Глава 1. Теоретике - методологические основы изучения социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1.Теоретический анализ субъекта социальной адаптации «выпускники организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 10
1.2 Социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как объект социально-психологического исследования 18
1.3. Правовые основы реализации социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27 Глава 2. Субъекты деятельности по социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 37 2.1 Деятельность субъектов по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Алтайского края 37
2.2. Анализ деятельности центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Барнаула по социальной адаптации выпускников 49
Заключение: 71
Список литературы: 75
Приложение 1 84
Современное российское общество переживает духовный кризис, падает общий культурный уровень, растёт алкоголизация и наркотизация населения, снижается ценность института семьи в обществе, всё это происходит на фоне сложной демографической обстановки и угрожает интересам страны.
Одной из самых серьезных социальных проблем в сфере защиты и поддержки семьи и детства в России является социальное сиротство. На начало 2016 года на учете в государственном банке данных о детях - сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, числилось 714 тысяч детей [71]. На данный момент в России наметилась тенденция на снижение числа детей-сирот. Данная ситуация сложилась, благодаря активизации социальной политики в этом направлении. Профилактика отказов от новорожденных, меры по стимуляции семейных форм устройства, работа с кровной семьёй - основные ресурсы в решении данной проблемы. Однако, не смотря на положительные изменения в этой сфере, множество детей по всей стране вынуждены находиться в организациях для детей сирот. Большой возраст, наличие родных братьев и сестёр, проблемы со здоровьем у сирот являются факторами снижающими вероятность устройства. Результатами исследований доказано, что ребёнок, воспитывающийся вне семьи, во многом уступает семейным детям. Небольшое число персонала в организациях для сирот просто не может уделить каждому ребёнку необходимое количество внимания, достаточное для полноценного развития.
Большинство детей, находящихся в учреждениях для сирот имеют особенности физического и психического здоровья, а увиденное в семье , ведущий аморальный образ жизни остаётся в памяти надолго. Содержание детей в организациях для сирот требует огромных финансовых затрат, однако помещение сирот в данные учреждения не решает всех проблем детей. Строго регламентированный образ жизни, отсутствие возможности принимать собственные решения, полное материальное обеспечение формируют у сирот иждивенческую позицию, потребительское отношение к государству и обществу. Сеть организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это особый «мир» со своими ценностями и нормами, во многом отличающийся от той среды, в которой придётся жить ребятам после выпуска. Покидая стены сиротских учреждений, молодые люди сталкиваются с необходимостью адаптироваться к новым условиям, к жизни в которых они во многом не готовы. Выпускники организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют значительно меньше ресурсов для того, чтобы успешно адаптироваться в обществе, чем дети, воспитывающиеся в семье. Тяжёлая экономическая ситуация в стране, обеднённость сферы межличностного взаимодействия, несформированность положительной модели семейной жизни и трудовой деятельности, отсутствие поддержки в лице близких людей, наличие физических и психических нарушений препятствуют социальной адаптации сирот. Выпускники не сумевшие адаптироваться обычно ведут аморальный образ жизни, криминализируются, попадают в места заключения. Социальная дезадаптированность выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится источником появления новых поколений сирот, способствует росту числа правонарушений, усиливает нестабильность в обществе.
Актуальность данного исследования обусловлена стратегическим для страны значением физически, психически и социально здорового молодого поколения при имеющихся проблемах социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важность институтов семьи и детства признана во всём мировом сообществе, поэтому их дисфункции активно изучаются. Многие исследования как отечественные, так и зарубежные посвящены проблемам сиротства. Достаточно хорошо изучены причины социального сиротства. В научных работах рассматриваются последствия материнской депривации и отсутствия значимого взрослого у детей - сирот.
Научные труды социально - педагогического направления раскрывают особенности работы с детьми - сиротами, предлагают методики и технологии работы с данной категорией. Исследуются особенности организации деятельности учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различного типа. Проблемам реабилитационно - воспитательной работы в детских интернатных учреждениях уделяли внимание В.В. Морозов, О.И. Евстешина и др.
Педагогами, медиками и психологами издано множество публикаций на тему последствий пребывания детей в интернатных учреждениях для сирот. Специалистами различных сфер отмечается невозможность создания необходимых условий для полноценного развития детей в современных учреждениях системы. Изучением процесса адаптацией исследуемой категории занимается Осмоловская И.М. Большой вклад в углубленную разработку теоретических положений в рассматриваемой нами проблеме внесли М.А. Галагузова, Ю.В.Василькова, О.А.Селиванова, С.А.Беличева, Холостова Е.И. Слуцкий В.И. описывает феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников интернатных учреждений.
Множество авторов занимаются изучением проблем данной категории детей (В.С.Мухина, Л.Я.Олиференко, Е.О.Смирнова, Н.Н.Толстых, Т.А.Шилова, Т.И.Шульга и др.), среди наиболее серьезных выделяют: задержку или специфичность развития эмоционально-психической и волевой сферы, отсутствие или недостаточность опыта семейной социализации, потребительское отношение к окружающим, неадекватность самооценки. Часто в научных работах приводятся результаты исследований, основанных на сравнении значимых характеристик детей, содержащихся в сиротских учреждениях и детей, воспитывающихся в семьях.
Тема социальной дезадаптированности выпускников учреждений для сирот раскрыта в работах практиков и теоретиков таких сфер как: педагогика, медицина, психология, социология и др. Шипицина Л.М, выделяет факторы, препятствующие адаптации сирот. Минкова Э.А. исследует особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. Исследуются пути оптимизации работы организаций для детей - сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, экспертами даются рекомендации с целью минимизировать негативные последствия пребывания детей в интернатных организациях. На исследуемую тему написано множество теоретических работ и проведено большое число исследований, однако данная тема не теряет своей актуальности и требует дальнейшего изучения.
Объект исследования: социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: основные направления деятельности субъектов по социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае.
Цель исследования: выявление и анализ основных направлений
деятельности субъектов по социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуемые в Алтайском крае, разработка рекомендаций субъектам социальной адаптации.
Задачи:
1) Выделить проблемы и причины, затрудняющие социальную адаптацию выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2) Проанализировать сущность социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Проанализировать нормативно - правовую базу реализации социальной адаптации выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4) Выявление основных субъектов, их функций и взаимосвязи в процессе социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае.
5) Разработать рекомендации по оптимизации для субъектов социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Гипотезы:
1) По-видимому, выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают затруднения в процессе социальной адаптации обусловленные отсутствием или отрицательным влиянием семейного опыта, а также длительным пребыванием в условиях учреждений интернатного типа.
2) Вероятно, социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это адекватная система отношений и общения с окружающими, принятие социальных норм и их выполнение, способность к труду, обучению и созданию семьи.
3) Вероятно, существует противоречие между нормативно-правовым и организационно-управленческим уровнем реализации социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4) Вероятно, успешность результата по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена уровнем взаимодействия субъектов и комплексным подходом.
5) Вероятно, рекомендации по оптимизации процесса социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформулированные по результатам исследования, окажутся полезными для субъектов.
Методология предполагаемого исследования: существование социального сиротства и проблем социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот рассматривается в рамках институционального подхода. Теория стигматизации И.Гофмана и Г. Беккера и теория девиантного поведения, объясняющие особенности и проблемы исследуемой категории.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно - правовых актов по проблеме исследования. Анализ документов организаций - субъектов по социальной адаптации. Эмпирическое исследование проведено методом глубинного интервью специалистов центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Барнаула, а также посредством анализа статистической информации.
Положения, выносимые на публичную защиту:
1) Социально-психологические особенности исследуемой категории, приводят к затруднениям в процессе социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2) Формирование адекватной системы отношений и общения с окружающими, принятие и выполнение социальных норм, способность к труду, обучению, созданию семьи обеспечивает успешную социальную адаптацию выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Существует несоответствие между целью субъектов деятельности по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и требованиями, регламентирующими их деятельность.
4) Уровень взаимодействия субъектов и комплексный подход к социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливает её успешность.
5) Рекомендация о совершенствовании предвыпускной подготовки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важным ресурсом оптимизации работы субъекта.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: Выявлено несоответствие цели субъектов деятельности по
социальной адаптации выпускников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям, регламентирующим их деятельность. Разработаны рекомендации по самопомощи в социальной адаптации выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработаны рекомендации для руководителей и специалистов субъектов (Главному управлению по образованию и молодёжной политике и центрам помощи детям, оставшимся без попечения родителей) по оптимизации процесса социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Апробация результатов исследования: основные вопросы,
рассматриваемые в диссертации, освящены в публикациях, в том числе на международном уровне.
Структура магистерской диссертации представлена введением, двумя главами (первая состоит из трёх параграфов, вторая - из двух), заключением, списком источников литературы, а также приложениями.
В связи со сложной демографической ситуацией и осознанием того, что молодое поколение - это важнейший ресурс нашего государства, его социальная и экономическая мощь, проблема социальной адаптации многочисленных выпускников организаций для детей - сирот встаёт особенно остро. Здоровье, благополучие, образование и воспитание детей -основные приоритеты реализуемой государством социальной политики и гарантия безопасности российского общества.
В представленной нами работе рассмотрены взгляды различных дисциплин (социологии, психологии, педагогики) на категорию выпускники организаций для детей - сирот, которая характеризуются множеством особенностей, осложняющими процесс социальной адаптации. Среди них: проблемы физического и психического здоровья у части детей, сформированность потребительской позиции по отношению к государству и окружающим, отсутствие модели поведения в семье, иждивенчество. В работе выделены сферы, в которых выпускники организаций для детей - сирот испытывают затруднения в процессе социальной адаптации. Основными из них являются: жильё (большие очереди на получение, потеря жилья вследствие неразумного отношения к собственности и др.); трудоустройство (проблемы с
профессиональным самоопределением, завышенные требования к зарплате); получение образования (низкая успеваемость, незамотивированность в процессе и др.); межличностное общение (несформированность этических норм, узкий опыт социального взаимодействия и др.).
Теоретический анализ показал, что большинство сирот в России - социальные. Данный факт выявляет состояние кризиса института семьи в современном Российском обществе. Из-за проблем в родной семье впоследствии у детей возникает множество сложностей в процессе адаптации, понятие которой раскрыто во втором параграфе первой главы. Здесь же определено соотношение понятий социальная адаптация и социализация. В работе выделены критерии социальной адаптированности личности, среди которых: чувство психологической защищенности и комфорта; принятие и выполнение социальных норм поведения; благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы; психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребенка.
В параграфе 1.3 представлен анализ нормативно - правовой базы регламентирующей меры поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Особая актуальность проблемы сиротства и её последствий отражена в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы». В отношении к исследуемой категории государством поставлена задача создания системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот для их социализации в обществе. Особое внимание в работе уделено постановлению правительства № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», с реализацией которого связано множество изменений во всей системе помощи детям - сиротам. Анализ нормативно - правовой базы выявил несоответствие целей организаций для детей - сирот и требований к условиям содержания детей в данных учреждениях.
Глава 2 содержит оценку основных субъектов, реализующих деятельность по социальной адаптации выпускников организаций для детей - сирот в Алтайском крае. Организации для детей - сирот, на наш взгляд, занимают связующую позицию между государством и сиротами - выпускниками, ввиду того, что за время пребывания в данных организациях между воспитанниками и специалистами образовываются доверительные отношения. Данный факт послужил одной из причин выбора специалистов центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Барнаула в качестве респондентов глубинного интервью. Проанализировав деятельность данных учреждений, стало возможным сформировать предложения по совершенствованию их деятельности. Основные из них касаются способствованию формирования у сирот навыков, необходимых для самостоятельного проживания, а другие - направлены на совершенствование профессиональной деятельности сотрудников центров. Так же рекомендации по решению проблем социальной адаптации детей - сирот выдвинуты Главному управлению по образованию и молодёжной политики Алтайского края. Таким образом, задачи решены, гипотезы подтверждены, цели достигнуты.
1) Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru
2) Конституция РФ от 12.12.1993 г. с изм. и доп. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
30.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
4) Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004№188-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru
5) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от24.07.1998 № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru
6) Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
7) Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/35418
8) Постановление Правительства РФ «О деятельности организаций для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.2014№ 481 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/
xxTErv
9) Закон Алтайского края «О патронатном сопровождении в алтайском
крае» от 28.12.2009 №714 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/895235136
10) Закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» от 31.12.2004 №72-ЗС [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://goo.gl/Kzi3NC
11) Закон Алтайского края «О стипендиальном обеспечении и иных мерах
социальной поддержки отдельных категорий обучающихся в краевых государственных образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования» от 02.02. 2005 [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895266310
12) Указ губернатора Алтайского края «Об утверждении Положения об
Уполномоченном при Губернаторе Алтайского края по правам ребенка» от 20.01.2014 № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
docs.cntd.ru/document/460225334
13) Постановление администрации Алтайского края об утверждении краевой
программы «социальная адаптация выпускников организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2014 -
2016 годы» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://goo.gl/uFyFnW
14) Положение об оказании помощи в социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //goo. gl/xUHNoC
15) СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы организаций для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 23.07.08 СанПиН
2.4.5.2409-08 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goo.gl/f7Lahb
16) Устав КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://goo.gl/oITWgH
17) Алтайское краевое отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altaidetfond22.ru
18) Аргунова, Л. М. Социализация выпускников детского дома [Текст] / Л. М. Аргунова // Беспризорник. - 2009. - № 5. - С. 21-23.
19) Байбородова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред.: Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И Канта, 2009. - 247 с.
...