Правовой статус таможенного служащего
|
Введение 3
Глава 1.Теоретико-правовая основа правового статуса таможенного
служащего 6
1.1. Понятие таможенного служащего 6
1.2. Виды таможенных служащих 11
1.3. Правовая основа деятельности таможенных служащих 19
Глава 2. Характеристика основных элементов правового статуса таможенных служащих 27
2.1. Права и обязанности таможенных служащих 27
2.2. Гарантии таможенных служащих 37
2.3. Запреты и ограничения таможенных служащих 45
Глава 3. Проблемы реализации прав и обязанностей таможенных служащих 57
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Глава 1.Теоретико-правовая основа правового статуса таможенного
служащего 6
1.1. Понятие таможенного служащего 6
1.2. Виды таможенных служащих 11
1.3. Правовая основа деятельности таможенных служащих 19
Глава 2. Характеристика основных элементов правового статуса таможенных служащих 27
2.1. Права и обязанности таможенных служащих 27
2.2. Гарантии таможенных служащих 37
2.3. Запреты и ограничения таможенных служащих 45
Глава 3. Проблемы реализации прав и обязанностей таможенных служащих 57
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования. Повышенное внимание уделяется изучению вопросов правового статуса таможенного служащего. Устойчивый научный интерес в исследовании проблем понятия и элементов правового статуса таких служащих, их места и роли в системе органов исполнительной власти, организационных основ деятельности обусловлен их значительным потенциалом, реализующимся в многообразной социально-политической деятельности, поставленной перед ними задачей решение широкого круга вопросов по обеспечению качественной организации таможенного дела.
В тоже время проблемы правового положения таможенного служащего на современном этапе развития отечественной науки таможенного права требуют особого внимания исследователей и законодателя. Одной из таких проблем выступает статус таможенного служащего. Актуальность научного исследования статуса таможенного служащего не вызывает сомнения по ряду причин. Так, наиболее основные теоретические категории тематики статуса таможенного служащего не имеют общепризнанного подхода (в частности, понятия таможенного служащего, его признаки).
Значимость выбранной темы обуславливается тем, что на таможенных служащих возложена большая ответственность в реализации функций таможенных органов и в данной сфере существует ряд проблем, которые предстоит рассмотреть в выпускной квалификационной работе, а именно, какие права, обязанности, гарантии, запреты, ограничения распространяются на таможенных служащих, какими актами регулируются настоящие положения и проблемы их реализации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования статуса таможенного служащего.
Предметом исследования является анализ нормативной базы и специальной литературы, посвященной правовому статусу таможенного служащего Российской Федерации.
Целью данной работы значится выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус таможенного служащего и пути решения проблем реализации прав и обязанностей таможенных служащих.
В соответствии с назначенной целью в процессе написания данной дипломной работы были применены следующие общие и частные методы: метод анализа нормативно-правовых актов и специальной литературы, методы сравнения, наблюдения и познания, метод изучения и обобщения сведений, сравнительно-правовой, метод толкование права и специально-правовой.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие таможенного служащего;
2) систематизировать виды таможенных служащих;
3) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую статус таможенного служащего;
4) исследовать, какие элементы входят в статус таможенного служащего;
5) выявить проблемы в сфере реализации прав и обязанностей таможенных служащих;
6) разработать способы решения проблем в сфере реализации прав и обязанностей таможенными служащими;
Теоретическую основу исследования составили труды в области отечественной науки таможенного права, а также научные статьи и иные материалы, отражающие те или иные стороны объекта и предмета исследования. Вопрос правового статуса таможенного служащего, наряду с другими, исследовали в своих трудах такие авторы, как: М.А. Анторопова, О.Ю. Бакаева, В.М. Бакун, А.К. Булатов, Е.А. Ватутин, В.В. Витюк, М.В. Какорина, А. М. Касумов, А.С. Коновалов, О.А. Князева, В.И. Кычков, А.В. Лисина, С.Ю. Миронченко, Я.В. Мирошниченко, А.Ф. Ноздрачёв, Д.М. Овсянко, В.Е. Попова, Г.С. Скачкова, Е.В. Трунина, А.Т. Усольцев и др.
Нормативную базу исследования представляют нормы отечественного законодательства - нормы Конституции РФ, а так же федерального законодательства: специального (ФЗ от 21.07.1997 № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ от 27.11.2010 №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») и иного федерального законодательства (в том числе нормы кодифицированных актов - Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации); подзаконных актов (Указов Президента РФ «Вопросы противодействия коррупции» от 08.07.2013 №613, Распоряжений и Постановлений
Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» от 28.12.2012 № 2575-р, «О федеральной таможенной службе» от 16.09.2013 № 809) и др.
С точки зрения научной новизны вопрос правового статуса таможенного служащего является открытым с давних времён. Но в связи с постоянным реформированием Федеральной таможенной службы и изменением законодательства о Федеральной таможенной службе, меняются и положения о правовом статусе таможенного служащего, который по сей день остаётся открытым.
Структура работы определена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
В тоже время проблемы правового положения таможенного служащего на современном этапе развития отечественной науки таможенного права требуют особого внимания исследователей и законодателя. Одной из таких проблем выступает статус таможенного служащего. Актуальность научного исследования статуса таможенного служащего не вызывает сомнения по ряду причин. Так, наиболее основные теоретические категории тематики статуса таможенного служащего не имеют общепризнанного подхода (в частности, понятия таможенного служащего, его признаки).
Значимость выбранной темы обуславливается тем, что на таможенных служащих возложена большая ответственность в реализации функций таможенных органов и в данной сфере существует ряд проблем, которые предстоит рассмотреть в выпускной квалификационной работе, а именно, какие права, обязанности, гарантии, запреты, ограничения распространяются на таможенных служащих, какими актами регулируются настоящие положения и проблемы их реализации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования статуса таможенного служащего.
Предметом исследования является анализ нормативной базы и специальной литературы, посвященной правовому статусу таможенного служащего Российской Федерации.
Целью данной работы значится выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус таможенного служащего и пути решения проблем реализации прав и обязанностей таможенных служащих.
В соответствии с назначенной целью в процессе написания данной дипломной работы были применены следующие общие и частные методы: метод анализа нормативно-правовых актов и специальной литературы, методы сравнения, наблюдения и познания, метод изучения и обобщения сведений, сравнительно-правовой, метод толкование права и специально-правовой.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие таможенного служащего;
2) систематизировать виды таможенных служащих;
3) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую статус таможенного служащего;
4) исследовать, какие элементы входят в статус таможенного служащего;
5) выявить проблемы в сфере реализации прав и обязанностей таможенных служащих;
6) разработать способы решения проблем в сфере реализации прав и обязанностей таможенными служащими;
Теоретическую основу исследования составили труды в области отечественной науки таможенного права, а также научные статьи и иные материалы, отражающие те или иные стороны объекта и предмета исследования. Вопрос правового статуса таможенного служащего, наряду с другими, исследовали в своих трудах такие авторы, как: М.А. Анторопова, О.Ю. Бакаева, В.М. Бакун, А.К. Булатов, Е.А. Ватутин, В.В. Витюк, М.В. Какорина, А. М. Касумов, А.С. Коновалов, О.А. Князева, В.И. Кычков, А.В. Лисина, С.Ю. Миронченко, Я.В. Мирошниченко, А.Ф. Ноздрачёв, Д.М. Овсянко, В.Е. Попова, Г.С. Скачкова, Е.В. Трунина, А.Т. Усольцев и др.
Нормативную базу исследования представляют нормы отечественного законодательства - нормы Конституции РФ, а так же федерального законодательства: специального (ФЗ от 21.07.1997 № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ от 27.11.2010 №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») и иного федерального законодательства (в том числе нормы кодифицированных актов - Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации); подзаконных актов (Указов Президента РФ «Вопросы противодействия коррупции» от 08.07.2013 №613, Распоряжений и Постановлений
Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» от 28.12.2012 № 2575-р, «О федеральной таможенной службе» от 16.09.2013 № 809) и др.
С точки зрения научной новизны вопрос правового статуса таможенного служащего является открытым с давних времён. Но в связи с постоянным реформированием Федеральной таможенной службы и изменением законодательства о Федеральной таможенной службе, меняются и положения о правовом статусе таможенного служащего, который по сей день остаётся открытым.
Структура работы определена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
В результате проведенного исследования, можно сделать выводы о том, что правовой статус служащих таможенных органов является одним из наиболее важных элементов, необходимых для функционирования таможенных органов, для реализации политики государства в сфере внешней экономической деятельности.
В ходе проведения исследования по данной теме, был выявлен целый ряд существующих проблем.
Прежде всего - проблема законодательного и теоретического закрепления дефиниции «должностного лица»», связанная с отсутствием единого подхода к определению данного понятия. Попытки дать общее понятие должностного лица предпринимались многократно, но вплоть до настоящего времени единого (межотраслевого) определения должностного лица в отечественном правоведении не выработано.
По результатам анализа юридической литературы, можно сделать вывод , что единое понятие должностного лица должно отражать правовой статус служащего таможенных органов. Правовой статус составляет основу этого понятия.
Лица, работающие в таможенных органах, делятся на две основные категории: сотрудники таможенных органов (исполняют правоохранительные функции) и государственные гражданские служащие (наделены полномочиями, не связанными с правоохранительной деятельностью). Таким образом, служба в таможенных органах сочетает правоохранительный и гражданский виды государственных служб. В этой связи необходима выработка единого понимания понятия «таможенная служба» в теории и практике.
Так, согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Здесь видим, что Закон указывает на некий особый вид, не вполне ясно - это новый, четвертый вид, не входящий в систему государственной службы, либо речь идет о правоохранительной службе, если обращать внимание на то, что основной задачей этого вида службы является реализация обязанностей правоохранительных органов. Из данного определения также невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах , которые законодатель называет правоохранительными, что, по меньшей мере, нелогично, так как осною штатной численности таможенных органов составляют именно государственные гражданские служащие (61%) и лишь вторую позицию занимают служащие правоохранительной службы (25%). К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации относятся граждане, занимающие в них должности, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (т.е. сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды (т.е. государственные гражданские служащие).
Нецелесообразно и нелогично сохранять статус сотрудников за руководящим составом таможенных органов независимо от направления деятельности. Так, осуществляя единые задачи и функции, начальник отдела таможенных платежей являлся сотрудником, а его подчиненные - федеральными государственными гражданскими служащими. Или, например, начальник отдела таможенной статистики крупной таможни - сотрудник, а начальник отделения таможенной статистики в таможне меньшей численностью - федеральный государственный служащий, т.е. статус сотрудника, зависит исключительно от численности структурного подразделения.
Диссонанс правового регулирования прохождения службы должностными лицами таможенных органов порождает ряд правовых проблем, усложняя комплектование таможенных органов кадрами. Отсутствующая до настоящего времени взаимосвязь между видами службы в таможенных органах, например порядок перехода из одного вида службы в другой , усложняет прохождение службы в таможенных органах , что отрицательно сказывается на эффективности ее осуществления.
Основы современной системы правового регулирования таможенной службы в целом и статуса таможенных служащих в виде базовых законов были заложены до начала реформы законодательства о государственной службе. В этой связи в ряде актов используется устаревшая терминология, не соответствующая современным тенденциям развития служебного законодательства. Используемый в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» термин «сотрудники» (ст. 3) является устаревшим и не соответствующим современным тенденциям развития служебного законодательства, в связи с чем считаем более целесообразным использовать термин « служащие правоохранительной службы».
В этой связи вне зависимости от сроков принятия Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» полагаем необходимым привести в соответствие с законодательством о системе государственной службы Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Представляется возможным выделить следующие пути решения выявленных проблем формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов : — создание государственной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров на протяжении всей трудовой деятельности как основы повышения эффективности деятельности таможенных органов РФ; — внедрение принципов социального партнерства в систему кадровой политики таможенных органов; — усовершенствование системы мотивации государственных служащих таможенных органов; — устранение несоответствия между реальными потребностями таможенных органов в квалифицированных кадрах и номенклатурой выпускаемых специалистов; ориентация РТА не только на выпуск квалифицированных специалистов в области таможенного дела, но и на подготовку и переподготовку государственных служащих, уже работающих в системе таможенных органов; активное участие РТА в формировании системы управления кадровым потенциалом таможенных органов. — создание института лидерства в таможенных органах, ориентация государственных служащих на непрерывный профессиональный и карьерный рост; — инновационные решения для осуществления кадровой политики таможенных органов; — активное использование информационных систем и технологий в процессе формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов.
Подводя итог определения правового статуса служащего в таможенных органах, хотелось бы отметить, что внесение корректировок в вышеперечисленные проблемы, позволит активизировать правоприменительную деятельность контрольно-надзорных и правоохранительных органов, а так же деятельность их служащих, будет способствовать повышению эффективности реализации соответствующих норм таможенного законодательства, регламентирующих деятельность, права и обязанности таможенных служащих, а также будет способствовать и должной регламентации юридической ответственности сотрудников таможенных органов.
В ходе проведения исследования по данной теме, был выявлен целый ряд существующих проблем.
Прежде всего - проблема законодательного и теоретического закрепления дефиниции «должностного лица»», связанная с отсутствием единого подхода к определению данного понятия. Попытки дать общее понятие должностного лица предпринимались многократно, но вплоть до настоящего времени единого (межотраслевого) определения должностного лица в отечественном правоведении не выработано.
По результатам анализа юридической литературы, можно сделать вывод , что единое понятие должностного лица должно отражать правовой статус служащего таможенных органов. Правовой статус составляет основу этого понятия.
Лица, работающие в таможенных органах, делятся на две основные категории: сотрудники таможенных органов (исполняют правоохранительные функции) и государственные гражданские служащие (наделены полномочиями, не связанными с правоохранительной деятельностью). Таким образом, служба в таможенных органах сочетает правоохранительный и гражданский виды государственных служб. В этой связи необходима выработка единого понимания понятия «таможенная служба» в теории и практике.
Так, согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Здесь видим, что Закон указывает на некий особый вид, не вполне ясно - это новый, четвертый вид, не входящий в систему государственной службы, либо речь идет о правоохранительной службе, если обращать внимание на то, что основной задачей этого вида службы является реализация обязанностей правоохранительных органов. Из данного определения также невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах , которые законодатель называет правоохранительными, что, по меньшей мере, нелогично, так как осною штатной численности таможенных органов составляют именно государственные гражданские служащие (61%) и лишь вторую позицию занимают служащие правоохранительной службы (25%). К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации относятся граждане, занимающие в них должности, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (т.е. сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды (т.е. государственные гражданские служащие).
Нецелесообразно и нелогично сохранять статус сотрудников за руководящим составом таможенных органов независимо от направления деятельности. Так, осуществляя единые задачи и функции, начальник отдела таможенных платежей являлся сотрудником, а его подчиненные - федеральными государственными гражданскими служащими. Или, например, начальник отдела таможенной статистики крупной таможни - сотрудник, а начальник отделения таможенной статистики в таможне меньшей численностью - федеральный государственный служащий, т.е. статус сотрудника, зависит исключительно от численности структурного подразделения.
Диссонанс правового регулирования прохождения службы должностными лицами таможенных органов порождает ряд правовых проблем, усложняя комплектование таможенных органов кадрами. Отсутствующая до настоящего времени взаимосвязь между видами службы в таможенных органах, например порядок перехода из одного вида службы в другой , усложняет прохождение службы в таможенных органах , что отрицательно сказывается на эффективности ее осуществления.
Основы современной системы правового регулирования таможенной службы в целом и статуса таможенных служащих в виде базовых законов были заложены до начала реформы законодательства о государственной службе. В этой связи в ряде актов используется устаревшая терминология, не соответствующая современным тенденциям развития служебного законодательства. Используемый в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» термин «сотрудники» (ст. 3) является устаревшим и не соответствующим современным тенденциям развития служебного законодательства, в связи с чем считаем более целесообразным использовать термин « служащие правоохранительной службы».
В этой связи вне зависимости от сроков принятия Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» полагаем необходимым привести в соответствие с законодательством о системе государственной службы Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Представляется возможным выделить следующие пути решения выявленных проблем формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов : — создание государственной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров на протяжении всей трудовой деятельности как основы повышения эффективности деятельности таможенных органов РФ; — внедрение принципов социального партнерства в систему кадровой политики таможенных органов; — усовершенствование системы мотивации государственных служащих таможенных органов; — устранение несоответствия между реальными потребностями таможенных органов в квалифицированных кадрах и номенклатурой выпускаемых специалистов; ориентация РТА не только на выпуск квалифицированных специалистов в области таможенного дела, но и на подготовку и переподготовку государственных служащих, уже работающих в системе таможенных органов; активное участие РТА в формировании системы управления кадровым потенциалом таможенных органов. — создание института лидерства в таможенных органах, ориентация государственных служащих на непрерывный профессиональный и карьерный рост; — инновационные решения для осуществления кадровой политики таможенных органов; — активное использование информационных систем и технологий в процессе формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов.
Подводя итог определения правового статуса служащего в таможенных органах, хотелось бы отметить, что внесение корректировок в вышеперечисленные проблемы, позволит активизировать правоприменительную деятельность контрольно-надзорных и правоохранительных органов, а так же деятельность их служащих, будет способствовать повышению эффективности реализации соответствующих норм таможенного законодательства, регламентирующих деятельность, права и обязанности таможенных служащих, а также будет способствовать и должной регламентации юридической ответственности сотрудников таможенных органов.
Подобные работы
- Правовой статус государственного служащего
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус государственных служащих (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Московский областной филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Административно - правовой статус государственного гражданского служащего
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Таможенная служба как вид государственной службы
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Служба в таможенных органах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Особенности прохождения государственной службы в таможенных органах (Омский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - Правовое положение (статус) федерального гражданского служащего
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус граждан РФ (Российская таможенная академия (Владивостокский филиал))
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2024 - Развитие института таможенного представителя в условиях евразийской экономической интеграции
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022



