Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации 5
1.1 Принципы Российского федерализма 5
1.2 Содержание конституционно - правового статуса
Республики Алтай в составе Российской Федерации, его становление и развитие 16
Глава 2. Конституционно-правовые признаки республики как субъекта Российской Федерации 29
2.1. Наличие территории республики в составе Российской Федерации 29
2.2 Наличие конституции и законодательства республики в
составе Российской Федерации 31
2.3 Наличие системы органов государственной власти
республики в составе Российской Федерации 37
2.4 Иные конституционно-правовые признаки субъекта
Российской Федерации 43
Глава 3. Предметы ведения и полномочия республики в составе
Российской Федерации 48
Заключение 54
Список использованных источников и литературы
Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, а в последующем и Конституция Российской Федерации 1993 г., учредили федеративные отношения, равноправными субъектами которых стали республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Особое положение среди них заняли республики в составе Российской Федерации, чей правовой статус был определен Конституцией Российской Федерации 1993 года в ч.2.ст.5.
Несмотря на то, что сегодня многими учеными ведется активная исследовательская работа в области федеративных отношений в России и, в частности, исследование вопросов о статусе субъектов Российской Федерации, динамично развивающиеся новые федеративные отношения требуют глубокого их переосмысления и анализа с целью выработки новых подходов для решения возникающих проблем. Это осуществляется известными российскими конституционалистами, такими как Р.Г.Абдулатипов, С.А. Авакьян, Б.С. Крылов, В.А. Кряжков, Н.А. Михалева, В.В. Невинский, И.А.Умнова. Эту тематику затрагивали Д.Л. Златопольский, О.Е. Кутафин, Д.А. Керимов, В.О. Лучин, М.А. Митюков, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.
В предлагаемой работе исследуется формирование конституционно - правового статуса республик в составе Российской Федерации, на примере Республики Алтай в сравнении с правовым положением других субъектов в составе Российской Федерации. Также рассматриваются юридические особенности федеративных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами; взаимоотношения, складывающиеся между самими субъектами России; конституционно-правовые признаки республик в составе Российской Федерации - все это на примере Республики Алтай.
Целью дипломной работы является выделение причин и условий становления и развития конституционно-правового статуса Республики Алтай как субъекта Российской Федерации, определение современного положения Республики Алтай в системе федеративных отношений с привлечением общетеоретических, историко-правовых и сравнительно-правовых изысканий.
Соответственно основной цели выдвигается ряд конкретных задач:
1. изучение и анализ условий и предпосылок становления
конституционно-правового статуса Республики Алтай, его содержания;
2. исследование современного конституционно -правового статуса
Республики Алтай в составе Российской Федерации;
3. обоснование необходимости укрепления и повышения конституционно-правового статуса Республики Алтай.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе становления и развития конституционно-правового статуса Республики Алтай в составе Российской Федерации.
Предметом дипломной работы являются Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, Конституция Республики Алтай и законодательство Республики Алтай, теоретико-правовые исследования, практика деятельности органов государственной власти Республики Алтай.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы: конкретно-исторический, метод системного анализа, структурно-функциональный и частно-научные методы: сравнительного правоведения, формально-юридический, статистический.
Работа включает введение, три главы, заключение, список
использованных источников и литературы.
Подводя результат, следует отметить, что конституционно-правовой положение республик в составе Российской Федерации претерпел в своем формировании существенные изменения в ходе развития и формирования. В завершении 19-го начале 20-го веков совершалось буйное развитие концепции федерализма как формы государственного устройства. Наравне с данным выступали процессы децентрализации общегосударственной власти в Рф. Один из красочных примеров этому представляется формирование и формирование конституционно-правового статуса Республики Алтай, что была образована 1 июня 1922 года как Ойротская автономная область.
Впоследствии после создания Ойротской автономной области, ее положение характеризовался тем, что, признаваясь независимостью алтайского народа, она никак не владела той вот самодостаточностью, что была необходима ей с целью абсолютной реализации прав на самоопределение.
Процессы демократизации федерации, независимости разных регионов, демократизации форм и способов государственной власти в завершении 80 -х годов привели к децентрализации государственного устройства Рф и сформировали все предпосылки для формирования подлинного федеративного государства. Были образованы республики в составе Российской Федерации, что заявили себе независимыми. Общепринятая Основной закон Рф в 1993 г. с одной стороны ввела равноправие субъектов Российской Федерации, с иной - наделила их разным статусом, подчеркнув из них республики - государства в составе Рф.
Республика Алтай равно как полноправный элемент в составе Российской Федерации приняла свежий конституционно-правовой положение, что гарантирует общественно-политическое, юридическое равноправие, государственную и финансовую независимость. Все это Республика Алтай обязана реализовать, первоначально лишь, за документ четкого разделения своих функций с Федерацией. Значение данного распределения обязан заключаться не в разъединении государственной власти, а в ее целесообразном распределении, структурировании, сбалансировании. Всегда проблемы и противоречия между Федерацией и Республикой Алтай проистекают во многом, никак не с этого, что они не имеют все шансы разделить независимость, а от того, что же никак не имеют все шансы его вместе реализовать, равно как данного призывает настоящее федеративное страна.
Пока никак не достаточно соблюдения принципа федерализма в степени абсолютно всех федеральных организаций общегосударственной правительство и организаций правительство субъектов Федерации, субъекты в ее составе станут встречаться с неудовлетворенностью собственных требований. Только лишь их профессиональное сочетание даст возможность достичь действительных итогов.
Думается, следует повысить законные обязательства ублажения государственных необходимостей: финансовых, общественно-политических, а никак не только лишь языковых, народных и цивилизованных, на всех уровнях государственной власти. Только лишь в этом случае, может быть сформировать законные обстоятельства с целью абсолютной осуществлении справедлив люда, живущего в предоставленной местности.
Юридическое равенство субъектов в составе Рф обязано вырасти в равноправие фактическое. Только лишь в этом случае допускается заявлять о равенстве в полном смысле этого слова, только лишь тогда можно гарантировать высшую ценность в обществе и государстве - права и свободы любого человека и гражданина.
Автор работы рассчитывает, что же заключения, сформулированные в предоставленной работе, имеют все шансы быть использованы представителями властных структур, в частности депутатами, юристконсультами Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, а также сотрудниками органов исполнительной власти.
1. Конституция (Основной Закон) Республики Алтай. Принята 7 июня 1997 года / [Электронный ресурс] - электрон. дан. - Программа информационной поддержки российской науки и образования: Консультант Плюс: Высшая школа / справочные правовые системы. 2011. Режим доступа: http//www. consultant.ru
2. Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации от 31.03.1992 г. М. , 1992.
3. О Правительстве Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 24.02.98 г. // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. 1998. №2.
4. Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики
Алтай: Закон Республики Алтай от 6 октября 1994.// Ведомости
Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. 1994.№6.
5. Об административно-территориальном и муниципальном устройстве Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 2 июня 1999 г. // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. 1999. №12.
6. О флаге Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 24 апреля 2003г. // Ведомости Эл Курултая Республики Алтай.2003. №3.
7. О государственном гимне Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 11 сентября 2001г. № 24-8 // Собрание Законодательства Республики Алтай. 2001г. №5.
8. О Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 23 февраля 1998 г. // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.1998. №5.
9. Об избирательной комиссии Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 8 июнь 1998 г.// Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. 1998.№8.
10. О порядке отзыва Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 2 июня 1999 г.// Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.2002г. № 8.
11. О нормативных правовых актах Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 2 июня 1999 г.// Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. 1999.№12.
12. Регламент Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай: Утвержденное Постановление Государственного Собрания Эл Курултай РА от 18 ноября 2000 г.// Ведомости Государственного Собрания Эл-Курултай Республики Алтай 2000.№7. С. 4-34.
13. О флаге Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 24 апреля 2003г.// Ведомости Эл Курултая Республики Алтай.2003. №3.
14. О гербе Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 24 июня 2003 г.// Ведомости Эл Курултая Республики Алтай. 2003 .№4.
15. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Алтай «О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай»: Закон Республики Алтай от 12 декабря 2003 г. // Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. 2003.№19.
16. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай»: Закон Республики Алтай от 12 ноября 2004 г. // Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. 2004.№ 18.
17. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 г.: Принята 10 июля 1918 г. //Сборник нормативных актов по советскому гос. праву- М.,1984.
18. Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г.: Утверждена VIII съездом Советов СССР 5 декабря 1936 г. //Сборник нормативных актов по советскому государственному праву.- М., 1984.
19. Конституция СССР 1977 г.: Принята Верховным Советом СССР 7 ноября 1977 г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. № 41.Ст. 617.
20. Конституция РСФСР 1978 г.: Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст.407.
21. Декларация о языках народов России: Принята Верховным Советом РСФСР 25 окт. 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 21. Ст. 931.
22. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1992 г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 2.Ст. 22.
23. О Горно - Алтайской автономной области РСФСР: Закон РСФСР от 2 декабря 1981 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. № 49.Ст.1664.
24. О преобразовании Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево- Черкесской, Хакасской автономных областей в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР: Закон РСФСР от 3 июля 1991 г.//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.№ 27. Ст. 934.
25. О преобразовании Горно-Алтайской автономной области в Горно-Алтайскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР: Закон РСФСР от 3 июля 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. 1991. № 27. Ст. 933.
26. О языках народов Российской Федерации: Закон Верховного Совета РСФСР № 1807-1 от 25 октября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №50.Ст.177
Литература.
1. Анфилофьев, А. В. Пределы статуса республики в составе Российской Федерации / А. В. Анфилофьев // Проблемы права. Международный правовой журнал. - Челябинск, 2006 - № 3 - С. 137-138.
2. Безруков, А. В. Проблема реализации принципа равноправия субъектов РФ / А. В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. - 2001 - № 2 - С. 11-12.
3. Бекбосынов, М. Б. Особенности статуса республик в составе Федерации / М. Б. Бекбосынов // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2011 - № 1 - С. 114-122.
4. Бугаев, И. С. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации / И. С. Бугаев // Студенческий. - 2017 - № 13 (13).
5. Валиева, Ю. Р Конституционно-правовой статус республик в составе РФ / Ю. Р Валиева // Сборник научных работ студентов юрид. Ф-та. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2010 - С. 81-85.
6. Гудиева, Ф М. Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации / Ф М. Гудиева // Перспективы государственно¬правового развития России в XXI веке. Материалы Всероссийской науч.-теорет. конф. адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных орг., посв. 55-летию Ростовского юридического ин¬та Министерства внутренних дел Российской Федерации : В 6 ч. / отв. ред. К. А. Плясов. - 2016 - С. 27-32.
7. Железнов, Б. Л. К вопросу о статусе республик в составе Российской Федерации / Б. Л. Железнов // Современные проблемы развития междунар. и конституц. права : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Д. И. Фельдмана. - Казань : Центр инновационных технологий, 2008
8. Катунин, Д. А. Языковое законодательство республики Алтай / Д. А. Катунин // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов Материалы XII междунар. науч. конф. - 2015 - С. 94
9. Малахов, В. П. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / В. П. Малахов, А. С. Прудников // Вестник Московского университета МВД России. - Москва : Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015 - № 4 - С. 37-39.
10. Миронов, Д. Н. Республика в составе Российской Федерации: конституция, законодательство, образование / Д. Н. Миронов // Вестник северо - восточного федер. ун-та им. М. К. Аммосова. Сер.: История. Политология. Право. - 2017 - № 1 (05). - С. 66-71.
11. Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учеб. для академического бакалавриата / Л. А. Нудненко. - 5-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2018 - 473 с.
12. Нобережная, И. А. Конституции республик в составе Российской Федерации о статусе государственных языков / И. А. Побережная // Актуальные проблемы конституц. права: сб. науч. тр. кафедры конституционного и муниципального права. - Москва : РПА Минюста России, 2011 - С. 39-45.
13. Прудников, А. С. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект / А. С. Прудников, В. П. Малахов // Вестник Московского университета МВД России. - 2015 - № 4 - С. 37-39.
14. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учеб. для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2018 - 244 с. - (Сер. : Бакалавр. Академический курс).
15. Ягудин, Ш. Ш. Национальная составляющая в статусе республик: реалии, проблемы, перспективы / Ш. Ш. Ягудин // Международные юридические чтения. Материалы науч.-практ. конф. (12 апреля 2006 г.). - Омск : Изд-во Омск. юрид. ин-та, 2006 - Ч. 2 - С. 25-31.
16. Ягудин, Ш. Ш. Природа и статус республики как государства в составе Российской Федерации / Ш. Ш. Ягудин // Актуальные проблемы юридической науки и образования на современном этапе. (Казань, 30 - 31 октября 2002 г.). - Казань : Изд-во Казан. Ун-та, 2003 - С. 82-85.