию пишут классики информационного общества: Д. Бэл, Ф. Уэбстер, Th. Roszak, Э. Гидденс, М. Кастельс, Г. Шиллер, Э. Гидденс, П. Друкер, Ж. Делез, У. Масуда, Э. Тоффлер .Исследования, касающейся непосредственно «инновационной функции» высшей школы и ее способности преобразовывать общество принадлежат перу А. Эткинда, У. Бекка, Л.Ф. Лисса, Д. Белла, И. Роджерса, Е.В. Алексеевой, Л.П. Киященко, Х. Хекло, П. Холла, Р. Роуза, П. Хасса, П. Бурдьё, А. Аузана .
В целом, данные исследования подразделяются на два направления: первое - изучение влияния университетов на политический режим и второе -на ценностные ориентации человека. Первое представленовзглядами Ф. Бенетона, Т. Маурера, Н.В. Ростиславлевой, М. Леонарда, Л.А. Фадеевой, К.А. Пуниной, Т.М. Дадаевой, В.А. Смирнова, С.В. Голубева, М.В. Ромашова, Н.Ю. Белякова, Н.А. Дука, М.Г. Подопригора, В. Вахштайна, Г. Тилтона . В тоже время влияние политических режимов на высшую школу в условиях информационного общества изучают Р. Инглхарт, К. Вельцель, Э. Хейвуд, Ф. Бенетон и некоторые другие .
Второй направление находит отражение в работах П. Бурдьё, В. Пастухова, Г. Хофстеде, Е. Г. Ясина, Р. Инглхарта, К. Вельцеля, Ю.В. Латова, Н.В. Латовой, T. Ньюкомба, Г. Алмонда, В. Сидней, А.Н. Леонтьева, S. Huntington, С.Д. Бакулина, Н.С. Розова, А. Коротаева, Г. Мирского .
Несмотря на высокий научный интерес к различным аспектам высшей школы, вопрос о ее будущем, формирование ею ценностей молодого поколения под действием информатизации и глобализации до сих пор нуждается в более глубоком теоретическом осмыслении.
Объектом исследования выступаетвысшая школа.
Предмет исследования - состояние и тенденции развития высшей школы в современном информационном обществе в процессе реализации ее инновационной функции в рамках политического режима.
Цель исследования: выявить специфику инновационной функции высшей школы в современном информационном обществе.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Охарактеризовать основные теоретические подходы к понятиям«инновация», «высшая школа» и выделить их критерии измерения и оценки соответственно;
2. Проследить эволюцию феномена «высшей школы» в истории научной мысли;
3. Определить состояние и основные тенденции функционирования современной высшей школы;
4. Установить инновационную составляющую высшей школы в авторитарном и демократическом политических режимах;
5. Выявить характер корреляции между типом политического режима и уровнем развития глобальной и локальной высшей школы;
6. Выявить характер корреляции между типом политической культуры того или иного государства и уровнем развития глобальной и локальной высшей школы;
7. Изучить степень соответствия между типом политического режима и типом ценностей человека в условиях информационного общества при осуществленииинновационной функциивысшей школы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. до настоящего времени. Нижняя граница исследования определяется методологическими ограничениями процедуры измерения информационного общества и высшей школы, так как полноценные индексы и социологические данные, полноценно описывающие данные феномены появились на рубеже 1990-2000 гг. Тем не менее, ввиду обширности рассматриваемого объекта и поставленной цели, автором используется фактологический материал и аргументация из совершенно разных исторических эпох.
Эмпирическая база дипломной работы включает в себя несколько групп источников. В первую группу входят различные статистические данные, индексы, системы индикаторов зарубежных и отечественных аналитических центров, фондов и организаций: База данных фонда «FreedomHouse»; База данных фонда «Heritage Foundation»; База данных исследовательской компания «The Economist Intelligence Unit»; База данных проекта «World Values Survey»; данные ежегодного доклада ООН «Человеческое развитие», База данных проекта «Universitas21», База данных Института статистики ЮНЕСКО .
Теоретико-методологической основой исследования высшей школы выступают:
Теория информационного общества. В рамках данной парадигмы утверждается обуниверсальном движении общества к общим ценностям и нормам под воздействием информации. Теория основывается на идеи возникновения глобальных информационных процессов, приводящих к становлению совершенно нового качества современной цивилизации. Обосновывается процесс «столкновения культур» и их взаимовлияния, исследуется процесс политических трансформаций под воздействием инновационной функции высшей школы.
Теория символического капитала П. Бурдьё. В рамках данной парадигмы высшая школа представляется как структура, воспроизводящая господствующий политический порядок через функцию социализации. В то же время, благодаря действию «габитуса» и творческому процессу соединения и разъединения университетской «доксы», периодически возникают инновации в сознании студенчества и ИПС. В целом, высшая школа описывается как арена столкновения разных интересов тех или иных политических и неполитических агентов. Она выступает как ресурс для накопления политического и символического капитала.
Теория неонституционализма. В рамках неоинституционального подхода исследователей интересует роль университетов в процессах производства, воспроизводства и изменения социальных, экономических и политических институциональных сред. Университет превращается из пассивного рецептора внешних изменений в активного агента инновации, в частности, он может создавать неформальные «правила игры», которые затем институционализируются в формальные.
Теория политической модернизации, в частности, концепции С. Хантингтона и Дж. Коулмэна рассматривают информационное общество в качестве основного типа современной реальности. Обосновывается идея многовариативности эволюции политических систем и режимов . Утверждается, что политическая модернизация является долговременным процессом. Она может растягиваться и сжиматься во времени под действием инновационной функции высшей школы. В свою очередь, последняя может приводить как к конструктивным последствиям в обществе и режима, так и деструктивным.
Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта, позволяет обнаружить связь между ценностными ориентациями массовых слоев общества (политической культурой),высшей школой и политическими режимами в процессе политической модернизации, не только на локально, но и на международном уровнях.
Методы исследования. Для реализации поставленной цели и решения необходимых задач был определен следующий набор методов исследования:
1. Методы двумерного политического анализа. Коэффициент корреляции Пирсона позволяет отразить характер связи между высшей школой и политическим режимом. Для подтверждения статистической значимости корреляции использовался Хи-квадрат.
2. Общелогические методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, абдукция, моделирование. С их помощью работа постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом.
3. Метод традиционного анализа документов и обработки данных. Посредством данного метода изучались источники о высшей школе и обрабатывались различные индексы и показатели о ней, в том числе в рамках программных продуктов -«Excel» и «SPSS».
4. Сравнительный метод. Используется для выявления сходства и различия моделей высшей школы и ценностей человека, устанавливается динамика ментальных образований человека в процессе образовательной социализации. Сравниваются процессы этой социализации в политических режимах.
5. Метод «GraphicImageSystem» (GIS) или построение карт. На основе анализа данных Р. Инглхарта построена карта для респондентов с высшим образованием и без него для анализа инновационной функции университета.
6. Герменевтический метод. Использовался в работе для постижения внутреннего мира действующих субъектов и смыслов, которые имели для них университеты (высшая школа).
Научная новизна работы заключается в том, что:
- использованы методы двумерно политического анализа: коэффициент корреляции Пирсона и Хи-квадрат. Измерена корреляция между индексами, определяющими тип политического режима и высшей школой. При этом анализ проведен таким образом, чтобы высшая школа выступала, с одной стороны, как организация, с другой как уровень образования ее членов на материалах индексов «Universitas21» и «ИЧРП». Для операционализации политических режимов использованы индексы фонда «FreedomHouse», фонда «HeritageFoundation» и института «TheEconomistIntelligenceUnit»;
- установлена корреляция между высшей школой, с одной стороны, и типом политического режима, с другой. Установлена статистическая значимость связи между высшей школой и демократическим политическим режимом на базе выборки из 50 стран. Данныйвыводсправедливдляслучаевс «Universitas 21» - «The Economist Intelligence Unit», «Universitas 21» - «Freedom House»;
- определено, что высшая школа в условиях своей «смерти» развивается в контексте динамики политических режимов. Данное положение прослеживается формальными и неформальными отличиями в статусе университетов в разных политических режимах. В тоталитарных высшая школа лишается автономии и субъектности, в авторитарных, она обладает субъектностью, но ее автономия может сужаться или расширяться политической властью. Университеты в демократиях обладают наибольшей свободой и автономией и зачастую выступают как партнеры власти или могут быть ее конкурентом;
- установлена корреляция межу типом политической культуры и моделью высшей школы. Установлена статистическая значимость связи между уровнем образования общества и демократическим политическим режимом на базе выборки из 50 стран: чем выше уровень образования, тем более демократичен политический режим. Данный вывод справедлив для пар индексов «ИЧРП» - «TheEconomistIntelligenceUnit», «ИЧРП» - «FreedomHouse»;
- установлено наличиеинновационной функции у высшей школы. Она проявляется во влиянии на процесс принятия политических решений и трансформации ценностей человека. Определенаспецифика данных процессов в разных политических режимах;
- выявлена специфика инновационной функции высшей школы в современных условиях. Современные университеты, пребывая под влиянием дискурса собственной «смерти», перестают выполнять традиционную функцию «башен из слоновой кости». Они вынуждены с каждым годом, все больше вторгаться в политическое поле и лоббировать свои интересы, при этом данный процесс носит утилитарный характер. Происходит трансформация внутренней корпоративной культуры и этики высшей школы. Сотрудничество и общий дух свободы - все чащи заменяются конкуренцией «за бонусы» и материальное обеспечение от политической власти. Так высшая школа превращается в бюрократическую организацию. Этот процесс по-разному воплощается в тех или иных типах политического режима.
Научная и практическая значимость дипломной работы. Данные исследования могут быть использованы для изучения тенденций развития высшей школы в отдельных регионах и определения практических шагов по реформированию университетов. Выводы исследования могут оказаться полезными для создания различных индексов и систем индикаторов, измеряющих высшую школу в контексте политических режимов. Положения и заключения выпускной квалификационной работы могут применяться в учебном процессе, в частности, при разработке курсов и спецкурсов по политической философии, политологии, социологии образования, политической антропологии, политологии, политического PR, политической мысли ХХ века, демократии в теории и практике.
Апробация выводовисследования осуществлялась автором на научно-практических конференциях международного, всероссийского и регионального масштабов. Среди них: Международная научная студенческая конференция МНСК-2015 (Новосибирск, 2015 г.); VII Всероссийский конгресс политологов «Политическая наука перед вызовами современной политики» (2015); XI Конгресс антропологов и этнологов России: контакты и взаимодействия культур (2015); Всероссийская (с международным участием) научно - практическая конференция молодых политологов «Акторы современной российской политики: проблемы взаимодействия» (2015); Научные
конференции «Молодежь - Барнаулу»; «Дни молодежной науки 2014, 2015» в АлтГУ и другие. Результаты исследования автора отражены в 9 статьях, две из которых находятся в журналах, рекомендованных ВАК.
Структура исследования отражает поставленные задачи и состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе проведенного исследования автором были рассмотрены основные тенденции развития высшей школы в современном мире. Особое место в данном вопросе занимала инновационная функция университета. Под ней автором понималась возможность высшей школы влиять на политическую власть и политическую культуру общества, с одной стороны через процесс принятия политических решений, с другой - социализацию и трансформацию ценностей молодежи, соответственно.
Систематический анализ научной литературы позволил уверенно утверждать о четко сложившемся тренде в развитии высшей школы. Глобализация, рынок и наступление информационной эры накладывают существенный отпечаток на ее жизнедеятельность. Если ранее, в эпоху модерна, главной инновационной функцией образования было «окультуривание» поколении, то сегодня его заменяет идея «совершенства» и «смерти». Базовым критерием жизни университетов становится эффективность его деятельности. Практически это значит, что их успех измеряется количественными, а не качественными показателями. Благополучие современной высшей школы сопровождается увеличением количества студентов, международной конвергенций образовательных инструментов, растущим рынком символической конкуренции между университетами, «пиаризацией» собственной деятельности. Более того, многие исследователи отмечают возрастающую роль бюрократии в менеджменте образовательных учреждений, сокращение государственного финансирования, активную «утечку мозгов» и многое другое. Подобные тенденции наблюдаются по всему миру, например, сегодня ученым известен феномен российских и «постконфуцианских» университетов, однако особенно ярко они проявляются в западных странах. Выражаясь словами Б. Ридингса, университеты превращаются в бюрократические транснациональные компании, и единственное занятие, которым они заняты - это накопление экономического и политического капиталов. Поэтому главным субъектом в их стенах становятся администраторы и управленцы, а не профессора и преподаватели. Более того, оценка труда ППС по количественным показателям ведет к чрезмерной конкуренции, подрыву духа сотрудничества и корпоративной этики между ними. Данные трансформации серьезно влияют на производство высшей школой инновацийдля общества и политического агента.
Все это заставляет высшую школу активно встраиваться в процесс принятия политических решений, поскольку от этого зависит ее финансовое и символическое положение. В итоге, в аудитории и на кафедры университета все больше и больше проникает политика. Профессора обязаны поддерживать связь с успешными выпускниками, выпрашивая у них инвестиции, или заниматься рекламой и PR-ом, а высшая школа- лоббировать свои интересы в центры принятия решений. Однако данный процесс не носит однонаправленного влияния. Большинство современных политических режимов, ввиду усложнения политического процесса и связанных с ним проблем, обязаны обращаться к экспертам, следовательно, и к специалистам высшей школы. Поэтому между ними складывается та или иная форма коммуникации. Общим же на сегодня являются ее утилитарный вектор. Башни из слоновой кости раскалываются и рассыпаются.Однако, в зависимости от политического режима, эти отношения могут иметь разные формы: от убеждения, лоббизма, GR, до прямого конфликта. Очевидно, что для университетов демократий характерна большая свобода и автономия в выборе форм и средств воздействия на политическую власть, чем для авторитарных и тоталитарных режимов. Высшая школа все больше занимается политикой и экономикой, чем классическим «Просвещением». Инновация, понимаемая прежде как изменение в той или иной системе, производимая высшей школой, теперь есть «симулякр».Это не фундаментальные открытия, призванные «исцелить» все человечество, но гонка по изобретению новых способов лоббирования интересов тех или иных группради своих сиюминутных выгод. Высшая школа стала бизнесом или по словам П. Бурдьё полем по набору символических бонусов.
В отношении общества инновационная функция университетов также испытывает на себе влияние дискурса «смерти». Эксперименты П. Нькомба, исследования Г. Алмонда и С. Вербы, А. Аузана позволяют с достаточно долей достоверности сделать заключение о том, что высшая школа способна создавать, изменять и трансформировать неформальные «правила игры» то есть ценности в умах молодого поколения. С помощью «Всемирного обзора ценностей» Р. Инглхарта установлено распространение постматериализма по всему миру. И примечательным здесь является то, что фундаментом данных преобразований выступают именно образованные люди. Конечно, это не означает, что проблемы и заботы материалистического характера снимаются с повестки дня. Конфликты относительно способов обеспечения благосостояния и устойчивого экономического развития всегда будут оставаться важным элементом политической жизни. Кроме того, у населения постиндустриальных стран выработались более утонченные формы потребления, материализма и гедонизма. Однако характер этих новых форм материализма определяется распространением постматериалистических ценностей. Новые формы потребления уже не ориентированы в первую очередь на демонстрацию экономического положения людей. Они все больше превращаются в способ самовыражения индивидуальности, проявление индивидуальных вкусов и образа жизни. Наблюдения Р. Инглхарта подкрепляются недавними исследованиями Р. Флориды, однако, в отличие от первого, второй не так радужно относится к указанным изменениям. В частности, он уповает на то, что новый «креативный класс» в США является чрезмерно эгоистичным в своих ценностях. Несмотря на присущий им постматериализм, им недоступны «крепкие связи» и гражданско-патриотические настроения. Исследования Р. Флориды убедительно демонстрируют, что это приводит к серьезным классовым разрывам, а также банкротству городов и локальных сообществ. Чтобы этого не случалось, университеты обязаны поддерживать свободную культурную среду. Но это удается только избранным учреждениям в результате титанической работы и креативности. Остальные же реализуют свою «смерть», увлекаясь зарабатыванием больших денег. Какое-то время данная стратегия действует, но затем происходит крах и обнищание.
Таким образом, современная высшая школа порождает разные инновации: с одной стороны, позитивные, с другой - негативные. Она по-прежнему имеет возможность менять ценностные установки общества и молодых людей в виду своей атмосферы и социальной среды и влиять на принятие политических решений. Так, Китай по-прежнему оставаясь авторитарным государством с жесткой логикой действия по отношению к оппозиции, показывает множество инноваций в области социальной медиации и политической системы - политическая власть прислушивается к интеллектуалам и позволяет стране стабильно развиваться.Имеются также примеры из модернизации восточноазиатского региона, когда их молодежь возвращаясь после стажировок в западных университетах, она пыталась внедрять новые виды менеджмента в государственное и бизнес управление.
Но в тоже время, высшая школа в процессе социализации или влиянии на процесс принятия политических решений может рождать деструктивные события. Анализ некоторыми авторами событий «Арабской весны» позволяет делать такие выводы. Кроме того, опыт использования тоталитарными государствами достижений интеллектуалов, а в некоторых случаях поддержка ими такого режима, заставляет задуматься о возможностях университетов. Однако все это - изменения или инновации в обществе и политике.
1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Доступ из системы ГАРАНТ // URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 01.03.16).
2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Freedom in the World 2014-2015 [Электронныйресурс] // Freedom House. - 2016. URL: https://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom- world-2016 (дата обращения: 02.02.2016);
2. Human Development Reports 2014-2015 [Электронныйресурс] // UNDP. - 2016. URL: http://hdr.undp.org/en/data (дата обращения: 02.02.2016);
3. PricewaterhouseCoopers: Результаты XIX ежегодного опроса
руководителей крупнейших компаний мира. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 26.01.2016. URL:
http://gtmarket.ru/news/2016/01/26/7288 (дата обращения: 21.06.2016);
4. Universitas 21: Рейтинг национальных систем высшего образования 2015 года [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 17.06.2015. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/06/17/7207 (дата обращения: 02.02.2016);
5. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. Канада: Институт статистики ЮНЕСКО, 2013. - 89 с;
6. Democracy Index 2014-2015 [Электронныйресурс] // The Economist Intelligence Unit. - 2016. URL: http://www.eiu.com/landing/special_reports (датаобращения: 02.02.2016);
Index of Economic Freedom 2014-2015. [Электронныйресурс] //
Heritage Foundation. - 2016. URL: http://www.heritage.org/research (дата
обращения: 02.02.2016);
8. World Values Survey Wave 6: 2010-2014 [Электронныйресурс] //
World Values Survey. - 2016. URL:
http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (датаобращения: 25.04.2016).
ЛИТЕРАТУРА
1. Bell D. The cultural contradictions of capitalism. - N.Y.: Basic Books, 1976. - 363 P;
2. Bloom A. The closing of the American mind. - NY.: Schuster inc. 1987. - 404 P;
3. Coleman J. Modernization//International Encyclopedia of Social Sciences. - L., 1968. - 409 P;
4. Coleman L., Hoffer T. Public and private high schools: The impact of communities. - N.Y.: Basic Books, 1987 - 286 P;
5. Deresiewicz W. Excellent Sheep: The Miseducation of the American Elite and the Way to a Meaningful Life. N.Y.: Free press. 201. - 245 P;
6. Eagleton T. The death of universities [Электронныйресурс] // The
Guardian. - 17. 12. 2010. URL:
http://www.theguardian.com/commentisfree/2010/dec/17/death-universities-malaise- tuition fees? (дата обращения: 01.05.2016);
...