Правовой статус высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, признаки высшего органа исполнительной власти
субъектов Российской Федерации 7
1.2 Основные функции и полномочия высшего органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации 13
1.2 Модели функционирования высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
2.1 Правительство Алтайского края - высший орган исполнительной власти
Алтайского края 27
2.2 Губернатор Алтайского края 34
2.3 Взаимодействие Правительства Алтайского края с органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, признаки высшего органа исполнительной власти
субъектов Российской Федерации 7
1.2 Основные функции и полномочия высшего органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации 13
1.2 Модели функционирования высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации 19
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЫСШЕГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
2.1 Правительство Алтайского края - высший орган исполнительной власти
Алтайского края 27
2.2 Губернатор Алтайского края 34
2.3 Взаимодействие Правительства Алтайского края с органами
исполнительной власти, органами местного самоуправления 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
Основным назначением исполнительной власти является организация исполнения законодательства Российской Федерации в процессе осуществления управленческой деятельности, направленной на удовлетворение интересов населения.
Специфика любого органа государственной власти заключается в том, что он осуществляет задачи и функции государства, действует от его имени, наделен властными полномочиями. Государственные властные полномочия заключаются в праве издания обязательных для исполнения юридических актов от имени государства и принятия мер, обеспечивающих реализацию данных актов.
Возглавляет исполнительную власть в субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, участвует в проведении единой государственной политики.
Высшим органом исполнительной власти Алтайского края является Правительство Алтайского края. В рамках исследования необходимо изучить основные характеристики правового статуса высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации на примере правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края.
Актуальность данная тема приобретает в связи с переходом Алтайского края на правительственную модель управления. Правительство Алтайского края начало свою работу с 1 января 2017 года, являясь правопреемником Администрации Алтайского края. Система государственного управления во многом влияет на состояние социально-экономической ситуации как в субъекте, так и в государстве в целом, поэтому совершенствование качества государственного управления обязательно должно привести к ее улучшению.
То есть можно говорить о продолжении поисков наиболее эффективных механизмов организации публичной власти в федеративном государстве. Это включает в себя не только совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами, но и также налаживание конструктивных, конституционно обоснованных форм взаимодействия и сотрудничества между ними, оптимизацию порядка замещения ключевых должностей на каждом уровне организации государственной власти.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что органы исполнительной власти занимают значительное место в механизме государства. Система указанных органов является наиболее разветвленной, наиболее сложно иерархически устроенной по сравнению с органами других ветвей власти.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (на примере Алтайского края). Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать определение понятия «высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации» и определить признаки высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
- изучить основные функции и полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
- рассмотреть модели функционирования высших органов исполнительной власти субъектов РФ;
- изучить основные характеристики правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края - Правительства Алтайского края;
- проанализировать основные характеристики правового статуса Губернатора Алтайского края;
- проанализировать взаимодействие Правительства Алтайского края с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, исследуемые в области правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, а в качестве предмета - нормативные правовые акты, правовые исследования, правоприменительная практика, научные исследования в области правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (на примере Алтайского края).
Степенью изученности темы является та совокупность материалов, которые применялись в ходе исследования. Условно источники можно разделить на два блока. В первый блок входят нормативные правовые акты. Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Феде-рации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной Закон) Алтайского края, Закон Алтайского края «О Правительстве Алтайского края», Закон Алтайского края «О системе органов исполнительной власти Алтайского края» и др.
Второй блок источников составляют диссертации, учебные пособия, статьи периодических изданий различных авторов. Изучение теоретических основ осуществлялось на основе исследований юристов, например, Астафичева П. А., Буторина М. В., Волкова. А. М., Миронова А.Н., Романовской О.В., Бурова А.В., Виноградовой П. А., Гриб В. В., Демидова М.В., Добрынина Н.М., Лебедева В. А., Мищенко В. В., Рубашкина В. В., Черновой Э. Р., Урусовой И.О., Андреевой Л.А., Давыденковой B.C. и др.
Изучение сопровождалось использованием общенаучных и частных методов исследования. К общенаучным методам исследования относятся анализ, исторический метод, метод сравнения и другие. К частным методам можно отнести, например, сравнительно-правовой метод.
Данные методы позволили обнаружить общие принципы построения высших органов исполнительной власти субъекта РФ и выявить особенности правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Специфика любого органа государственной власти заключается в том, что он осуществляет задачи и функции государства, действует от его имени, наделен властными полномочиями. Государственные властные полномочия заключаются в праве издания обязательных для исполнения юридических актов от имени государства и принятия мер, обеспечивающих реализацию данных актов.
Возглавляет исполнительную власть в субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти, который разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития, участвует в проведении единой государственной политики.
Высшим органом исполнительной власти Алтайского края является Правительство Алтайского края. В рамках исследования необходимо изучить основные характеристики правового статуса высшего органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации на примере правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края.
Актуальность данная тема приобретает в связи с переходом Алтайского края на правительственную модель управления. Правительство Алтайского края начало свою работу с 1 января 2017 года, являясь правопреемником Администрации Алтайского края. Система государственного управления во многом влияет на состояние социально-экономической ситуации как в субъекте, так и в государстве в целом, поэтому совершенствование качества государственного управления обязательно должно привести к ее улучшению.
То есть можно говорить о продолжении поисков наиболее эффективных механизмов организации публичной власти в федеративном государстве. Это включает в себя не только совершенствование разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами, но и также налаживание конструктивных, конституционно обоснованных форм взаимодействия и сотрудничества между ними, оптимизацию порядка замещения ключевых должностей на каждом уровне организации государственной власти.
Также актуальность темы исследования обусловлена тем, что органы исполнительной власти занимают значительное место в механизме государства. Система указанных органов является наиболее разветвленной, наиболее сложно иерархически устроенной по сравнению с органами других ветвей власти.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в рассмотрении правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (на примере Алтайского края). Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать определение понятия «высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации» и определить признаки высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
- изучить основные функции и полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта РФ;
- рассмотреть модели функционирования высших органов исполнительной власти субъектов РФ;
- изучить основные характеристики правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края - Правительства Алтайского края;
- проанализировать основные характеристики правового статуса Губернатора Алтайского края;
- проанализировать взаимодействие Правительства Алтайского края с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, исследуемые в области правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, а в качестве предмета - нормативные правовые акты, правовые исследования, правоприменительная практика, научные исследования в области правового статуса высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (на примере Алтайского края).
Степенью изученности темы является та совокупность материалов, которые применялись в ходе исследования. Условно источники можно разделить на два блока. В первый блок входят нормативные правовые акты. Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Феде-рации, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Устав (Основной Закон) Алтайского края, Закон Алтайского края «О Правительстве Алтайского края», Закон Алтайского края «О системе органов исполнительной власти Алтайского края» и др.
Второй блок источников составляют диссертации, учебные пособия, статьи периодических изданий различных авторов. Изучение теоретических основ осуществлялось на основе исследований юристов, например, Астафичева П. А., Буторина М. В., Волкова. А. М., Миронова А.Н., Романовской О.В., Бурова А.В., Виноградовой П. А., Гриб В. В., Демидова М.В., Добрынина Н.М., Лебедева В. А., Мищенко В. В., Рубашкина В. В., Черновой Э. Р., Урусовой И.О., Андреевой Л.А., Давыденковой B.C. и др.
Изучение сопровождалось использованием общенаучных и частных методов исследования. К общенаучным методам исследования относятся анализ, исторический метод, метод сравнения и другие. К частным методам можно отнести, например, сравнительно-правовой метод.
Данные методы позволили обнаружить общие принципы построения высших органов исполнительной власти субъекта РФ и выявить особенности правового статуса высшего органа исполнительной власти Алтайского края.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Все субъекты РФ самостоятельно формируют свои органы исполни-тельной власти, основываясь на общих принципах организации государственной власти в РФ. Обязательным элементом является высший исполни-тельный орган государственной власти субъекта РФ, возглавляющий эту систему. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом, обладающим статусом юридического лица и обеспечивающим исполнение законодательства на своей территории. Возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ руководитель, должность которого в ряде субъектов совмещается с высшим должностным лицом субъекта, что, по нашему мнению, является наиболее верным. Правовой статус высшего должностного лица субъекта индивидуален в каждом субъекте. Он обладает собственной компетенцией и реализует ее независимо от других органов государственной власти, но можно сделать вывод, что входит в структуру исполнительной власти субъекта РФ.
Наименование высшего исполнительного органа определяется субъектом РФ самостоятельно, например, правительство, кабинет министров, администрация, коллегия администрации субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает широким кругом полномочий, обеспечивающих реализацию на территории субъекта РФ положений законодательства РФ и субъекта РФ. Основными полномочиями является разработка и осуществление мер по обеспечению социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, здравоохранения, социального обеспечения, образования, экологии в пределах своих полномочий.
При установлении основных параметров, характеризующих высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, в основном ориентируются на две основные модели - это коллегиальную и единоначальную. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации, обусловленного не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и конституционно-правовыми различиями в положении субъектов. В организации исполнительной власти субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития, что в может вызывать отрицательные явления. По нашему мнению, субъектам РФ предоставлено слишком много свободы в организации исполнительной власти, и нужно закрепить более четкое законодательное ограничение, что должно повлечь за собой более организованную и четкую структуру построения органов исполнительной власти в регионах.
Высшим органом исполнительной власти Алтайского края является Правительство Алтайского края, возглавляемое Губернатором Алтайского края. Оно начало свое действие с 1 января 2017 года. Переход к правительственной модели означал не просто смену названий, это обеспечило комплексный подход к управлению, улучшение качества управленческой деятельности на основе коллегиальности, повышения оперативности принятия решений. Правительственная модель управления функционирует по аналогии с форматом федеральных органов.
Правительство Алтайского края является коллегиальным органом, поэтому члены Правительства Алтайского края за принимаемые ими решения несут коллегиальную ответственность, но в тоже время сохраняется персональная ответственность.
Основной идеей перехода на правительственную модель является улучшение качества управленческой деятельности, переформатирование работы органов исполнительной власти, установление их четкого взаимодействия.
Для Алтайского края это относительно новая схема построения исполнительной власти, которая полностью не копирует схему построения системы федеральных органов, то есть не выводит должность «высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» в самостоятельный орган власти и не наделяет его специфическими полномочиями. Статус высшего должностного лица Алтайского края совмещается со статусом руководителя высшего органа исполнительной власти Алтайского края. Тем самым Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства Алтайского края выступает в двух организационно-правовых качествах. Губернатор Алтайского края обладает собственной компетенцией, но его функции и полномочия не могут выходить за рамки компетенции исполнительной власти, поскольку он наделен ими во взаимосвязи с должностью руководителя высшего органа исполнительной власти, а не как самостоятельная структурная единица.
При самостоятельном осуществлении полномочий Правительства Алтайского края, органов исполнительной власти различного уровня, а также органов местного самоуправления существует постоянное взаимодействие в их деятельности. Данное взаимодействие возникает на различных этапах деятельности, начиная от возникновения и заканчивая реализацией основных государственных задач. Все указанное взаимодействие должно основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего деятельность сторон, компетенцию, формы и методы работы. Взаимодействие не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений в большей степени партнерских.
Наименование высшего исполнительного органа определяется субъектом РФ самостоятельно, например, правительство, кабинет министров, администрация, коллегия администрации субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обладает широким кругом полномочий, обеспечивающих реализацию на территории субъекта РФ положений законодательства РФ и субъекта РФ. Основными полномочиями является разработка и осуществление мер по обеспечению социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, здравоохранения, социального обеспечения, образования, экологии в пределах своих полномочий.
При установлении основных параметров, характеризующих высшие исполнительные органы власти субъектов РФ, в основном ориентируются на две основные модели - это коллегиальную и единоначальную. Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации, обусловленного не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и конституционно-правовыми различиями в положении субъектов. В организации исполнительной власти субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития, что в может вызывать отрицательные явления. По нашему мнению, субъектам РФ предоставлено слишком много свободы в организации исполнительной власти, и нужно закрепить более четкое законодательное ограничение, что должно повлечь за собой более организованную и четкую структуру построения органов исполнительной власти в регионах.
Высшим органом исполнительной власти Алтайского края является Правительство Алтайского края, возглавляемое Губернатором Алтайского края. Оно начало свое действие с 1 января 2017 года. Переход к правительственной модели означал не просто смену названий, это обеспечило комплексный подход к управлению, улучшение качества управленческой деятельности на основе коллегиальности, повышения оперативности принятия решений. Правительственная модель управления функционирует по аналогии с форматом федеральных органов.
Правительство Алтайского края является коллегиальным органом, поэтому члены Правительства Алтайского края за принимаемые ими решения несут коллегиальную ответственность, но в тоже время сохраняется персональная ответственность.
Основной идеей перехода на правительственную модель является улучшение качества управленческой деятельности, переформатирование работы органов исполнительной власти, установление их четкого взаимодействия.
Для Алтайского края это относительно новая схема построения исполнительной власти, которая полностью не копирует схему построения системы федеральных органов, то есть не выводит должность «высшего должностного лица субъекта Российской Федерации» в самостоятельный орган власти и не наделяет его специфическими полномочиями. Статус высшего должностного лица Алтайского края совмещается со статусом руководителя высшего органа исполнительной власти Алтайского края. Тем самым Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства Алтайского края выступает в двух организационно-правовых качествах. Губернатор Алтайского края обладает собственной компетенцией, но его функции и полномочия не могут выходить за рамки компетенции исполнительной власти, поскольку он наделен ими во взаимосвязи с должностью руководителя высшего органа исполнительной власти, а не как самостоятельная структурная единица.
При самостоятельном осуществлении полномочий Правительства Алтайского края, органов исполнительной власти различного уровня, а также органов местного самоуправления существует постоянное взаимодействие в их деятельности. Данное взаимодействие возникает на различных этапах деятельности, начиная от возникновения и заканчивая реализацией основных государственных задач. Все указанное взаимодействие должно основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего деятельность сторон, компетенцию, формы и методы работы. Взаимодействие не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений в большей степени партнерских.
Подобные работы
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(на примере Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно - правовой статус исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Органы исполнительной власти субъектов РФ как субъекты административного права (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Законодательное собрание: механизм формирования и функционирования
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Административно правовой статус государственного гражданского служащего субъекта РФ на примере Алтайского края
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Ресурсы и системы исполнительной власти региона (Система государственного управления, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018



