Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование проблемного обучения на уроках химии в школе

Работа №91706

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 7
1 Современные подходы в обучении химии 9
1.1 Деятельностный подход в обучении химии 9
1.2 Компетентностный подход в обучении химии 19
1.3 Проблемный подход в обучении химии 23
2 Использование проблемного обучения на уроках химии в школе 30
2.1 Способы актуализации знаний на уроках химии в школе 32
2.2 Книга как важный источник проблемных ситуаций в школе 38
2.3 Проблемные вопросы и задания, которые могут использоваться на
уроках химии 40
2.4 Опытно-экспериментальное исследование использования проблемного
обучения на уроках химии 41
Заключение 47
Библиографический список 49
Приложения 54

Современное общество часто попадает в ситуации, где перед нами возникают сложные задачи. Именно из-за этих трудностей мы понимаем, что в окружающем нас мире еще множество неизвестных нам граней. Следовательно, людям необходимо более глубокое познание окружающего мира, постоянно открываются какие-либо новые процессы, свойства, познаются взаимоотношения людей. Таким образом, создание культуры интеллектуальной деятельности обучающихся всегда было и остается одной из основных воспитательных и общеобразовательных задач.
Развитие интеллекта является важной стороной подготовки подрастающего поколения. Его успех должен достигаться, в первую очередь, на уроке, когда учитель остается один на один со своими учениками. И от его навыков организации деятельности зависит интерес обучающихся к учебе, их непосредственный уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.
Многие исследователи и педагоги считают, что развитие творческих и интеллектуальных способностей учеников невозможно сформировать без помощи проблемного обучения. Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому для исследования в выпускной квалификационной работе выбрана данная тема.
Объект исследования - процесс обучения химии в образовательной школе.
Предмет исследования - проблемный подход в обучении химии.
Цель работы - изучение использования проблемного обучения на уроках химии в школе.
Гипотеза исследования - использование проблемного обучения способствует формированию познавательной активности к изучению предмета.
В работе определены следующие задачи:
1. Сделать литературный обзор по теме исследования
2. Рассмотреть проблемное обучение и другие современные подходы в обучении
3. На базе школы провести эксперимент по теме исследования
4. На основании исследования провести обсуждение результатов.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Теоретические: анализ научно-методической литературы,
выдвижение гипотезы, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, опрос, обработка
результатов эксперимента.
База исследования: МКОУ «Крестьянская СОШ» с. Крестьянка (2018).
Работа выполнена на кафедре органической химии Алтайского государственного университета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемному обучению позволил определить дидактические основы, психолого­педагогические предпосылки изучения проблемного обучения как эффективного вида обучения на уроках химии в 8-м классе.
2. Необходимость применения элементов проблемного обучения обусловлена исключительной важностью их в формировании у школьников логического мышления, положительной мотивации, познавательной потребности, в развитии творческих способностей. Проблемное обучение, используемое в качестве основного вида обучения, способствует развитию коммуникативных умений и навыков и умений и навыков логического мышления, поскольку в основе рассуждений, доказательств лежит умозаключение в форме решения заданий, построенного в соответствии с законами формальной логики.
3. Эффективность проблемного обучения зависит от педагогических условий и правильной реализации его на уроках химии. Проведенное исследование позволило выявить следующие педагогические условия эффективного использования проблемного обучения:
• использование потенциальных возможностей учебного предмета "химии" для развития логического мышления учащихся;
• обеспечение связи теории и практики, обучения и развития учащихся путем реализации внутрипредметных и межпредметных связей на уроках химии;
• использование вопросов и заданий проблемного характера на уроках химии;
• включение учащихся в решение поставленной проблемы;
• позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;
• сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения.
4. В процессе исследования показано, что использование в учебно­воспитательном процессе проблемного подхода в обучении химии является одним из важнейших направлений повышения мотивации, а отсюда и успеваемости учащихся. У 61% учащихся повысился интерес к химии, после проведения урока с использованием проблемного подхода в обучении. Успеваемость за время проведения исследования повышена на 21%.
Анализ полученных результатов показывает, что использование проблемного подхода в обучении химии повышает познавательный интерес и способствует повышению качества знаний учащихся. Следовательно, необходимо придерживаться не только традиционных форм обучения, но и прибегать к проблемному подходу.


1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
2. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России / Э.Д. Днепров. - М: Интерпракс, 1994. - 241 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1991. - 480 с
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения:
сборник статей / Л.С. Выготский. - М.-Л.: Государственное учебно­
педагогическое издательство. - 1935. - 135 с.
5. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей / Сиб. ин-т развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1995. — 142 с.
6. Костюк Г.С. Избранные психологические труды / Г.С. Костюк. - М.: Педагогика, 1988. — 304 с.
7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: избранные психологические труды / Н.А. Менчинская. - Москва: Педагогика, 1989. - 224 с.
8. Решетова З.А. Процесс усвоения как деятельность / З.А. Решетова // Сборник избранных трудов Международной конференции «Современные проблемы дидактики высшей школы». - Донецк: ДонГУ, 1997. - с.3.
9. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
10. Шабельников В.К. Разгаданные и неразгаданные тайны формирования умственных действий / В.К. Шабельников // Вестник Московского Университета. - Серия 14. Психология. - 2012. - № 1 — с. 53­72
11. Михайловская Н.А. Деятельностный подход в обучении / Н.А. Михайловская // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - №6 (36). - С.190-192.
12. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.
13. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. - М.:ВИТА - ПРЕСС,2008. - 231 с.
14. MathelischL. Competenciesinscienceteaching / L. Mathelisch // CEAPJournal. - №3. - 2013. - р. 49-64.
15. Габриелян О.С. Компетентностный подход в обучении химии / О.С. Габриелян, В.Г. Краснова // Химия в школе. - № 2. - с. 16...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ