Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. Условия замещения должности и основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации
1.1. Условия и порядок замещения должности Президента Российской
Федерации 5
1.2. Основания и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий
Президента Российской Федерации 13
Глава 2. Полномочия и место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти 27
2.1. Полномочия и акты Президента Российской Федерации 27
2.2. Президент Российской Федерации в системе федеральных органов
исполнительной власти 38
Заключение
Библиографический список 47
Глава 1. Условия замещения должности и основания досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации
1.1. Условия и порядок замещения должности Президента Российской
Федерации 5
1.2. Основания и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий
Президента Российской Федерации 13
Глава 2. Полномочия и место Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти 27
2.1. Полномочия и акты Президента Российской Федерации 27
2.2. Президент Российской Федерации в системе федеральных органов
исполнительной власти 38
Заключение
Библиографический список 47
Институт президентства в Российской Федерации имеет весьма молодую историю. Учреждение данного института в 1991 году явилось ответственным шагом на пути к построению новой государственности. Стоит заметить, что с принятием Конституции 1993 года статус Президента РФ претерпел существенные изменения. Самым главным является то, что по сравнению с предыдущими актами, где Президент РФ напрямую назывался главой исполнительной власти, сегодня он таковым не является. Действующая Конституция нашего государства, характеризуя положение Президента РФ в системе органов государственной власти, называя его главой государства, не относит его ни к одной ветви власти, поскольку Президент РФ является центральным звеном в системе органов государственной власти и обеспечивает согласованное функционирование всех её ветвей. Изменились в свою очередь и отдельные аспекты, связанные с условиями замещения должности Президента РФ, порядком его избрания, а также основаниями досрочного прекращения президентских полномочий. Глава государства обладает достаточно широким кругом полномочий, затрагивающих все сферы государственной жизни. Его полномочия определяются теми функциями, которые закрепила за ним Конституция РФ 1993 года в статье 80. Для эффективной реализации своих полномочий Президент РФ принимает правовые акты в форме указов и распоряжений, а также обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что институт президентства сравнительно новый для России и обладает определённым своеобразием. Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента РФ на сегодняшний день не обладает достаточным уровнем упорядоченности, поскольку оно во многом несовершенно. В связи с этим необходимо повышать эффективность данного института как важнейшего элемента правовой и политической системы, улучшать нормативную правовую базу, а также правоприменительную практику.
Степень научной разработанности темы определяется широким кругом различных научных трудов ведущих специалистов, наиболее активно занимающихся проблемами конституционно-правового статуса Президента РФ. В частности, необходимо упомянуть таких учёных как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, В.А. Кочев, О.Е. Кутафин, В.В. Невинский, Л.А. Окуньков, О.Г. Румянцев, Б.А. Страшун, А.М. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, И.Д. Хутинаев, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и другие.
Объект исследования- общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности конституционно-правового института Президента Российской Федерации.
Предмет исследования- конституционно-правовое регулирование статуса Президента Российской Федерации, научные работы по соответствующей тематике.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть условия и порядок замещения должности Президента Российской Федерации.
• Проанализировать основания и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.
• Исследовать полномочия и акты Президента Российской Федерации.
• Охарактеризовать место и роль Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти
Методологическая основа исследования базируется на современных методах познания: общенаучных - диалектико-материалистический, системный, методы анализа и синтеза, и специальных - формально-юридический, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на четыре параграфа , заключения и библиографического списка.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что институт президентства сравнительно новый для России и обладает определённым своеобразием. Вместе с тем, правовое регулирование деятельности Президента РФ на сегодняшний день не обладает достаточным уровнем упорядоченности, поскольку оно во многом несовершенно. В связи с этим необходимо повышать эффективность данного института как важнейшего элемента правовой и политической системы, улучшать нормативную правовую базу, а также правоприменительную практику.
Степень научной разработанности темы определяется широким кругом различных научных трудов ведущих специалистов, наиболее активно занимающихся проблемами конституционно-правового статуса Президента РФ. В частности, необходимо упомянуть таких учёных как С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.А. Боброва, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, В.А. Кочев, О.Е. Кутафин, В.В. Невинский, Л.А. Окуньков, О.Г. Румянцев, Б.А. Страшун, А.М. Тарасов, Ю.А. Тихомиров, И.Д. Хутинаев, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и другие.
Объект исследования- общественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности конституционно-правового института Президента Российской Федерации.
Предмет исследования- конституционно-правовое регулирование статуса Президента Российской Федерации, научные работы по соответствующей тематике.
Цель работы состоит в том, чтобы исследовать особенности конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
Для достижения заявленной цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть условия и порядок замещения должности Президента Российской Федерации.
• Проанализировать основания и порядок досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации.
• Исследовать полномочия и акты Президента Российской Федерации.
• Охарактеризовать место и роль Президента Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти
Методологическая основа исследования базируется на современных методах познания: общенаучных - диалектико-материалистический, системный, методы анализа и синтеза, и специальных - формально-юридический, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на четыре параграфа , заключения и библиографического списка.
Возникновение института президентства в России оказалось серьёзным шагом к реформированию прежней системы государственности в стране. Данный институт развивался по своему уникальному пути, результатом чего стало наличие своих собственных особенностей, присущих статусу главы российского государства. Конституция РФ, принятая в 1993 году существенно изменила его конституционно-правовой статус.
Правовые основы замещения должности Президента России закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данным правовым массивом устанавливаются требования, предъявляемые к кандидатам, выдвигаемым на пост Президента РФ, ограничения пассивного избирательного права. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» подробно регламентируется процедура выборов Президента. Так, Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Бесспорно, место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ является ключевым, поскольку обладая весьма широким кругом полномочий, он взаимодействует со всеми ветвями государственной власти, не входя при этом ни в одну из них. Более того, важной функцией главы государства является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ реализует свои полномочия путём издания таких актов, как указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории государства. Вокруг актов главы государства существует немало проблем, решить которые представляется возможным только с помощью законодательного восполнения существующих пробелов.
Процедура прекращения президентских полномочий урегулирована лишь на уровне Конституции РФ, согласно положениям которой, по общему правилу полномочия Президента РФ прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Но в ч.2 ст.92 Конституции РФ определён перечень случаев, в которых Президент РФ прекращает свои полномочия досрочно, среди них отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Проведённый в рамках данной работы анализ позволяет сделать вывод о том, что законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус Президента России нуждается в доработке ввиду его несовершенства и неэффективности.
В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время Конституции всех демократических государств подробно регламентируют правовой статус главы государства, требования к его кандидатуре и, прежде всего, конституционные основы возникновения и прекращения исполнения его полномочий. Строгая правовая регламентация порядка приобретения статуса главы государства имеет первостепенную важность, являясь, в том числе и своеобразной гарантией общества от произвола власти. Порядок прекращения полномочий главы государства в свою очередь помимо осуществления вышеуказанной функции также необходим для периодической смены власти, являющейся традиционной для демократических государств.
Правовые основы замещения должности Президента России закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данным правовым массивом устанавливаются требования, предъявляемые к кандидатам, выдвигаемым на пост Президента РФ, ограничения пассивного избирательного права. В Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» подробно регламентируется процедура выборов Президента. Так, Президент РФ избирается на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость главы государства, обеспечивающая приток свежих идей и новых государственных деятелей.
Бесспорно, место Президента РФ в системе органов государственной власти РФ является ключевым, поскольку обладая весьма широким кругом полномочий, он взаимодействует со всеми ветвями государственной власти, не входя при этом ни в одну из них. Более того, важной функцией главы государства является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент РФ реализует свои полномочия путём издания таких актов, как указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории государства. Вокруг актов главы государства существует немало проблем, решить которые представляется возможным только с помощью законодательного восполнения существующих пробелов.
Процедура прекращения президентских полномочий урегулирована лишь на уровне Конституции РФ, согласно положениям которой, по общему правилу полномочия Президента РФ прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Но в ч.2 ст.92 Конституции РФ определён перечень случаев, в которых Президент РФ прекращает свои полномочия досрочно, среди них отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности. Проведённый в рамках данной работы анализ позволяет сделать вывод о том, что законодательство, регламентирующее конституционно-правовой статус Президента России нуждается в доработке ввиду его несовершенства и неэффективности.
В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время Конституции всех демократических государств подробно регламентируют правовой статус главы государства, требования к его кандидатуре и, прежде всего, конституционные основы возникновения и прекращения исполнения его полномочий. Строгая правовая регламентация порядка приобретения статуса главы государства имеет первостепенную важность, являясь, в том числе и своеобразной гарантией общества от произвола власти. Порядок прекращения полномочий главы государства в свою очередь помимо осуществления вышеуказанной функции также необходим для периодической смены власти, являющейся традиционной для демократических государств.
Подобные работы
- Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (Санкт–Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения)
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Президент как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и
гражданина
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021



