Конституционно-правовой статус прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
|
Введение 4
1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса органов прокуратуры 7
1. 1Понятие и сущность органов прокуратуры 7
1.2 Правовая основа деятельности прокуратуры 13
1.3 Функции органов прокуратуры 27
2. Прокуратура и органы государственной власти Российской Федерации... 42
2.1 Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти 42
2.2 Прокуратура и законодательная (представительная) власть 50
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с исполнительной властью 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 75
Приложение
1. Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса органов прокуратуры 7
1. 1Понятие и сущность органов прокуратуры 7
1.2 Правовая основа деятельности прокуратуры 13
1.3 Функции органов прокуратуры 27
2. Прокуратура и органы государственной власти Российской Федерации... 42
2.1 Взаимодействие прокуратуры с органами судебной власти 42
2.2 Прокуратура и законодательная (представительная) власть 50
2.3 Взаимодействие органов прокуратуры с исполнительной властью 64
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 75
Приложение
Актуальность данной работы заключается в том, что, во-первых, процесс формирования правового государства неразрывно связан с развитием демократии, всесторонней защитой прав человека и гражданина, установлением примата права в общественных отношениях, соблюдением принципа социальной справедливости, во -вторых, происходящие в стране радикальные перемены в политической и экономической жизни не могут в этой связи не затронуть основные государственные институты, в том числе и прокуратуру. Особое место в механизме гарантий законности традиционно принадлежит органам прокуратуры, в-третьих, дискуссии о судьбе российской прокуратуры продолжаются, поскольку современный период отмечен серьёзными недостатками в сфере применения и исполнения законов. Слишком часто требования закона игнорируются сегодня как гражданами, так и чиновниками. Неэффективность работы прокуратуры существенно снижает её авторитет в обществе, порождает мнение об её политической ангажированности и некомпетентности.
Статус прокуратуры уже давно является объектом исследования внимания учёных. В трудах правоведов как Градовский А.Д., Муравьев Н.В. заложены основы учения о российской прокуратуры.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и её деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов - Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие учёные, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что прокуратура входит в состав одной из трёх имеющихся ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной.
Очевидно, что изучение конституционно -правового статуса прокуратуры имеет серьёзную основу. В тоже время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа.
Цель исследования состоит в определении конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность органов прокуратуры.
2. Проанализировать правовую базу деятельности прокуратуры.
3. Раскрыть функции органов прокуратуры.
4. Выявить взаимодействие прокуратуры и суда.
5. Исследовать взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов власти.
6. Исследовать взаимодействие прокуратуры и исполнительных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно -правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предметом исследования являются теоретические положения доктрины права и нормативные правовые акты их анализ, регулирующие статус, деятельность органов прокуратуры.
Методы исследования. При написании работы были применены: сравнительный метод, диалектический метод познания действительности, методы анализа, метод обобщения.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи, заключения, в котором подводятся итоги исследования темы; списка использованной литературы, приложение.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена цель и определены задачи для её достижения, предмет и объект исследования.
В первой главе раскрывается понятие и сущность органов прокуратуры. Проводится подробный анализ правовой основы деятельности прокуратуры, и раскрываются функции данного органа.
Во второй главе исследуется взаимодействие прокуратуры с судами, органами законодательной (представительной) власти и органами исполнительной ветви власти.
В заключении сделаны основные выводы по теме исследования и даны возможные пути улучшения в решении вопросов, связанных с конституционным правовым статусом прокуратуры.
Статус прокуратуры уже давно является объектом исследования внимания учёных. В трудах правоведов как Градовский А.Д., Муравьев Н.В. заложены основы учения о российской прокуратуры.
Среди современных авторов, исследующих особенности правового статуса прокуратуры и её деятельности, можно отметить работы Баскова В.И., Васягина М.М., Винокурова А.Ю., Моргунова А.В., Шеметова О.Ю., Шевченко В.Ю., Савченко Ю.А. и др.
Ряд авторов - Велиев И.В., Бессарабов В.Г. и др.,- в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие учёные, например, Осипян С.А., Ломовский В.Д., полагают, что прокуратура входит в состав одной из трёх имеющихся ветвей власти - законодательной, исполнительной или судебной.
Очевидно, что изучение конституционно -правового статуса прокуратуры имеет серьёзную основу. В тоже время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа.
Цель исследования состоит в определении конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность органов прокуратуры.
2. Проанализировать правовую базу деятельности прокуратуры.
3. Раскрыть функции органов прокуратуры.
4. Выявить взаимодействие прокуратуры и суда.
5. Исследовать взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов власти.
6. Исследовать взаимодействие прокуратуры и исполнительных органов власти.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно -правовым статусом органов прокуратуры в современный период.
Предметом исследования являются теоретические положения доктрины права и нормативные правовые акты их анализ, регулирующие статус, деятельность органов прокуратуры.
Методы исследования. При написании работы были применены: сравнительный метод, диалектический метод познания действительности, методы анализа, метод обобщения.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, в которых последовательно решаются все вышеуказанные задачи, заключения, в котором подводятся итоги исследования темы; списка использованной литературы, приложение.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена цель и определены задачи для её достижения, предмет и объект исследования.
В первой главе раскрывается понятие и сущность органов прокуратуры. Проводится подробный анализ правовой основы деятельности прокуратуры, и раскрываются функции данного органа.
Во второй главе исследуется взаимодействие прокуратуры с судами, органами законодательной (представительной) власти и органами исполнительной ветви власти.
В заключении сделаны основные выводы по теме исследования и даны возможные пути улучшения в решении вопросов, связанных с конституционным правовым статусом прокуратуры.
В данном исследовании была рассмотрена важнейшая проблема конституционного правового статуса одного из центральных государственных органов - прокуратуры.
Прокуратура занимает особое место и выступает одним из государственных органов. Законодательные основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других нормативных актах. В данных нормативно-правовых актах закрепляется место прокуратуры в системе других государственных органов, система и структура прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно -правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Прокуратура выполняет различные функции, которые чаще всего подразумевают под полномочиями, нет чёткого понимания определения функций органов прокуратуры, поэтому на практике возникают проблемы воплощения данных функций.
Прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Взаимодействие прокуратуры и суда выражается в их сотрудничестве друг с другом, взаимном контроле, также они формируют единую практику в гражданском, арбитражном, уголовном судопроизводстве, проводят совместные совещания, «круглые столы» с целью обсуждения проблемных вопросов правоприменительного характера.
Взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов отражены в 4 направлениях: в процессе реализации законов, в процессе ознакомления с Докладом Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка, проводя антикоррупционную экспертизу законов, совместные заседания, совещания, органы прокуратуры могут выступать с правотворческой инициативой к законодательным органам.
Прокуратура взаимодействует и с органами исполнительной власти в таких формах как: содействие и активное участие в правительственных программах, осуществление экспертизы актов органов исполнительной власти, совещания, семинары по проблемным вопросам законодательства.
В результате анализа я пришла к следующим выводам:
1. Нужно усовершенствовать законодательство, регулирующие деятельность органов прокуратуры. Добавить в Конституцию Российской Федерации отдельную главу «Прокуратура» или «Прокурорский надзор».
2. Закрепить в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определение функций органов прокуратуры.
3. Необходимо развивать практику договорного взаимодействия органов прокуратуры и других государственных органов.
4. В целях повышения эффективности деятельности прокуроров по осуществлению взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества необходимо сформулировать предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации, а именно: а) дополнить разделом 4 «Иные направления деятельности прокуратуры»; б) включить в него главу 1 «Взаимодействие прокуроров с органами публичной власти и институтами гражданского общества»; в) включить в главу статьи 39.1 и 39.2, закрепляющие предмет взаимодействия и полномочия прокурора.
Прокуратура занимает особое место и выступает одним из государственных органов. Законодательные основы органов прокуратуры закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», также и других нормативных актах. В данных нормативно-правовых актах закрепляется место прокуратуры в системе других государственных органов, система и структура прокуратуры, функции и другие организационные моменты. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно -правового статуса закреплены в источниках, регулирующие прокуратуру.
Прокуратура выполняет различные функции, которые чаще всего подразумевают под полномочиями, нет чёткого понимания определения функций органов прокуратуры, поэтому на практике возникают проблемы воплощения данных функций.
Прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Взаимодействие прокуратуры и суда выражается в их сотрудничестве друг с другом, взаимном контроле, также они формируют единую практику в гражданском, арбитражном, уголовном судопроизводстве, проводят совместные совещания, «круглые столы» с целью обсуждения проблемных вопросов правоприменительного характера.
Взаимодействие прокуратуры и законодательных (представительных) органов отражены в 4 направлениях: в процессе реализации законов, в процессе ознакомления с Докладом Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка, проводя антикоррупционную экспертизу законов, совместные заседания, совещания, органы прокуратуры могут выступать с правотворческой инициативой к законодательным органам.
Прокуратура взаимодействует и с органами исполнительной власти в таких формах как: содействие и активное участие в правительственных программах, осуществление экспертизы актов органов исполнительной власти, совещания, семинары по проблемным вопросам законодательства.
В результате анализа я пришла к следующим выводам:
1. Нужно усовершенствовать законодательство, регулирующие деятельность органов прокуратуры. Добавить в Конституцию Российской Федерации отдельную главу «Прокуратура» или «Прокурорский надзор».
2. Закрепить в федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» определение функций органов прокуратуры.
3. Необходимо развивать практику договорного взаимодействия органов прокуратуры и других государственных органов.
4. В целях повышения эффективности деятельности прокуроров по осуществлению взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества необходимо сформулировать предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации, а именно: а) дополнить разделом 4 «Иные направления деятельности прокуратуры»; б) включить в него главу 1 «Взаимодействие прокуроров с органами публичной власти и институтами гражданского общества»; в) включить в главу статьи 39.1 и 39.2, закрепляющие предмет взаимодействия и полномочия прокурора.
Подобные работы
- Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Определение конституционного правового статуса прокуратуры в системе государственных органов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовой статус прокуратуры в системе государственных органов
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовой статус Уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы прокурорского надзора в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ (на примере Центрального федерального округа)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



