Введение 4
1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса органов прокуратуры 7
1. 1Понятие и сущность органов прокуратуры 7
1.2 Правовая основа деятельности прокуратуры 13
1.3 Функции органов прокуратуры 27
2. Прокуратура и органы государственной власти Российской Федерации... 42
2.1 Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти 42
2.2 Прокуратура и законодательная (представительная) власть 50
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с исполнительной властью 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 75
Приложение
Актуальность данной работы заключается в том, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во -вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе и прокуратуру. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дискуссии о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьёзными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает её авторитет в обществе, порождает мнение об её политической ангажированности и некомпетентности.
Статус прокуратуры уже давно является объектом исследования внимания учёных. В трудах правоведов как Градовский А.Д., Муравьев Н.В. заложены основы учения о российской прокуратуры.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и её деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов - Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие учёные, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что прокуратура входит в состав одной из трёх имеющихся ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной.
Очевидно, что изучение конституционно -правового статуса прокуратуры имеет серьёзную основу. В тоже время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа.
Цель исследования состоит в определении конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность органов прокуратуры.
2. Проанализировать правовую базу деятельности прокуратуры.
3. Раскрыть функции органов прокуратуры.
4. Выявить взаимодействие прокуратуры и суда.
5. Исследовать взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов власти.
6. Исследовать взаимодействие прокуратуры и исполнительных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно -правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предметом исследования являются теоретические положения доктрины права и нормативные правовые акты их анализ, регулирующие статус, деятельность органов прокуратуры.
Методы исследования. При написании работы были применены: сравнительный метод, диалектический метод познания действительности, методы анализа, метод обобщения.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи, заключения, в котором подводятся итоги исследования темы; списка использованной литературы, приложение.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена цель и определены задачи для её достижения, предмет и объект исследования.
В первой главе раскрывается понятие и сущность органов прокуратуры. Проводится подробный анализ правовой основы деятельности прокуратуры, и раскрываются функции данного органа.
Во второй главе исследуется взаимодействие прокуратуры с судами, органами законодательной (представительной) власти и органами исполнительной ветви власти.
В заключении сделаны основные выводы по теме исследования и даны возможные пути улучшения в решении вопросов, связанных с конституционным правовым статусом прокуратуры.
В данном исследовании была рассмотрена важнейшая проблема конституционного правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.
Прокуратура занимает особое место и выступает одним из государственных органов. Законодательные основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других нормативных актах. В данных нормативно-правовых актах закрепляется место прокуратуры в системе других государственных органов, система и структура прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно -правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Прокуратура выполняет различные функции, которые чаще всего подразумевают под полномочиями, нет чёткого понимания определения функций органов прокуратуры, поэтому на практике возникают проблемы воплощения данных функций.
Прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Взаимодействие прокуратуры и суда выражается в их сотрудничестве друг с другом, взаимном контроле, также они формируют единую практику в гражданском, арбитражном, уголовном судопроизводстве, проводят совместные совещания, «круглые столы» с целью обсуждения проблемных вопросов правоприменительного характера.
Взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов отражены в 4 направлениях: в процессе реализации законов, в процессе ознакомления с Докладом Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка, проводя антикоррупционную экспертизу законов, совместные заседания, совещания, органы прокуратуры могут выступать с правотворческой инициативой к законодательным органам.
Прокуратура взаимодействует и с органами исполнительной власти в таких формах как: содействие и активное участие в правительственных программах, осуществление экспертизы актов органов исполнительной власти, совещания, семинары по проблемным вопросам законодательства.
В результате анализа я пришла к следующим выводам:
1. Нужно усовершенствовать законодательство, регулирующие деятельность органов прокуратуры. Добавить в Конституцию Российской Федерации отдельную главу «Прокуратура» или «Прокурорский надзор».
2. Закрепить в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определение функций органов прокуратуры.
3. Необходимо развивать практику договорного взаимодействия органов прокуратуры и других государственных органов.
4. В целях повышения эффективности деятельности прокуроров по осуществлению взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества необходимо сформулировать предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации, а именно: а) дополнить разделом 4 «Иные направления деятельности прокуратуры»; б) включить в него главу 1 «Взаимодействие прокуроров с органами публичной власти и институтами гражданского общества»; в) включить в главу статьи 39.1 и 39.2, закрепляющие предмет взаимодействия и полномочия прокурора.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФК) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 19.05.1994 (ред. от 28.03.1997) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 15.- Ст. 1684.
3. О Правительстве Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) //Собрание законодательства. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. -2002. - №1 (Ч.1) - Ст. 1,2.
5. Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. От 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.-1996. -№1.-Ст.16.
6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от
24.07.2002 № 95 - ФЗ (ред. 28.12.2017) // Собрание законодательства
РФ. -2002.-№30.- Ст. 3012.
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от
18.11.2002 № 138-ФЗ (ред. От 03.04.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 2001. - № 46.- Ст. 4532.
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федеральный закон от 18. 12. 2001 № 174-ФЗ (ред. от 23. 04. 2018) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 52 (Ч.1) - Ст. 4921.
9. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: федеральный закон от
08.01.1997 № 1- ФЗ (ред.20.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1997.-№2.- Ст.198.
10.0 прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17. 01.1992 № 2202-I г. Москва (последняя редакция) // Собрание
законодательства РФ.-1995.-№47.-Ст.4472.
11.0 внешней разведке: федеральный закон от 10.01.1996 № 5- ФЗ
(последняя редакция) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- №3.- Ст. 143.
12.0 полиции: федеральный закон от 07. 02. 2011 № 3-ФЗ (ред. от 06. 12. 2011) // Собрание законодательства РФ. -2011. -№ 7. - Ст.900.
13. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от
12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция)//Собрание
законодательства РФ. - 1995.- №33. -Ст. 233.
14. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ
(последняя редакция) // Российская газета. - 2003. - № 3316.
15.0 классных чинах прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21.11.2012 № 1563 (ред. от 18.12.2016) // Сайт
справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. Дан. - Заглавие с экрана. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 20.02.2018).
16. Федеральная целевая программа Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №1. - Ст. 13.
17. 0б организации работы по обеспечению представительства и защите интересов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в судах: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 144 от 15.03.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
18. Об утверждении паспорта проекта цифровой трансформации
органов и организаций прокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной Прокуратуры РФ № 68/56 от 08.02.2018 г. // Сайт
Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
19. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц дл уголовного преследования или исполнения приговора: Указание Генеральной Прокуратуры РФ № 116/35 от 05. 03.2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
20. О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации
по передаче и принятию Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера: Указание Генеральной Прокуратуры Российской
Федерации № 120/ 35 от 05. 03.2018 г. // Сайт Генеральной
Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
21. О создании конкурсной комиссии по отбору детей на участие в
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ФГБОУ МДЦ «Артек» «Юный правозащитник»: Распоряжение Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 89/6р от
20. 02. 2018 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL:https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
22.0 порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации: Инструкция Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013 г. // Сайт Генеральной Прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие экрана. URL: https://genproc.gov.ru(дата обращения 20.03.2018).
Литература
1. Бессарабов, В.Г. Организация и деятельность Российской прокуратуры / В.Г. Бессарабов.- М.: Эль-Фа, 2016. - 368 с.
2. Бывальцева, С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры / С.Г. Бывальцева// Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 2. - С. 84.
3. Васягина, М.М. Основные направления совершенствования правоохранительной деятельности прокуратуры / М.М. Васягина // Инновационная наука. - 2015. - № 11. - С. 148-149.
4. Векшин, В. П. Конституционно -правовой статус прокуратуры / В.П. Векшин // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - Т. 45, № 1. - С. 3.
5. Винокуров, А. Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избр. ст. 2-е изд / А.Ю. Винокуров- М., 2012. - 492 с.
6. Винокуров, А. Ю. К вопросу о теоретических основах прокурорской деятельности / А.Ю. Винокуров // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - № 1 (45). - С. 19.
7. Винокуров, А.Ю. Правовая регламентация «общенадзорных» полномочий прокурора нуждается в совершенствовании / А.Ю. Винокурорв // Актуальные вопросы организации деятельности прокуратуры: избранные статьи. - М., 2012. - С.56.
8. Воронин, О.В. О типе и месте Российской прокуратуры в современной системе органов государственной власти/ О.В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 98.
9. Гаглова, Е.В. Место прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме (аппарате) / Е.В. Гаглова // Молодой ученый. - 2016.- № 14. - С. 466.
10. Гизятов, Р.А. К вопросу об организации и методике информационно - аналитической работы в прокуратуре района // Организация работы прокуратур городов, районов и приравненных к ним прокуратур: сб. материалов семинаров по обмену опытом: вып. 6 / под общ. ред. Э.Б. Хатова; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2012. - С. 8.
11. Гоголевский, А.В. К вопросу о понятии и сущности правового статуса Российской Прокуратуры /А.В. Гоголевский // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - № 5. - С. 236.
12. Голощапов, Д.С. К вопросу о правовом положении прокуратуры в Российской Федерации / Д.С. Голощапов // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - С. 126.
13. Гриценкова, Е.В. Взаимодействия суда и органов прокуратуры в
период реформирования судебной системы /Е.В.Гриценкова//
Международный научный журнал «Символ Науки». - 2016. - № 10-1. - С. 175.
14. Ендольцева, А.В. Прокурорский надзор / А.В. Ендольцева - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 511 с.
15. Иванюшко, Д.В. Некоторые правовые аспекты взаимоотношений прокуратуры с органами законодательной власти в России / Д.В. Иванюшко // Вестник Международного института экономики и права. - 2011. - № 1. - С. 140.
16. Каинов, А. С. Прокуратура как особый правоохранительный орган / А.С. Каинов // Юридический журнал. - 2016. - № 3. - С. 105.
17. Карпов, Н. В. Прокуратура как субъект конституционно -правовых отношений в Российской Федерации/ Н. В. Карпов // Уголовное право. - 2016. - № 5. - С. 112.
18. Картоев, И.Н. Криминогенные факторы экономической направленности / И.Н. Картоев // Право и жизнь. - 2012. - № 132. - С. 270.
19. Кобзарев, Ф.М. Конституционно-правовые основы взаимодействия прокуратуры и суда / Ф.М. Кобзарев // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - №3.- С.8-10.
20. Корельский, В.М.Теория государства и права / В.М Корельский. - М.: Инфра-М, 2012. - 616 с.
21. Леонтьев, А.Н. Эволюция, движение, деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: СМЫСЛ, 2012. - 46 с.
22. Лонь, С. Л. Правоохранительные органы / С. Л. Лонь.- Т.: НТЛ, 2011.-552 с.
23. Мельников, Н.В. Прокурорская власть и личность / Н.В. Мельников - М.: Юристь, 2013. - 384 с.
24. Михайличенко, Т. Н. Формы и принципы взаимодействия
прокуратуры и органов местного самоуправления / Т.Н. Михайличенко. -Н.: СибАК, 2017. - 67 с.
25. Моргунова, А. В. Взаимодействие прокуратуры и судов в обеспечении прав и свобод человека / А.В. Моргунова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 5.- С. 196.
26. Осипян, С.А. Государственно -правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации/ С.А. Осипян - М.: 1996. - 208 с.
27. Плешков, А.М. Участие в правотворчестве как самостоятельное направление прокурорской деятельности /А.М. Плешков // Административное и муниципальное право. - 2011. -№12. -С. 69.
28. Рябов, Н.А. Взаимодействие органов прокуратуры и суда / Н.А.Рябов// Сахалинская фемида. - 2014. - №1(7).- С. 36-37.
29. Савченко, Ю.А. Конституционные основы взаимодействия прокуратуры с органами исполнительной власти Российской Федерации // Государство, право, общество: проблемы взаимодействия (политология, юридические науки, история, религиоведение, социология): сборник статей IV Международной научно -практической конференции, 2017. - С. 7-10.
30. Скуратов, Ю.И. Современные проблемы развития судебной и правоохранительной системы Российской Федерации / Ю.И. Скуратов. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 32с.
31. Семенчуков, Д.Д. Прокуратура вчера и сегодня / Д.Д. Семенчуков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2011. - 122 с.
32. Федотов, А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации / А.В. Федотов // История государства и права. - 2009. - № 5. - С. 5.
33. Чуглазов, Г.Н. Прокуратура в системе органов государственной власти /Г.Н. Чуглазов // Законность. - 2013. - № 2. - С. 31.
34.Чурин, И.Н. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности / И.Н. Чурин// Законность. - 2014.- №1. - С.32.
35. Шевченко, В.Ю. Сущность протокола судебного заседания / В.Ю. Шевченко // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017. - № 3.- С. 65-68.
36. Шеметова, О.Ю. Законодательные основы взаимодействия органов местного самоуправления и прокуратуры / О.Ю. Шеметова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2013. - № 1 (14). - С. 121.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29.10.2007г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.04.2018).
2. Решение Советского районного суда города Омска от 24. 04.2017г. По
делу № 2-914/2017 - М-551/2017г. « По иску Омского прокурора по
надзору за соблюдением законов в ИУ к ФКЛПУ ОБ -11 УФСИН России по Омской области» // Сайт «РосПравосудие» : [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://rospravosudie.com(дата обращения 20.03.2018).