Художественная выставка как обучающая среда для проектов дополнительного образования
|
I. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1. Традиционные и интерактивные методы обучения 9
1.2. Формирование выставочного пространства как образовательного
ресурса 19
II. ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО - СРЕДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Эффективность выставочной деятельности в сфере образования 27
2.2. Использование интерактивных методов в выставочном пространстве
«Вдохновение» 31
2.2.1. Мастер-класс по живописи «Пейзаж» 32
2.2.2. Экскурсия 36
2.2.3. Творческий вечер 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
1.1. Традиционные и интерактивные методы обучения 9
1.2. Формирование выставочного пространства как образовательного
ресурса 19
II. ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО - СРЕДА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1. Эффективность выставочной деятельности в сфере образования 27
2.2. Использование интерактивных методов в выставочном пространстве
«Вдохновение» 31
2.2.1. Мастер-класс по живописи «Пейзаж» 32
2.2.2. Экскурсия 36
2.2.3. Творческий вечер 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Изобразительное искусство в условиях современной действительности является основополагающим фактором в воздействии на духовный мир личности. Обучение живописи формирует основы духовной, эстетической культуры, а также художественные, творческие и мыслительные способности. Люди стремятся к прекрасному и вечному, к самовыражению, к реализации идей, чувств, образов, которые могут реализовать на холсте.
С помощью художественных приемов и выразительных средств, применяемых в масляной живописи, можно создать глубокие волнующие произведения, которые отражают широкий кругозор автора и побуждают интерес у окружающих. Навыки и умения, полученные в ходе обучения масляной живописи, становятся основой художественного вкуса обучающихся, эстетического выбора и предпочтений во всех сферах деятельности. Обучение живописи в рамках дополнительного образования не ограничивается пределами одного предмета, а интегрируется и на другие сферы жизни.
В основном система образования представляет собой проведение занятий в аудиторных помещениях, используя в процессе обучения наглядные пособия и разносторонний тематический материал, отражающий рассматриваемую тему.
А нетрадиционный подход обучения предполагает проведение образовательных мероприятий в другой среде. Выставочное пространство служит альтернативой занятиям в аудиториях.
На сегодняшний день выставка является некой комплексной контактной площадкой для получения знаний и умений. Результатом служит информационное воздействие, которое формируется за счет
непосредственного взаимодействия посетителей с экспонентами.
Выставка предстает перед зрителем как особый вид художественного пространства, имеющий свою внутреннюю организацию, подчиняется определенным архитектурным рамкам выставочной среды, экспонируемым объектам и их общему замыслу.
В выпускной квалификационной работе было рассмотрено влияние выставочного пространства на качество усвоения знаний, умений и навыков.
Структура выпускной квалификационной работы:
В первой главе рассмотрены традиционные и нетрадиционный методы обучения, основные задачи и принципы интерактивного метода, а также организация выставочного пространства.
Вторая глава представлена практической частью, в которой применялись интерактивные формы обучения, прописаны программы, задачи и цели этих обучающих мероприятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена повышением эффективности образовательного процесса в рамках выставочного пространства. Образовательные мероприятия на базе выставочного пространства вызывают чрезвычайный интерес среди обучающихся.
Основу исследовательской части представляют труды о формах и методах обучения, организации, функциях и значении выставочного пространства, а также об изобразительном искусстве.
Теоретической основой для выпускной квалификационной работы послужили труды О.А. О.А. Бессмертной, В.Н. Арканова, Г.Ф. Привалова, Т.Г. Мухина, В.Н. Кругликова, Н.Н. Двуличанской, С.В. Богородского, Р.А. Дьяковой, С.Н. Бердышева, Т.Е. Шехтера, Е.А. Ильина, Е.В. Боброва, Б.В. Емельянова, Т.Р. Индисова, В. С. Кузина, Д.Е. Стариченко, М.С. Кагана, А.П. Яшухина и др.
В статье «Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе» Г.Ф.Привалова повествует нам об интерактивных методах обучения, которые представляют собой специальную форму организации познавательной деятельности [28]. Рассказывает о вполне конкретных и прогнозируемых целях. Приводит методы проведения занятий и особенности их применения.
Специфика активных и интерактивных форм проведения занятий в высшей школе, изложена в труде Т.Г. Мухина «Активные и интерактивные образовательные технологии (Формы проведения занятий в высшей школе)» [24]. Учебное пособие состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам выбора методов и технологий проведения занятий. Во второй главе представлены активные и интерактивные формы обучения. Характеризуются активные виды лекций, практических и семинарских занятий. В третьей главе изложены формы организации и проведения научно-исследовательской работы студентов в период практики.
Организация выставочного пространства рассмотрена в труде Е.А. Ильина «Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации» [16]. Автор рассказывает о пространственных составляющих и от каких условий зависит восприятие информации в рамках данной среды. Выделяет основные виды и типы пространств и их характерные особенности, также повествует о форматах выставочного пространства и какие мероприятия характерны в концепции этих форматов.
Функции и значение выставочного пространства на профессиональное образование рассматриваются в статье Е.В. Боброва «Дизайн. Реклама» [4]. В тексте дается обзор основных выставочных площадок Сибири, а также повествуется о необходимых составляющих выставочного пространства.
В книге, «Изобразительное искусство и методика его проведения в школе», В. С. Кузина, на конкретных примерах раскрывается роль занятий изобразительным искусством в идейном, нравственном и эстетическом воспитании учащихся [20]. Данная книга написана в соответствии с новой программой по изобразительному искусству и предназначается для учителей рисования, а также для учителей начальных классов, ведущих уроки по данному предмету.
Краткий обзор общеизвестных методов обучения живописи рассмотрен в книге «Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе: на примере натюрморта» Д.Е. Стариченко [31]. Автор описывает разработанные методы в процессе исследования проблемы формирования живописного видения у студентов, будущих учителей изобразительного искусства.
Знания об основах реалистического живописного изображения, о материалах, технике и творческих приемах изложены в труде А.П. Яшухина «Живопись» [36]. Автор подробно рассматривает особенности живописи разными материалами (акварелью, масляными красками, темперой и др.). Также в книге представлен специальный раздел, который посвящен методике выполнения различных видов учебных заданий в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, а также анализу причин ошибок в работах учащихся.
Таким образом, работы, освещающие такие темы как: активные и интерактивные методы проведения занятий; функции, значение и организация выставочного пространства; роль изобразительного искусства в воспитании обучающихся; методы обучения живописи, имеются, но в целом описание и использование обучающих мероприятий в рамках выставочного пространства не представлено.
Объектом исследования является выставка в системе художественного образования.
Предмет исследования - художественная выставка как образовательная среда для проектов дополнительного образования.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать и апробировать программу обучающих мероприятий на базе персональной художественной выставки «Вдохновение», проходящей в Центральной детской библиотеке им. К.И.Чуковского.
Задачи работы:
• Ознакомиться с методами обучения, с их принципиальными
особенностями.
• Изучить труды, связанные с организацией выставочного пространства
и с пониманием пространства, как основополагающего аспекта
обучающего процесса, а также специальную литературу, относящуюся к теме исследования.
• Рассмотреть и изучить методику организации и проведения обучающих мероприятий в рамках выставки.
• Выявить и проанализировать аналоги обучающих программ мероприятий, проводимых на базе выставочных площадей.
• Разработать программу мероприятий на базе выставочного пространства.
• Реализовать на базе выставки обучающие мероприятия: мастер-класс, творческий вечер и экскурсию.
В ходе исследования была проведена комплексная работа, включающая анализ, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, опросный метод, метод пробного обучения.
В рамках выпускной квалификационной работы ознакомилась с образовательными мероприятиями, которые проводились на базе выставочного пространства такими как: EDUCATIONAL IT SOLUTIONS EXPO (EDIX), крупнейшая ежегодная японская выставка, объединяющая производителей IT- услуг вместе с участниками образовательных сфер; GESS Mexico — представляет собой трехдневный курс, соединяющий в себе конференцию и выставку в сфере образования.
А также рассмотрела выставочные пространства в нашем городе, в рамках которых проводят обучающие мероприятия. Галерея искусств «Республика Изо» и галерея «Universum», Алтайского государственного университета, были созданы в целях приобщения студентов к практической работе. В галерее Алтайского государственного университета проводятся обучающие мероприятия в рамках выставочного пространства, а также выставляются экспозиции студенческих творческих работ.
Эти мероприятия отражают актуальность обучения в рамках выставочного пространства.
С помощью художественных приемов и выразительных средств, применяемых в масляной живописи, можно создать глубокие волнующие произведения, которые отражают широкий кругозор автора и побуждают интерес у окружающих. Навыки и умения, полученные в ходе обучения масляной живописи, становятся основой художественного вкуса обучающихся, эстетического выбора и предпочтений во всех сферах деятельности. Обучение живописи в рамках дополнительного образования не ограничивается пределами одного предмета, а интегрируется и на другие сферы жизни.
В основном система образования представляет собой проведение занятий в аудиторных помещениях, используя в процессе обучения наглядные пособия и разносторонний тематический материал, отражающий рассматриваемую тему.
А нетрадиционный подход обучения предполагает проведение образовательных мероприятий в другой среде. Выставочное пространство служит альтернативой занятиям в аудиториях.
На сегодняшний день выставка является некой комплексной контактной площадкой для получения знаний и умений. Результатом служит информационное воздействие, которое формируется за счет
непосредственного взаимодействия посетителей с экспонентами.
Выставка предстает перед зрителем как особый вид художественного пространства, имеющий свою внутреннюю организацию, подчиняется определенным архитектурным рамкам выставочной среды, экспонируемым объектам и их общему замыслу.
В выпускной квалификационной работе было рассмотрено влияние выставочного пространства на качество усвоения знаний, умений и навыков.
Структура выпускной квалификационной работы:
В первой главе рассмотрены традиционные и нетрадиционный методы обучения, основные задачи и принципы интерактивного метода, а также организация выставочного пространства.
Вторая глава представлена практической частью, в которой применялись интерактивные формы обучения, прописаны программы, задачи и цели этих обучающих мероприятий.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена повышением эффективности образовательного процесса в рамках выставочного пространства. Образовательные мероприятия на базе выставочного пространства вызывают чрезвычайный интерес среди обучающихся.
Основу исследовательской части представляют труды о формах и методах обучения, организации, функциях и значении выставочного пространства, а также об изобразительном искусстве.
Теоретической основой для выпускной квалификационной работы послужили труды О.А. О.А. Бессмертной, В.Н. Арканова, Г.Ф. Привалова, Т.Г. Мухина, В.Н. Кругликова, Н.Н. Двуличанской, С.В. Богородского, Р.А. Дьяковой, С.Н. Бердышева, Т.Е. Шехтера, Е.А. Ильина, Е.В. Боброва, Б.В. Емельянова, Т.Р. Индисова, В. С. Кузина, Д.Е. Стариченко, М.С. Кагана, А.П. Яшухина и др.
В статье «Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе» Г.Ф.Привалова повествует нам об интерактивных методах обучения, которые представляют собой специальную форму организации познавательной деятельности [28]. Рассказывает о вполне конкретных и прогнозируемых целях. Приводит методы проведения занятий и особенности их применения.
Специфика активных и интерактивных форм проведения занятий в высшей школе, изложена в труде Т.Г. Мухина «Активные и интерактивные образовательные технологии (Формы проведения занятий в высшей школе)» [24]. Учебное пособие состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим аспектам выбора методов и технологий проведения занятий. Во второй главе представлены активные и интерактивные формы обучения. Характеризуются активные виды лекций, практических и семинарских занятий. В третьей главе изложены формы организации и проведения научно-исследовательской работы студентов в период практики.
Организация выставочного пространства рассмотрена в труде Е.А. Ильина «Пространственное решение выставок и восприятие выставочной информации» [16]. Автор рассказывает о пространственных составляющих и от каких условий зависит восприятие информации в рамках данной среды. Выделяет основные виды и типы пространств и их характерные особенности, также повествует о форматах выставочного пространства и какие мероприятия характерны в концепции этих форматов.
Функции и значение выставочного пространства на профессиональное образование рассматриваются в статье Е.В. Боброва «Дизайн. Реклама» [4]. В тексте дается обзор основных выставочных площадок Сибири, а также повествуется о необходимых составляющих выставочного пространства.
В книге, «Изобразительное искусство и методика его проведения в школе», В. С. Кузина, на конкретных примерах раскрывается роль занятий изобразительным искусством в идейном, нравственном и эстетическом воспитании учащихся [20]. Данная книга написана в соответствии с новой программой по изобразительному искусству и предназначается для учителей рисования, а также для учителей начальных классов, ведущих уроки по данному предмету.
Краткий обзор общеизвестных методов обучения живописи рассмотрен в книге «Формирование живописного видения у будущих учителей изобразительного искусства в педвузе: на примере натюрморта» Д.Е. Стариченко [31]. Автор описывает разработанные методы в процессе исследования проблемы формирования живописного видения у студентов, будущих учителей изобразительного искусства.
Знания об основах реалистического живописного изображения, о материалах, технике и творческих приемах изложены в труде А.П. Яшухина «Живопись» [36]. Автор подробно рассматривает особенности живописи разными материалами (акварелью, масляными красками, темперой и др.). Также в книге представлен специальный раздел, который посвящен методике выполнения различных видов учебных заданий в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, а также анализу причин ошибок в работах учащихся.
Таким образом, работы, освещающие такие темы как: активные и интерактивные методы проведения занятий; функции, значение и организация выставочного пространства; роль изобразительного искусства в воспитании обучающихся; методы обучения живописи, имеются, но в целом описание и использование обучающих мероприятий в рамках выставочного пространства не представлено.
Объектом исследования является выставка в системе художественного образования.
Предмет исследования - художественная выставка как образовательная среда для проектов дополнительного образования.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать и апробировать программу обучающих мероприятий на базе персональной художественной выставки «Вдохновение», проходящей в Центральной детской библиотеке им. К.И.Чуковского.
Задачи работы:
• Ознакомиться с методами обучения, с их принципиальными
особенностями.
• Изучить труды, связанные с организацией выставочного пространства
и с пониманием пространства, как основополагающего аспекта
обучающего процесса, а также специальную литературу, относящуюся к теме исследования.
• Рассмотреть и изучить методику организации и проведения обучающих мероприятий в рамках выставки.
• Выявить и проанализировать аналоги обучающих программ мероприятий, проводимых на базе выставочных площадей.
• Разработать программу мероприятий на базе выставочного пространства.
• Реализовать на базе выставки обучающие мероприятия: мастер-класс, творческий вечер и экскурсию.
В ходе исследования была проведена комплексная работа, включающая анализ, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, опросный метод, метод пробного обучения.
В рамках выпускной квалификационной работы ознакомилась с образовательными мероприятиями, которые проводились на базе выставочного пространства такими как: EDUCATIONAL IT SOLUTIONS EXPO (EDIX), крупнейшая ежегодная японская выставка, объединяющая производителей IT- услуг вместе с участниками образовательных сфер; GESS Mexico — представляет собой трехдневный курс, соединяющий в себе конференцию и выставку в сфере образования.
А также рассмотрела выставочные пространства в нашем городе, в рамках которых проводят обучающие мероприятия. Галерея искусств «Республика Изо» и галерея «Universum», Алтайского государственного университета, были созданы в целях приобщения студентов к практической работе. В галерее Алтайского государственного университета проводятся обучающие мероприятия в рамках выставочного пространства, а также выставляются экспозиции студенческих творческих работ.
Эти мероприятия отражают актуальность обучения в рамках выставочного пространства.
Выставочное пространство, включающее в себя целый спектр разноплановых мероприятий, представляет собой некий инструмент привлечения учащихся к образовательному процессу. Образование в рамках выставочного пространства применяется очень активно в наше время.
Впечатления, полученные учащимися после посещения образовательных мероприятий, помогут в прояснении сути изучаемой темы, повлияют на жизненные цели, взгляды, а также на устремления в профессиональном смысле.
Педагоги и сообщества, занимающиеся образовательными технологиями, создают образовательные выставки, на которых обмениваются опытом и проводят различные обучающие мероприятия. Такие выставки демонстрируют это.
Сложно достигнуть непосредственного взаимодействия с «предметом» изучения на лекционных занятиях в учебных аудиториях. Ни фотографии, ни имитации и различные ролевые игры не дают такого приближения, как обучающие мероприятия в рамках выставочного пространства, где данная задача разрешается собственным образом.
Интерактивное обучение подразумевает организацию учебного процесса таким образом, что каждый учащийся вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, опытом, способами деятельности.
Проведение обучающих мероприятий, в рамках выставочного пространства, позволяет создать доброжелательную атмосферу. Которая способствует не только получению новых знаний, но и развитию самой познавательной деятельности и навыков взаимодействия.
Образовательные мероприятия, проведенные мной в рамках выставки «Вдохновение», имеют разную целенаправленность, но связаны общей задачей, которая заключается в том, чтобы объединить людей и вдохновить их на проявление творческого начала.
Мастер-класс по пейзажу выступил средством передачи опыта, совершенствования мастерства. В процессе проведение мастер-класса у обучающихся развились такие навыки как: творческая активность, самостоятельность, коммуникативная культура. Основная деятельность данного мероприятия заключалась в работе над творческим проектом.
Мероприятием теоретического характера выступила экскурсия. Основные задачи, которой заключались в эстетическом воспитание, расширении кругозора участников экскурсии о жанре пейзажной живописи, а также в знакомстве с собственным творчеством.
Практика проведения творческого вечера в рамках выставки показала, что такие мероприятия играют важную роль в решении таких задач как:
- воспитание нравственных качеств личности;
-формирование эстетического отношения к художественному творчеству.
Организация учебного процесса видоизменяется. Занятия, проведенные вне аудитории, имеют яркую тенденцию развития. Обучающие мероприятия проведенные в рамках выставки «Вдохновение» наглядно демонстрируют это. Обучение в рамках выставочного пространства в несколько раз усиливает визуальное восприятие, что значительно упрощает процесс усвоения материала.
Впечатления, полученные учащимися после посещения образовательных мероприятий, помогут в прояснении сути изучаемой темы, повлияют на жизненные цели, взгляды, а также на устремления в профессиональном смысле.
Педагоги и сообщества, занимающиеся образовательными технологиями, создают образовательные выставки, на которых обмениваются опытом и проводят различные обучающие мероприятия. Такие выставки демонстрируют это.
Сложно достигнуть непосредственного взаимодействия с «предметом» изучения на лекционных занятиях в учебных аудиториях. Ни фотографии, ни имитации и различные ролевые игры не дают такого приближения, как обучающие мероприятия в рамках выставочного пространства, где данная задача разрешается собственным образом.
Интерактивное обучение подразумевает организацию учебного процесса таким образом, что каждый учащийся вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, опытом, способами деятельности.
Проведение обучающих мероприятий, в рамках выставочного пространства, позволяет создать доброжелательную атмосферу. Которая способствует не только получению новых знаний, но и развитию самой познавательной деятельности и навыков взаимодействия.
Образовательные мероприятия, проведенные мной в рамках выставки «Вдохновение», имеют разную целенаправленность, но связаны общей задачей, которая заключается в том, чтобы объединить людей и вдохновить их на проявление творческого начала.
Мастер-класс по пейзажу выступил средством передачи опыта, совершенствования мастерства. В процессе проведение мастер-класса у обучающихся развились такие навыки как: творческая активность, самостоятельность, коммуникативная культура. Основная деятельность данного мероприятия заключалась в работе над творческим проектом.
Мероприятием теоретического характера выступила экскурсия. Основные задачи, которой заключались в эстетическом воспитание, расширении кругозора участников экскурсии о жанре пейзажной живописи, а также в знакомстве с собственным творчеством.
Практика проведения творческого вечера в рамках выставки показала, что такие мероприятия играют важную роль в решении таких задач как:
- воспитание нравственных качеств личности;
-формирование эстетического отношения к художественному творчеству.
Организация учебного процесса видоизменяется. Занятия, проведенные вне аудитории, имеют яркую тенденцию развития. Обучающие мероприятия проведенные в рамках выставки «Вдохновение» наглядно демонстрируют это. Обучение в рамках выставочного пространства в несколько раз усиливает визуальное восприятие, что значительно упрощает процесс усвоения материала.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕР-КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной
компетентности педагога профессионального обучения
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Технология создания художественной куклы из запекаемых полимерных
масс коллажным способом в процессе проектно-творческой
деятельности студентов художественных направлений средних
профессиональных заведений
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения явлений современного искусства
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Экскурсия как форма образовательной внеурочной деятельности учителя в курсе обществознания
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





