ГЛАВА I. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ 7
1.1. Психолого-педагогический аспект развития проектного мышления 7
1.2. Организация эстетико-педагогических условий развития творческого
мышления 17
1.3. Формирование и развитие дизайн-мышления 34
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 42
2.1. Методические приёмы организации проектно-художественной
деятельности учащихся 42
2.2. Разработка дизайн концепции брендбука 47
2.3 Проектирование цикла уроков по разработке элементов фирменного стиля 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность. Дизайн-мышление помогает организовать командную и сплоченную деятельность, совершить определенные прорывы в решениях, ведь работа мышления тесно связана с плодами, продуктами труда, с производительностью и с возможностью раскрытия творческого потенциала. При этом стоит учитывать тот факт, что существует множество исследований по проблеме творческих способностей, что получило освещение в работах таких авторов, как Е. Л. Яковлева [54], Д. И. Фельдштейн [54] Психология развития творческого потенциала личности, М. Хайдеггер [62], Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина [33]. Но творческая деятельность в процессе формирования дизайн-мышления при разработке фирменного стиля, пока еще мало освещена. Некоторые аспекты этой темы остаются недостаточно изученными, этим обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы и её актуальность. Дизайн-мышление позволяет раскрыть потенциал, проявить таланты, усовершенствовать творческую сторону.
Дизайн-мышление приобрело свои первые очертания еще в конце 20 века. Однако до сих пор недостаточно внимания в образовательном процессе уделяется такому типу мышления. Методы оценки также не до конца разработаны; требуется уделить более пристальное внимание методологическому аспекту.
Степень изученности. В процессе сбора материалов для детального изучения темы выпускной квалификационной работы был проведён анализ литературы, которую можно разделить на две группы:
В первую группу входят труды специалистов в области дидактики, занимающихся вопросами обучения и образования. Во второй группе представлены работы специалистов в области компьютерной графики, занимающихся вопросами изучения и работы в программе CorelDraw.
В учебнике по дидактике А.В. Хуторского [45] излагаются новейшие достижения дидактики, направленные на самореализацию учащихся в
процессе обучения. Классические понятия, принципы, формы и методы обучения получают современную трактовку с позиций образования, сообразного человеку. Учебник построен на компетентностной основе: каждый параграф содержит дискуссионные вопросы, упражнения, задания дидактического практикума, которые направлены на освоение
профессиональных компетенций. Диагностике и оценке подлежат создаваемые студентами фрагменты уроков, учебных программ, образовательные ситуации, разработки систем занятий и др.
В целом, в литературе по дидактике изучены закономерности единого процесса образования и воспитания, раскрыты цель и отбор содержания образования, рассмотрены и обоснованы система выбора средств и методов обучения, а также формы его организации.
Общим психолого-педагогическим проблемам формирования личности в процессе обучения посвящены труды К. А. Абульханова [1], Б. В. Ананьев [2], Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалова в работе «Психолого-педагогические основы развития креативности» [7]. Психология искусства Л. С. Выготского [9]. Т.М. Давыденко [13], З. И. Калмыкова [16], А. Н. Лощилин «Продуктивная деятельность и творчество» [24], А. В. Петрова [28], С. Д. Смирнова [39], Н. Л. Росина [35], Е. Л. Яковлева [54] и др.
Помимо литературы были изучены и проанализированы аналогичные онлайн-курсы: онлайн-курс от OnSkills [57] по изучению программы CorelDraw, электронный курс от Международной школы профессий [58], Обучение от All Ready [59], основной цель которых является обучение работе в графическом редакторе CorelDraw.
Цель: разработать цикл уроков по формированию навыков дизайн- мышления в процессе разработки фирменного стиля.
Задачи:
- изучить психолого-педагогический аспект развития проектого мышления;
- выявить закономерности организации эстетико-педагогических условий развития творческого мышления;
- изучить особенности формирования и развития дизайн-мышления;
- изучить методические приемы организации проектно-художественной деятельности студентов;
- разработать концепцию бренд бука;
- спроектировать цикл уроков по разработке элементов фирменного стиля.
Объект исследования: развитие творческого мышления студентов СПО.
Предмет исследования: формирование навыков дизайн-мышления, в процессе разработки фирменного стиля.
Источники исследования. Источником исследования послужили работы «Психология искусства» Л. С. Выготского [9] опираясь на изложенные данные, в которых указано, что оптимальным сроком для развития естественнонаучного мышления человека является возраст 15-20 лет, был сделан вывод о том, что для развития продуктивного мышления учащихся наиболее благоприятными являются старшие классы обучения в школе и первые курсы ВУЗа.
«Продуктивная деятельность и творчество» авторства таких ученых как А. Н. Лощилин, Е. Е. Тихомирова, [24] в которых рассматриваются особенности формирования навыков дизайн-мышления в процессе разработки фирменного стиля.
Методология и методы исследования:
Методологической основой данного исследования послужили концепции взаимосвязи креативности с личностными характеристиками таких авторов как А. Р. Агабабян [2], Э.Г. Скибицкий [40].
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирический: наблюдение, моделирование ситуации, обобщение опыта проделанной работы.
Объем и структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В приложениях к работе представлена разработка дизайн концепции брендбука, разработанная программа курса, методические указания по выполнению практических заданий.
В ходе работы выявлено, что продуктивная деятельность связана с созданием нового продукта, творческих прорывов и решений, с возможностью конструирования раскрывается творческий потенциал и воображение. Развитие продуктивного мышления связано с креативностью и с созиданием, вдохновением, с толчком к непрерывному процессу осмысления. Умение синтезировать и анализировать полученную информацию тесно связано с продуктивным мышлением. Важно уметь включать логику, развивать гибкость ума и мышления. Понятие продуктивного мышления связано с дизайн-мышлением.
Обратим по результатам исследования внимание на то, что новые проблемы и нестандартные задачи преодолимы, если мышление является истинно продуктивным, при этом педагоги должны помогать обучающимся формировать надлежащие качества. Без педагогической работы развернуть соответствующую деятельность крайне сложно, при этом подбираются верные педагогические методы, творческий акт предполагает наличие выверенной методологической базы. Если человек тороплив, непоседлив, то и выводы делаются поспешные. Тогда делаются поспешные выводы, торопливость и суетливость приводят к ложным выводам, избыточным силлогизмам, к переполоху и сумбуру. Выводы должны быть оформленными взвешенно, мыслительный процесс зачастую требует вдумчивости, основательности и сознательно воспитываемой в себе собранности. Если же человек слишком медлит, это тоже негативно сказывается на творческом процессе и на мышлении. Должна быть выбрана некая золотая середина между спешкой и промедлением, т. к. живость ума всё же ценна в нашем стремительно развивающемся, бурном и прогрессивном мире, быстрый прогресс и технологические достижения связаны во многом с умением человеческого ума оперативно выдавать и генерировать идеи.
Критическое восприятие важно для продуктивности, мышление более высокого уровня предполагает наличие определенного фильтра, чтобы не принимать всё слепо на веру. Важно уметь собирать доказательственную базу, здраво относиться к рассуждениям, логически обосновывать что-то, не порождая лишнего мифотворчества. Широкий кругозор и умение базироваться на здравом смысле помогает пропускать сведения сквозь призму критики.
Для развития творческого мышления следует сконцентрировать все силы на том, чтобы в образовательном и воспитательном процессе обучающимся дать шанс развить соответствующие навыки, умение адаптироваться к обучению, быстро разрешат возникающие на пути вопросы. Современное образование располагает целым арсеналом средств, чтобы воспитать человека творческого, креативного и талантливого, на поверку выясняется, что это необходимо для эффективности процесса; причем не только в образовании дизайнеров и художников, но и в учебном процессе вообще.
Современные специалисты постоянно отвлекаются на множество задач, им приходится судорожно и быстро выбирать из многовариантных предложений, и здесь тоже важно творчество, умение складывать цельную картину.
Творческое мышление тесно связано с понятием многофакторного анализа. Решать проблемы многогранно и с разных сторон полезно, с такими навыками сопряжено в том числе и профессиональное мастерство.
Чем более широкий взгляд на проблему, чем больше сторон рассмотрено, тем шире горизонты и больше возможностей. Творчество связано с гибкостью мышления и с умением не зацикливаться на каком-то одном избирательном аспекте. Многогранный и разносторонний по содержанию подход обеспечивает успех и творческую результативность, поэтому важно научить участников образовательного процесса широко и многолико воспринимать явления.
Чтобы создать что-то новое и ранее не фигурирующее, нужно мыслить абстрактно и проводить соответствующие мыслительные операции.
Работа ума связана с категоризацией и вычленением тех категорий, которые помогут в творческом процессе, будь то создание логотипа, написание картины или решение бытовых задач. Теоретическое мышление должно быть нацелено на создание по мере надобности конкретной классификации, дабы упорядочить элементы и существующие явления, объекты и прочее. Также в образовании абстрактных понятий помогает выстраивание логических цепочек, умение прибегать к дедукции и индукции. Помимо сказанного, стоит переосмыслять собственные и чужие модели поведения, это также на созидательную составляющую влияет благостно, действительно благоприятно. Когда человек упорно и настойчиво действует по шаблону, взгляд замыливается, творческие идеи приходят с запозданием. Сублимировать сложные переживания можно через творчество, также важно создавать и выдумывать новые идеи. Нужна определенная доля смелости, чтобы придумывать нечто ранее не бытовавшее, чтобы ломать и крушить устоявшиеся шаблоны, пересматривать идеи, закрепленные и принятые в данном социуме.
Также в образовательном процессе надлежит формировать соответствующую систему мотивов и установок, без этого никак не развить созидательность и креативность. Нельзя при этом уповать и надеяться только на технические достижения и решения, творческий процесс, осуществляемый человеком, позволяет действовать не штампованно, не по шаблону. Многие молодые люди, обучающиеся даже на творческих специальностях, плохо раскрывают и проявляют себя, не могут генерировать идеи, многим сложно творить и фантазировать, знания не используются и откладываются в долгий ящик, когнитивные способности обучающихся могут быть ослаблены. Логику и анализ стоит развивать активно, целенаправленно. Математическое мышление также может помочь. Умозаключения следует учиться делать выверено и чутко, внимательно. Следует обучающихся учить выбирать из сотни вариантов, наличие альтернативы в решении задач гиперважно.
Отдельно стоит обозначить проблему с последовательностью и упорядоченностью, так как обучающиеся склонны излагать материал фрагментарно и хаотично, поверхностно и разбросанно, а это тоже влияет на творческий процесс. Должна быть структура, система, должен быть накоплен опыт в этой сфере. В процессе обучения доводится зачастую встречать поистине непростые задачи, связанные с изобретательской деятельностью. И здесь следует сосредоточить внимание на персеверации, связности и систематичности. Часть информации проходит словно мимо обучающихся, им трудно держать внимание на чем-то одном. Преобладает интерес к развлекательной составляющей.
Очень важно творческие элементы совмещать и скрещивать с логическим анализом, развивать творческое мышление всесторонне. Оба полушария развиваются за счёт разных заданий, мыслительные операции производятся на основе творческих процессов. Также большую роль играет ассоциативное мышление, ассоциации одна за одной нанизываются на цепочку, задействуются запасные резервы и ресурсы. Врожденно и по умолчанию в людях не присутствуют все качества; могут быть задатки от природы. Но всё же творчество надо развивать целенаправленно, одних способностей и наклонностей мало, требуются специальные задания, социализация субъекта, помещение человека в особые условия в контексте решения учебных задач. То есть можно суммировать, что одних природных наклонностей не хватит, т. к. ими еще нужно уметь распоряжаться.
Очень часто в детстве есть отличные склонности, ребенок рисует, поёт, проявляет и всячески самовыражает себя, но если это «задавить» и перестать развивать, то художественные способности и устремления к креативности могут нивелироваться, пропасть и стать менее выраженными. Во взрослом возрасте также нужно уделять внимание творчеству, это процесс
практически пожизненный, всегда можно становиться лучше и проявлять себя нестандартно.
В общем и целом, в учебной литературе креативность и творчество часто уравнивают и считают понятиями смежными, практически аналогичными. В каком-то смысле каждый из живущих людей обладает наклонностями к тому, чтобы творить, фантазировать, разрабатывать и созидать. Однако особо творческие личности встречаются не так часто, не каждый имеет развитые способности в этом направлении. Оригинальные задумки не всем свойственны, не всех посещают гениальные идеи, не каждый становится великим изобретателем. Но в учебном процессе развивать творческие способности и соответствующее мышление можно повально, массово, ибо это значимая задача в образовании и по всем стандартам, и в соответствии с потребностями общества. Ключевая фигура - это преподаватель, который передает знания и развивает в обучающихся необходимые умения.
Будущие специалисты должны развивать в себе должный уровень креативности и особое восприятие, это очень поможет в дальнейшей жизни. Творческие специальности априори требуют соответствующих качеств, причем уровни могут варьироваться. Важнее не количество, а качество новаторских и прорывных идей, первопроходческих решений. Компетентными в своей области становятся те, кто мыслит широко, компетентностный аспект играет огромнейшую роль в процессе образования. Проблемное изложение и различные учебные задачи помогают развить творческое мышление, а педагог направляет обучающихся в нужное русло, чтобы технологии применялись эффективно и плодотворно.
Кроме всех прочих очевидных преимуществ, развитие творческого мышления сопровождается яркими эмоциями, положительными впечатлениями, улучшается настроение и эмоциональный фон. Как следствие, удовлетворение результатам обучения, труда. Современный учащийся пользуется готовыми идеями и информацией. Нужно
63
подталкивать учащихся к тому, чтобы они сами искали сведения, докапывались до сути, были искренне и истово, с превеликим усердием, нацелены на творческую деятельность.
Современные технологии позволяют быстро искать сведения, развиваться семимильными шагами. Неуклонное движение в направлении создания технологий, в оптимизации научных процессов требует творческой подоплеки.
При этом, кроме технологий и достижений технической революции, не стоит забывать и о традиционных способах получения информации, о книгах и о необходимости чтения трактатов, монографий. Это способствует повышению общей культуры.
Творческое мышление становится фактически и буквально основой для развития личности. Уместны в практике специальные упражнения для развития и совершенствования способностей человека, для пролонгации эффекта и для становления будущих специалистов.
Организацию проектно-художественной деятельности можно организовать за счёт специальных курсов.
В связи с активным развитием цифровых технологий, появляется актуальность в дизайн-образовании, а это значит, что знания и умения студентов в сфере дизайн, должны усовершенствоваться с каждым годом.
Рассмотрены различные курсы России и аналогичные курсы по изучению программы CorelDraw. В каждом курсе были выявлены плюсы и минусы. Анализируя курсы, следует отметить, что курс должен обладать понятной и логичной структурой, доступной для изучения в любое удобное время. Также каждый урок должен сопровождаться итоговыми срезами знаний и домашним заданием. Для разработки обучающего курса была выбрана программа CorelDraw. Это графический редактор векторной графики, один из незаменимых программ для дизайна и вёрстки элементов печатной продукции. Знание данной программы позволяет создавать различные графические элементы для дизайна.
Литература:
1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Агабабян А. Р., Арутюнян Н. Д. К вопросу взаимосвязи креативности с личностными характеристиками // Ананьевские чтения, 2007: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2007. - 310 с.
3. Ананьев, Б.В. Задачи психологии искусства / Б.В. Ананьев // Художественное творчество : сб. - Л. : Наука, 1982. - 324 с.
4. Афанасьева О. В. Творчество: свобода и необходимость: сущность творчества. Пути повышения творческой активности. М., 1995. - 514 с.
5. Бабанский, Ю. Педагогика / Ю. Бабанский и др.: Педагогика, 2014. - 508 с.
6. Банюхова А. Е. Проявление креативности в зависимости от статуса в группе и типа профессии. Психология XXI века: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. СПб., 2008
7. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006. 238 с.
8. Барышева, Т.А. Творчество: теория, диагностика, технологии: слов.-справ. / Т.А. Барышева, Ю. А. Жигалов ; под общ. ред. Т.А. Барышевой. - СПб. : Книж. дом, 2008. - 296 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
10. Габай Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие / Т.В. Габай. - Москва: Академия, 2010. - 240 с.
11. Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Б.С.
Горшунский. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 432 с.
12. Груздева М.Л. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С. 166.
13. Давыденко, Т. М. Проектирование учебного занятия - основа успешности обучения / Т. М. Давыденко, Е. В.Тонков ; Белгород, 2015. - 243 с.
14. Добробабенко, Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки / Н. С. Добробабенко. - М.: Инфра-М., 2003. - 67 с.
15. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. -М., «Архитектура - С», 2004, 288 с.
16. Залогова Л.А. Компьютерная графика: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. - 245 с.
17. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. С. 132-133.
18. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов психологов «Временной срез» литературного контекста проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 2005. - № 2. - С. 45-55.
19. Кругликов, Г. И. Методика профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Academia, 2018. - 320 с.
20. Круглова Н.Ф. Несформированность регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности - причина ее не успешности // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С. 67-74.
21. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. - М.: ДМК Пресс, 2017. - 345 с.
22. Леонтьев В.П. Corel Draw 2013/365. Новейший самоучитель / В.П. Леонтьев . - М.: Олма Медиа Групп, 2014. - 131 c.
...