Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема кризиса культуры в концепциях западноевропейских и русских философов второй половины XIX - первой половины XX вв.

Работа №91723

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Кризис культуры в концепциях западноевропейских философов второй половины XIX-первой половины XX вв 10
1.1. Проблематичность понятия «кризис культуры» 10
1.2. Трагедия культуры в философии Г. Зиммеля и О. Шпенглера 15
1.3. Кризис культуры как кризис ее ценностных оснований (А. Тойнби,
К. Ясперс) 25
Глава 2. Особенности понимания кризиса культуры в русской философской мысли второй половины XIX - первой половины XX вв...35
2.1. «Кризис культуры» в русской теократической утопии второй
половины XIX- начала XX вв. (В. Соловьев, Н. Федоров) 35
2.2. Эсхатологическое понимание кризиса культуры в русской
философской мысли первой половины XX века. (Н. Бердяев, С. Франк) 44
2.3. Сравнительный анализ русских и западноевропейских концепций
кризиса культуры 58
Заключение 66
Библиографический список 70


Актуальность темы исследования.
Проблема осмысления феномена кризиса культуры, находящегося в центре внимания на протяжении последних столетий, остается актуальной и в XXI в. Особый интерес к исследованию кризиса культуры возникает в переломные моменты развития человечества. XX век вошел в историю как один из самых кризисных и трагичных периодов за все время существования человечества: две мировые войны, революции, существование тоталитарных режимов, экономические потрясения, интенсивное развитие информационных технологий, превращение техники из орудия человеческого разума в угрозу человечества и связанный с этим кризис духовной веры, веры в прогресс, в идеи рациональности и гуманизма.
Кризис второй половины XIX - первой половины XX вв., охвативший все сферы жизни человека и, в первую очередь, его внутренний мир, ознаменовал собой переход к совершенно иному этапу развития всего человечества. Одним из самых важных проявлений кризиса являлось изменение мировосприятия, выражающееся в ощущении отчужденности и опустошенности, утрате стабильности, крушении ценностных ориентиров и привычных идеалов. Кризисная ситуация рубежа веков получила название в философской литературе «кризис культуры». И речь здесь шла не о кризисе какой-то одной из сфер общественной жизни. Проблема заключалась в том, что человек постепенно утрачивал саму суть человека, полноту жизни, то, что создавало условия подлинности его существования как человека. Эта полнота не была связана с какой-то одной сферой человеческого бытия, но при этом затрагивала их все в специфической форме единства. Таким объединяющим и обобщающим понятием стало понятие «культура».
Поэтому со второй половины XIX века философы обращаются к такой сложной и неоднозначной проблеме, как кризис культуры. Пытаясь объяснить данный феномен, они рассматривали разные его аспекты, выявляли причины, вызывающие кризисные состояния культуры, размышляли о путях выхода из кризиса и перспективах дальнейшего развития.
Полагаем, что обращение к их философскому наследию в свете тех проблем, с которыми сталкивается современное общество, имеет большое значение и в настоящее время и способно содействовать решению проблемы поиска путей по преодолению кризисных явлений.
Степень разработанности проблемы.
В истории философской мысли теме кризиса культуры посвящено немало научных работ.
Вопрос о кризисе западноевропейской культуры поднимался и рассматривался многими философами, такими, как Н. Я. Данилевский, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др. В русской философии вопрос о причинах религиозного кризиса европейской культуры был один из самых популярных, эта тема затрагивалась в работах В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка и др. Однако особый интерес к проблеме кризиса культуры проявился в начале XX века. Это было связано с вышедшей в 1918 году книгой О. Шпенглера «Закат Европы» и публикацией ряда исследований о культуре Г. Зиммеля.
Но исследований, написанных в контексте сравнительного анализа концепций кризиса культуры русской и западноевропейской философской мысли не так уж и много. В частности, теме кризиса культуры XX века посвятила свое исследование Т.Ю. Сидорина. Центральной проблемой ее книги «Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей» является феномен социокультурного кризиса рубежа XIX-XX вв. [70]. Книга представляет
собой ретроспективу подходов к осмыслению этого культурного феномена. Автором излагаются точки зрения русских философов, писателей и искусствоведов о природе, причинах и последствиях кризиса в контексте истории, судьбы и предназначения России. Она приходит к выводу, что существует определенная специфика понимания кризиса культуры русскими философами.
Сидорина Т.Ю. задается вопросом о том, был ли кризис рубежа XIX-XX вв. локальным явлением, ограниченным в пространственном и временном отношениях; характерным только для западноевропейской традиции или же это феномен более широкого масштаба и его влияние вышло за пределы Европы.
Более глубокому анализу проблемы кризиса культуры посвящена еще одна книга данного автора «Философия кризиса» [72]. В ней анализируются взгляды не только русских философов, но и европейских. Кризис культуры автором рассматривается как следствие тех катаклизмов и перемен, которые происходили на протяжении всего развития человечества и в частности, в XX веке.
Сидорина Т.Ю. трактует кризис культуры как состояние общества, отличное от стабильного, охватывающее собой всю совокупность социальных отношений. В этой связи, она применяет понятие кризисный социум, характеризующееся исчерпанием возможностей саморазвития общества в прежнем качестве. Сидорина Т.Ю. считает, что феномен кризиса в XX веке представляет собой гораздо более широкое явление, нежели кризис культуры и рациональности, т.к. последствия кризиса начала XX века коснулись широкого социального поля: социокультурный кризис при всех его модификациях и особенностях в разных частях света не был локальным явлением и имел системный характер. Причины и последствия этого кризиса оказались общезначимыми.
Важное место в исследовании Сидориной Т.Ю. уделено проблеме преодоления кризисных ситуаций и путей выхода из кризиса. Она отмечает, что в этом вопросе существует разница между русским и западными мыслителями и делает вывод о том, что при всем многообразии подходов к решению этой проблемы выход нужно связывать с духовными возможностями человечества.
Также следует отметить исследования на тему кризиса культуры в контексте сравнения взглядов русских и европейских философов Зимовец Л.Г. В частности, ее докторская диссертация посвящена анализу кризиса культуры в культурологических концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева. [41].
Сопоставляя идеи Н. Бердяева и О. Шпенглера, она выявила специфику их концепций и заметила следующую особенность: Н. Бердяев и О. Шпенглер, оценивая культуру, пришли к выводу, что «культура - это великая неудача». Но при этом, анализируя взгляды русского и европейского философов, Зимовец Л.Г. выделила главное различие, которое заключается в том, что основанием бердяевского подхода к осмыслению кризиса культуры являются религиозный эсхатологизм и теология, а О. Шпенглер придерживается историко-релятивистского подхода, характеризующегося иррелигиозностью и натурализмом. Это позволило Зимовец Л.Г. сделать вывод о том, что существуют явные отличия в понимании кризиса культуры русскими и западноевропейскими философами.
Среди других исследований, посвященных теме кризиса культуры можно выделить работы А. Швейцера, М. Хайдеггера, Ю.Н. Солонина, А.М. Руткевича, К.А. Свасьяна, Н.В. Мотрошиловой, П.П. Гайденко и т.д.
Цели и задачи исследования.
Целью работы является выявление с позиций теории и истории культуры специфики понимания ее кризиса в русской и западноевропейской философской мысли.
В диссертации решаются следующие задачи:
• Дать определение кризису культуры и раскрыть основные подходы к его определению.
• Представить общую характеристику кризиса культуры в русской и западноевропейской мысли второй половины XIX - первой половины XX вв. как отправной пункт для анализа культурологических концепций.
• Раскрыть специфику понимания кризиса культуры в западноевропейской философии. 
• русской философии.
• Определить сходство и различие взглядов русских и западноевропейских философов в понимании кризиса культуры.
Объект исследования - кризис культуры второй половины XIX - первой половины XX вв. как комплексный социально-философский феномен.
Предмет исследования - осмысление кризиса культуры в концепциях западноевропейских и русских философов второй половины XIX - первой половины XX вв.
Методологические основы исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являлись исходные основания и принципы философской герменевтики Ф. Шлейермахера (концепция «герменевтического круга»), Г.Г. Гадамера (идея диалога традиций), учение о «пред-рассудке», М. Хайдеггера (онтологическая концепция языка).
При анализе поставленной проблемы использовался метод историко - философской реконструкции, который применяется при анализе культурно-исторической ситуации появления философских работ мыслителей, а также комплексный подход к проблеме, позволяющий дать целостный анализ объекта исследования. При исследовании ключевых положений концепций философов применялся компаративистский метод. Кроме этого, в исследовании применялись такие общелогические методы, как индукция, дедукция, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение.
Научная новизна исследования
1. В результате анализа различных трактовок кризиса культуры в концепциях второй половины XIX - первой половины XX вв. выявлено сходство и различие между концепциями русских и западноевропейских философов в определении кризиса культуры и подходов к его исследованию.
2. Определена специфика понимания кризиса культуры в учениях русских и западноевропейских философов второй половины XIX - первой половины XX вв., его причин, сущности и путей выхода из него.
Положения, выносимые на защиту
1) Тема кризиса культуры сближает западноевропейских философов, но они по-разному трактуют причины, сущность кризиса и пути выхода из него. Представители философии жизни Г. Зиммель и О. Шпенглер понимают развитие культуры как процесс борьбы между саморазвертыванием жизни и ограничивающими её формами. Однако, согласно Г. Зиммелю, кризис культуры - это не какой-то конкретный этап в её развитии, а перманентное состояние, присущее ее сущности. А у О. Шпенглера кризис культуры связан с определенным этапом ее развития, характеризующимся переходом культуры к цивилизации, причем цивилизация понимается как гибель культуры.
2) А. Тойнби и К. Ясперс, говоря о кризисе культуры, прежде всего, связывали его с кризисом самого человека. Но в концепциях этих философов есть главное отличие, заключающееся в понимании путей и средств выхода из кризисного состояния. По мнению А. Тойнби, кризис культуры является кризисом человека, который проявляется в невозможности человека дать адекватный Ответ на Вызов, идущий от Бога, в связи с чем реальный выход из кризиса видится только как религиозное возрождение. К. Ясперс же полагал, что в основе кризиса культуры лежит кризис экзистенции, выход из которого может быть обнаружен, главным образом, на путях философской веры, выступающей как синтез веры и разума.
3) Русские мыслители более остро и болезненно воспринимали и оценивали кризис культуры, нежели западные философы. Особенностью их концепций кризиса культуры является эсхатологизм, без которого невозможно преодоление ключевых противоречий наличного бытия. Также важной особенностью концепций русских философов является то, что эсхатологические мотивы в них переплетаются с мессианскими идеями об особом религиозном предназначении русского народа в мировом развитии.
4) Идеал разрешения кризиса культуры для Н. Федорова и В. Соловьева совпадал с их пониманием идеала человеческого общества как всеединства, которое понималось или как единство всех в Боге или как всемирное братство людей во Христе. По С. Франку же, кризис европейской культуры является экзистенциальным кризисом и утратой духовных ценностей, и выход из этого состояния невозможен в условиях западной цивилизации. Н. Бердяев, в отличие от других русских философов полагает, что трагичность кризиса культуры может быть преодолена в процессе творческого созидания высших ценностей и смыслов.
5) При всем многообразии подходов к определению кризиса культуры и путям его преодоления, и русских, и западноевропейских философов объединяет мнение о том, что спасение человечества связано, прежде всего, с совершенствованием его духовных возможностей.
Апробация работы.
Основные положения и полученные результаты диссертационного исследования опубликованы в течение 2001 - 2015 гг. в научных работах, а также докладывались на нескольких научных конференциях.
Магистерская диссертация изложена на 79 страницах текста и состоит из введения, двух глав и заключения. Список литературы включает в себя 108 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен кризиса культуры второй половины XIX - первой половины XX вв. представляет собой сложное и неоднозначное явление. Кризис культуры во всех его проявлениях в разных частях земного шара не был локальным явлением и имел системный характер. Вызванные кризисом культуры последствия, были общезначимыми для всего человечества и оказали огромное влияние на духовную атмосферу современного общества, пронизанного кризисным мировосприятием.
Философы в своих концепциях рассматривали эволюцию кризисного сознания, выявляли причины и сущность кризиса культуры, а также перспективы развития. Анализируя концепции западноевропейских и русских философов, можно выделить ряд обобщающих точек зрения на данную проблему.
Во-первых, многие философы, говоря о ситуации кризиса, связывали кризис культуры с наступлением цивилизации. Например, О. Шпенглер и Н. Бердяев определяли этот процесс как перерождение культуры в цивилизацию. Это свидетельствовало о расколе единого человеческого бытия на культуру и цивилизацию.
Во-вторых, кризис рассматривался как культурная исчерпанность, утрата творческих способностей человека. Это выражалось в утверждении иных, отличных от предшествующих, ценностей. В обществе произошла подмена традиционных гуманистических ценностей, которые обеспечивали сохранение смысловой значимости человеческой жизни.
В ситуации кризиса человек явно ощутил свою отчужденность , потерянность и бессмысленность своего существования в этом мире. В обществе произошла победа стандарта над шедевром, материального над духовным, мелочности и корысти над альтруизмом и энтузиазмом. Современный человек, переживающий духовный кризис, не в состоянии адекватно оценить свой потенциал и результаты собственной деятельности. Связано это, прежде всего, с тем, что человек ценит лишь внешние критерии силы, богатства и власти, гедонистические удовольствия: «Современное человечество переоценивает чувственную жизнь и чувственные наслаждения, а, погружаясь в хаос затмения - исполнения желаний и удовольствий, люди тем самым разрушают духовные основы культуры» [48, с. 395]. Это означает, что произошёл переход от глубинно-осмысленного бытия с целями и перспективами к повседневному, прагматически ориентированному существованию.
В-третьих, кризис культуры, по мнению большинства философов, являлся неизбежным и даже необходимым этапом в ее развитии. Как писал философ и культуролог П. С. Гуревич: «Культура развивается через кризисы - это обязательный этап в развитии каждой культуре» [32, с.39].
Кризис является обязательным и закономерным этапом в развитии любой культуры. Она не может обрести самоидентичности без преодоления возникающих в её русле внутренних противоречий. В том случае, если существующая культурная парадигма не способна адекватно отразить изменения разного характера, возникающие в обществе, можно говорить о кризисе культуры, т.е. об исчерпанности данной культурной системы в существующих условиях.
И западноевропейские и русские философы сходились во мнении о том, что кризисы - это повторяемое явление в истории. Но, если для большинства западноевропейских философов кризис - это не более чем закон истории или признак перехода к иному этапу развития общества, то русские мыслители больше склонны к эсхатологическому пониманию кризиса культуры. Кризис для них - это приближение конца. Эсхатология в концепциях русских философов является своеобразным методом религиозно¬исторического познания.
В-четвертых, многие русские мыслители связывали кризис культуры с секуляризацией общества, повлекшей за собой утрату веры в Бога, нравственные ориентиры и религиозную устремленность. В результате этого культура потеряла источник и смысл своего развития.
В-пятых, все философы в своих концепциях обращались к проблеме преодоления и поиска путей выхода из кризиса. Западноевропейские философы предлагали различные варианты выхода из него. Одни полагали, что кризис европейской культуры может закончиться либо закатом Европы, в случае, если она отойдет от присущего ей рационального осмысления жизни, либо ее возрождением, благодаря «героизму разума, окончательно преодолевающему натурализм» [33, с.297].
Другие представители западноевропейской философии заявляли о необходимости «воспитания масс» и спасении личности. Несмотря на некоторые расхождения, всех их объединяла вера в торжество человеческого разума и поиск новых типов мышления и нового типа человека. Так, например Р. Гвардини, говоря о завершении эпохи Нового времени, не исключал появления «новой исторической формы человека», которая может полностью раскрыться, как в бытии, так и в творчестве. Раскрытие такого человека должно, по его мнению, определяться «не мерками Нового времени, а критериями, отвечающими его собственной сущности». Человек должен приобрести способность «опосредованного чувствования, с помощью которой он станет воспринимать как часть собственной жизни все то, что прежде мог лишь абстрактно мыслить» [30, с. 145].
Специфика взглядов русских мыслителей на проблему поисков путей преодоления кризиса культуры связана с эсхатологизмом, апокалиптичностью и религиозностью русской философии. Русских философов объединяла тема духовного возрождения и религиозного преображения. Многие видели выход из кризиса в духовном перерождении русского народа. Духовное перерождение связывалось с восстановлением утраченной связи с Богом, с объединением всех христианских творческих сил.
В заключении можно сделать вывод о том, что и для русской и для западноевропейской философии тема кризиса культуры является одной из самых обсуждаемых. Но, несмотря на многие схожие черты концепций кризиса культуры русских и западноевропейских философов, можно выделить ряд существенных отличий в их взглядах. Связано это, прежде всего, с особенностями менталитета, культурными, религиозными и национальными традициями русского и европейского обществ.



1. Бердяев, H.A. Духовный кризис интеллигенции / H.A. Бердяев. - М.: Канон +, 1998. - 396 с.
2. Бердяев, H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев. - М.: СП
«Интерпринт», 1990. - 48 с.
3. Бердяев, H.A. Новое средневековье / H.A. Бердяев // Философия
творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.1. - М.: «Искусство», 1994. - С.
230-234.
4. Бердяев, H.A. О культуре / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1. - М.: «Искусство», 1994. - С. 385-386.
5. Бердяев, H.A. О характере русской религиозной мысли XIX века / H.A. Бердяев // Бердяев о русской философии. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991.- С. 3-32.
6. Бердяев, H.A. О свободе и рабстве человека. Опыт персоналистической философии / H.A. Бердяев // Царство Духа и Царство Кесаря. - М.: Республика, 1995. - 383 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html
7. Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев // Самопознание:
Сочинения. - М.: ЭКСМО Пресс; Харьков, 1998. - С. 11-215.
8. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев // Самопознание: Сочинения. - М.: ЭКСМО Пресс; Харьков, 1998. - С. 249-599.
9. Бердяев, H.A. Смысл истории / H.A. Бердяев. - М., Канон+, 2002. - 448 с.
10. Бердяев, H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989 - С. 254-518.
11. Бердяев, H.A. Спасение и творчество / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: В 2. т. T. l. - М.: Искусство, 1994. - С. 434¬441.
12. Бердяев, H.A. Судьба России / H.A. Бердяев - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736 с.
13. Бердяев, H.A. Судьба человека в современном мире / H.A. Бердяев // Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 318-363.
14. Бердяев, H.A. Философия неравенства / H.A. Бердяев // Философия свободы. - Харьков, 2002. - С. 477-728.
15. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. - М.: АСТ, 2006. - 416 с.
16. Бердяев, H.A. Философия свободы / H.A. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 14-229.
17. Бердяев, H.A. Царство Духа и Царство Кесаря / H.A. Бердяев.- М.: Республика, 1995. - 383 с.
18. Бердяев, H.A. Человек и машина / H.A. Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства: В 2. т. Т.1. - М.: Искусство, 1994. - С. 420¬438.
19. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев.- М.: Республика, 1993. - 383 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ