Введение 3
Глава 1.Теоретико-правовая основа правового статуса таможенного
служащего 6
1.1. Понятие таможенного служащего 6
1.2. Виды таможенных служащих 11
1.3. Правовая основа деятельности таможенных служащих 19
Глава 2. Характеристика основных элементов правового статуса таможенных служащих 27
2.1. Права и обязанности таможенных служащих 27
2.2. Гарантии таможенных служащих 37
2.3. Запреты и ограничения таможенных служащих 45
Глава 3. Проблемы реализации прав и обязанностей таможенных служащих 57
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложения
Актуальность темы исследования. Повышенное внимание уделяется изучению вопросов правового статуса таможенного служащего. Устойчивый научный интерес в исследовании проблем понятия и элементов правового статуса таких служащих, их места и роли в системе органов исполнительной власти, организационных основ деятельности обусловлен их значительным потенциалом, реализующимся в многообразной социально-политической деятельности, поставленной перед ними задачей решение широкого круга вопросов по обеспечению качественной организации таможенного дела.
В тоже время проблемы правового положения таможенного служащего на современном этапе развития отечественной науки таможенного права требуют особого внимания исследователей и законодателя. Одной из таких проблем выступает статус таможенного служащего. Актуальность научного исследования статуса таможенного служащего не вызывает сомнения по ряду причин. Так, наиболее основные теоретические категории тематики статуса таможенного служащего не имеют общепризнанного подхода (в частности, понятия таможенного служащего, его признаки).
Значимость выбранной темы обуславливается тем, что на таможенных служащих возложена большая ответственность в реализации функций таможенных органов и в данной сфере существует ряд проблем, которые предстоит рассмотреть в выпускной квалификационной работе, а именно, какие права, обязанности, гарантии, запреты, ограничения распространяются на таможенных служащих, какими актами регулируются настоящие положения и проблемы их реализации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования статуса таможенного служащего.
Предметом исследования является анализ нормативной базы и специальной литературы, посвященной правовому статусу таможенного служащего Российской Федерации.
Целью данной работы значится выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего правовой статус таможенного служащего и пути решения проблем реализации прав и обязанностей таможенных служащих.
В соответствии с назначенной целью в процессе написания данной дипломной работы были применены следующие общие и частные методы: метод анализа нормативно-правовых актов и специальной литературы, методы сравнения, наблюдения и познания, метод изучения и обобщения сведений, сравнительно-правовой, метод толкование права и специально-правовой.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие таможенного служащего;
2) систематизировать виды таможенных служащих;
3) изучить нормативно-правовую базу, регулирующую статус таможенного служащего;
4) исследовать, какие элементы входят в статус таможенного служащего;
5) выявить проблемы в сфере реализации прав и обязанностей таможенных служащих;
6) разработать способы решения проблем в сфере реализации прав и обязанностей таможенными служащими;
Теоретическую основу исследования составили труды в области отечественной науки таможенного права, а также научные статьи и иные материалы, отражающие те или иные стороны объекта и предмета исследования. Вопрос правового статуса таможенного служащего, наряду с другими, исследовали в своих трудах такие авторы, как: М.А. Анторопова, О.Ю. Бакаева, В.М. Бакун, А.К. Булатов, Е.А. Ватутин, В.В. Витюк, М.В. Какорина, А. М. Касумов, А.С. Коновалов, О.А. Князева, В.И. Кычков, А.В. Лисина, С.Ю. Миронченко, Я.В. Мирошниченко, А.Ф. Ноздрачёв, Д.М. Овсянко, В.Е. Попова, Г.С. Скачкова, Е.В. Трунина, А.Т. Усольцев и др.
Нормативную базу исследования представляют нормы отечественного законодательства - нормы Конституции РФ, а так же федерального законодательства: специального (ФЗ от 21.07.1997 № 114 «О службе в таможенных органах Российской Федерации», ФЗ от 27.11.2010 №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации») и иного федерального законодательства (в том числе нормы кодифицированных актов - Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации); подзаконных актов (Указов Президента РФ «Вопросы противодействия коррупции» от 08.07.2013 №613, Распоряжений и Постановлений
Правительства Российской Федерации «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» от 28.12.2012 № 2575-р, «О федеральной таможенной службе» от 16.09.2013 № 809) и др.
С точки зрения научной новизны вопрос правового статуса таможенного служащего является открытым с давних времён. Но в связи с постоянным реформированием Федеральной таможенной службы и изменением законодательства о Федеральной таможенной службе, меняются и положения о правовом статусе таможенного служащего, который по сей день остаётся открытым.
Структура работы определена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
В результате проведенного исследования, можно сделать выводы о том, что правовой статус служащих таможенных органов является одним из наиболее важных элементов, необходимых для функционирования таможенных органов, для реализации политики государства в сфере внешней экономической деятельности.
В ходе проведения исследования по данной теме, был выявлен целый ряд существующих проблем.
Прежде всего - проблема законодательного и теоретического закрепления дефиниции «должностного лица»», связанная с отсутствием единого подхода к определению данного понятия. Попытки дать общее понятие должностного лица предпринимались многократно, но вплоть до настоящего времени единого (межотраслевого) определения должностного лица в отечественном правоведении не выработано.
По результатам анализа юридической литературы, можно сделать вывод , что единое понятие должностного лица должно отражать правовой статус служащего таможенных органов. Правовой статус составляет основу этого понятия.
Лица, работающие в таможенных органах, делятся на две основные категории: сотрудники таможенных органов (исполняют правоохранительные функции) и государственные гражданские служащие (наделены полномочиями, не связанными с правоохранительной деятельностью). Таким образом, служба в таможенных органах сочетает правоохранительный и гражданский виды государственных служб. В этой связи необходима выработка единого понимания понятия «таможенная служба» в теории и практике.
Так, согласно Федеральному закону «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Здесь видим, что Закон указывает на некий особый вид, не вполне ясно - это новый, четвертый вид, не входящий в систему государственной службы, либо речь идет о правоохранительной службе, если обращать внимание на то, что основной задачей этого вида службы является реализация обязанностей правоохранительных органов. Из данного определения также невозможно понять место государственных гражданских служащих в таможенных органах , которые законодатель называет правоохранительными, что, по меньшей мере, нелогично, так как осною штатной численности таможенных органов составляют именно государственные гражданские служащие (61%) и лишь вторую позицию занимают служащие правоохранительной службы (25%). К должностным лицам таможенных органов Российской Федерации относятся граждане, занимающие в них должности, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (т.е. сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды (т.е. государственные гражданские служащие).
Нецелесообразно и нелогично сохранять статус сотрудников за руководящим составом таможенных органов независимо от направления деятельности. Так, осуществляя единые задачи и функции, начальник отдела таможенных платежей являлся сотрудником, а его подчиненные - федеральными государственными гражданскими служащими. Или, например, начальник отдела таможенной статистики крупной таможни - сотрудник, а начальник отделения таможенной статистики в таможне меньшей численностью - федеральный государственный служащий, т.е. статус сотрудника, зависит исключительно от численности структурного подразделения.
Диссонанс правового регулирования прохождения службы должностными лицами таможенных органов порождает ряд правовых проблем, усложняя комплектование таможенных органов кадрами. Отсутствующая до настоящего времени взаимосвязь между видами службы в таможенных органах, например порядок перехода из одного вида службы в другой , усложняет прохождение службы в таможенных органах , что отрицательно сказывается на эффективности ее осуществления.
Основы современной системы правового регулирования таможенной службы в целом и статуса таможенных служащих в виде базовых законов были заложены до начала реформы законодательства о государственной службе. В этой связи в ряде актов используется устаревшая терминология, не соответствующая современным тенденциям развития служебного законодательства. Используемый в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» термин «сотрудники» (ст. 3) является устаревшим и не соответствующим современным тенденциям развития служебного законодательства, в связи с чем считаем более целесообразным использовать термин « служащие правоохранительной службы».
В этой связи вне зависимости от сроков принятия Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» полагаем необходимым привести в соответствие с законодательством о системе государственной службы Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Представляется возможным выделить следующие пути решения выявленных проблем формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов : — создание государственной системы непрерывной профессиональной подготовки кадров на протяжении всей трудовой деятельности как основы повышения эффективности деятельности таможенных органов РФ; — внедрение принципов социального партнерства в систему кадровой политики таможенных органов; — усовершенствование системы мотивации государственных служащих таможенных органов; — устранение несоответствия между реальными потребностями таможенных органов в квалифицированных кадрах и номенклатурой выпускаемых специалистов; ориентация РТА не только на выпуск квалифицированных специалистов в области таможенного дела, но и на подготовку и переподготовку государственных служащих, уже работающих в системе таможенных органов; активное участие РТА в формировании системы управления кадровым потенциалом таможенных органов. — создание института лидерства в таможенных органах, ориентация государственных служащих на непрерывный профессиональный и карьерный рост; — инновационные решения для осуществления кадровой политики таможенных органов; — активное использование информационных систем и технологий в процессе формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенных органов.
Подводя итог определения правового статуса служащего в таможенных органах, хотелось бы отметить, что внесение корректировок в вышеперечисленные проблемы, позволит активизировать правоприменительную деятельность контрольно-надзорных и правоохранительных органов, а так же деятельность их служащих, будет способствовать повышению эффективности реализации соответствующих норм таможенного законодательства, регламентирующих деятельность, права и обязанности таможенных служащих, а также будет способствовать и должной регламентации юридической ответственности сотрудников таможенных органов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31.-Ст. 4398.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах : Принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 ( XXI ) на 1496-ом пленарном заседании
Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. -1976. -№17. -ст.291
3. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. -1998. -№10. - С. 10.
4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный
закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ( ред . от 28.12.2016)// Собрание
законодательства РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: федеральный закон от 11.04.2017// Официальный интернет-портал правовой информации.
[Электронный ресурс].- URL: www.pravo.gov.ru(Дата обращения 15.06.2018г.)
6. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательств! РФ. - 2002. - № 1(часть I). - Ст. 3.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Собрание законодательства РФ.-1997. - № 30. - Ст. 3586.
9. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. -2001. -№51. - Ст. 4831.
10. О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы): федеральный закон от 30.06.2002 № 78-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 27. - Ст. 2620.
11. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный
закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ ( ред . от 23.05.2016)// Собрание
законодательства РФ. -2003. - № 22. - Ст. 2063.
12. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
13. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273 -ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (часть I).-Ст. 6228.
14. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.-2010. - № 48. - Ст. 6252.
15. О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2012. -№ 53 (часть I).
-Ст. 7608.
16.Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собрание законодательств РФ. - 1998. - № 47. - Ст. 5742.
17. О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы:
указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 14.06.2018)// Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 1. - Ст. 118.
18. Вопросы противодействия коррупции: указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 (ред. от 15.07.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 28. - Ст. 3813.
19. Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий: указ Президента РФ от 22.11.2016 №611 (ред. от 17.08.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№34. - Ст. 4952
.
20. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
21. О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям( вместе с «Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации»): постановление Правительства РФ от 02.02.1998 №103 (ред. от 27.04.2015) //Собрание законодательства РФ. -1998. -№6. - Ст. 737.
22. Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих: постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 (ред. от 10.07.2014) // Российская газета. - 2007 - № 37. - Ст. 4458.
23. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 12.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
24. Об утверждении перечня должностей в таможенных органах, организациях, созданных для выполнения задач , поставленных перед Федеральной таможенной службой, и представительствах таможенной службы Российской Федерации за рубежом, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера на их официальных сайтах: Приказ ФТС России от 18.03.2014 № 472 (ред. от 26.03.2015) // Российская газета. - 2014. - № 102.
Специальная и учебная литература:
25. Антропова, М.А. Принцип гласности в организации и деятельности таможенных органов Российской Федерации / М.А. Антропова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 244-251.
26. Бакаева, О.Ю, Матвиенко Г.В. Таможенное право России: учебник / О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. - М. : Юристъ, 2003. - 236 с.
27. Бакаева, О.Ю. Особенности государственной службы в таможенных органах Российской Федерации / О.Ю. Бакаева// Таможенное дело. - 2008. - № 1. - С. 10-14.
28. Бакун, В.М. Обязанности государственных служащих правоохранительной службы / В.М. Бакун // Современное право. - 2006. - № 8. - 74 с.
29. Ватутин, Е.А. Проблемы кадрового обеспечения таможенных органов юго-западной Сибири во второй половине 1920-х гг / Е.А. Ватутин // Норма. - 2016. - № 6 - С. 12.
30. Витюк, В.В. Таможенная служба как особый вид государственной службы Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / В.В. Витюк. - М., 2000. - 253 с.
31. Габричидзе, Б.Н. Таможенная служба в Российской Федерации: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. - М.: Юрид. лит., 1993. - 208 с.
32. Какорина, М. В. Роль мотивации и стимулирующих факторов в развитии карьеры / М. В. Какорина, Г. В. Элова // Экономические науки. - 2014. - № 1.-С. 99-102.
33. Князева, О.А, Мирошниченко , Я.В. Система таможенных органов , их полномочия и задачи / О.А. Князева, Я.В. Мирошниченко // Человек: преступление и наказание. - 2007. - № 3. - С. 132.
34. Князева, О.А, Мирошниченко, Я.В, Шурухнов , Н.Г. Характеристика общего правового статуса сотрудников и служащих таможенных органов / О.А. Князева, Я.В. Мирошниченко, Н.Г. Шурухнов // Вестник Российской таможенной академии. - 2008. - № 2.
35. Князева, О.А. Правовой статус таможенных органов Российской Федерации / О.А. Князева // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2006. - № 1. - 28 с.
36. Кычков, В.И. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии / В.И. Кычков // К вопросу о понятии должностного лица таможенных органов. - 2001. - № 3. - С. 48-60.
37. Кычков, В.И. Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии / В.И.Кычков // Теоретические основы правового статуса должностного лица таможенных органов. - 2001. - № 4. - С. 21-31.
38. Лисина, А.В. Пути совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов российской федерации / А.В. Лисина // РБК. - 2016. - С. 29-33.
39. Масленникова, Е.В. Государственная гражданская служба в Российской Федерации: учебник / Е.В. Масленникова - М.: Ось-89, 2006. - 319 с.
40. Мирошниченко ,Я.В. Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации // Административное и муниципальное право. -2010,.-№ 12 (36).
- С. 17-23.
41. Ноздрачёв , А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М. : Статут, 1999. - 592 с.
42. Ноздрачёв, А.Ф. Таможенная служба / А.Ф.Ноздрачёв // Законодательство и экономика. - 2006. - № 7. - С. 39-48.
43. Попова, В.Е. Проблемы формирования и совершенствования кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации / В.Е. Попова // Горизонт. - 2017. - С. 38-41.
44. Скачкова, Г.С. Справочник кадровика / Г.С. Скачкова // Служебная дисциплина сотрудников таможенных органов РФ. - 2003. - № 2. - С. 17-20.
45. Сурманидзе, И.Н. К вопросу об аттестации государственных и
муниципальных служащих : понятия, сравнительная характеристика,
законодательные нововведения / И.Н. Сурманидзе // Юридический мир. - 2006. - № 8. - С. 20-29.
46. Тимошенко, И.В. Таможенное право: конспект лекций / И.В. Тимошенко — Ростов н/Д. : Феникс , 2007 — 319 с.
47. Трунина , Е.В. Проблемы определения правового статуса таможенных органов Российской Федерации / Е.В. Трунина // Таможенное дело. - 2008. - № 4. - С. 14-19.
48. Усольцев , А.Т. Должностное лицо в советском государственном управлении: учебник / А.Т. Усольцев - Л. : Издательство Ленинградского университета, 1987. - 384 с.
49. Шурухнов, Н.Г. Характеристика общего правового статуса сотрудников и служащих таможенных органов / Н.Г. Шурухнов // Вестник Российской Таможенной Академии. - 2008. - №2 (3). - 148 с.