Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институциональные механизмы продвижения русского языка в России

Работа №91672

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы161
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
150
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к анализу
институциональных механизмов продвижения русского языка в
России 10
1.1 Теоретико-методологические подходы к образованию как социальному институту, роль русского языка 10
1.2 Теоретические подходы к анализу институциональных механизмов
продвижения русского языка 27
1.3 Нормативно-правовая база продвижения русского языка в России... 36
Глава 2. Институциональные механизмы продвижения русского языка
в России 45
2.1 Методические основы проведения исследования продвижения русского языка в России 45
2.2 Анализ институционных механизмов продвижения русского языка
в России 58
2.3 Практические рекомендации по продвижению русского языка 101
Заключение 112
Список литературы 117
Приложение 125

Актуальность темы исследования. Русский язык - это один из наиболее влиятельных мировых языков, роль которого обуславливается, прежде всего, могуществом русского народа, многовековой историей, традициями, неоценимым вкладом в культурное наследие.
Более чем для 168 миллионов человек русский язык является родным языком, более 114 миллионов человек владеют русским как вторым языком или знают его как иностранный, а по данным исследовательского агентства веб­технологий W3Techs - русский язык занимает лидирующее второе место по показателю использования в Интернете. Данные показатели лишь указывают на то, что русский язык был и остается одним из наиболее влиятельных мировых языков.
Сегодня укрепление позиций русского языка является национальным приоритетом Российской Федерации. Различные аспекты русского языка указаны в таких нормативно-правовых документах, как указы «Об обеспечении межнационального согласия», «О Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года», посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2012-2014 годов, отмечены в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года и других правовых документах.
Но, несмотря на неплохие показатели и объем направлений государственных задач по укреплению позиций языка, многие исследователи ставят на повестку дня вопросы, которые связаны с негативными изменениями роли русского языка в России. Сохраняются и преумножаются тревожные тенденции: снижение уровня владения русским языком, сужение сферы функционирования, невысокие результаты единого государственного экзамена и другие.
Степень научной разработанности темы. Теоретическое осмысление институциональных механизмов продвижения русского языка пока не нашло своего полного описания и объяснения. Эта проблема только начинает привлекать к себе внимание. Однако некоторые аспекты были рассмотрены исследователями. По данной теме был изучен и систематизирован теоретический материал, проанализированы результаты исследований по данной проблеме.
Понятие «механизм» и «социальный механизм» рассматривают в своих научных трудах такие исследователи как И.С. Аверина, А.М. Астафуров, Н.М. Блинова, Г.Я. Иньшина, В.Г. Немировский. Существенный вклад в развитие теоретических основ «институционального механизма» внесли: Л. Дэвис, Д. Норт, О. Уильямсон, также рассматривали в своих работах Д.Бромли, О.В. Иншакова, М. Лебедева, П. Клейн, В. Радаев, Т.Ю. Скиба, А. Шаститко, А.Ю. Шкуров, С.О. Ященко.
Вопрос о социальных институтах изучали такие исследователи как: О.В. Козырева, Г.В. Осипов, В.В. Матвеев, К.Ю. Михалева, Л.Н. Москвичев,
B. М. Новикова, О.М. Рой. Теоретической основой понятия «социальный институт» стали работы таких зарубежных авторов, как Э. Дюркгейм, О. Конт, М. Вебер, Т. Парсонс, Г. Спенсер, Дж. Хоманс.
В современной зарубежной и отечественной социологии существует объемный пласт научной литературы, посвященный рассмотрению феномена образования, анализу состояния системы образования в современном мире и перспектив ее развития в будущем. Работы Г.Е. Зборовского, В.Я. Нечаева, Н.С. Николаевой, А.М. Осипова, Ю.А. Тюриной и другие авторов.
О роли русского языка, языковой политики в России: О.Б. Акимова, А.Л. Арефьев, А.Н. Биткеева, Л.П. Борисова, Л.Н. Глебова, А.Д. Дуличенко,
C. Г. Икиликян, А.А. Каневский, И.Э. Кружков, В.Ю. Михальченко и другие...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Русский язык - один из наиболее влиятельных мировых языков, роль обуславливается многовековой историей, самобытными традициями, а также вкладом русского языка в мировое культурное наследие и количеством людей, которые повседневно используют этот язык как средство общения. Сегодня исследователи говорят об 168 миллионов человек, для которых этот язык является родным, и еще 114 миллионов человек владеют им как вторым языком.
Задача укрепления позиций русского языка стоит стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации. Это связано с негативными изменениями роли русского языка, как в России, так и в мире. Сохраняются такие тревожные тенденции, как снижение уровня владения русским языком как государственным, сужение его функционирования как средства межнационального общения в ряде регионов, невысокие показатели единого государственного экзамена, сокращение количества преподавателей русского языка, снижение уровня их профессионализма и другие.
В ходе проведенной работы была проанализирована литература касательно механизмов продвижения русского языка в России. Были рассмотрены теоретические подходы к анализу социального института и образования, как составляющая. Были рассмотрены все ступени современного образования и роль русского языка в них. Также были рассмотрены теоретико-методологические подходы к анализу институциональных механизмов, рассмотрены некоторые аспекты социального института «образования» в рамках институционального подхода. Была изучена нормативно-правовая база, касательно вопроса продвижения русского языка в России, проанализированы основные документы, которые являются основой для исследования институциональных механизмов продвижения русского языка в России.
Вторая глава была посвящена исследованию механизмов продвижения русского языка в России. Для этого было проведено исследование среди 462 компетентных экспертов из 43 субъектов Российской Федерации. Эксперты представляли организации разного типа и направленности, в том числе образовательные, научно-исследовательские, учебно-методические, культурные, общественные, религиозные организации, органы власти, транснациональные организации.
По результатам экспертного опроса были сделаны следующие выводы:
1. Русский язык, по мнению экспертов, это, прежде всего, язык межнационального общения и международной интеграции. Также особо отмечают такие характеристики русского языка как объединяющий фактор русскоговорящих, и, нельзя не упомянуть, о выразительности языка, его вкладом в мировую художественную культуру.
2. По мнению экспертов, со временем количество русскоговорящих будет увеличиваться, и это связывают с политикой Президента РФ В.В. Путина, распространением туризма, развития деловых и образовательных контактов с разными странами. Однако стоит заметить, что эксперты отмечают ухудшение уровня владения русским языком, и связывают это с отсутствием интереса к чтению и влиянием современными гаджетами и СМИ.
3. Оценка эффективности мер по укреплению позиций русского языка показала, что наиболее благоприятно подействуют такие меры, как увеличение количества часов по русскому языку и литературе в старших классах; ужесточение контроля за соблюдением норм русского языка на телевидении, в печатных СМИ и издательствах; ужесточение контроля за соблюдением норм русского языка требуется и в государственных учреждениях и ведомствах; повышение качества подготовки учителей русского языка; введение единых норм и стандартов изучения русского языка во всех школах и регионах.
4. Среди авторских предложенных мер и инициатив экспертами были выделены блоки: государственная поддержка (разработка целевых программ, внедрение грантов, принятие закона об «Учителе русского языка» - как учителя особого предмета государственного языка, финансовая поддержка библиотек, активное снижение стоимости книг и поддержка издательских проектов по выпуску классической литературы и другое), в области образования (запрет ЕГЭ и введение экзамена по русскому языку, введение профильного ЕГЭ по русскому языку и увеличения количества часов, трудоустройство выпускников и введение трехлетней стажировки в школах, внедрение обязательной финансируемой стажировки и повышения квалификации учителей, остановить бумажный поток отчетов и электронного журнала для учителей русского языка и другое), средства массовой информации и культура (популяризация книг посредством социальной рекламы и рекламы книг, ужесточение к языку рекламной продукции, введение штрафа за превышение ошибок в СМИ, увеличение количества мероприятий, посвященных культуре русского языка и другое)...


1. Аверина И.С. Эволюция и классификация феномена «Хозяйственный механизм» / И.С. Аверина // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. - 2013. - №2. - С. 12-16.
2. Акимова О.Б. Современная государственная языковая политика /О.Б. Акимова, Т.С. Табаченко // Образование и наука. - 2015. - №9 (128). - С. 161-170.
3. Антонова Н.С. Специфика языковой структуры общества // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №5.
4. Арефьев А.Л. Русский язык на рубеже XX-XXI веков // М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга. - 2012.
5. Астафуров А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий /А.М. Астафуров // Вестник ТГУ. - 2013. - №373. - С. 297-302.
6. Биткеева А.Н. Языковая политика и функциональное развитие языков в Российской Федерации // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2015. - №3. - С. 144-154.
7. Богданович Г.Ю. Нужен ли языковой кодекс? // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. - 2015. - Т.1. - №1. - С. 3-7.
8. Болотина И.И. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года / И.И. Болотина, А.Ю. Исаева // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2016. - №1. - C. 31-39.
9. Борисова Л.П. Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности / Л.П. Борисова, С.Н. Шадрина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №4. - С. 221-224.
10. Боришполец К.П. Русский язык в центрально-азиатском регионе // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - №2 (35). - С. 63-69.
11. Бочкова Л.В. Русский мир как цивилизационная общность // Концептуал. - 2016. - С. 53-59.
12. Буфетова А.Н., Коломак Е.А., Михалева М.М. Национальное разнообразия и экономическое развитие регионов России // Мир экономики и управления. - 2017. - Т.17. - №3.
13. Глебова Л.Н. К вопросу о роли русского языка в современном многополярном мире // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6-0. - С. 338-339.
14. Гражданская идентичность и социальная интеграция этнических сообществ в полиэтничной среде приграничных регионов России / под. общ. Ред. С.Г. Максимовой. - Барнаул: Изд-во Концепт, 2015. - 246 с.
15. Дашдиев В. А. Традиционная и гуманистическая парадигмы образования // Вестник СПИ. - 2011. - №1 (2). - С. 16-19...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ