Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные механизмы продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)

Работа №91674

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические и методические основания исследования структурных компонентов образования как
институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств 13
1.1 Методологические подходы к анализу образования как социального института и институционального механизма продвижения русского языка .. 13
1.2 Теоретические основы исследования структурных компонентов
образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств 29
1.3 Методика исследования эффективных структурных компонентов
образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств 50
Глава II. Анализ результатов исследования эффективных структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Г осударств 62
2.1 Результаты эмпирического исследования эффективных структурных
компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств 62
2.2 Рекомендации для структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах
Содружества Независимых Государств 80
Заключение 85
Список литературы 90
Приложение 99

Актуальность проблемы исследования
Социальная значимость проблемы исследования
В результате распада СССР и мощных миграционных процессов последних десятилетий существенным преобразованием подверглось функциональное пространство русского языка и само сообщество русскоязычного населения на постсоветском пространстве. С возникновением новых независимых государств за пределами России осталось большое число русских, языковые интересы которых остались ущемленными, так как практически все эти страны лишили русский язык статуса государственного. Языковое противоречие, неурегулированность вопроса о статусе русского языка в значительной мере ущемляют международные права человека и демократические свободы, прежде всего русскоязычных жителей, населяющих эти страны.
Языковая проблема остается одной из наиболее сложных и политизированных проблем во всех странах постсоветского пространства. Властные структуры постепенно вытесняют русский язык из всех сфер общественной жизни, заменяя его языком титульных наций. Однако, несмотря на это, русский язык по-прежнему остается популярным среди жителей новых независимых государств, выступая как главное средство общения внутри страны и главным средством коммуникации между всеми странами Содружества Независимых Государств.
Ввиду усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расширения сферы влияния России, встает вопрос о сохранении русского языка и повышении его статуса, как на всем международном пространстве, так и на постсоветском.
На сегодняшний день идет реализация новых программ, связанных с установлением более тесных контактов во всех сферах жизнедеятельности стран и народов постсоветского пространства. В связи с этим знание русского языка становится тем фундаментальным основанием, которое будет существенно усиливать процессы интеграции и обеспечивать современную культуру развития народов и государств.
Проблемная ситуация
Проблема сохранения и продвижения русского языка на сегодняшний день очень важна и актуальна, так как одним из главных факторов сохранения его развития является положение русского языка в стране. Функционирование русского языка в странах Содружества Независимых Государств напрямую связано с национальной и языковой политикой этих стран. Процесс успешной интеграции в мировое сообщество новых независимых государств невозможен без расширения сфер взаимодействия с Россией как одним из главных стратегических партнёров в решении комплекса вопросов. Важным показателем, показывающим статус и положение русского языка на территории стран Содружества Независимых Государств, выступает его вовлеченность в образовательную среду, через которую происходит трансляция и распространение культуры в обществе. К тому же сохранение гражданского согласия на территории стран-участниц Содружества Независимых Государств может быть достигнуто с учетом мнения достаточно крупных российских диаспор в этих странах.
Степень научной разработанности проблемы
Особенности положения русского языка на постсоветском пространстве привлекает внимание многих ученых. В современном обществе ощущается необходимость в выработке концептуальных подходов к изучению новых способов и средств по продвижению русского языка за пределами России , особенно на территории новых независимых государств.
Исследования механизмов продвижения русского языка задают проблемное поле, образуемое такими научными дисциплинами, как социология, социология управления, филология, политология, психология, социология региона.
Учитывая важность языка, как для всего общества, так и для индивида, вопросу о его положении посвящен ряд исследований. Значительная часть из них направлена на исследование сущности образования как социального института и механизма продвижения русского языка, а также структурных компонентов образования как механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема институциональных механизмов продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств в настоящее время является актуальной для многих исследователей. Разрабатываются и исследуются причины, факторы и институты, влияющие на продвижение русского языка на постсоветском пространстве. Увеличивается число научных и научно­методологических работ, посвященных данной проблеме.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в выявлении эффективных структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств. Для понимания данной проблематики в теоретической части мы проанализировали институциональный подход, позволяющий описать и объяснить сущность образования как социального института и
институционального механизма продвижения русского языка, выделили и определили систему понятий, использование которых позволило описать и объяснить сущность институционального механизма образования.
Рассмотрели основные функциональные особенности и специфику структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка на постсоветском пространстве. Разработали методику исследования эффективных структурных компонентов образования как механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств, основывающуюся на экспертном опросе. Определили роль структурных компонентов образования как механизма продвижения русского языка на постсоветском пространстве, разработали рекомендации по продвижению русского языка в странах Содружества Независимых Государств.
Наиболее полно и содержательно образование изучается с позиции институционального подхода, рассматривая его как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с социальными группами, общностями, определенным образом организованный для достижения целей и выполнения задач обучения, воспитания, развития личности, социализации и профессиональной подготовки.
Образование необходимо рассматривать как важное условие для возникновения, развития и сохранения народного, национального самосознания. Поскольку основным элементом национальной идентичности любого народа и любой страны является язык, выступая транслятором основных культурных и мировоззренческих ценностей и являясь важнейшим инструментом познания образования и науки, то его необходимо рассматривать сквозь призму всей образовательной системы.
Особенности функционирования русского языка на сегодняшний день связаны с экономическими, социально-культурными изменениями, произошедшими в постсоветском обществе. Распад Советского Союза привел к разрушению единого пространства советской культуры, которая имела очевидные достижения и заслуги перед обществом. Поскольку одним из важнейших элементов культуры любого общества является язык, то его можно считать мощной консолидирующей силой всех людей, которые на нем говорят.
В каждой из стран Содружества Независимых Государств структурные компоненты образования как институционального механизма продвижения русского языка имеют свою специфику и определенные функциональные особенности. Русский язык является либо вторым государственным языком, либо выступает языком межнационального общения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы было проведено исследование структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка в странах Содружества Независимых Государств с помощью качественного метода - экспертного опроса. В результате исследования определена роль структурных компонентов образования как институционального механизма продвижения русского языка на территории стран Содружества Независимых Государств. Выявлено, что ключевую роль в этом играют образовательные учреждения и организации, которые занимаются развитием межнационального сотрудничества и межкультурного диалога, распространением российской культуры и русского языка на постсоветском пространстве...


1. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»
от 01.06.2005 № 53-ФЗ (последняя редакция) [Электрон. ресурс]. Режим
доступа: www.consultant.ru.
2. Постановление Правительства РФ от 20 мая 2015 г. № 481 «О
федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/71032818/.
3. Закон Азербайджанской Республики «О государственном языке в Азербайджанской Республике» от 30.09.2002 № 365-IIQ [Электрон. ресурс]. - URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3644.
4. Акимова О.Б., Современная государственная языковая политика
Образование и наука, № 9 (128), 2015. - С. 161-170.
5. Алекперова Дж., Де-факто русский язык является вторым языком в
Азербайджане [Электронный ресурс] // Эхо. Общественно-политическая газета: сайт. - 2016. - 1 октября. - Режим доступа:
http: //www.echo.az/articl e. php?aid=97366.
6. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах // М.: Центр социологических исследований, 2014. - 228 с.
7. Аулина М.В. О взаимодействии языков на территории Азербайджанской республики // Вестник Кемеровского государственного университета, № 4-3 (60), 2014. - С. 135-138.
8. Бабенко Н. Русский язык в инокультурной среде: проблемы и пути их решения // Слово.ру: Балтийский акцент, 2013. - С. 9-14.
9. Баландина Л.А. Ганина Е.В. Лингвистические аспекты глобализации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 2016. - С. 73-84.
10. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
11. Боришполец К.П. Русский язык в Центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО Университета, 2014. - С. 63-70.
12. Бутенко Л. И. Русская культура и русский язык: история и современность / науч. ред. К. В. Воденко. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2013, 201 с.
13. Васильева Т.В., Саакян Л.Н., Ускова О.А. Русский язык как фактор, организующий русское культурное пространство в странах СНГ // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика, № 2, 2011. - С. 103-109.
14. Введенский В.В., Старых Л.В. Тенденции функционирования русского языка на постсоветском пространстве // Вестник университета, № 6, 2015. - С. 298-301.
15. Вербицкая Л.А. Русский язык в России и за ее пределами // Мир русского слова, № 3, 2014. - С. 5-15...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ