Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБУ ДОЛ.
Выборка: 19 детей возраста 9- 10 лет, отдыхающих в МБУ ДОЛ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты проблемы реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря 7
1.1 Организация воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере в летний период 7
1.2. Сущность и условия реализации педагогической поддержки в ДОЛ 13
1.3. Особенности реализации принципов педагогической поддержки в ДОЛ. 17
ГЛАВА 2. Практические аспекты проблемы реализации принципов педагогической поддержки в детском оздоровительном лагере 21
2.1 Организация и методы исследования реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря 21
2.2 Проект реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря 24
2.3 Анализ опыта воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Основная задача психологической службы – это сопровождение педагогического и воспитательного процессов. Только при такой организации деятельности службы становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном: личности ребенка. В условиях лагерной жизни создается естественное противоречие между тем, что хочет ребенок от лагеря и тем, что лагерь — от ребенка. Сопровождение педагогического процесса психологической службой помогает обеим сторонам найти точки соприкосновения. При этом создаются условия для максимальной самореализации ребенка.
В 2014 году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию развития дополнительного образования детей, конкретизировав долгосрочные цели важных изменений в настоящем сегменте образовательной системы. Утвержденная концепция определила значение дополнительного образования как уникальной социальной практики, в процессе которой наращивается мотивационный потенциал личности и создаются условия для реализации инновационного потенциала общества. Дополнительное образование рассматривается как основное средство стимулирования саморазвития личности, приобщения его к активным видам деятельности и ценностям, формирования мотивирующего жизненного пространства ребенка. Познавательная активность, творчество, игра и труд как взаимосвязанные формы дополнительного образования стимулируют социальное и личностное развитие детей и позволяют сформировать социокультурный стержень личности.
Во всем многообразии учреждений дополнительного образования детей особое место отводится детским оздоровительным лагерям загородного типа, основная миссия которых оздоровление детей, развитие их потребности к творчеству и самопознанию.
Создание программы педагогической поддержки детей в период отдыха и оздоровления влечет реализацию новых форм и содержания жизнедеятельности детей, через разработку индивидуально-ориентированного сотрудничества педагога с подростками.
Таким образом, выбранная тема «Реализация принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря» на сегодня является актуальной.
Объектом исследования в работе выступает осуществление педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря.
Предмет исследования – особенности реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря.
Целью данной работы: выявить, теоретически обосновать и практически проверить особенности реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря.
Задачи исследования:
- проанализировать сущность организации воспитательного процесса в современном детском оздоровительном лагере;
- рассмотреть процесс осуществления педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря;
- охарактеризовать особенности реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря;
- определить методы исследования реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря;
- разработать и реализовать проект, отражающий особенности реализации принципов педагогической поддержки в условиях детского оздоровительного лагеря.
Методы исследования: поиск, анализ, классификацию и систематизацию психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанный проект может быть использован в учреждениях детского летнего отдых и оздоровления.
Источниковую базу исследования составили работы:
– посвященные возрастным особенностям подростков (Л.И. Божович Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
– посвященные организации воспитательного процесса в ДОЛ (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Е. М. Рыбинский, М. Е. Сысоева, В. Н. Торшин)
– посвященные осуществлению педагогической поддержки (Н. В. Кузьмина, Г.Б. Скок, С. А. Шмаков).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в лагере – это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и осуществление корректирующих действий на основе отслеживания изменений в развитии ребенка. В психолого-педагогической литературе в данном процессе традиционно выделяются следующие компоненты: диагностический, консультационный, прогностический, проектировочный, практический, аналитический.
Деятельность педагога детского оздоровительного лагеря по психолого-педагогическому сопровождению ребенка сориентирована на реализацию следующих функций: воспитательной (предполагает формирование положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в социальной среде); компенсаторной (заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки путем приложения сил в том виде деятельности, который ему нравится и в котором может добиться успехов, реализовать свои возможности и способности, самоутвердиться); стимулирующей (направлена на активизацию положительной социально полезной деятельности ребенка через демонстрацию педагогом заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам); корректирующей (связана с исправлением отрицательных качеств личности посредством использования методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и имеющихся у детей установок в общении и поведении).
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей призваны решать все представители педагогического коллектива ДОЛ, независимо от того, какой должностной статус они имеют: директор, воспитатель, вожатый, организатор спортивных или массовых мероприятий, руководитель кружка, секции или клуба.
В результате исследования были определены принципы педагогической поддержки:
– один из ведущих принципов педагогического сопровождения принцип включения в совместную деятельность всех участников образовательного процесса, объединение усилий всех педагогов детского сада;
– принцип рекомендательного характера советов сопровождающего;
– принцип приоритета интересов сопровождаемого;
– принцип ответственности педагога за судьбу подрастающей личности и увеличение числа типов его деятельности;
– принцип стремления удовлетворить растущие познавательные потребности ребенка, его запросы.
Каждый педагог ДОЛ участвует в организации деятельности временных детских объединений разной направленности, поскольку они являются основной организационной формой работы с детьми в условиях лагеря.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь предполагает создание целого спектра временных детских объединений, что позволяет предоставить ребенку возможность найти сферу приложения усилий для удовлетворения интересов и потребностей в самореализации, саморазвитии, самообразовании и самореабилитации, проявить свою индивидуальность, добиться признания и успеха.
1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие.- Ярославль: Академия развития, 2003.
2. Воронкова Л. В. Как организовать воспитательную работу в отряде. М.: 2017. 25 с.
3. Воронов В.В. Технология воспитания//Воспитание школьников. - 2000.-№ 13.
4. Гинзбург Ф. В. Детский загородный лагерь. М.: Феникс, 2016. 16 c.
5. Грехнев В. С. Мастерство учителя. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 2001. – 144 с.
6. Детский оздоровительный лагерь [Электронный ресурс] : сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. В.А. Дегтерев, Д.А. Лапушкина. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2019.
7. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 24.04.2020) «О защите прав потребителей» // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – 2003.
9. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалиста, 2001. – 104 с.
10. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2015 году / Статистический сборник 2015 год / Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения // https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiysbornik-2015-god
11. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2016 году / Статистический сборник 2016 год / Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения // https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiysbornik-2016-god
12. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2017 году /Статистический сборник 2017 год/ Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения // https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiysbornik-2017-god
13. Общая заболеваемость детского населения России (0-14 лет) в 2019 году / Статистический сборник 2019 год / Медицинская статистика / ОГКУЗ «МИАЦ» г. Биробиджан http://miaceao.ru/medicinskaya-statistika/
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
15. Организация как процесс управления [Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru (Дата обращения 07.12.2020)
16. Основные функции оздоровительного лагеря [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad.html ( Дата обращения 07.12.2020).
17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащий», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): ред. от 31.05.2011.
18. Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2017 г. № 656 г. Москва «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления».
19. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в современном образовательном пространстве: Учебно- методическое пособие / А.И. Григорьева, Е.С. Арбузова, Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика, А.А. Кацеро, Е.А. Рыбакина. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2019. – 216 с.
20. Рыбинский Е. М. Научно-методические основы летнего отдыха // Народное образование. 2015. № 4. С. 11-15.
21. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. -М, 1998.
22. Словарь стратегического менеджмента / под ред. О. В. Козлова. М.: 2016. 158 с.
23. Статья 211. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме / «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая») от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/f647be9a20b71a4d818e1160bef1ef132d757d2f/
24. Степанов П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся // Управление воспитательным процессом в школе. 2014. № 2. С. 95–127
25. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. метод. пособие. М.: 1999. 46 с.
26. Таран Ю Н. Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород, 2006. 23 с
27. Торшин В. Н. Детские оздоровительные лагеря // Народное образование. 2012. № 3. С. 15-26.
28. Федеральный закон от 28.12.2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209792/
29. Федеральный Закон от 3 июля 1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Народное образование. 2006. №3. С.245-251.
30. ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/
31. Фролов С. С. Социология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 344 с.
32. Художественно-творческое направление [Электронный ресурс]: Российская педагогическая энциклопедия URL: http://www.gumer.info (Дата обращения 06.12.2020).
33. Шмаков С. А. Игры обучающихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
34. Шмонина Л. В. Впереди – каникулы // Практика школьного воспитания. – 2011. – № 2 (79). – С. 2-4.