ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОНЛАЙН КУРСОВ 10
1.1 Электронные образовательные ресурсы: историко-теоретический аспект 10
1.2 Классификация электронных образовательных ресурсов 16
1.3 Требования, предъявляемые к электронным пособиям 18
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО
ИЗУЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ ADOBE PHOTOSHOP 25
2.1 Обзор существующих электронных образовательных ресурсов по
компьютерной графике 25
2.2 Функционал и требования к электронному курсу по программе Adobe
photoshop. Анализ и выбор средств реализации электронного учебного пособия 31
2.3 Методическая разработка курса по программе Adobe Photoshop 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность темы. С каждым днем появляются все больше и больше образовательных онлайн курсов и становятся все более популярными, так как эти курсы предоставляют доступное образование с преимуществами гибкости и легкодоступности среди многих других, образовательных курсов. В буквальном смысле, студенты могут получить всю необходимую информацию по курсу дома, учась, когда это удобно для них. Другими словами, получение образования не ограничивается четырьмя стенами и временем. Но есть существенная проблема, выявленная на практике многими начинающими преподавателями, а именно отсутствие единой структурированной разработки онлайн курсов для учащихся. Для многих сфер обучения дистанционно используются различные медиа материалы и ресурсы, которые при подробном их изучении не всегда являются достоверными и эффективными. На протяжении последних десятилетий этой сфере преподавания, не уделяли проблеме достаточного внимания, в следствии чего появилось большое количество «белых пятен» в изучении и проведении занятий путем онлайн курсов для обучающихся.
Обзор литературы.
В написании данной выпускной квалификационной работы используется следующая литература:
Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. 2003г. [1] В книге излагается методология разработки компьютерных учебников и обучающих систем. Основное внимание уделяется стадии концептуального проектирования, на которой формируется облик продукта, определяется его содержательная направленность,
специфицируются основные функции и важнейшие характеристики, вырабатываются принципиальные дидактические и программно-технические решения. Так же в книге рассматриваются классификация компьютерных средств обучения, принципы и способы структуризации учебного материала,
модели, описывающие порядок навигации по его структурным единицам, приемы компьютерной дидактики, методы и алгоритмы контроля знаний, методика выбора инструментальных средств разработки. Предложены модели и методы генерации учебно-тренировочных задач.
Книга рассчитана на действующих и потенциальных создателей компьютерных средств обучения (ученых, преподавателей, методистов, специалистов по информационным технологиям), разработчиков программного инструментария, организаторов учебного процесса, студентов старших курсов и аспирантов.
Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987г. [2].
В монографии рассматриваются проблемы эффективного использования компьютерной техники в сфере образования и научно-педагогической деятельности, системе педагогического прогнозирования и управления. Особое внимание автор уделяет философским, социально-экономическим, научно-техническим и психолого-педагогическим предпосылкам применения компьютеров в качестве объекта изучения и средства обучения.
Есенина Н.Е., Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку. 2006г. [4]. В данной книге
подробно представлены экспертно-обучающие системы; электронные справочно-информационные системы, представленные на различных носителях; электронные средства образовательного назначения, локализованные на жестких носителях - CD-ROM; образовательные Web- сайты и распределенные информационные ресурсы.
Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. 2006г. [6] В книге рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблем подготовки учителя информатики. Представлены необходимые направления подготовки учителя информатики в университете, психолого-дидактические и технологические возможности современных компьютерных средств обучения и средств компьютерных 5
коммуникационных технологий. В работе показана необходимость новой парадигмы образования в условиях информатизации общества, предлагается новая модель образования, принципы создания единой информационно - образовательной среды, наглядно представлены основные вопросы организации и ведения видеоконференций. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050202(030100) - информатика. Пособие может быть интересно и полезно аспирантам и преподавателям, занимающимся модернизацией учебного процесса на основе СИТ.
Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация
основных педагогических принципов: учебное методическое пособие / Д. А. Темников, Т. Т. Сидельников. 2008г. [11]. В статье анализируются
дидактические возможности современных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), дается обзор открытых онлайн инструментов для создания учебных материалов. Рассматриваются базовые элементы и функционал ЭОР - конструкторов, приводятся примеры их использования в обучении английскому языку.
Обзор интернет источников:
Викиучебник. - http:ZZru.wikibooks.org/wiki/ [14] Здесь в вики-среде совместно пишется образовательная литература, распространяемая свободно и доступная всем. Любой желающий может дополнить имеющиеся учебники или начать свой.
Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Электронный учебник. 2005г.
https://obuchalka.org/2015040383801/informatizaciya-obrazovaniya-grigorev-s-g- grinshkun-v-v-2005.html [15]. Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности. Учебник 6
адресован настоящим и будущим педагогам вне зависимости от их специальности.
Материал учебника рассчитан на читателей, знакомых с основами информатики и информационных технологий.
Учебник содержит необходимый учебный материал, контрольные вопросы, экзаменационные билеты и примерную тематику курсовых работ, что допускает его применение как в качестве основы для очного обучения в рамках курса «Информатизация образования», так и для самостоятельного изучения возможных путей повышения эффективности образования за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Учебник составлен с учетом результатов личных научных и учебно- методических работ авторов, а также с использованием содержания печатных изданий и ресурсов сети Интернет, указанных в списке рекомендованных источников.
Российское образование. Федеральный портал - http://www.edu.ru/ [17]
Федеральный портал «Российское образование» - уникальный интернет - ресурс в сфере образования и науки.
Он был создан в 2002 году, и с самого начала сумел зарекомендовать себя как надежный помощник школьников и студентов.
В нем публикуются самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся, их родителей, педагогов.
На портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами - педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи.
Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования и спецпроектам.
Разработка электронных образовательных ресурсов. Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. https://ipkip.bspu.by/sozdanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-sredstvami- kompyuternyh-i-internet-tehnologii
Центр развития информационных технологий. Деятельность ЦРИТ направлена на внедрение информационно-коммуникационных технологий во все виды и формы образовательной, управленческой, научно-исследовательской, научно-методической деятельности БГПУ.
Основными задачами ЦРИТ являются:
• Координация процесса информатизации БГПУ.
• Создание и развитие корпоративной информационной сети, информационных ресурсов БГПУ.
• Внедрение в образовательный процесс дистанционных и
мультимедийных технологий.
• Планирование направлений развития материальной базы информационно-коммуникационных технологий, средств связи, технических средств обучения БГПУ.
• Организация процесса функционирования средств
информатизации университета в режимах постоянной готовности.
• Принятие участия в разработке Политики и Целей в области качества.
Так же при написании данной выпускной квалификационной работы были использованы другие интернет источники и литература.
Целью данной выпускной квалификационной работы является: Разработка и создание онлайн курса по изучению программы Adobe photoshop базового уровня.
Объектом исследования является: обучение студентов или будущих студентов посредством онлайн курсов работе в программе Adobe photoshop. Получение базовых навыков работы в программе.
Гипотеза исследования: эффективность дистанционного онлайн
обучения студентов по курсу Adobe photoshop возможна, если:
Сформирована готовность и способность педагога к
взаимодействию с обучающимися в дистанционном режиме общения на основе использования учебных интерактивных средств;
• Разработано методическое обеспечение организации
дистанционного онлайн обучения по теме обучения разрабатываемого курса, включающее учебно-тематический план.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы исследования предполагают решение следующих задач:
Задачи исследования:
1. Определить требования, предъявляемые к електронным учебным пособиям, классификации электронных образовательных ресурсов, описать историко-теоретический аспект электронных образовательных ресурсов.
2. Провести обзор существующих образовательных ресурсов по компьютерной графике.
3. Провести обзор функционала и требования к электронному курсу по программе Adobe photoshop. Анализ и выбор средств реализации электронного учебного пособия
4. Разработать методику по преподаванию онлайн курса в программе Adobe photoshop.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была поставлена задача изучить аналогичные методики по преподаванию различных онлайн курсов, мастер-классов и выбрать тему для дальнейшей разработки курса или мастер-класса. Мною была выбрана тема Разработка и создание электронного курса «Adobe Photoshop базовый уровень». Курс разработан специально для школьников обучающихся старших классов, которые ещё не определились со своей будущей профессией, и для людей, которые хотят начать изучение данной программы для получения знаний в сфере компьютерной графики.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были изучены различные аналогичные методики преподавания других онлайн курсов преподающие программу adobe photoshop, такие как: Образовательная платформа skillbox - профессия Художник компьютерной графики; Компьютерная академия «ШАГ»; XYZ School - Онлайн-школа, которая обучает всем аспектам создания игр — от концепт-арта и SD-графики, до геймдизайна и программирования; CGTarian Международная онлайн школа компьютерной графики и анимации; И другие курсы. Так же были изучены специальные программы для снятия и монтажа видеороликов, различные методики преподавания программой Adobe Photoshop. была подробно изучена сама программа Adobe Photoshop, её интерфейс, функции и возможности для закрепления знаний. Была изучена история возникновения программы, ход её развития, и польза её изучения для студентов.
В написании выпускной квалификационной работы использовалась следующая литература:
• Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. 2003г.
• Аннотация: Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере
образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987.
• Есенина Н.Е., Обзор электронных образовательных и
информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина // Информатика и образование. - 2006.
Так же была использована другая литература и интернет источники.
В работе прилагался учебно-тематический план, методика преподавания каждой темой, прилагается разработки уроков, упражнений, заданий для самостоятельных работ.
При разработке данного онлайн курса была выбрана платформа YouTube в целях размещения (публикации) видеороликов для дальнейшего изучения пользователями. Данная платформа была выбрана по причине того, что обладает очень большой популярностью для изучения и просмотра видеоконтента на различную тематику, и является одной из самых посещаемых на сегодняшний день.
Был создан Телеграмм канал для обратной связи преподавателя с обучающимися. Обратная связь так же реализована с помощью комментариев от зрителей просматривающих видеоуроки. А телеграмм канал создан как более удобный метод для связи с обучающимися, так как в нем созданы более широкие возможности для общения.
В целях монтажа видеороликов перед их размещением на платформе была выбрана программа для монтажа видеороликов «ВидеоМОНТАЖ» так как она обладает большой функциональностью. Программа является незаменимым помощником для создания качественных видеороликов даже без знания программы и отлично подойдет для редактирования простых видеороликов, обучающих видео, различных нарезок, слайд-шоу и т.д. Именно поэтому мною была выбрана данная программа.
Цель данного разработанного курса - сформировать у обучающихся первое представление о программе, обучить базовым навыкам владения программой Adobe photoshop. Познакомить будущих студентов с основными базовыми понятиями и терминами программы, познакомить учащихся с видами графики, с основными принципами создания изображений и построения композиций.
В результате преподавания данного курса ожидаются следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к курсу, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.
Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, способствует совершенствованию практических навыков работы с компьютером. Программа Photoshop обладает мощным инструментарием для обработки графической информации, который незаменим при обработке рисунков, графиков, фотографий, позволяет создавать графику для Web- страниц и не только. Исходя из видимой связи с наиболее актуальной на сегодняшний день темой “Интернет, ресурсы Интернета” выявляется целесообразность изучения данного курса, как обеспечивающего связь с темами, наиболее востребованными обществом.
Литература:
1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003. — 616 с.
2. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
3. Доррер Г. А., Попов А. А., Рудакова Г. М., Сысенко К. В. Оптимальная группировка разделяемых единиц контента в учебные модули на базе системы БиГОР // Информационные технологии, 2008, № 8.
4. Есенина Н.Е., Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина // Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 103 -105.
5. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы: ГОСТ Р 53620-2009. Введ. 01.01.2011. - Москва: Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии: Стандартинформ, 2011 - 12 с.
6. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. — 235 с.
7. Норенков Ю.И., Усков В.Л. Консультационно-обучающие системы // Вестник МГТУ им. Н.Э.Баумана, сер. Приборостроение, 1993, вып. 3.
8. Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии, 1996, № 2
9. Норенков И.П., Уваров М.Ю. База и генератор образовательных ресурсов // Информационные технологии, 2005, № 9
10. Панченко В.М. Компьютерные технологии и системы обучения. Часть 2: Технология разделяемых единиц контента в системе программ единичных экспериментов. - М.: МГИРЭА, 2008.
11. Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация основных педагогических принципов: учеб.-метод. пособие / Д. А. Темников, Т. Т. Сидельников. - Казань: КГУ, 2008.
12. Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / под ред. Д. В. Чернилевского. — М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.: ил.
13. SCORM. Shareable Content Object Reference Model. 2d Edition. - Advanced Distributed Learning, 2004.
Интернет источники:
14. Викиучебник. - http: //ru.wikibooks .org/wiki/
15. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании. — https://obuchalka.org/2015040383801/informatizaciya-obrazovaniya-grigorev-s-g- grinshkun-v-v-2005.html
16. Компьютерная академия «ШАГ» - https://msk.itstep.org/
17. Программа фотомонтаж - https://free-video-editors.ru/videomontazh.php
18. Российское образование. Федеральный портал - http: //www.edu.ru/
19. Разработка электронных образовательных ресурсов [Электронный
ресурс] / Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. - Минск, 2015. - https://ipkip.bspu.by/sozdanie-elektronnyh-
obrazovatelnyh-resursov-sredstvami-kompyuternyh-i-internet-tehnologii
20. Статистика YouTube - https://exlibris.ru/news/statistika-youtube-2019- infografika/
...