Конституционное право на собрание: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ, ПИКЕТИРОВАНИЙ.
1.1 Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования 6
1.2 Формы публичных мероприятий 11
1.3 Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований за
рубежом 16
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ, ПИКЕТИРОВАНИЯ.
2.1 Ограничения свободы собраний в целях защиты публичных
интересов 22
2.2 Ограничения свободы собраний в целях защиты частных
интересов 28
2.3 Проблемы реализации прав граждан на свободу собраний в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 43
ГЛАВА1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЙ, МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ, ПИКЕТИРОВАНИЙ.
1.1 Общая характеристика права граждан на собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования 6
1.2 Формы публичных мероприятий 11
1.3 Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований за
рубежом 16
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ, ДЕМОНСТРАЦИИ, ШЕСТВИЯ, ПИКЕТИРОВАНИЯ.
2.1 Ограничения свободы собраний в целях защиты публичных
интересов 22
2.2 Ограничения свободы собраний в целях защиты частных
интересов 28
2.3 Проблемы реализации прав граждан на свободу собраний в РФ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 43
Конституция Российской Федерации (1993 г.), провозглашает права и свободы человека и гражданина, обеспечения их защиты и реализации Ни переходный характер современного этапа развития российского общества, ни связанные с этим политические, экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия их и ограничения в их применении. Предусмотренные положения Конституции Российской Федерации требуют не только устойчиво применять их на практике, но и дальнейшее их развитие.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью комплексного, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и особенностей института свободы собраний, демонстраций, шествий, пикетирований как инструмента прямой демократии, а также выявления пробелов нормативно правовой базы в данной области конституционного права и совершенствования законодательства Российской Федерации об общественных мероприятиях, принимая во внимание зарубежную практику. Так как Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и гражданина, обеспечения их защиты и реализации, то и предусмотренные положения имеют свой прогресс.
В наше время представлена возможность непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Это политическое право означает прямую и обратную связь между гражданами, общественными объединениями, с одной стороны, и государственными органами с другой.
Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Объектом работы является общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
В качестве предмета работы выступает правовое регулирование общественных отношений, которые возникают в процессе реализации конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Целью настоящей работы служит анализ конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Задачами дипломной работы является:
- раскрыть правовое содержание конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- рассмотреть формы публичных мероприятий: права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- проанализировать конституционно правовое регулирование ограничений проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в целях защиты публичных интересов;
- проанализировать конституционно правовое регулирование ограничений проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в целях защиты частных интересов.
- проанализировать конституционно правовое регулирование проведения собраний за рубежом и выявить проблемы реализации прав граждан на свободу собраний Российской Федерации.
Основными методами научного исследования являются: общенаучные и частно-научные методы, а конкретно общелогические методы научного познания, анализ и синтез, сравнение и тд.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью комплексного, многогранного и глубокого изучения всех аспектов и особенностей института свободы собраний, демонстраций, шествий, пикетирований как инструмента прямой демократии, а также выявления пробелов нормативно правовой базы в данной области конституционного права и совершенствования законодательства Российской Федерации об общественных мероприятиях, принимая во внимание зарубежную практику. Так как Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и гражданина, обеспечения их защиты и реализации, то и предусмотренные положения имеют свой прогресс.
В наше время представлена возможность непосредственного участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Это политическое право означает прямую и обратную связь между гражданами, общественными объединениями, с одной стороны, и государственными органами с другой.
Сегодня проведение публичных мероприятий по инициативе граждан все еще воспринимается общественностью как проявление крайних форм демократии. Причина такого отношения заключается в недостаточной разработанности проблемы реализации права на проведение публичных мероприятий в научном и практическом плане. В этих условиях особую значимость приобретает изучение и обобщение опыта реализации свободы собраний, накопленного другими государствами, использование его в современном российском законодательстве о публичных мероприятиях и в практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
Объектом работы является общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
В качестве предмета работы выступает правовое регулирование общественных отношений, которые возникают в процессе реализации конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Целью настоящей работы служит анализ конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований.
Задачами дипломной работы является:
- раскрыть правовое содержание конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- рассмотреть формы публичных мероприятий: права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований;
- проанализировать конституционно правовое регулирование ограничений проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в целях защиты публичных интересов;
- проанализировать конституционно правовое регулирование ограничений проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований в целях защиты частных интересов.
- проанализировать конституционно правовое регулирование проведения собраний за рубежом и выявить проблемы реализации прав граждан на свободу собраний Российской Федерации.
Основными методами научного исследования являются: общенаучные и частно-научные методы, а конкретно общелогические методы научного познания, анализ и синтез, сравнение и тд.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Подведя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что право на проведение публичных мероприятий является одним из основных прав граждан, определяющим их индивидуальную и коллективную свободу, а также является одной из форм непосредственной и первичной демократии. В тоже время, изложенное говорит о том, что в его правовом регулировании сегодня имеется больше вопросов, нежели ответов. Выход видится в принятии соответствующего закона, в основе которого необходимо учесть такие основные моменты: определение понятия каждой из форм публичных мероприятий, указать процессуальный уведомительный порядок проведения той или иной формы публичных мероприятий, разграничить ответственность за нарушения правил.
Право на проведение собраний должно соблюдаться, поскольку публичные демонстрации и политические собрания составляют неотъемлемую часть процесса выборов и обеспечивают эффективный механизм публичного распространения политической информации.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.
Вопрос правового регулирования права на мирные собрания никогда не терял актуальности в российской науке конституционного права. Проводя анализ правового регулирования конституционного права на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований можно сказать следующее: одним из обстоятельств, вынуждающим
современное государство вторгаться в сферу, ранее признаваемую неприкосновенной (и в этом смысле абсолютной), является стремление обеспечить безопасность граждан (особенно в условиях непосредственной угрозы международного терроризма). Борьба за безопасность и спокойствие граждан во многих странах приводит к тому, что государство расширяет свои полномочия по ограничению любых основных прав, вплоть до лишения жизни невинных людей. Независимо от тематики, формы и иных обстоятельств, собрания не должны угрожать жизни и здоровью граждан и не должны перерастать в вооруженные бунты и мятежи. Поэтому конституционный законодатель в самой формулировке данного права («право собираться мирно, без оружия») заложил его первичные ограничения, позволяющие достичь определенного баланса интересов всех граждан. Кроме того, необходимость этих - первичных, конституционных - ограничений может диктоваться историческим развитием свободы собраний и накопившимся (в том числе негативным) опытом его реализации. Однако прямо обозначенных в конституции ограничений свободы собраний может оказаться недостаточно, особенно в обществе, где культура протеста еще недостаточно сформировалась. Поэтому в большинстве государств законодателю вверено полномочие по дальнейшему ограничению свободы собраний, исходя из конституционно допустимых целей и с учетом соблюдения иных требований к ограничению прав и свобод. Следует еще раз подчеркнуть, что в рамках экстерналистского подхода и вторичные (законодательные), и первичные (конституционные) ограничения обладают единой природой и являются внешними по отношению к изначально безграничной свободе.
Характеризуя конкретные ограничения с помощью принципа пропорциональности и сохранение основного содержания права следует считать универсальным и может использоваться для анализа (в том числе сравнительного) ограничений любых конституционных прав.
Применительно к свободе собраний, существует дисбаланс в законодательстве и судебной практике ряда государств, особенно России, между закрепленным в законодательстве высоких конституционных стандартов защиты свободы манифестаций и отказом следовать этим стандартам при установлении конкретных ограничений.
Защита интересов частного собственника оправдывает ограничение свободы выбора организатором места проведения публичного мероприятия, но в исключительных случаях - когда собственник по своей воле сделал объект недвижимости открытым для неограниченного числа посетителей - есть основание распространить свободу мирных собраний и на частные владения.
Таким образом, в целях совершенствования законодательства о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях как механизме реализации общественных инициатив и устранения ограничений для реализации гражданами РФ данного права, необходимо отметить следующее.
Во-первых, наличие специально отведенных мест проведения публичных мероприятий даст возможность проводить публичные мероприятия чаще, не мешая при этом текущей жизни, а граждане, участвующие в них, не будут подвергаться какой-либо опасности.
Во-вторых, установление сокращенных сроков судебного разбирательства и создание специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий разрешит вопрос о длительности сроков согласования публичного мероприятия из-за разногласий о времени и месте его проведения.
В-третьих, представляется необходимым установить административную ответственность организатора за превышение числа участников публичного мероприятия только в случае его умышленных действий, направленных на увеличение такого числа либо в случае явного и необоснованного занижения предполагаемого числа участников в уведомлении.
Совершенствование законодательства о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях в Российской Федерации будет в конечном счете способствовать развитию механизмов реализации общественных инициатив, усилению общественного контроля за государственной властью, демократизации всех сфер общественной жизни, в том числе процессов, происходящих в политической системе страны, а также укреплению доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Право на проведение собраний должно соблюдаться, поскольку публичные демонстрации и политические собрания составляют неотъемлемую часть процесса выборов и обеспечивают эффективный механизм публичного распространения политической информации.
Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.
Вопрос правового регулирования права на мирные собрания никогда не терял актуальности в российской науке конституционного права. Проводя анализ правового регулирования конституционного права на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований можно сказать следующее: одним из обстоятельств, вынуждающим
современное государство вторгаться в сферу, ранее признаваемую неприкосновенной (и в этом смысле абсолютной), является стремление обеспечить безопасность граждан (особенно в условиях непосредственной угрозы международного терроризма). Борьба за безопасность и спокойствие граждан во многих странах приводит к тому, что государство расширяет свои полномочия по ограничению любых основных прав, вплоть до лишения жизни невинных людей. Независимо от тематики, формы и иных обстоятельств, собрания не должны угрожать жизни и здоровью граждан и не должны перерастать в вооруженные бунты и мятежи. Поэтому конституционный законодатель в самой формулировке данного права («право собираться мирно, без оружия») заложил его первичные ограничения, позволяющие достичь определенного баланса интересов всех граждан. Кроме того, необходимость этих - первичных, конституционных - ограничений может диктоваться историческим развитием свободы собраний и накопившимся (в том числе негативным) опытом его реализации. Однако прямо обозначенных в конституции ограничений свободы собраний может оказаться недостаточно, особенно в обществе, где культура протеста еще недостаточно сформировалась. Поэтому в большинстве государств законодателю вверено полномочие по дальнейшему ограничению свободы собраний, исходя из конституционно допустимых целей и с учетом соблюдения иных требований к ограничению прав и свобод. Следует еще раз подчеркнуть, что в рамках экстерналистского подхода и вторичные (законодательные), и первичные (конституционные) ограничения обладают единой природой и являются внешними по отношению к изначально безграничной свободе.
Характеризуя конкретные ограничения с помощью принципа пропорциональности и сохранение основного содержания права следует считать универсальным и может использоваться для анализа (в том числе сравнительного) ограничений любых конституционных прав.
Применительно к свободе собраний, существует дисбаланс в законодательстве и судебной практике ряда государств, особенно России, между закрепленным в законодательстве высоких конституционных стандартов защиты свободы манифестаций и отказом следовать этим стандартам при установлении конкретных ограничений.
Защита интересов частного собственника оправдывает ограничение свободы выбора организатором места проведения публичного мероприятия, но в исключительных случаях - когда собственник по своей воле сделал объект недвижимости открытым для неограниченного числа посетителей - есть основание распространить свободу мирных собраний и на частные владения.
Таким образом, в целях совершенствования законодательства о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях как механизме реализации общественных инициатив и устранения ограничений для реализации гражданами РФ данного права, необходимо отметить следующее.
Во-первых, наличие специально отведенных мест проведения публичных мероприятий даст возможность проводить публичные мероприятия чаще, не мешая при этом текущей жизни, а граждане, участвующие в них, не будут подвергаться какой-либо опасности.
Во-вторых, установление сокращенных сроков судебного разбирательства и создание специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий разрешит вопрос о длительности сроков согласования публичного мероприятия из-за разногласий о времени и месте его проведения.
В-третьих, представляется необходимым установить административную ответственность организатора за превышение числа участников публичного мероприятия только в случае его умышленных действий, направленных на увеличение такого числа либо в случае явного и необоснованного занижения предполагаемого числа участников в уведомлении.
Совершенствование законодательства о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях в Российской Федерации будет в конечном счете способствовать развитию механизмов реализации общественных инициатив, усилению общественного контроля за государственной властью, демократизации всех сфер общественной жизни, в том числе процессов, происходящих в политической системе страны, а также укреплению доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЗАЩИТЫ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на доступ к государственной службе: особенности, нормативное содержание, ограничения и принципы защиты
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на социальное обеспечение: особенности, нормативное содержание, ограничение и принципы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И СОВРЕМЕННЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - Конституционное право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Защита Конституционным Судом РФ права на участие в общественных объединениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - Особенности реализации конституционного права на свободу слова и информации в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Конституционное право на охрану здоровья и его реализация в сфере государственного контроля за качеством товаров и услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СОБРАНИЯ, МИТИНГИ И ДЕМОНСТРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019



