Защита налогоплательщика при выявлении необоснованной налоговой выгоды
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ
ВЫГОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА 22
2.1 Общие правила выявления необоснованной налоговой выгоды в
деятельности налогоплательщика 22
2.2 Судебная практика по делам выявления необоснованной налоговой выгоды 29
2.3 Вопросы доказывания налоговыми органами необоснованной налоговой
выгоды 34
2.4 Проблема признания налоговой выгоды, полученной в результате
применения специальных налоговых режимов, необоснованной 43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1 Проблемы определения необоснованной налоговой выгоды и пути их
решения
3.2 Пути совершенствования законодательства о необоснованной налоговой
выгоде 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ НАЛОГОВОЙ
ВЫГОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА 22
2.1 Общие правила выявления необоснованной налоговой выгоды в
деятельности налогоплательщика 22
2.2 Судебная практика по делам выявления необоснованной налоговой выгоды 29
2.3 Вопросы доказывания налоговыми органами необоснованной налоговой
выгоды 34
2.4 Проблема признания налоговой выгоды, полученной в результате
применения специальных налоговых режимов, необоснованной 43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3.1 Проблемы определения необоснованной налоговой выгоды и пути их
решения
3.2 Пути совершенствования законодательства о необоснованной налоговой
выгоде 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, всегда было интересно увидеть введение в содержание Налогового кодекса РФ норм о необоснованной налоговой выгоде, так как данная категория является набором оценочных понятий, причем настолько абстрактных, что при желании сделки с любым контрагентом, непонравившимся налоговым органам, можно признать совершенными лишь на бумаге, или, говоря языком инспектора, «формальным документооборотом». Эти факторы также накладывались на сомнительное качество законотворчества и законотворцев, что в итоге и вело к негативным ожиданиям.
Тем не менее, сами законодатели, особо не волновались, и 18.07.2017 года ими был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ).
Во-вторых, данным законом часть первая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) дополнена статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
ФНС России достаточно оперативно отреагировала на появление данного закона и 16.08.2017 года выпустила письмо № СА-4-7/16152@, в котором довела до нижестоящих налоговых органов свое понимание того, как будут регулироваться налоговые отношения после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.
Основные положения письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4- 7/16152@ направлены на анализ каждого из пунктов ст. 54.1 НК РФ.
На основе исследования п. 1 ст. 54.1 НК РФ ФНС России отметило, что положения п. 1 ст. 54.1 НК РФ свидетельствуют о введении законодательного запрета на создание налоговых схем, направленных на уменьшение налоговых обязательств. Очевидно, ничего нового данными общеизвестными выводами ФНС России не преподнесло, а потому гораздо интереснее обратить внимание на перечисленные в указанном письме аспекты доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в свете принятия нового закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся в связи защитой налогоплательщика при выявлении необоснованной налоговой выгоды.
Предметом исследования являются признаки необоснованной налоговой выгоды.
Целью данной работы является характеристика проблем, связанных с защитой налогоплательщика при выявлении необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и общую характеристику необоснованной налоговой выгоды;
- рассмотреть правовое регулирование необоснованной налоговой выгоды;
- определить общие правила выявления необоснованной налоговой выгоды в деятельности налогоплательщика;
- дать общую характеристику судебной практики по делам выявления необоснованной налоговой выгоды;
- проанализировать вопросы доказывания налоговыми органами необоснованной налоговой выгоды;
- рассмотреть проблему признания налоговой выгоды, полученной в результате применения специальных налоговых режимов, необоснованной;
- охарактеризовать проблемы необоснованной налоговой выгоды и пути их решения;
- рассмотреть пути решения проблем и совершенствования законодательства, связанных с необоснованной налоговой выгодой.
Методологической основой исследования являются общенаучные, методы познания, применявшиеся автором, настоящей работы на всех стадиях исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие; и специальные научные методы: формально-логический, сравнительно- правовой; структурно-системный, комплексный анализ и другие методы, применяемые при проведении научных исследований по правовой тематике.
Правовую основу исследования составили такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Агафонов К., Бовсун М., Борейко, Л.И., Борисенко Е.А., Васильева Е.Г., Гонтарь И.Я., Давыденко В., Егоров И., Журавлев М.П., Коротких Н.Н., Лунеев В.В., Магомедов А.А., Малков В.П., Ниедре А., Петухов Р.Б., Попов А.Н., Прохоров Л.А., Савин В.В., Сахаров А.Б. и др.
Эмпирическую основу исследования составили правовые акты Верховного суда Российской Федерации, акты судов общей юрисдикции.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Тем не менее, сами законодатели, особо не волновались, и 18.07.2017 года ими был принят Федеральный закон № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ).
Во-вторых, данным законом часть первая Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) дополнена статьей 54.1 НК РФ «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».
ФНС России достаточно оперативно отреагировала на появление данного закона и 16.08.2017 года выпустила письмо № СА-4-7/16152@, в котором довела до нижестоящих налоговых органов свое понимание того, как будут регулироваться налоговые отношения после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.
Основные положения письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4- 7/16152@ направлены на анализ каждого из пунктов ст. 54.1 НК РФ.
На основе исследования п. 1 ст. 54.1 НК РФ ФНС России отметило, что положения п. 1 ст. 54.1 НК РФ свидетельствуют о введении законодательного запрета на создание налоговых схем, направленных на уменьшение налоговых обязательств. Очевидно, ничего нового данными общеизвестными выводами ФНС России не преподнесло, а потому гораздо интереснее обратить внимание на перечисленные в указанном письме аспекты доказывания получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в свете принятия нового закона.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие и складывающиеся в связи защитой налогоплательщика при выявлении необоснованной налоговой выгоды.
Предметом исследования являются признаки необоснованной налоговой выгоды.
Целью данной работы является характеристика проблем, связанных с защитой налогоплательщика при выявлении необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и общую характеристику необоснованной налоговой выгоды;
- рассмотреть правовое регулирование необоснованной налоговой выгоды;
- определить общие правила выявления необоснованной налоговой выгоды в деятельности налогоплательщика;
- дать общую характеристику судебной практики по делам выявления необоснованной налоговой выгоды;
- проанализировать вопросы доказывания налоговыми органами необоснованной налоговой выгоды;
- рассмотреть проблему признания налоговой выгоды, полученной в результате применения специальных налоговых режимов, необоснованной;
- охарактеризовать проблемы необоснованной налоговой выгоды и пути их решения;
- рассмотреть пути решения проблем и совершенствования законодательства, связанных с необоснованной налоговой выгодой.
Методологической основой исследования являются общенаучные, методы познания, применявшиеся автором, настоящей работы на всех стадиях исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция и другие; и специальные научные методы: формально-логический, сравнительно- правовой; структурно-системный, комплексный анализ и другие методы, применяемые при проведении научных исследований по правовой тематике.
Правовую основу исследования составили такие нормативно-правовые акты как Конституция РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Агафонов К., Бовсун М., Борейко, Л.И., Борисенко Е.А., Васильева Е.Г., Гонтарь И.Я., Давыденко В., Егоров И., Журавлев М.П., Коротких Н.Н., Лунеев В.В., Магомедов А.А., Малков В.П., Ниедре А., Петухов Р.Б., Попов А.Н., Прохоров Л.А., Савин В.В., Сахаров А.Б. и др.
Эмпирическую основу исследования составили правовые акты Верховного суда Российской Федерации, акты судов общей юрисдикции.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучив современное состояние положений о необоснованной налоговой выгоде, а также судебную практику, мы пришли к следующим выводам.
1. Законопроект о необоснованной налоговой выгоде уже стал Законом
N 163-ФЗ, который вступает в силу 19 августа 2017 г. (ч. 1 ст. 2 Закона от18.07.2017 N 163-ФЗ). Он ввел пределы осуществления прав
налогоплательщиков, при которых налоговая выгода признается законной и во многом повторил выводы Постановления Пленума ВАС N 53 о необоснованной налоговой выгоде (Постановление Пленума ВАС РФ от12.10.2006 N 53). Однако само понятие (определение) необоснованной налоговой выгоды в НК РФ так и не появилось.
2. Закон о необоснованной налоговой выгоде N 163-ФЗ дополнил НК РФ нормой о том, что выявлять обстоятельства, указывающие на необоснованную налоговую выгоду, и доказывать их должны налоговики в рамках налогового контроля с учетом норм, прописанных в разделе V.1 НК РФ (п. 5 ст. 82 НК РФ в ред., действ. с 19.08.2017), который посвящен налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Но как это понимать, если в соответствии с НК проверять цены и делать доначисления таким лицам может только ФНС, а не инспекции на местах (п. 2 ст. 105.3НК РФ)? На практике, правда, уже бывали случаи, когда специалисты ИФНС все же пересчитывали доходы и расходы налогоплательщика по методикам, указанным в разделе V.1 НК РФ, если выявляли признаки необоснованной налоговой выгоды. И в 2016 году с этим не стал спорить даже ВС (Определение ВС от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920).
3. Так что же, изменили что-то поправки или нет? Если читать новую редакцию НК буквально, то да. Теперь и контролеры на местах могут воспользоваться положениями о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, и ФНС для этого не нужна. Но даже если законодатели не предполагали такой трактовки новых норм, это ничего не меняет. Ведь и сейчас налоговики могут доначислить налоги (сославшись на ВС РФ), если решат, что взаимозависимые лица специально завысили или занизили цену, что привело к необоснованной налоговой выгоде.
4. Главные проблемы получения доказательств необоснованной налоговой выгоды связаны с тем, что даже при подтверждении неисполнения одного из участников сделки своих обязательств этот факт сам по себе не может являться основанием для признания другой стороны недобросовестной. Ведь один налогоплательщик не всегда отвечает за действия другого, тем более, если договор реально исполнен.
5. Для признания выгоды в части налоговых начислений необоснованной необходимо доказать, прежде всего, факт согласованности (преднамеренности) совместных действий, а также нереальность проведенной хозяйственной операции. Дополнительно требуется выявить неосмотрительность в выборе партнера (контрагента) и доказать то, что условия сделки не были выполнены, а экономическая выгода оказалась не достигнута.
6. Какие последствия возникают у добросовестного бизнесмена, если будет выявлена необоснованная налоговая выгода? Прежде всего, это пересчет базы в части налогов. И, как следствие, доначисление недоимки и пеней. Кроме того, будут начислены штрафные санкции, а также применены меры административной, а в некоторых случаях и уголовной, ответственности.
1. Законопроект о необоснованной налоговой выгоде уже стал Законом
N 163-ФЗ, который вступает в силу 19 августа 2017 г. (ч. 1 ст. 2 Закона от18.07.2017 N 163-ФЗ). Он ввел пределы осуществления прав
налогоплательщиков, при которых налоговая выгода признается законной и во многом повторил выводы Постановления Пленума ВАС N 53 о необоснованной налоговой выгоде (Постановление Пленума ВАС РФ от12.10.2006 N 53). Однако само понятие (определение) необоснованной налоговой выгоды в НК РФ так и не появилось.
2. Закон о необоснованной налоговой выгоде N 163-ФЗ дополнил НК РФ нормой о том, что выявлять обстоятельства, указывающие на необоснованную налоговую выгоду, и доказывать их должны налоговики в рамках налогового контроля с учетом норм, прописанных в разделе V.1 НК РФ (п. 5 ст. 82 НК РФ в ред., действ. с 19.08.2017), который посвящен налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами. Но как это понимать, если в соответствии с НК проверять цены и делать доначисления таким лицам может только ФНС, а не инспекции на местах (п. 2 ст. 105.3НК РФ)? На практике, правда, уже бывали случаи, когда специалисты ИФНС все же пересчитывали доходы и расходы налогоплательщика по методикам, указанным в разделе V.1 НК РФ, если выявляли признаки необоснованной налоговой выгоды. И в 2016 году с этим не стал спорить даже ВС (Определение ВС от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920).
3. Так что же, изменили что-то поправки или нет? Если читать новую редакцию НК буквально, то да. Теперь и контролеры на местах могут воспользоваться положениями о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами, и ФНС для этого не нужна. Но даже если законодатели не предполагали такой трактовки новых норм, это ничего не меняет. Ведь и сейчас налоговики могут доначислить налоги (сославшись на ВС РФ), если решат, что взаимозависимые лица специально завысили или занизили цену, что привело к необоснованной налоговой выгоде.
4. Главные проблемы получения доказательств необоснованной налоговой выгоды связаны с тем, что даже при подтверждении неисполнения одного из участников сделки своих обязательств этот факт сам по себе не может являться основанием для признания другой стороны недобросовестной. Ведь один налогоплательщик не всегда отвечает за действия другого, тем более, если договор реально исполнен.
5. Для признания выгоды в части налоговых начислений необоснованной необходимо доказать, прежде всего, факт согласованности (преднамеренности) совместных действий, а также нереальность проведенной хозяйственной операции. Дополнительно требуется выявить неосмотрительность в выборе партнера (контрагента) и доказать то, что условия сделки не были выполнены, а экономическая выгода оказалась не достигнута.
6. Какие последствия возникают у добросовестного бизнесмена, если будет выявлена необоснованная налоговая выгода? Прежде всего, это пересчет базы в части налогов. И, как следствие, доначисление недоимки и пеней. Кроме того, будут начислены штрафные санкции, а также применены меры административной, а в некоторых случаях и уголовной, ответственности.
Подобные работы
- Необоснованная налоговая выгода: понятие, проблемы доказывания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Использование категории «рыночная цена» для установления размера необоснованной выгоды налогоплательщика
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Возложение на налогоплательщика налогового бремени контрагента, не исполнившего свои налоговые обязанности, с позиции конституционных принципов налогообложения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Субъективная сторона при привлечении к налоговой ответственности за неуплату налога
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Стандарты доказывания «должной осмотрительности» поведения налогоплательщика в контексте положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы бухгалтерского и налогового учета предприятий малого бизнеса в условиях борьбы с незаконной налоговой оптимизацией
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019 - НАЛОГОВЫЕ РИСКИ И НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Реализация прав и обязанностей субъектами предпринимательской деятельности в налоговых правоотношениях
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022



